Развитие сетевой торговли в Республике Беларусь
БТЭУПК (Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие сетевой торговли в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Организация и технология торговли»
2021
45.00 BYN
Развитие сетевой торговли в Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Организация и технология торговли
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Поделиться
Введение
1. Понятие сетевой торговли. История возникновения
2. Преимущества сетевой торговли
3. Развитие сетевой торговли в Республике Беларусь
4. Крупнейшие сетевые организации в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Введение
Розничная торговля является одним из важнейших элементов экономики любой страны. Основная роль розничной торговли заключается в закупке товаров у производителей и доставке их конечному потребителю через сеть магазинов.
В настоящее время хорошо спланированный розничный бизнес сравним с видом искусства, который ограничен только интуицией и опытом. Те, кто занимается розничной торговлей или собирается начать свой бизнес, обязаны выводить на рынок востребованную продукцию, усиливать конкуренцию и внедрять новые продукты, что требует глубоких и всесторонних знаний и практических навыков - навыков розничной торговли в различных аспектах торговой деятельности. Розничная торговля – это сфера торговли, которая характеризует розничную торговлю. Розничная торговля – это то, что мы называем розничной технологией - ведение бизнеса в розничной торговле.
Розничная торговля является одним из самых быстрорастущих секторов мировой экономики и, несомненно, вносит свой вклад в ВВП многих стран, например, 12% ВВП в США и 12% в Беларуси. Кроме того, одной из новейших отраслей в инновационной экономике, развивающейся в обороте товаров и услуг, является сетевая торговля. Кроме того, торговля как компонент экономических отношений всесторонне способствует решению таких проблем, как удовлетворение широких потребностей населения. Именно торговля осознает потребительскую ценность произведенной продукции, связывает производство и потребление и поддерживает баланс между спросом и предложением.
Согласно мировому опыту, розничные сети могут составлять до 90% розничного рынка страны. Развивая сеть магазинов, производительность каждого магазина может быть выше, чем производительность одного магазина.
Вышеуказанное подтверждает актуальность темы курсовой работы.
Развитию розничных торговых сетей были посвящены многие отечественные и зарубежные исследовательские работы, в которых был раскрыт ряд немаловажных вопросов на эту тему.
Так, проблема развития сетевой торговли была раскрыта в работах М. Бурмистрова [3], С.И. Жулидова [5], Т. И. Бухтияровой [4], В.В. Квасниковой [8], Чеглова В.П. [23] и др. В зарубежной научной литературе проблемы тенденций развития торговых сетей, их текущее состояние рассмотрены в работах Дж. Эванса, Б. Бермана, Ф. Котлера и других.
Следует отметить работы Чеглова В.П., исследовавшего развитие розничной торговли в современной экономике, где автор рассматривает вопросы эволюционного развития розничной торговли, роль сферы розничной торговли в обществе. Не смотря на достаточную исследованность темы, вопросы стратегических направлений развития ритейлов в литературе раскрыты в основном поверхностно. Кроме того, постоянного исследования и обобщения требует вопрос международного опыта розничной торговли.
1. Понятие сетевой торговли. История возникновения
Экономическая сущность розничных торговых сетей исходит из понимания торговли как экономической связи между продавцами и покупателями товаров с целью получения прибыли. С активным развитием конкуренции в торговле стали активно развиваться розничные торговые сети, которые представляют собой совокупность торговых организаций, находящихся под единым управлением.
Сфера торговли представляет собой системообразующий сектор экономики, обеспечивающий баланс интересов государства, потребителей, предпринимателей в сфере торговли и производителей. Развитие торговой отрасли существенно влияет на уровень жизни населения, налоговые поступления, уровень производства. Сфера торговли, выполняет важную экономическую и социальную роль в современном обществе, и вносит существенный в мировой ВВП – в размере около 10% и в общую занятость – до 13% [1, c. 26].
Торговля решает многие социальные проблемы, предоставляя потребителям широкий ассортимент качественных товаров по доступным ценам. Согласно международному опыту, доля национальных расходов на потребительские товары может достигать почти 70% [2].
Ритейлеры по всему миру все чаще используют Интернет для продажи своей продукции. Тем не менее, проникновение торговли через Интернет все еще невелико и сильно варьируется от страны к стране. В технологически развитых странах, которые характеризуются небольшой площадью территории и высокой плотностью населения, доля Интернет-коммерции достигает 5% [2].
Торговля – это отрасль народного хозяйства, которая выполняет функции обращения товаров из сферы производства в сферу потребления, а также, она представляет собой совокупность организаций, которые ведут оптовую или розничную торговлю. Организации оптовой торговли являются посредниками между производителями и организациями розничной торговли [3, c. 94].
Розничные торговые сети (РТС) – это форма розничной торговли, в которой основной отличительной чертой выступает наличие нескольких торговых точек. Каждая из них имеет свой персонал, торговую площадь и запасы, но все они относятся к одному подразделению [4, c. 46].
Розничная торговая сеть представляет собой объединение специально оборудованных зданий (магазинов), которые осуществляют оказание услуг покупателям для их семейного, домашнего и личного пользования, а также, куплю-продажу товаров.
Сетевая форма кооперации, используемая в розничной торговле, способствует:
1. Увеличению материальных, финансовых и кадровых ресурсов за счет их объединения;
2. Преимущества сетевой торговли
Сети магазинов – являются одним из крупных нововведений в области розничной торговли в XX в. Сеть магазинов – это две и более торговых точки, на которых продаются товары аналогичного ассортимента, за которыми осуществляет контроль и управление единый владелец. Такие сети магазинов обычно имеют аналогичное интерьерное оформление и общую службу закупок и сбыта [19, c. 96].
Интеграция небольших магазинов в одну большую торговую сеть является наиболее эффективным способом развития розничной торговли. Этот факт подтверждается международным и российским опытом.
Интеграция в розничную сеть позволяет добиться эффекта масштаба, необходимого для конкурентоспособности в области закупок, логистики и финансирования. Только крупные розничные сети имеют возможность делать крупные инвестиции в инновационные технологии и методы работы. Это означает, что они могут сократить расходы и повысить эффективность своих систем распределения продукции. Кроме того, они могут влиять на поставщиков продукции с целью снижения цен и повышения качества продукции и эффективности бизнес-процессов, тем самым повышая конкурентоспособность экономики в целом. Анализируя закономерности и тенденции современного рынка розничной торговли, можно сказать, что строительство розничных сетей становится основным стратегическим направлением развития современного сектора торговли. Анализируя развитие и функцию сетевого ритейла в современной экономике, можно сказать, что он определяет уровень торговых услуг для населения развитых стран. В развитых странах сетевая торговля занимает большую часть рыночного пространства. Доля современных форм торговли в общем объеме розничных продаж варьируется в широких пределах от страны к стране и превышает 70 процентов в развитых странах [20, c. 169].
Общая тенденция к сетевым торговым организациям в развитых странах объясняется их несомненными преимуществами. Прежде всего, следует отметить, что сетевые торговые организации ориентированы на достижение баланса интересов общества, потребителей и бизнес-структур. Интерес общества к развитию торговых сетей связан с очевидными преимуществами увеличения валового внутреннего продукта в сфере услуг, увеличения количества рабочих мест на рынке труда и повышения культуры общего обслуживания. Стратегически важно, что замена малых предприятий розничной и оптовой торговли сетями высвобождает рабочую силу и, при правильном управлении, может перераспределить ее в производственные и инновационные сферы деятельности [22, c. 36].
Анализируя развитие торговых сетей на потребительских рынках, мы смогли определить основные выгоды для потребителей. Клиенты сетевой торговли могут быстро и удобно приобрести необходимые им товары и услуги, недалеко от того места, где они работают или живут, и в то же время сэкономить время и усилия.
3. Развитие сетевой торговли в Республике Беларусь
В развитии сетевой торговли Республики Беларусь можно выделить несколько этапов.
Первый этап: 1990-е гг. и начало 2000-х гг. Кризис 1991-1995 гг. заложил фундамент созданию и развитию торговых сетей на отечественном рынке. Для торговой отрасли данного периода характерно доминирование постсоветской модели торговли, начало приватизации госторгов, изменение структуры оптовой торговли, переход от оптовой торговли к розничной.
Кризис 1991-1995 гг. ухудшил основные макроэкономические показатели Республики Беларусь: произошло снижение объемов производства, розничного товарооборота, рост инфляции. Физический объем розничного товарооборота составил 43 % в 1995 г. от уровня 1990 г., следовательно, снижение реального объема продаж за пять лет составило 57 %. Существенно изменилась и структура розничного товарооборота: удельный вес продовольственных товаров в товарообороте возрос с 44,9 % в 1991 г. до 62,7 % в 1995 г., а доля непродовольственных товаров соответственно снизилась с 55,1 до 37,3 %, что нельзя считать положительным. В 1996 г. ситуация в стране начала улучшаться, что положительно отразилось на развитии потребительского рынка. К 1999 г. рост розничного товарооборота в сопоставимом виде составил к уровню 1990 г. 108 %, что говорит о достижении реальных продаж докризисного объема. Несколько улучшилась и структура товарооборота: удельный вес продовольственных товаров все еще оставался высоким, но в 1999 г. по сравнению с 1995 г. снизился на 5,6 % и составил 57,1 %.
Наряду с этим количество магазинов возросло с 29,1 тыс. в 1990 г. до 31,7 тыс. в 1999 г., а торговая площадь магазинов увеличилась с 2 396 до 2 726 тыс. м2 (увеличение в 1,2 раза). Обеспеченность торговыми площадями магазинов в расчете на 1 000 жителей постоянно увеличивалась: в 1995 г. на 13,9 м2 по сравнению в 1990 г., в 1999 г. – на 24,5 м2. Общее увеличение торговых площадей на 1 000 жителей за период 1990-1999 гг. составило 41,3 м2.
На конец 1990 г. в государственной форме собственности находилось 65,7 % организаций розничной торговли, в 1995 г. их доля сократилась до 37,6 %, а в 1999 г. доля организаций розничной торговли частной формы собственности составила 72,9 %. В данный период происходит начальный этап приватизации в торговле. Бывшие госторги превращались в открытые и закрытые акционерные общества. Темпы приватизации торговли и развития собственных национальных розничных сетей оказались менее стремительными, чем в других странах бывшего Советского Союза. Основными причинами выступали неустойчивое финансовое положение большинства торговых организаций и отсутствие инвестиций. В Республике Беларусь существовала кооперативная сетевая торговля, например, розничная торговая – сеть потребительской кооперации, ведомственная торговая – железнодорожная сеть «ДорОРС» и др. Появление частных розничных корпоративных торговых сетей началось в республике только с начала 2000-х гг.
4. Крупнейшие сетевые организации в Республике Беларусь
Динамичное развитие торговли в нашей стране является характерной чертой буквально последних 10−15 лет, а одним из достижений этого развития можно назвать появление в Беларуси крупных торговых розничных сетей, способных конкурировать не только на нашем рынке, но и за рубежом.
Розничная сеть – это огромная торговая организация бизнеса с высококвалифицированными менеджерами, современными методами управления в организации и новейшими технологиями в области розничных продаж. Создание розничной сети является одним из современных методов управления торговым капиталом и позволяет снизить затраты за счет изменения масштабов деятельности. В условиях растущей конкуренции в розничной торговле денежные средства, вложенные в товарно-материальные запасы, должны быть возвращены как можно быстрее, так как средства, привлеченные в качестве оборотных средств, должны быть компенсированы за счет продажи товаров. На данном этапе развития ритейла наибольшую скорость возврата денежных средств обеспечивают розничные сети. Поэтому сетевая розничная торговля является не только самой крупной, но и важнейшей отраслью как для торговли, так и для экономики в целом.
Крупные розничные сети, обладающие эффектом масштаба, прежде всего, оказывают значительное влияние на рынок, оказывая ценовое давление на поставщиков. Торговые сети создают партнерства, требующие особого режима, поскольку они покупают товары в больших количествах. Таким образом, «сетевые компании» создают условия для приобретения товаров по низким ценам. Это создает серьезные конкурентные преимущества для белорусских потребителей в сфере торговых услуг, поскольку они в значительной степени реагируют на дифференциацию цен.
Таким образом, преимущества розничного формата крупных сетевых магазинов очевидны. В то же время развитие такой торговли вытесняет малые и средние предприятия и, как следствие, теоретически способствует монополизации рынка.
В последнее время структура белорусского розничного рынка претерпела значительные изменения. В Беларуси действуют десятки торговых сетей. Эти сети организованы в соответствии со всеми современными стандартами отображения и использования современного торгового оборудования и инфраструктуры. Тем не менее, торговля на рынке все еще достаточно распространена. Помимо рынков, основную часть отрасли составляют другие торговые заведения, такие как магазины «у дома», автономные гипермаркеты, организованные киоски и фирменные магазины, производящие продовольственные и непродовольственные товары.
В настоящее время на рынке Республики Беларусь функционирует несколько десятков крупных торговых сетей, среди которых основными являются: компания «Евроторг» – («Евроопт»), торговая сеть Белкоопсоюза «Родны кут», «Белмаркеткомпани» («Белмаркет»), ЗАО «Юнифуд» («Алми», «Zakrama», «Spar»), «Табак‐Инвест» («Корона»), «Либретик» («Соседи»), «Белвиллесден» («Гиппо»), Барановичская мебельная фабрика «Лагуна» – «AMI мебель», ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев» – «Пинскдрев», ЧТУП «ЗапалХимТорг» – «Остров чистоты», «Пятый элемент», «Буслiк» и др.
Заключение
История развития международных торговых сетей началась более 100 лет назад. Более ста лет торговые сети развивались с помощью различных инноваций, направленных на совершенствование торгового бизнеса и расширение его территории. По мере развития международных торговых сетей они сталкивались с конкуренцией, насыщением современными формами торговли и юридическими барьерами, которые заставляли сети развиваться в других странах. За последнее десятилетие наметилась четкая тенденция перехода от небольших магазинов, продающих небольшие партии с высокой прибылью, к крупным специализированным розничным сетям с большим оборотом и низкими ценами. С развитием новых форм торговли, изменением потребительского поведения и появлением новых стран, привлекательных для ритейлеров, вопрос формирования и развития международных торговых сетей становится все более актуальным.
Торговые сети зародились во Франции во второй половине XIX века, и за время своего существования торговые сети использовали различные инновационные средства для удовлетворения потребностей людей и по сей день. Когда речь заходит об удовлетворении потребностей самых требовательных потребителей, ритейлеры открывают новые территории, как внутри страны, так и за рубежом, и начинают заниматься новыми формами торговой деятельности.
Кроме того, у зарубежных розничных сетей есть множество возможностей для выхода на зарубежные рынки, включая экспорт, лицензирование и создание совместных предприятий. Выходя на зарубежные рынки, ритейлеры имеют возможность охватить большее количество потенциальных потребителей. Кроме того, различные рынки отличаются друг от друга по поведению потребителей. Один и тот же ритейлер может использовать несколько методов выхода на рынок одновременно. Сегодня интенсивность прямого взаимодействия бренда и потребителя в социальных медиа гораздо выше в развивающихся странах, чем в развитых. Поэтому не оптимально следовать одной и той же маркетинговой стратегии для развивающихся и развитых рынков. Нам необходимо создать новую модель, учитывающую различия в потребительском поведении между развитыми и развивающимися рынками.
В рамках данного курса основное внимание будет уделено текущей ситуации и тенденциям развития отечественной сетевой торговли (увеличение количества торговых объектов, увеличение количества торговых сетей, консолидация существующих сетевых операторов, появление новых форматов розничной торговли, повышение требований к платежеспособности и качеству товаров и услуг, появление состоятельных потребителей, которые могут одновременно оплачивать товары, сопутствующие услуги и дополнительные услуги). (появление состоятельных людей, которые могут одновременно оплачивать товары, сопутствующие услуги и дополнительные услуги).
1. Аспекты конкурентоспособности и управления собственными торговыми марками на розничных торговых предприятиях / Красюк И.Н., Калугина С.А., Шульдешов А.С. - М.:Дашков и К, 2015. – 172 с.
2. Беккер, Е. И. Современное состояние и динамика развития торговых розничных сетей (обзор) [Электронный ресурс] / Е. И. Беккер // г. Шахты. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-i-dinamika-razvitiyatorgovyh-roznichnyh-setey-obzor.
3. Бурмистров, М. Б. Тенденции розницы [Текст] / М. Б. Бурмистров // РОСТ. – 2018. - №1(12). – С. 93-111.
4. Бухтиярова, Т. И. Мониторинг выявления и оценка характера взаимосвязей рыночных стратегий и стратегий сетевых торговых предприятий [Текст] / Т. И. Бухтиярова, Е. Л. Павленко // Региональная экономика: теория и практика. – 2018. - № 14(293). – С. 46-52.
5. Жулидов, С.И. Организация торговли: учебник / С.И. Жулидов. – М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2018. – 352 с.
6. Задорожная Л.И. Управление цепочкой создания ценности как способ повышения конкурентоспособности розничной торговой сети // ХV научно-практическая конференция «Наука и знание» Московского гуманитарно-экономического института, Новороссийский филиал. – Новороссийск, 2013.
7. Итоги года: основные события в белорусском ритейле за 2020 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://belretail.by/article/itogi-goda-osnovnyie-sobyitiya-v-belarusskom-riteyle-za-god
8. Квасникова, В. В. Организация и технология торговли: краткий курс / В. В. Квасникова. – Витебск: УО «ВГТУ», 2016. – 86 с.
9. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года // Экон. бюл. Научно-исслед. экон. ин-та М-ва экономики Респ. Беларусь. – 2015. – № 4 (214). – С. 6 – 99.
10. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.belstat.gov.by.
11. О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 8 января 2014 года № 128-З (в ред. от 13.07.2016 № 397-З) // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2021.
12. О классификации форм розничной торговли: Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 28 июня 2019 г. № 56 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2021.
13. О Программе развития внутренней торговли Республики Беларусь на 2006– 2010 годы [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 27 июля 2006 г., № 941. – г. Минск. – Режим доступа: http://www.busel.org/ texts/cat3au/id5rwtfnf.htm.
14. О продаже отдельных видов товаров, осуществлении общественного питания и порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров: Постановление Совета министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 г. № 703 (в ред. от 30 декабря 2020 г. № 772) // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2021.
15. О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://president.gov.by/ru/official_documents_ru/view/ukaz-345-ot22-sentjabrja-2017-g-17158/.
16. О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания: Указ Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2017 г. № 345 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2021.
17. О создании и функционировании рынков: Постановление Совета министров Республики Беларусь от 16 июля 2014 г. № 686 (в ред. от 30 декабря 2020 г. № 772) // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2021.
18. Об утверждении Инструкции о порядке классификации розничных торговых объектов по видам и типам: Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 15 сентября 2020 г. № 59 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2021.
19. Памбухчиянц, О.В. Организация торговли / О.В. Памбухчиянц. – М.: Дашков и К, 2017. – 296 с.
20. Платонов, В.Н. Организация и технология торговли: учебник / В.Н. Платонов, Л.С. Климченя. – Минск: БГЭУ, 2017. – 426 с.
21. Помаз И.В., Тенденции и перспективы развития сетевой торговли на рынке Республике Беларусь, 2017. – №3. – С. 14-20.
22. Сетевой ритейл: концепции и стратегии, ловушки и решения: Монография / В.П. Чеглов. - М.: НИЦ ИНФРА-М: Вузовский учебник, 2013. – 205 с.
23. Чеглов, В.П. Экономика и организация управления розничными и торговыми сетями. Практикум / В.П. Чеглов. – М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2016. – 224 c.
24. Якимик А.Я., Коробкин А.З., Основные этапы развития сетевой торговли в Республике Беларусь: международный и отечественный опыт, 2019. – С. 58-67.
25. Якимик А.Я., Эволюция сетевой торговли: мировой и отечественный опыт, 2019. – №3. – С. 70-77.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты