Таможенно-тарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельностью
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Таможенно-тарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельностью»
по дисциплине: «Таможенно-тарифное регилирование ВЭД»
2021
45.00 BYN
Таможенно-тарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельностью
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Таможенно-тарифное регилирование ВЭД
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 41.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ: ПОНЯТИЕ И ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ АСПЕКТЫ
1.1 Понятие, цель и задачи таможенно-тарифного регулирования
1.2 Международное сотрудничество в сфере таможенно-тарифного регулирования
ГЛАВА 2 ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Таможенно-тарифное регулирование в условиях функционирования Евразийского экономического союза. Правовая основа таможенно-тарифного регулирования в Республике Беларусь
2.2 Таможенная пошлина как важнейший инструмент таможенно-тарифного регулирования
2.3 Роль таможенно-тарифного регулирования
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В условиях глобализации экономики внешнеэкономическая деятельность становится все более важным фактором развития народного хозяйства и экономической стабилизации Республики Беларусь. Республика Беларусь проводит политику последовательного развития взаимовыгодного товарообмена со всеми зарубежными странами, которые проявляют к этому готовность. Беларусь имеет экспортно-импортные связи более чем со 100 странами мира. Основные внешнеторговые партнеры республики – Россия, Нидерланды, Украина, Латвия, Германия, Польша и другие. Сейчас в промышленности Беларуси нет практически ни одной отрасли, которая не была бы вовлечена в сферу внешнеэкономической деятельности.
Регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь, как и в других промышленно развитых странах, осуществляется при помощи специальных методов, которые можно разделить на две основные группы: экономические и административные.
К административным методам относятся количественные лимиты, системы разрешений (лицензий) и запретов (эмбарго) на импорт или экспорт, самоограничение поставок экспортером, специфические технические требования к товару или упаковке, бюрократическое усложнение таможенных процедур, прямым образом ограничивающие доступ импортных товаров на внутренний рынок (или местных на внешний).
Темой курсовой работы является таможенно-тарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности. Актуальность темы обусловлена тем, что по мере глобализации экономики возрастает роль внешней торговли, а также ее главного экономического механизма регулирования – таможенно-тарифного регулирования. Кроме того совершенствование таможенно-тарифного регулирования создает условия для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Республике Беларусь, а так же обеспечивают эффективную интеграцию Республики Беларусь в мировую экономику.
Предметом исследования курсовой работы стало таможенно-тарифное регулирование в Республике Беларусь. Объектом исследования в рамках данной курсовой работы выступают общественные отношения, складывающиеся при осуществлении таможенными органами таможенно-тарифного регулирования.
Целью курсовой работы является изучение методов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Для достижения цели работы, поставлены следующие задачи:
1) охарактеризовать понятие, цель и задачи таможенно-тарифного регулирования;
ГЛАВА 1 ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ: ПОНЯТИЕ И ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ АСПЕКТЫ
1.1 Понятие, цель и задачи таможенно-тарифного регулирования
Таможенно-тарифное регулирование входит в систему мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности – это система мер, устанавливаемых государством в целях осуществления внешнеторговой политики, основанных на использовании экономических (таможенно-тарифных) и административных (нетарифных) мер.
Таможенно-тарифное регулирование – это совокупность мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, основанная на применении таможенных пошлин, таможенных процедур и правил [1, с. - 22].
При помощи непосредственного воздействия на цену товаров, путем установления тарифов, взимания налогов, акцизов и сборов, государство регулирует внешнеторговые потоки (более характерно для развитых стран), получает дополнительные финансовые ресурсы (более характерно для развивающихся стран), защищает интересы национальных производителей.
В качестве основной цели таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности выступает обеспечение рациональной структуры внешнеторгового оборота страны и одновременное пополнение доходной части бюджета.
Задачами таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности являются:
1) рационализация товарной структуры импорта;
2) обеспечение оптимального соотношения импорта и экспорта;
3) формирование условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в государстве;
4) защита экономики государства от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
5) обеспечение эффективной интеграции экономики отдельного государства в мировую экономику [2, с. – 7].
Основные функции таможенно-тарифного регулирования:
1) фискальная функция – взимаемые таможенные пошлины и налоги пополняют доходную часть бюджета страны;
2) протекционистская функция – таможенные платежи повышают цену на импортные товары, что обеспечивает защиту национальных производителей;
ГЛАВА 2 ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Таможенно-тарифное регулирование в условиях функционирования Евразийского экономического союза. Правовая основа таможенно-тарифного регулирования в Республике Беларусь
Таможенно-тарифное регулирование в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с нормами Евразийского экономического союза. В Евразийском экономическом союзе на единой таможенной территории применяются единые меры таможенно-тарифного регулирования.
Полномочия по принятию решений в сфере таможенно-тарифного регулирования в соответствии с Договором о Евразийской экономической комиссии переданы наднациональному органу – Евразийской экономической комиссии. Решения Евразийской экономической комиссии входят в договорно-правовую базу Евразийского экономического союза и подлежат непосредственному применению на территориях государств-членов Евразийского экономического союза.
Основными нормативными правовыми актами, составляющими правовую основу таможенно-тарифного регулирования, являются:
1) Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года – утверждается создание экономического союза, в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных настоящим документом и международными договорами в рамках союза;
2) Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года – устанавливает принятие на территории государств-членов Евразийского экономического союза таможенного кодекса. Таможенный кодекс закрепляет основные положения таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе, включающие в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу, их нахождения и использования на таможенной территории Евразийского экономического союза и за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, таможенного декларирования и выпуска товаров, порядка уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин;
3) Решение Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 года № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза» – определяет, что в Евразийском экономическом союзе применяются единые ставки ввозных таможенных пошлин, установленные таможенным тарифом, определяются перечни стран, при ввозе товаров из которых предоставляются тарифные преференции;
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Как уже отмечалось выше, в Евразийском экономическом союзе в связи со вступлением Российской Федерации и Республики Казахстан во Всемирную торговую организацию наблюдается общая тенденция снижения тарифной защиты. Дальнейшее снижение уровня тарифной защиты в ЕАЭС приведет с одной стороны к уменьшению налоговых доходов бюджета Республики Беларусь от ВЭД, а с другой стороны к открытости рынка ЕАЭС (в том числе и национального рынка Республики Беларусь), снижении уровня защиты национальных производителей, что может негативно сказаться на конкурентоспособности отечественной продукции.
При этом производители товаров Республики Беларусь не будут получать взамен никаких льгот, гарантированных членством во Всемирной торговой организации. С учетом вышеизложенного скорейшее вступление во Всемирную торговую организацию является приоритетным направления совершенствования таможенного-тарифного регулирования в Республике Беларусь в целом.
Всемирная торговая организация создана с целью либерализации и унификации правил международной торговли на глобальном уровне. Всемирная торговая организация – свод международных норм, регулирующих права и обязательства государств – членов организации в сфере международной торговли. Сегодня современная мировая торговля приобрела глобальные масштабы, и Всемирная торговая организация регулирует около 97% такой торговли. При вступлении во Всемирную торговую организацию из положительных изменений экономики в стране участнике можно отметить следующие:
1) диверсификация рынков торговли, как экспорта, так и импорта;
2) страна участник получает постоянные и неограниченные условия статуса режима наибольшего благоприятствования для своих товаров на зарубежных рынках, в сочетании с взаимным предоставлением национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;
3) преимущества либерализации и демократизации процессов торговли, а также развитие конкуренции и устранение торговых барьеров;
4) укрепление международной стабильности за счет непосредственного участия в многосторонних торговых переговорах Всемирной торговой организации по вопросам работы государств в рамках региональных торговых соглашений, в сочетании с практикой принятия решений на основе консенсуса предоставляет равные возможности для всех членов организации объединяться друг с другом и отстаивать свои интересы. К тому же в рамках Всемирной торговой организации разработан эффективный механизм для разрешения торговых споров;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение таможенно-тарифного регулирования в системе протекционистской политики в Республике Беларусь позволило сделать следующие выводы.
Таможенно-тарифное регулирование входит в систему мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Таможенно-тарифное регулирование является экономическим методом регулирования внешней торговли. В основе таможенно-тарифного регулирования лежит применение таможенных пошлин. Инструментами таможенно-тарифного регулирования являются: таможенное декларирование, таможенная процедура, таможенная пошлина, таможенный тариф, товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности.
Международное сотрудничество в сфере таможенно-тарифного регулирования осуществляется в рамках Всемирной торговой организации и Всемирной таможенной организации. Деятельность указанных международных организаций направлена на обеспечение свободной торговли, освобожденной от высоких таможенных барьеров и администрирования порядка передвижения товаров через национальные границы, что обусловлено тем, что мировое хозяйство, основанное на принципе режима наибольшего благоприятствования в торговле, может стать более эффективным с точки зрения рационализации размещения ресурсов и достижения более высокого уровня материального благосостояния.
Таможенно-тарифное регулирование в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с нормами Евразийского экономического союза. На территории Евразийского экономического союза действует единый таможенный тариф, который представляет из себя свод ставок ввозных таможенных пошлин. Ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются национальным законодательством государств – членов Евразийского экономического союза. Необходимость уплаты таможенных пошлин во многом зависит от выбранной таможенной процедуры.
Основой таможенно-тарифного регулирования являются таможенные пошлины. Таможенная пошлина – обязательный платеж, который взимается таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу. Таможенные пошлины имеют налоговую природу.
Таким образом, ввозные таможенные пошлины выполняет, по большей части, протекционистскую функцию, а вывозные таможенные пошлины – фискальную функцию.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24.11.1996 и 17.10.2004 – 10-е изд., стер. – Минск: Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь, 2014. – 62 с.
2. Договор о Евразийском экономическом союзе [Электронный ресурс]: [подписан в г. Астане 29.05.2014 г.] // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
3. Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза [Электронный ресурс] : [подписан в г. Москве 11.04.2017 г.] // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
4. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь, 25 ноября 2004 г. № 347-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
5. О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]: Решение Комиссии Таможенного союза, 27 ноября 2009 г., № 130 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
6. Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]: Решение Совета Евразийской экономической комиссии, 16 июля 2012 г., № 54 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
7. О таможенном регулировании в Республике Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь, 10 января 2014 г., № 129-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
8. Об установлении ставок вывозных таможенных пошлин на лесоматериалы [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Беларусь, 09 октября 2010 г., № 522 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
9. Об установлении ставки вывозной таможенной пошлины на калийные удобрения [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Беларусь, 26 ноября 2009 г., № 525 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
10. Об установлении ставки вывозной таможенной пошлины на семена рапса [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Беларусь, 21 мая 2010 г. № 272 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
11. Об установлении ставок вывозных таможенных пошлин в отношении нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 31 декабря 2010 г., № 1932 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
12. Об установлении ставок вывозных таможенных пошлин на кожевенное сырье [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Беларусь, 1 февраля 2011 г., № 40 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
13. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь в 2016 году [Электронный ресурс] // Министерство финансов Республики Беларусь – Режим доступа: https://minfin.gov.by
14. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь в 2017 году [Электронный ресурс] // Министерство финансов Республики Беларусь – Режим доступа: https://minfin.gov.by
15. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь в 2018 году [Электронный ресурс] // Министерство финансов Республики Беларусь – Режим доступа: https://minfin.gov.by
16. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь в 2019 году [Электронный ресурс] // Министерство финансов Республики Беларусь – Режим доступа: https://minfin.gov.by
17. Генеральное соглашение по тарифам и торговле: Соглашение, 30 октября 1947 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
18. О гармонизированной системе описания и кодирования товаров: Международная конвенция, 24 июня 1986 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
19. Киреев, А.П. Международная экономика: в 2 ч. / А.П.Киреев. – М.: Международные отношения, 2016. – Ч. 2. – 488 с.
20. Кудрявец, Ю.Н. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: учеб.-метод. пособие / Ю. Н. Кудрявец. – Минск : БГУ, 2017. – 203 с.
21. Новиков, Е.В. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость / В.Е. Новиков, В.Н. Ревин, М.П. Цветинский; под ред. В.Е. Новикова. – М.: Лаборатория знаний, 2016. – 349 с.
22. Покровская, В.В. Внешнеэкономическая деятельность : учебник для бакалавриата и магистратуры / В. В. Покровская. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2016. – 731 с.
23. Калесник, Е Таможенные платежи – без посещения банка / Е. Калесник // Таможенный вестник. – 2017. - № 4. – С 9–11.
24. Макаревич, О Безбумажный порядок уплаты таможенных платежей / О. Макаревич // Таможенный вестник. – 2018. - № 4. – С 12–13.
25. Насута, С. В. Таможенные платежи в Республике Беларусь: практ. пособие. В 3 кн. Кн. 1. тарифное регулирование внешней торговли товарами / С.В. Насута. – Минск: Агентство Владимира Гревцова, 2019. – 128 с.
26. Романовский, М.В. Налоги и налогообложение: учебник для вузов 4-ое изд. / М.В. Романовский, О.В. Врублевская. – Санкт-Петербург: Питер, 2018. – 576 с.
27. Фисенко, М.К. Финансовая система Беларуси: учебное пособие / М.К. Фисенко. – Минск: Соврем. шк., 2018. – 184 с.
28. Мировая и региональная статистика [Электронный ресурс] // платформа Knoema – Режим доступа: https://knoema.ru/
29. Перцева, Я.И. Совершенствование таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в Евразийском экономическом союзе. / Я.И. Перцева // Научно-практический журнал Аллея науки. – 2017. – 8 август. – С. 14-19.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 41.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты