Обучение верхней передачи мяча в волейболе в 9 классе
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Обучение верхней передачи мяча в волейболе в 9 классе»
по дисциплине: «Теория и методика физической культуры»
2021
45.00 BYN
Обучение верхней передачи мяча в волейболе в 9 классе
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика физической культуры
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ВОЛЕЙБОЛА В ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Волейбол как средство физического воспитания учащихся среднего школьного возраста
1.2 Особенности физического состояния учащихся среднего школьного возраста
ГЛАВА 2 ТЕХНИКА И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧИ МЯЧА В ВОЛЕЙБОЛЕ
2.1 Техника верхней передаче мяча в волейболе
2.2 Методика обучения верхней передаче мяча в волейболе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы заметно возрос интерес к волейболу. Популярность волейбола объясняется, прежде всего, большой эмоциональностью игры и несложным оборудованием. Не трудно усвоить суть и правила игры. Однако довольно часто делаются неправильные выводы о том, что волейбол — простая и доступная всем игра; это, конечно же, неправильно. Нельзя смешивать внешний характер игры, ее сущность и правила с процессом овладения навыками игры, поскольку овладение техникой и тактикой — процесс весьма сложный и трудоемкий; требующий больших совместных усилий ученика и преподавателя.
Одним из основных технических приемов игры в волейбол является верхняя передача двумя руками. Техника выполнения верхней передачи достаточно полно изложена в специальной литературе по волейболу. В то время как разделы методики обучения представлены недостаточно полно, рекомендуемые упражнения чаще всего предназначены для совершенствования техники передачи, а не для начального этапа обучения. В ряде упражнений верхняя передача дается в сочетании с другими техническими приемами игры («передачей снизу» нападающим ударом и т. д.). Но дело в том, что новичок, обучаясь технике выполнения верхней передачи, только начинает знакомиться с волейболом и не владеет другими техническими приемами, изучение которых начинается позже.
Верхняя передача мяча позволяет наиболее точно передавать мяч партнеру, поэтому данный способ чаще применяется как вторая передача, т. е. передача для нападающего удара, и используется при атакующих действиях. Эффективность игры в нападении зависит не только от техники выполнения верхней второй передачи, но и от ее тактики. Главная тактическая задача в этом случае - создать партнеру лучшие условия для атаки нападающими ударами, используя передачи разной скорости, чередуя их по направлению, длине, высоте, выполняя отвлекающие действия, добиваясь скрытности передач, учитывая положение и технические возможности нападающих своей команды, оценивая возможности блокирующих команды соперника.
При обучении верхней передаче школьники, кроме того, знакомятся с основными способами перемещений, учатся оценивать траекторию и скорость полета мяча, дифференцировать усилие в момент выполнения передачи, решают простейшие тактические задачи, получают представление о правилах игры.
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ВОЛЕЙБОЛА В ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Волейбол как средство физического воспитания учащихся среднего школьного возраста
Волейбол в структуре физического воспитания в условиях общеобразовательной школы представлен в разделе «Спортивные игры». Спортивные игры, в частности волейбол, можно с уверенностью назвать универсальным средством физического воспитания учащихся различных возрастных групп.
С помощью занятий волейболом можно сформировать основы физической и духовной культуры личности, повысить ресурсы здоровья как системы ценностей, активно и долгосрочно реализуемых в здоровом стиле жизни. Эффективность занятий волейболом содействует гармоничному развитию личности и разносторонне воздействует на организм занимающихся, развивает физические качества и способствует освоению жизненно важных двигательных навыков [13].
Немаловажное значение для учащихся играет то, что волейбол, как спортивная игра, обладает колоссальной эмоционально-зрелищной функцией. По мнению ряда авторов, средний школьный возраст, в силу своих возрастных особенностей, является наиболее сложным в аспекте эффективности педагогических воздействий.
В волейболе, как в любой спортивной игре, при методике обучения акцент, прежде всего, необходимо делать на овладении техникой двигательных действий, т.е. технической подготовке. Анализируя ряд исследований и практических рекомендаций в области теории и методики физического воспитания, в частности методики преподавания спортивных игр в условиях общеобразовательной школы, выяснилось, что большинство разработок касаются процесса воспитания физических качеств учащихся. В настоящее время существует необходимость составления контрольных нормативов (тестов) для определения уровня технической подготовленности школьников, а также специально-подготовительных упражнений технической направленности в соответствии с требованиями раздела программы для учащихся среднего школьного возраста [20].
ГЛАВА 2 ТЕХНИКА И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧИ МЯЧА В ВОЛЕЙБОЛЕ
2.1 Техника верхней передаче мяча в волейболе
Передачи способом «сверху» в волейболе могут выполняться одной и двумя руками в опорном положении (на месте и в движении) и безопорном (в прыжке и в падении). Верхние передачи - одни из немногих волейбольных приемов, имеющих точностный, а не баллистический характер. По этой причине критерием оптимальности для нее будет служить точность доставки мяча в пространстве и во времени, а не скорость его полета, как в случае выполнения атакующих ударов или силовых подач.
Некоторые элементы техники верхней передачи можно разучивать почти сразу же после начала занятий волейболом. Физически это довольно легкий для выполнения технический элемент, которому несложно научиться, особенно если выделять частные задачи, соответствующие каждому очередному «шагу» обучения [7].
При обучении технике верхней передачи огромное значение приобретает способность тренера объективно оценивать успешность становления механизмов обработки мяча, видеть ошибки и причины, их порождающие.
Для обучения технике верхней передачи немалое внимание необходимо уделить стойке волейболиста, а также положению рук относительно туловища и головы. Ноги волейболиста слегка согнуты в коленях, ступни находятся на ширине плеч. Тело наклонено вперед. Кисти образуют «ковш» надо лбом, как бы обхватывая мяч. Большие и указательные пальцы создают треугольник, причем большие пальцы находятся параллельно собственным бровям. Локти разведены и находятся на уровне плеч [19].
Толчок мяча начинается с выпрямления колен, затем выпрямления локтей с одновременным движением кистей и выпрямления пальцев. Руки и пальцы по инерции выпрямляются в направлении передачи мяча.
Качество обработки мяча и, как следствие, точность передачи в решающей степени определяются положением пальцев рук на мяче в процессе их взаимодействия. Способ расположения пальцев рук на мяче при передаче оказался фактором стабильным - он не менялся в каждой новой попытке испытуемого.
Разные способы расположения пальцев рук обеспечивают игроку различные возможности управления основными параметрами, определяющими точность передач - временем взаимодействия, величиной пути разгона мяча и силой действия на него. Т. е. предоставляют пасующему игроку возможности реализации «золотого правила» точностных движений [10].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проведя теоретический анализ литературы нами были сделаны следующие выводы:
1. Передачи способом «сверху» могут выполняться одной и двумя руками в опорном положении (на месте и в движении) и безопорном (в прыжке и в падении). Верхние передачи - одни из немногих волейбольных приемов, имеющих точностный, а не баллистический характер. По этой причине критерием оптимальности для нее будет служить точность доставки мяча в пространстве и во времени, а не скорость его полета, как в случае выполнения атакующих ударов или силовых подач.
2. Для обеспечения наибольшей точности передачи мяча сверху двумя руками необходимо реализовать «золотое правило точностных движений»: минимизировать значение действующей на мяч силы за счет увеличения времени и пути ее действия.
1. Андреева, Ю. В. Деятельность волейболистов в игровом процессе и методика ее совершенствования : автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.04 / Ю. В. Андреев. -М., 2008. -28 с.
2. Айриянц, А. Г. Волейбол : учебник / Ю. Н. Клещев, А. Г. Айриянца. – М. : Физкультура и спорт, 2012. – 213 с.
3. Астахова, М. В. Волейбол : учеб.-метод. пособие / М. В. Астахова, В. Ф. Стрельченко, Д. П. Крахмалев. – М. : Директ-Медиа, 2015. – 132 с.
4. Ахмерова, Э. К. Волейбол в спортивной школе / Э. К. Ахмерова. – Минск : БГУ, 2010. – 255 с.
5. Барчуков, И. С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика : учебное пособие / И. С. Барчуков, А. А. Нестеров ; под общ. ред. Н. Н. Маликова. – 2-е изд., стер. – М. : Академия, 2009. – 528 с.
6. Беляев, А. В. Волейбол: теория и методика тренировки / А. В. Беляев. – М. : ФиС, 2007. – 145 с.
7. Беляев, А. В. Волейбол: теория и методика тренировки / А. В. Беляев. Л. В. Булыкина. – М. : ТВТ Дивизион, 2011. – 121 с.
8. Вышинская, О. Н. Физическое воспитание. Волейбол. Курс по выбору студента / О. Н. Вышинская. – Луганск : ЛНУ имени Тараса Шевченко, 2013. – 185 с.
9. Губа, В. П. Основы спортивной подготовки. Методы оценки и прогнозирования. Морфо-биомеханический подход. / В. П. Губа. – М. : Сов. спорт, 2012. – 384 с.
10. Губа, В. П. Возрастные основы формирования спортивных умений у детей в связи с начальной ориентацией в различные виды спорта / В. П. Губа. – М. : ВНИИФК. 2001. – 49 с.
11. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте : учеб. пособие / Ю. Д. Железняк. – М. : Академия, 2013. – 144 с.
12. Иорданская, Ф. А. Функциональная подготовленность волейболистов: диагностика, механизмы адаптации, коррекция симптомов дизадаптации / Ф. А. Иорданская. -М. : Спорт, 2016. -176 с.
13. Каинов, А. И. Организация работы спортивных секций в школе: программы, рекомендации : пособие / А. Н. Каинов. – М. : Учитель, 2014. – 167 с.
14. Карась, Т. Ю. Теория и методика физической культуры и спорта: учеб.-практ. пособие / Т. Ю. Карась. - Комсомольск-на-Амуре : АмГПГУ, 2012. – 131 с.
15. Криличевский, В. И. Педагогика физической культуры : учебник. / В. И. Криличевский, А. Г. Семенов, С. Н. Бекасова. – М. : КноРус, 2016. – 320 с.
16. Кузнецов, В. С. Теория и методика физической культуры : учебник / В. С. Кузнецов. – М. : Академия, 2012г. – 416 с.
17. Кульбеда, В. С. Спортивные игры. Волейбол : учеб.-метод. пособие. / В. С. Кульбеда. – Гомель : Гомельский государственный медицинский университет, 2010. – 67 с.
18. Ладохина, Н. В. С отягощением и без: о воспитании силы у юных волейболистов / Н. В. Ладохин. – М. : Спорт в школе, 2011. – 24 с.
19. Легоньков, С. В. Волейбол в школе : учеб. пособие / С. В. Легоньков, Т. К. Комарова. – М. : Просвещение, 2012. – 236 с.
20. Лукьяненко, В. П. Физическая культура: основа знаний / В. П. Лукьяненко. – М. : Советский спорт, 2010. – 224 с.
21. Макеева, В. С. Теория и методика физической культуры : учеб.-метод. пособие / В. С. Макеева. – Орел : МАБИВ, 2014. -132 с.
22. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В. Н. Платонов. – К. : Олимпийская литература, 2009. – 808 c.
23. Пустозёров, А. И. Диагностика спортивных способностей методом дермотографии : учеб.-метод. пособие / А.И. Пустозеров., Т.М. Мелихова. -Челябинск, 2006 – 28 с.
24. Решетников, Н. В. Физическая культура : учебник / Н. В. Решетников, Ю. Л. Кислицын. -14-е изд., испр. – М. : Академия, 2014. – 152 с.
25. Свиридов, В. Л. Волейбол. Энциклопедия: энцикл. / В. Л. Свиридов. - М. : 2016. -592 с.
26. Сиваков, В. И. Теоретические основы физкультурно-спортивной деятельности / В. И. Сиваков. – Челябинск : Челяб.гос.пед.ун-та, 2013. – 59 с.
27. Суханов, А. В. Прыгучесть и прыжковая подготовка волейболистов. Методические рекомендации. ВФВ / А. В. Суханов. Е. В. Фомин. – М. : Академия, 2012. – 354 с.
28. Титова, Т. М. Волейбол: развитие физических качеств и двигательных действий в игре / Т. М. Титова, Т. В. Степанова. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с.
29. Фискалов, В. Д. Спорт и система подготовки спортсменов / В. Д. Фискалов. – М. : Советский спорт, 2010. – 197 с.
30. Фомин, Е. В. Общие основы силовой подготовки волейболистов и их практическое : метод. рек. / Е. В. Фомин. – М. : Гцоливка, 2012. – 23 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты