Применение технологии коммуникативных заданий в обучении учащихся диалогической речи (английский язык, III ступень общего среднего образования)
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Применение технологии коммуникативных заданий в обучении учащихся диалогической речи (английский язык, III ступень общего среднего образования)»
по дисциплине: «Методика преподавания иностранных языков»
2021
45.00 BYN
Применение технологии коммуникативных заданий в обучении учащихся диалогической речи (английский язык, III ступень общего среднего образования)
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания иностранных языков
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретические основы обучения учащихся старших классов диалогической речи на основе применения технологии коммуникативных заданий
1.1 Психологические аспекты обучения учащихся иноязычной диалогической речи
1.2 Лингвометодический анализ прагмалингвистических аспектов английской диалогической речи
1.3 Характеристика технологии коммуникативных заданий (TBL) в контексте коммуникативного подхода
Глава 2 Методика обучения учащихся старших классов диалогической речи на английском языке на основе применения технологии коммуникативных заданий
2.1 Методическая организация учебного материала в контексте технологии коммуникативных заданий
2.2 Методическая разработка по обучению учащихся X классов диалогической речи на английском языке на основе применения технологии коммуникативных заданий
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество диктует свои требования к организации и ведению образовательного процесса. В связи с ускорением темпов развития технологий возросла потребность не столько в знаниях, сколько в способности самостоятельно находить и применять на практике необходимую информацию, независимости в познании и самообразовании. В этих условиях технология коммуникативных заданий актуальна как никогда, поскольку она не только способствует развитию познавательных умений, но и учит ориентироваться в пространстве, критическому мышлению, а также помогает проявлению и развитию творческих способностей.
Эффективным инструментом формирования иноязычной диалогической речи школьников является технология коммуникативных заданий. В ходе школьного курса на иностранном языке учащиеся выполняют ролевые, информационные, прикладные, учебно-познавательные и творческие задачи. Представление результатов технологии коммуникативных заданий позволяет учащемуся совершенствовать навыки в процессе общения на иностранном языке, представлять факты, высказывать и отстаивать свою точку зрения, делать выводы.
Актуальность избранной к исследованию темы заключается в необходимости качественному обучению иноязычной диалогической речи с использованием технологии коммуникативных заданий, так как речь по своей сущности диалогична и выступает средством общения между людьми. Актуальным представляется также необходимость модернизировать и оптимизировать процесс обучения иностранному языку (в том числе и диалогической речи), учитывая новые и прогрессивные разработки методистов и педагогов-новаторов.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ КОММУНИКАТИВНЫХ ЗАДАНИЙ
1.1 Психологические аспекты обучения учащихся иноязычной диалогической речи
Устное общение может происходить в диалогической или монологической формах или в их сложном переплетении. Однако диалог представляет собой генетически оригинальную и наиболее развитую форму прямого общения, которая в коммуникативном плане заключается в том, что оно основано на диалогическом единстве: выражении мыслей и их восприятии, реакции собеседника на них, отражающихся в структуре диалога. Однако стоит отметить, что ведущей формой коммуникации является диалог, поэтому одну из ключевых позиций в методике преподавания иностранного языка занимают вопросы, связанные с обучением учащихся именно диалогической речи с учетом психологических и лингвистических особенностей порождения иноязычных диалогических высказываний [Вайсбург М.Л., 1965, 80 с.].
Диалогическая речь как форма устного речевого общения и его основа представляет собой сочетание устных высказываний, последовательно порождаемых двумя или более собеседниками в непосредственном акте общения, которая характеризуется общностью ситуации и речевых намерений говорящих [Бим И.Л., с. 193]. Следовательно, диалогическое общение можно рассматривать как процесс совместного порождения речи, в котором речевое поведение каждого из участников в значительной степени определяется речевым поведением собеседника.
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ КОММУНИКАТИВНЫХ ЗАДАНИЙ
2.1 Методическая организация учебного материала в контексте технологии коммуникативных заданий
Д. Нунан определяет коммуникативную задачу как «такую работу в классе, которая вовлекает учащихся в процессы понимания, манипулирования, производства или взаимодействия на иностранном языке, в то время как их внимание сосредоточено на понимании или передаче смысла (значения утверждения), а не в лингвистической форме» [Nunan D., с. 4]. Исследователь подчеркивает, что задача должна быть законченным актом общения, вовлекать учащихся в общение; быть подлинной и личностно значимой для учащихся [Nunan D., р. 4].
Самый спорный вопрос – в какой мере и в какой форме необходимо управлять учебной деятельностью учащихся с помощью технологии коммуникативных заданий. Крайнюю точку зрения высказывают авторы, считающие, что самое главное – выполнить упражнение, решить задачу, и средства его выполнения не должны навязываться обучающимся [Горлова Н.А., с. 31]. Лингвистические инструменты для решения проблем могут быть предложены учащимся по мере необходимости, или они могут извлечь их независимо от предыдущего опыта, речи учителя, самого задания и других источников. Предполагается, что формирование компетенции на иностранном языке требует не систематизации изучаемых языковых явлений, а создания условий, в которых учащиеся вовлечены в решение коммуникативных задач. Для этого необходимо исключить намеренное обучение грамматической (лингвистической) компетенции и моделирование языкового поведения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Диалогическая речь выступает в качестве основного средства общения между людьми. В связи с этим важно и целесообразно уделять особое внимание диалогу в процессе изучения иностранного языка. Диалогическая речь всегда мотивирована, что означает, что мы всегда говорим с какой-либо целью, которая определяется либо внешними, либо внутренними стимулами.
В дальнейшем была раскрыта цель использования технологии коммуникативных заданий в процессе обучения диалогической речи на уроках иностранного языка в старшей школе. В связи с этим целью преподавания иностранных языков в школах является овладение учащимися иностранного языка как способом общения и осуществление в этом процессе воспитания, образования и развития личности учащегося, и для этого необходимо вносить что-то новое в программу обучения. Успех использования технологии коммуникативных заданий во многом зависит от учителя. Только он может методически грамотно организовать тот или иной метод обучения, только учитель может сделать процесс изучения иностранного языка интересным и занимательным.
Технология коммуникативных заданий отражает естественный процесс коммуникации, целью которого является регуляция совместной деятельности.
Использование технологии коммуникативных заданий в классе способствует повышению эффективности и результативности в процессе обучения диалогу. На старшем этапе учащиеся должны приобрести такие навыки, как задавать вопросы; ответить на них; сообщать информацию, определяемую предметным содержанием общения; построить подробное изложение; ответить на сообщение собеседника, выражая свое отношение к услышанному; говорить на разные темы, не только реагируя на замечания партнера, но и выступая инициатором его продолжения.
1. Агапова, С.Г., Гущина Л.В. Принципы построения дискурса : коммуникативный аспект : учебное пособие на модульной основе с диагностико-квалиметрическим обеспечением. – Ростов н/Д : Фонд науки и образования, 2017. – 96 с.
2. Беляева, Е.В. Принцип вежливости в вопросительных речевых актах // Иностранные языки в школе, 1990. – №1. – С.43.
3. Боголепова, С.В., Шадрова, Е.В. Мотодология обучения иностранному языку в ВУЗе : реализация ФГОС ВПО [Текст] / С.В. Боголепова, Е.В. Шадрова // Преподаватель XXI век, 2015. – № 2, ч. 1. – С. 195.
4. Бим, И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. Проблемы и перспективы. – Москва : «Просвещение», 1988. – 255 с.
5. Блик, Е.С. Использование метода коммуникативных заданий в обучении студентов английскому языку / Педагогическое образование в России. 2015. – № 2. – С. 68.
6. Бухбиндер, В.А. Устная речь как процесс и как предмет обучения // Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках / под ред. В.А. Бухбиндера. – Киев : КГУ, 2001 г. – 568 с.
7. Вайсбурд, М.Л. Обучение учащихся средней школы пониманию иностранной речи на слух. На материале английского языка. Ред. Целковнева М.И. – M. : Просвещение, 1965. – 80 с.
8. Горлова, Н.А. Методика обучения иностранному языку. – Москва, «Академия», 2013. – С. 31-123.
9. Горшунов, Ю.В. Прагматический принцип Языковой Игры и Иронии // Структурно-семантические, когнитивные, прагматические и другие аспекты исследования единиц разных уровней. – Бирск, 2002. – С.3.
10. Грайс, Г.П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. Вып.16 Лингвистическая прагматика. – М., 1985. – С.221-223.
11. Жилинская, А. В., Сенцов А. Э., Трунтягин А. А. Патриотическая риторика как источник сохранения политического порядка в современной России // Молодой ученый. – 2015. – № 9. – С. 970.
12. Махмутов, М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории [Текст] / М.И. Махмутов. – М. : Педагогика, 1975. – 367 с.
13. Михайлов, Л.М. Коммуникативная грамматика немецкого языка. – М., 1994. – С.17-139.
14. Рогова, Г.В., Рабинович, Ф.М., Сахарова, Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М. : Просвещение, 1991. – 287 с.
15. Сенцов, А. Э. Образ сильного государства в программах современных политических партий России // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология, 2011. – № 3. – С. 126-130.
16. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. – М. : Просвещение, 2007. – 164 с.
17. Степанов, Ю.С. В поисках прагматики. (Проблема субъекта) // Изв. АН СССР. Сер. литературы и языка, 1981. – Т. 40. – №4. – С.326
18. Учебная программа по учебному предмету «Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский)» для V-VII классов учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания // Министерство образования Республики Беларусь. – Минск: Национальный институт образования, 27.07.2017. – С. 8.
19. Электронный ресурс. – Режим доступа : https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2015/01/06/tbl-i-pbl-dva-novykh-podkhoda-k-prepodavaniyu.
20. Ellis, R. Task-based research and language pedagogy [Text] / R. Ellis // Language Teaching Research. – 2000. – № 4. – P. 193-200.
21. Lackman, K. Introduction to task-based learning. The Willis model and variations [Electronic resource]. – Mode of access : http://kenlackman.com/files/tblhandout10.pdf.
22. Lyster, R. Content-based language teaching: Convergent concerns across divergent contexts [Text] / R. Lyster, S. Ballinger // Language Teaching Research. – 2011. – № 15(3). – P. 279-288.
23. Nunan, D. Task-based Language Teaching [Text] / D. Nunan. – Cambridge : CUP, 2004. – 222 p.
24. Skehan, P. The task is not enough : Process approaches to task-based performance [Text] / P. Skehan, B. Xiaoyue, L. Qian, Zh. Wang // Language Teaching Research. – 2012. – № 16(2). – P. 170-187.
25. Wiggins D. Languages as Social objects // Philosophy, оctober 1997. – Vol.72. – No.282. – P.9.
26. Willis, D. Doing Task-Based Teaching [Text] / D. Willis, J. Willis. – Oxford: OUP, 2007. – 278 p.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты