Депривация семейного общения как детерминанта личностного развития детей, лишенных попечения родителей
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Депривация семейного общения как детерминанта личностного развития детей, лишенных попечения родителей»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Депривация семейного общения как детерминанта личностного развития детей, лишенных попечения родителей
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник личностной ориентации (по А. Маслоу).
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕПРИВАЦИИ СЕМЕЙНОГО ОБЩЕНИЯ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, ЛИШЕННЫХ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
1.1 Сущность понятия «депривация» в психолого-педагогической литературе
1.2 Понятие депривации семейного общения
1.3 Психологические и личностные особенности детей, лишенных попечения родителей
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕПРИВАЦИИ СЕМЕЙНОГО ОБЩЕНИЯ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, ЛИШЕННЫХ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
2.1 Организация и методы исследования социально-психологической адаптации детей, лишенных попечения родителей
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Разработка методов и направлений коррекционной работы с детьми, лишенными попечения родителей
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современная ситуация развития российского общества характеризуется быстрыми социально-экономическими изменениями, нестабильностью, размытостью ценностных ориентаций, возрастающим разнообразием социальных условий формирования и развития личности. Следствием современной ситуации развития общества является повышение требований к субъективным качествам личности, позволяющее ей активно взаимодействовать с социальной средой (А.К. Абулханова-Славская, А.В. Брушлинский, А.К. Осницкий). Развитие субъективных свойств личности особенно важно для детей, оставшихся без попечения родителей. Социально-психологическая адаптация, являющаяся индикатором формирования субъективной позиции личности (А.К. Осницкая, Е.Н. Азлецкая), может рассматриваться как показатель их формирования.
Несмотря на реальное разнообразие условий социализации, благодаря законам социального развития, в настоящее время в обществе доминирует оценочное отношение к социальным условиям развития, одни из которых признаются сознательно способствующими формированию социально адаптированной личности, другие препятствуют, что определяет оценочное отношение к личности в связи с условиями ее созревания.
С нашей точки зрения, любые условия, в которых происходит взросление, способствуют развитию личности, активизируя определенные личностные ресурсы и, формируя качества субъективности. Считаем возможным говорить о сложных социально-культурных условиях развития, которые формируются, когда процесс взросления происходит в условиях, препятствующих дальнейшему нормальному вхождению в общество и достижению адекватного уровня социально-психологической адаптации.
Одной из категорий детей со сложными социально-культурными условиями развития являются дети, воспитывающиеся без попечения родителей. Ребенок, который воспитывается в условиях лишения близкого контакта со значительным взрослым, лишен большого количества необходимого и естественного человеческого опыта. Положение сироты и ситуация воспитания без родительского попечения порождает многочисленные личностные деформации. (И.В. Дубровина, В.С. Мухина, А.М. Приходжан, А.Г. Рузская, Н.Н. Толстой).
Современный подход к образованию детей со сложными социокультурными условиями развития характеризуется тенденцией перехода от патернализма, расширения заботы и социальной защиты к формированию и развитию адаптивных личностных ресурсов, субъективных свойств личности. (В.Н. Ослон, А.Б. Холмогорова).
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕПРИВАЦИИ СЕМЕЙНОГО ОБЩЕНИЯ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, ЛИШЕННЫХ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
1.1 Сущность понятия «депривация» в психолого-педагогической литературе
Депривация подразумевает разделение по типу потребности, которая не была удовлетворена и вызвала отказ.
Сенсорная (стимульная) происходит от латинского sensus – чувство. Это состояние, в которое входят все стимулы, связанные с ощущениями.
Визуальная, слуховая и, конечно же, тактильная. Банальное отсутствие физического контакта (рукопожатия, объятия, сексуальная близость) может стать причиной очень тяжелого состояния. Оно может быть двойным. Одни начинают восполнять сенсорный дефицит, другие агрессивны и внушают себе, что «я действительно не хотел».
Частный случай этого типа – визуальная депривация. Такое бывает редко, но, как говорится, «метко». Заложником отсутствия данного типа депривации может стать человек, внезапно и резко потерявший зрение. Понятно, что он привыкает работать без него, но психологически это очень сложно. Причем, чем старше человек, тем ему тяжелее. Он начинает вспоминать лица своих близких, природу вокруг него и понимает, что больше не может наслаждаться этими изображениями. Это может привести к длительной депрессии или даже к безумию. То же самое может быть вызвано двигательной депривацией, когда человек теряет способность выполнять упражнения из-за болезни или несчастного случая [11, с. 12].
Когнитивная (информационная). Когнитивная депривация может кому-то показаться странной, но это одна из самых распространенных форм. Этот вид депривации заключается в лишении возможности получить достоверную информацию о чем-либо. Это заставляет человека думать, изобретать и воображать, рассматривая ситуацию через призму собственного видения, придавая ей несуществующий смысл. Пример: моряк в дальнем плавании. Нет возможности связаться с родственниками, и в какой-то момент он начинает паниковать. Что, если твоя жена изменила? Или с родителями что-то случилось? При этом важно, как поведут себя окружающие: успокаивают или, наоборот, дразнят.
В ранее транслированном телешоу «Последний герой» люди также находились в когнитивной депривации. Редакторы программы имели возможность сообщить им о том, что происходит на суше, но сознательно этого не делали. Потому что зрителю было интересно наблюдать за героями, долгое время находившимися в нестандартной ситуации. И было на что смотреть: люди забеспокоились, тревога усилилась, началась паника.
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕПРИВАЦИИ СЕМЕЙНОГО ОБЩЕНИЯ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, ЛИШЕННЫХ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
2.1 Организация и методы исследования социально-психологической адаптации детей, лишенных попечения родителей
В рамках данного исследования была проведена диагностика уровня социальной адаптации и личностной тревожности выпускников детского дома-интерната. В диагностике приняли участие 15 подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей в возрасте 17 лет.
Для определения уровня адаптированности подростков были использованы методики:
- Опросник личностной ориентации (по А. Маслоу);
- Методика «Шкала личностной тревожности» (русскоязычная адаптация Ю.Л. Ханина).
Опросник личностной ориентации А. Маслоу ориентирована на выявление ориентации личности подростка по отношению к окружающим его людям, а также на выявление ориентации социальной адаптации в обществе. Анкета включает пять пунктов с различной ориентацией. Необходимо выбрать один из предложенных вариантов, каждому из которых присваивается определенное количество баллов. Результаты суммируются и сверяются с ключом анкеты.
Методика «Шкала личностной тревожности», адаптированная Ю.Л. Ханиным, призвана выявить уровень тревоги испытуемого, который тесно связан с его способностью адаптироваться в обществе, умением устанавливать социальные связи и контакты, реализовывать свой потенциал, что особенно важно для выпускников детских домов, интернатов в их будущей образовательной, профессиональной и общественной жизни.
Содержание методик приведено в Приложении А.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Депривация представляет собой сложное, многоаспектное явление, имеющее отношение к различным сферам человеческой жизни. Депривация может привести человека в состояние тяжелой внутренней пустоты, из которой сложно найти выход. Вкус к жизни исчезает, и человек просто начинает существовать. Они не получали удовольствия от еды, от любимых занятий или от общения с друзьями. Депривация увеличивает уровень беспокойства, человек начинает бояться пробовать новые модели поведения, пытаясь поддерживать стабильное состояние, в котором ему комфортно.
К признакам семейных лишений являются: неблагоприятные условия жизни ребенка в семье и педагогическая некомпетентность родителей. Лишения в семье приводят к деформации эмоциональной и социальной сфер личности. В эмоциональной сфере депривация семьи проявляется в виде дезорганизованных эмоциональных реакций, в их агрессии, негативизме, разочаровании, тревоге. Психическая депривация приводит к развитию у ребенка чувства беспомощности, безнадежности, утраты чувства собственного достоинства и ценности.
Психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обусловлены, прежде всего, их особым социальным статусом. Наиболее значимыми из них являются психические лишения, отсутствие близкого взрослого, который безоговорочно принял бы и полюбил бы ребенка, а также негативное отношение общества к этим детям. Все это приводит к формированию агрессивной, но крайне уязвимой, неуверенной в себе личности, которая вместо того, чтобы взаимодействовать с внешним миром, защищается от внешнего мира. Учитывая индивидуальные психологические особенности детей-сирот, создается эффективная психолого-педагогическая стратегия взаимодействия с этой категорией.
В рамках данного исследования была проведена диагностика уровня социальной адаптации и личностной тревожности выпускников детского дома-интерната. В диагностике приняли участие 15 подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей в возрасте 17 лет. Для определения уровня адаптированности подростков были использованы методики: опросник личностной ориентации (по А. Маслоу); методика «Шкала личностной тревожности» (русскоязычная адаптация Ю.Л. Ханина).
Результаты опроса показали, что выпускники детских домов не имеют полностью положительной личной ориентации. Только 49% опрошенных подростков имеют тенденцию к успешной социальной адаптации.
1. Абрамова, И. Г. Игротехнические приёмы (Рекомендации для организации игровых занятий в школе) / И. Г. Абрамова. – СПб, 2002. – 254 с.
2. Бережная, О. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот как средство их социализации: автореф. дис. канд. пед. наук. 13.00.01. – Ставрополь, 2005. – С. 53-55.
3. Бобылева, И. А. Педагогические условия постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения : автореф. дис. канд. пед. наук. 13.00.01. – Владимир, 2000. – С. 17.
4. Бревнова, В. М. Социальная адаптация воспитанников детского дома средствами социально-педагогической деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук. – Омск, 2008. – С. 10 – 13.
5. Волчек, Н. А. Сиротский синдром / Н. А. Волчек // Социальная защита. – 2007. – № 9. – 211 с.
6. Галасюк, И. Н. Психология социальной работы / И. Н. Галасюк, О. В. Краснова, Т. В. Шинина. – М., 2013. – 304 с.
7. Гордашников, В. А. Образование и здоровье студентов медицинского колледжа / В. А. Гордашников, А. Я. Осин. – М.: Изд-во «Академия Естествознания», 2009. – С. 37.
8. Детская психодиагностика и профориентация / Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. Серия «Учебники, учебные пособия» – Ростов н / Д: «Феникс», 2009.
9. Дети и молодежь Республики Беларусь Статистический сборник Ответственный за выпуск Т.В. Бабук. –2015. – 230 с.
10. Дорохова, Т. С. Социальная адаптация детей, оставшихся без попечения родителей, к замещающей семье // Инновационная направленность обучения и воспитания в системе образования Екатеринбурга: материалы XVII городских педагогических чтений / под общ. ред. А. А. Симоновой, Н. А. Лопатюк. – Екатеринбург: МБУ ИМЦ «Екатеринбургский дом учителя», 2011. 77 с.
11. Дубровина, И. В. Психическое развитие детей, воспитывающихся вне семьи. Психическое развитие воспитанников детского дома. / под общ. ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. – М.: Изд-во Педагогика, 2000. –15 с.
12. Жилина, Л. А. Социально-педагогическое сопровождение студентов-сирот в период адаптации к образовательной среде вуза: автореф. дис. канд. пед. наук. – Омск, 2008. – С. 10-13.
13. Зайцева, И. Н. Социально-профессиональная адаптация студентов в учреждениях среднего профессионального образования деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук. – Елец, 2011. – C. 10 – 12.
14. Зубкова, Т. С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Т. С. Зубкова, Н. В. Тимошина. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 224 с.
15. Казьмина, О. Ю. Руководство по оценке уровня развития социального поведения старшеклассника / О. Ю. Казьмина. – М., 2003. – С. 11.
16. Кансиярова, Е. А. Социальная адаптация молодежи: автореф. дис. канд. философ. наук. – Новосибирск, 2011. – С. 12 – 14.
17. Лактионова, С. В. Социально-профессиональная адаптация выпускников сиротских учреждений: автореф. дис. канд. пед. наук. – СПб., 2008. – С. 24.
18. Ларин, А. Н. Современные международные проблемы детей-сирот / А. Н. Ларин, И. Н. Коноплева // Современная зарубежная психология. – 2015. Том 4. – № 2. – С. 5–10.
19. Ларионова, С. А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика / С. А. Ларионова. – Белгород, 2002. – С. 93.
20. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении: учеб. пособие / М. И. Лисина. – СПб. : Питер, 2009. – 156 с.
21. Мельникова, Н. Н. Стратегии поведения в процессе социально-психологической адаптации: автореф. дис. канд. психол. наук. – СПб., 2004. – С. 22.
22. Морозова, Е. И. Проблемные дети и дети-сироты: Советы воспитателям и опекунам 2-е., изд. стереотип / Е. И. Морозова. – М. : Изд. НЦ ЭНАС, 2005. – 56 с.
23. Ольшанский, Д. В. Адаптация. Философский энциклопедический словарь. – М. : Сов. энциклопедия, 1983. – С. 13.
24. Ослон, В. Н. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России / В. Н. Ослон, А. Б. Холмогорова // Вопросы психологии. – 2001. – № 3. – 75 с.
25. Орсаг, Ю. В. Проектирование содержания воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период их социально- профессиональной адаптации: Дисс. к.пед.н. / Ю. В. Орсаг. ˗ Вологда, 2007. ˗ 230 с.
26. Пашина, Е. П. Особенности эмоциональной сферы у воспитанников и сотрудников детского дома / Е. П. Пашина, А. Х. Рязанова. – М. : Изд-во Ин-та психологии, 2005. – 139 с.
27. Пособия для воспитателей и учителей «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме», автор-составитель : Е.М. Худенко. – М. : Аркти, 2005. – 103 с.
28. Прихожан, А. М. Психология сиротства. Дети без семьи / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. – М., 2005. – 400 с.
29. Психологические исследования познавательных процессов и личности: [сб. ст.] /АН СССР. – М. : Изд-во Ин-та психологии. Наука, 1989. – 161 с.
30. Рожков, М. И. Социально-педагогическое сопровождение: концептуальное осмысление процесса // Психология и педагогика социального воспитания: мат-лы науч.-практ. конф., посвященной 70-летию со дня рождения А. Н. Лутошкина. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2005. – С. 14.
31. Ромм, М. В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект / М. В. Ромм. – Новосибирск : Наука, 2002. – С. 34.
32. Семья, Г. В. Социально-психологические технологии постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Под науч. ред. Г. В. Семья. – М. : СИМС, 2009. – 187 с.
33. Смелков, М. Ю. Теоретический анализ проблемы социальной адаптации в контексте социализации личности / М. Ю. Смелков // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Сер. Педагогика. – 2011. – № 4. – С. 164.
34. Социально-педагогические технологии работы с детьми / Авт.-сост. С. А. Миронов. – М., 2014. – 289 с.
35. Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми / Авт.-сост. М. А. Павлова. ˗ Волгоград : Учитель, 2014. – 232 с.
36. Социальный педагог : педагогический опыт и методы работы: учб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Ю.В. Василькова. – 3-е изд., доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 208 с.
37. Успешное замещающее родительство : книга для приемных родителей / Авторы-составители : Е. В. Трофимова, О. Н. Хахлова. – Уфа, 2015. – 200 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник личностной ориентации (по А. Маслоу).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты