Опыт работы авторских школ в Республике Беларусь (в странах Содружества Независимых Государств)
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Опыт работы авторских школ в Республике Беларусь (в странах Содружества Независимых Государств)»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Опыт работы авторских школ в Республике Беларусь (в странах Содружества Независимых Государств)
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
Поделиться
Введение
1. Понятие «Авторская школа»
2. Развитие педагогической мысли в Республике Беларусь
3. Школа и педагогика в Беларуси на современном этапе
4. Классификация авторских школ в Республике Беларусь
5. Классификация авторских школ в странах СНГ
Заключение
Библиографический список
Введение
Авторская школа — это феномен инновационной образовательной практики. Речь идет об экспериментальных учебных заведениях, деятельность которых основана на ведущих психолого-педагогических и (или) организационно-управленческих концепциях, разработанных автором или группой авторов». Термин «авторская школа» используется с конца 1980-х годов. Появление и развитие «авторской школы» связано с децентрализацией управления образованием в стране, преодолением однородности образовательных учреждений и объявлением их автономии в качестве одного из принципов государственной образовательной политики [1, c. 45].
Понятия и практика авторских школ, как правило, сильно отличаются от понятий и практики традиционных школ и часто основаны на противопоставлении этой практики, ее критике и демонстрации преимуществ новой практики по сравнению с известной. В качестве отличительной черты авторских школ многие эксперты также отмечали тот факт, что такие школы создаются на основе заранее разработанных проектов оригинальных (а значит, авторских) концепций.
Авторские школы обычно называют по имени их основателей - «школа В.А. Караковского», «школа Е.А. Ямбурга» или по обобщающим названиям философских и психолого-педагогических идей, лежащих в основе образовательной системы школы: «школа диалога культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов), «школа развивающего обучения» (В.В. Давыдов), «школа самоопределения» (А.Н. Тубельский) и др.
Суть экспериментов в авторской школе, как правило, заключается в поиске новых образовательных целей, нового образовательного содержания и методик. Школа автора является одной из разновидностей экспериментальных площадок. Статус такой площадки присваивается соответствующим органом государственного управления народным образованием после проведения специальной общественной государственной экспертизы. Статус экспериментальной площадки дает ему право осуществлять построение специального учебного процесса, создавать новые институциональные структуры, получать специальное вознаграждение за преподавательский труд и пользоваться приоритетом в материально-техническом обеспечении.
Объект исследования: авторские школы.
Предмет исследования: опыт работы авторских школ в Республике Беларусь и в странах СНГ.
Цель исследования: сравнить опыт работы авторских школ в Республике Беларусь и в странах СНГ.
Задачи исследования:
- дать определение понятия «авторская школа»;
- характеризовать развитие педагогической мысли в республике Беларусь;
- представить школы и педагогику в Республике Беларусь на современном этапе;
1. Понятие «Авторская школа»
На протяжении всей истории педагогики многие педагогические деятели, как зарубежные, так и российские, пытались создать «идеальную» систему воспитания и образования. В зависимости от времени и страны, в которой эти люди работали, их взгляды на образование, подготовку и обучение могли быть не только различными, но и почти противоположными. Так, например, в Спарте образование характеризовалось односторонним и грубым воспитанием: грамотность была крайне низкой, речь - неясной и поощрялись только музыкальные занятия (хор, флейта), и образования в Германии XIX века, в котором широко использовался опыт Песталоцци. Иоганн Генрих Песталоцци разработал принципы воспитания, ориентированного на принцип природосообразности и основанного на нераскрытых талантах детей, и сделал умение говорить и излагать мысли одним из главных учебных умений [5, c. 42].
В процессе совершенствования педагогических знаний и формирования современных форм образовательных школ возникла концепция авторской школы. Этот термин начал употребляться в России в конце восьмидесятых годов, но феномен авторской школы появился гораздо раньше. Школы Сухомлинского и А.С. Макаренко (ХХ в.), а также учебные заведения И.Г. Песталоцци (ХVII в.), С. Френе и других известных педагогов разных эпох сегодня признаны авторскими школами.
Авторская школа — это феномен инновационной образовательной практики. Это относится к экспериментальным учебным заведениям, деятельность которых основана на ведущих психолого-педагогических, организационных и управленческих концепциях, разработанных отдельным автором или группой авторов. Появление авторской школы связано с децентрализацией управления образованием в России, преодолением однородности образовательных учреждений и объявлением их автономии в качестве принципа государственной образовательной политики.
Философия и практика авторских школ, как правило, сильно отличается от практики традиционных школ и часто основывается на противопоставлении этих практик, их критике и демонстрации превосходства новых практик над известными. Как отличительная черта авторских школ, многие эксперты также подчеркивали, что такие школы создаются на основе заранее составленных оригинальных авторских модели [9, c 58].
Диапазон авторских моделей весьма широк:
1. Авторской педагогической моделью называют созданный автором учебно-воспитательный процесс (или его часть) представляющий оригинальную, новую для данных условий образовательную практику.
2. Авторская программа – это спроектированный самим учителем на основе собственной методической концепции учебно-воспитательный процесс, предназначенный для обновления школьного образования и получения определенных (повышенных) результатов.
2. Развитие педагогической мысли в Республике Беларусь
До IX века на землях нынешней Беларуси жили в основном племена, принадлежавшие к племенным союзам кривичей, дреговичей, радимичей. Долгое время им удавалось сохранять собственную политическую организацию - «княжеские государства», с собственными вождями и армиями. Так, хорошо известны крупные самостоятельные княжества: Полоцкое, Турово-Пинское, Новогрудское, а также более мелкие – Минское, Друцкое, Гродненское и др.
Педагогика народов, живших на территории современной Беларуси в IX-XVII веках, возникла и развивалась на основе взаимодействия двух культур: восточнославянской языческой культуры и христианской культуры, распространившейся в стране с принятием новой государственной религии. В крупных городах были открыты школы в королевских дворцах, церковных приходах и монастырях. Там изучались не только церковнославянский, греческий и латинский языки, но и некоторые науки: риторика, диалектика, грамматика [12].
К концу девятого века политическая и экономическая роль Полоцкого княжества возрастала. Примерно в 1000 году в Полоцке была создана епископская кафедра. В X и XI веках началось обучение детей и переписывание книг; учебный процесс постепенно стал походить на школу. Распространение грамотности осуществлялось с помощью «литературных мастеров», дьячков и мирских людей, которые занимались воспитанием детей. В Полоцкой Софии была создана первая в Беларуси библиотека, которая предоставляла большое количество книг на разных языках, велось летописание, переписывалась и распространялась книга, создавались школы.
Важную роль в развитии образования в Полоцком государстве сыграла внучка легендарного князя Всеслава Чародея – Евфросиния Полоцкая (1110-1173). Она была очень культурным человеком своего времени. В возрасте 12 лет княжна Предслава отказалась от мирской жизни и тайно оставила родителей, чтобы пойти в монастырь, где она приняла постриг. Поселившись в Софийском соборе в Полоцке, она взяла себе имя Евфросиния Полоцкая и собрала вокруг себя самых образованных и талантливых людей того времени, подавая личный пример в области образования и письменности.
Молодые монахини начали переписывать книги Церкви. В основном это были священные книги, фрагменты византийских летописей и бытовых летописей. Составлялись полоцкие летописи, писались стихи, переводились литературные произведения с греческого и латинского языков. Княжна была автором двух монашеских уставов, вела переписку с Византией.
Евфросиния основала два монастыря, один из которых был монастырем женским, и открыла пристроенную к монастырю школу, где придавала большое значение образованию монахинь-женщин. Она не только учила монахинь читать и писать, но и стремилась культивировать в них лучшие моральные и духовные качества человечества. В школе помимо чтения, письма, арифметики и пения изучали греческий и латинский языки, получали информацию о природе, медицине, риторике и других областях знаний [10].
3. Школа и педагогика в Беларуси на современном этапе
Национальный суверенитет, приобретенный Республикой Беларусь в 1991 году, предоставил республике возможность постепенного перевода системы образования на национальную основу. Первым юридическим документом, который определил пути этого перехода, стала Государственная программа развития белорусского языка и других национальных языков в Белорусской ССР, принятая на основе Закона БССР «О языках в Белорусской ССР». Постепенный перевод до 2000 года всех учреждений системы образования, в первую очередь школ, на белорусский и другие национальные языки преподавания; издание на белорусском языке необходимой учебно-методической литературы, учебников и пособий; соответствующая подготовка и переподготовка педагогических кадров стали главными направлениями реализации в системе образования Закона о языках. Впоследствии эти процессы в Республике Беларусь замедлились и Закон о языках, как и Закон «Об образовании в Республике Беларусь», утвержденный Верховным Советом РБ в ноябре 1991 года, полностью не были реализованы.
Одной из целей, определенных в Законе «Об образовании в Республике Беларусь» и гарантированных государством, является формирование и укрепление национального самосознания гражданина Республики Беларусь, а также чувства уважения к другим странам и народам мира; сохранение и умножение интеллектуальной собственности и культурных ценностей белорусского народа, как и других национальных сообществ республики. Принцип национально - культурного приоритета в государственной образовательной политике, провозглашенный Законом, требует от каждого гражданина республики овладения белорусским языком как государственным языком и главным средством отношений между гражданами Беларуси при обязательном изучении в дошкольных и средних учебных заведениях русского языка и одного из иностранных языков [15, c. 74].
Новый Закон Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь» и разработанная на его основе Концепция образования и воспитания в Республике Беларусь определяют приоритет человеческого фактора в образовании через национальную систему образования, интеграцию с зарубежными системами образования и внимание к мировому уровню знаний. ценности. Новыми особенностями сложившейся отечественной системы образования, отличающими ее от советской, являются: ориентированность на человека, демократичность, экологичность; многоуровневая структура и разнообразие типов образовательных учреждений всех уровней; развитие сайта, воспитывающего характер образования, создающего условия для раскрытия и развития индивидуальных талантов и способностей; динамика обучения. То есть «превращение творческих способностей, социальной и моральной ответственности в главный критерий подготовки к жизнедеятельности человека» [11, c. 7].
4. Классификация авторских школ в Республике Беларусь
В XVIII в. педагогическая мысль Беларуси развивалась на фоне взаимодействия славянских культур - русской, украинской, белорусской и польской. С 1773 г. в Беларуси начала работать Эдукационная комиссия, которая попыталась внестинекоторые преобразования в просвещении, разработала социальные и педагогические проекты просветительского характера. Центром науки и культуры края стала Виленская академия, позже реорганизованная в Виленский университет (1803). В конце XVIII в. (1772-1795) Беларусь вошла в состав России, что создавало более благоприятные условия для проникновения достижений прогрессивной русской культуры. По мере того, как выпускники российских учебных заведений начали работать в белорусских школах и использовать российские учебники, идеи самых известных российских педагогов стали широко известны. Активную роль в распространении белорусского образования и активизации педагогических идей сыграло открытие двух крупных и шести небольших школ в городах Полоцке, Витебске и Могилеве [14, c. 36].
С середины XIX в. деятели просвещения и прогрессивные педагоги выдвигают идею о создании белорусской школы, об обучении детей на родном языке. Просветительские идеи были ведущими в творчестве белорусских писателей-демократов (В.И.Дунин-Марцинкевич, Ф.Богушевич, Я.Лучина). В их произведениях особо подчеркивалось уважительное отношение к личности человека труда, необходимость просвещения народа на родном ему языке. В начале XX в. острейшие проблемы народного образования широко обсуждались на страницах белорусской педагогической печати («Голос учителя», «Белорусский учитель», «Педагогическое дело», «Народное образование в Виленском учебном округе» и др.). В статьях рассматривались такие проблемы учебно-воспитательного процесса, как осуществление межпредметных связей, учет и оценка знаний, взаимоотношения между учителем и учащимися. Важную роль в развитии педагогической мысли сыграли ученые-педагоги, разрабатывавшие проблемы методики преподавания различных предметов. Значительный вклад в развитие школы и педагогической мысли в этот период внесли такие писатели, педагоги и общественные деятели, как К.И.Тихомиров, А.Е.Богданович, Ф.А.Кудринский, Д.А.Сцепуро, Тётка, Я.Колас и др.
Клавдий Иванович Тихомиров (1858-после 1920). Прогрессивный педагог, внесший большой вклад в подготовку учителей народных школ в Беларуси в начале XX в. Работал инспектором народных училищ, директором Свислочской, а затем Полоцкой учительских семинарий (1905-1910), директором Витебского учительского института (1910-1918). Преподавал педагогику и психологию с элементами логики. Статьи К.И. Тихомирова «Главнейшие результаты изучения памяти», «Психологические основы обучения», «Обучение грамоте» представляют определенный интерес для современного учителя и не утратили своего значения до настоящего времени. Важным условием успешного обучения К.И.Тихомиров считал интерес к учению и развитие внимания учащихся.
5. Классификация авторских школ в странах СНГ
«Свободные школьные общины» (Германия, Г. Литц, П. Гехееб). В начале ХХ века в Германии, Швейцарии и Австрии появился новый тип школы-интерната. Они открылись благодаря немецкому педагогу Герману Литцу, который в 1888 году открыл несколько школ в сельской местности Германии. Это были частные учреждения, и стоимость обучения в них была высокой. В основном это были школы для мальчиков. Девочек принимали только в начальных школах.
Главной характеристикой этих учреждений было свободное развитие учеников. Благодаря их работе дети были привиты принципы, которые были очень важны для граждан, самым важным из которых было осознание того, что каждый ученик был равен между равными. Вся жизнь школы была основана на сотрудничестве между учениками и учителями, которое вместе обеспечило порядок, свободу и дисциплину. Но это было не единственным отличием от обычных школ того времени. Свободная деревенская община также отличалась отсутствием традиционной классно-урочной системы и стабильной учебной программы. Литц критиковал школьную систему и высокую нагрузку, поэтому в его школах доминировал индивидуальный подход [8].
Литц планировал воспитать «духовную элиту». Независимо от индивидуального подхода, он подчеркнул важность знания местной истории, литературы и искусства. Без знания истории и культуры своей страны нельзя иметь гражданскую ответственность. Важную роль в системе образования сыграл и физический труд. Литц стремился создать общество великого синтеза ума и тела, физической и умственной работы. Путь к этому, по его мнению, лежал не через политику, законы и реформы, а через самопожертвование, любовь и силу, которые будут применены в процессе воспитания будущих граждан.
Пауль Гехеб стал идеологическим последователем Германа Литца. Однако после очередного конфликта интересов Гехеб и шесть учителей во главе с Винекеном забрали часть учеников и перевезли их в Викерсдорф, где была создана свободная школьная община. Официально школой руководил Гехеб, и Винекену было отказано в руководстве из-за его взглядов. В конце концов, Виникен взял на себя фактическое руководство школой, в то время как Гехеб, несмотря на уважение и восхищение учеников, был лишь представителем в попечительском совете, занимаясь неприятными ситуациями. И со всем этим Пауль был, конечно, недоволен [7].
Школу Гехеба возглавляла «школьная община», в которую входили все ученики и учителя. Собрание было созвано школьным советом, или по требованию одной трети имеющих право голоса. Каждый человек имеет право голоса, но вес мнений учащихся варьируется в зависимости от их возраста. Общие собрания обычно проводятся один или два раза в месяц для обсуждения и принятия решений по неотложным вопросам. Мероприятие не планировалось: оно созывалось, когда возникала необходимость. Собрание длилось не более двух часов, и все дети были предупреждены за двадцать четыре часа.
Заключение
Авторская школа является своего рода экспериментальной площадкой. Статус такой площадки присваивается соответствующим государственным национальным управлением образования после подачи соответствующего заявления на государственную общественную экспертизу. Статус экспериментальной площадки дает ему право осуществлять строительство специального учебного процесса, создавать новые учреждения, получать специальное вознаграждение за преподавательский труд и пользоваться приоритетом в материально-техническом обеспечении.
Развитие педагогической мысли в Республике Беларусь IX века. Педагогика народов, живших на территории современной Беларуси в IX-XVII веках, возникла и развивалась на основе взаимодействия двух культур: восточнославянской языческой культуры и христианской культуры, распространившейся в стране с принятием новой государственной религии. Крупнейшими представителями развития педагогической мысли в Республике Беларусь считаются: Франциск Скорина, Николай Гусовский, Сымон Будный, Василий Тяпинский, Милетий Смотрицкий.
Национальный суверенитет, приобретенный Республикой Беларусь в 1991 году, предоставил республике возможность постепенного перевода системы образования на национальную основу. Новая концепция образования также характеризуется преемственностью и целостностью. Коренным образом подверглось изменению и содержание образования, организация обучения детей. В учебном плане увеличился удельный вес тех предметов, которые имеют специальную направленность на развитие и воспитание личности, которые широко и полно реализуют задачи гуманизации. Основное образование в Республике Беларусь содержит следующие уровни: дошкольное, общее базовое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее, послевузовское образование.
Важную роль в развитии педагогической мысли сыграли ученые-педагоги, разрабатывавшие проблемы методики преподавания различных предметов. Значительный вклад в развитие школы и педагогической мысли в этот период внесли такие писатели, педагоги и общественные деятели, как К.И.Тихомиров, А.Е.Богданович, Ф.А.Кудринский, Д.А.Сцепуро, Тётка, Я.Колас и др.
Так в работе мы рассмотрели некоторые авторские школы стан СНГ: «Свободные школьные общины», школа адаптирующей педагогики Е.А. Ямбурга, Б.А. Бройде, «Агрошкола» А.А. Католикова, «Школа делания» (Д. Дьюи, США). Школы по-своему уникальны. А деятельность педагогов школ заслуживает огромного уважения. Например, адаптивная школа – это школа, где должно быть место каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей.Агрошкола-интернат имени А.С. Католикова представляется как технология агротерапии, социальной и медицинской реабилитации, социализации и интеграции в общество детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а «школа делания» стремится приблизить обучение к жизни и опыту детей, стимулируя их естественное развитие.
1. Авторские школы в образовательном пространстве Республики Беларусь / Н. Б. Яковлева // Веснік адукацыі : штомесячны навукова-практычны і інфармацыйна-метадычны часопіс / заснавальнік Навукова-метадычная ўстанова «Нацыянальны інстытут адукацыі» Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь. — 2013. ― № 2. ― С. 45―46
2. Арлова, Г.П. Беларуская народная педагогіка / Г.П. Арлова.– Мн.,1993. – 186 с.
3. Асвета і педагагічная думка ў Беларусі са старажытных часоў да 1917 г. / Рэд. кал.: М.А.Лазарук [і інш.].- Мінск: Вышэйшая школа, 1985.- 426 с.
4. Болбас, В.С. Этыка-педагагічная думка Беларусі (са старажытнасці да XVIII ст.)- Мінск: ООО «Асар», 2004.-186 с.
5. Борытко, Н.М. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.-496с.
6. Варенова, В.Т. Краткая История образования и педагогической мысли: Учеб. пособие / В.Т. Варенова.- Мн.: ООО «Асар», 2004.-256 с.
7. Винекен Г. «Круг идей свободной школьной общины» / Г. Винекен. – 1922
8. Гехеб П. «Сельские воспитательные дома» / П.Гехеб. – 1967
9. Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли древнего и средневекового мира: учеб. пособие для высш. школы / А.Н. Джуринский.- М.: Издательство «Совершенство», 1999.-224 с.
10. Дьюи Д. Мое педагогическое кредо / Д.Дьюи // На путях к новой школе. – 2002. – № 3. – С. 72–81.
11. Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: задачи, методы, источники и проблематика истории педагогики: материалы 8-й национальной научной конференции. – М.: 14 ноября 2012 г. / ред.-сост. Г. Б. Корнетов. – АСОУ, 2012. – 212 с.
12. История образования и педагогической мысли Беларуси / авт.-сост.: В.В.Пашкевич, А.С.Баранова, И.И.Колбаско [и др.]; под общ. ред. В.В.Пашкевича.- Мозырь: Содействие, 2008-56 с.
13. История образования и педагогической мысли. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений / Под ред. Академика РАО А.И. Пискунова.- 2-е изд., испр. и дополн.- М.: ТЦ «Сфера», 2001.-512 с.
14. История педагогики / А.И. Пискунов, В.М. Кларин, А.Н. Джуринский и др.: уч. пособие для пед. ун-тов. – М., 1995. Ч.1-288 с.
15. История педагогики. / Под ред. А.И.Пискунова: уч. пособие для пед. ун-тов. М., 1997. Ч. 2.- 204 с.
16. Капранова, В.А. История педагогики: учеб пособие / В.А.Капранова. - 3- изд. испр. и доп. М.: Новое знание, 2007.-197 с.
17. Коджаспирова, Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.-224с.
18. Корнетов, Г.Б. Всемирная история педагогики: уч. пособие / Г.Б.Корнетов. - М., 1994.241 с.
19. Народная адукацыя і педагагічная думка ў Беларусі (1917-1945) / Г.Р.Сянкевіч і інш.–Мн.,1993.-176 с.
20. Народная педагогіка беларусаў / Пад рэд. В.К.Бандарчыка, М.Ф.Піліпенкі, С.В.Снапкоўскай.– Мн.,1998.-134 с.
21. Орлова, А.П. История образования и педагогической мысли: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений по педагогическим специальностям / А.П. Орлова, Н.К. Зинькова, В.В. Тетерина; под общ. ред. А.П. Орловой.- Минск: ИВЦ Минфина, 2008-380 с.
22. Педагогическое общество России. Сборник «Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня». 1998 – 43 с.
23. Пряникова, В.Г. История образования и педагогической мысли: учебник-справочник / В.Г.Пряникова, З.И.Равкин. М., 1995.-304 с.
24. Рогачева Е. Ю. Педагогика Джона Дьюи в XX веке: кросс-культурный контекст / Е.Ю. Рогачева. – Владимир: ВГПУ, 2005. – 332 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты