Состояние графомоторных навыков у дошкольников с дизартрией
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Состояние графомоторных навыков у дошкольников с дизартрией»
по дисциплине: «Логопедия»
2021
45.00 BYN
Состояние графомоторных навыков у дошкольников с дизартрией
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Логопедия
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Список участников.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Конспекты занятий по развитию речи и графомоторных навыков.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ
1.1. Развитие графомоторных навыков у детей в онтогенезе
1.2. Специфика нарушений графомоторных навыков у детей с дизартрией
1.3. Коррекционная работа при нарушении графомоторных навыков у детей с дизартрией
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ
2.1. Методика исследования особенностей развития графомоторных навыков у детей с дизартрией у детей с дизартрией
2.2. Анализ результатов исследования
2.3. Методические рекомендации по совершенствованию графомоторных навыков у детей у детей 4-6 лет с дизартрией
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Немаловажное место в ряду умений и навыков, обеспечивающих успешное развитие ребёнка, занимает развитие графомоторных навыков.
Ребёнок, имеющий достаточный уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Графомоторные навыки — составная часть моторных способностей человека. Их формирование базируется на возникновении и совершенствовании тонко координированных движений руки, развития зрительно — пространственной ориентировки, зрительно — моторной координации. А у детей с дизартрией в большей степени проявляется несформированность данных компонентов [16, с. 8].
Дизартрия представляет собой сложное речевое расстройство, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности.
Наиболее серьезные нарушения речи со стороны произношения звуков возникают вследствие органического поражения центральной нервной системы. Это характерно для дизартрии. В этом варианте страдает не только произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. У таких детей отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. В речи отмечается нечеткое, смазанное звукопроизношение, голос тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий: ритм дыхания нарушен: речь теряет свою плавность, темп ее может быть ускоренным или замедленным.
Теоретические основы речи детей с дизартрией рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных ученых таких, как: А. А. Бодалева, Л.С. Выготского, Е.М. Мастюкова, Я. Л. Коломинского, Е.Н. Винарской, А. А. Леонтьева, А Н. Леонтьева, Л.В. Серебрякова, М. И. Лисиной, Б. Ф. Ломова, А. В. Мудрика, П. М. Якобсона, Я. А. Яноушека, И.И. Паченко, Л.А. Щербакова и других [22, с. 28].
Графомоторные навыки детей отличаются незрелостью сложных произвольных форм зрительно-моторной координации. У детей отмечается неправильная передача пространственного положения предмета, слабое развитие навыков соизмерения, соотнесения и расчёта размеров, построение линий прерывистыми, неровными движениями. Для владения письмом как графомоторным навыком, кроме сформированных временных и оптико-пространственных представлений, фонематического восприятия, необходим достаточный уровень развития двигательной сферы. Моторный компонент - базовый с точки зрения графических навыков, необходимых для успешного овладения грамотой. Дошкольники с дизартрией ещё не способны проводить достаточно чёткие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв, тратят большое количество времени на копирование образца [24, с. 98].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ
1.1. Развитие графомоторных навыков у детей в онтогенезе
Графомоторные навыки являются конечным звеном в цепочке операций, составляющих письмо. Поэтому они могут оказывать влияние не только на каллиграфию, но и на весь процесс письма в целом. Например, наличие затруднений в изображении букв иногда настолько загружает внимание ребенка, что дезорганизует и все предшествующие операции.
Графомоторный навык включает в себя определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Писать буквы красиво, разборчиво, четко, быстро позволяет только правильно сформированный графический навык. Неправильно сформированный графический навык приводит к ряду трудностей письма: медленный темп, неразборчивый, небрежный почерк. А переделка неправильного графического навыка непросто затруднена, но порой невозможна [24, с.43].
Слухо-зрительно-моторная координация - важнейшая функция процесса формирования графомоторного навыка. Исследуя процессобразования систем связей между зрительным, слуховым и двигательным анализаторами, ряд ученых (А.Р. Лурия, Е.В. Гурьянов, М.М. Безруких, С.П. Ефимова, Е.В. Новикова, Н.В. Новоторцева, С.Е. Гаврина и др.) пришли к выводу о том, чтоони зависят от сформированности:
- зрительного и двигательного контроля (зрительно-моторной координации);
- пространственного восприятия (поля зрения - целостность, широта, разносторонность; остроты зрения; глазомера);
- координации движений (умения координировать движения звеньев пишущей руки; навыка произвольного изменения направления движения);
- «ручной умелости» (развитой мелкой моторики);
- пространственных представлений (знания «телесной схемы»; умения видеть графему и ее точное расположение;
- умения анализировать предмет, его изображение; процессы соизмерения);
- чувства ритма (способности, проявляющейся при воспроизведении ритмически организованных элементов временного ряда);
- зрительного внимания; необходимого объема распределения внимания для предотвращения графических ошибок (антиципаций, персевераций) [8, с. 98].
Важно отметить, что имея общие черты с двигательными, графомоторные навыки не является лишь таковыми.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ
2.1. Методика исследования особенностей развития графомоторных навыков у детей с дизартрией у детей с дизартрией
В основу методики обследования были положены работы: «Психолого-логопедическое обследование детей с нарушениями речи.» Г.Л. Волковой [9, с. 43].
Предлагаемая методика может быть использована для диагностики сформированности графомоторных навыков у детей 4-6 лет дизартрией. В исследование принимала участие 15 детей (Приложение А).
Структура обследования включает в себя следующие компоненты:
1. Мелкая моторика:
• определение ведущей руки;
• исследование статической координации движений;
• исследование динамической координации движений;
• определение уровня развития мелкой моторики.
2. Графические навыки:
• определение уровня пространственных представлений;
• обследование зрительного восприятия и графического навыка.
Оценка результатов выражается в баллах по шкале от 1 до 4.
1 балл - задание выполнить не может.
2 балла - задание выполняет с ошибками.
3 балла - допускает неточности при выполнении задания.
4 балла - выполняет задание без ошибок.
Суммарное количество баллов, полученное при выполнении заданий, сравнивается с количеством баллов, приведенных ниже, с целью определения наличия или отсутствия необходимости в специализированной помощи:
0 - 8 баллов (низкий уровень) - требуются коррекционно-развивающие занятия;
9 - 16 баллов (средний уровень) - рекомендуются развивающие занятия;
17 - 24 балла (высокий уровень) - ребенок не нуждается в специальных занятиях по развитию графомоторных навыков
Содержание методики логопедического обследования:
Направление 1. Обследование мелкой моторики.
1. Определение ведущей руки:
а) «Переплетение пальцев рук».
Ребенку предлагается сложить руки в замок (выполнялось быстро, без подготовки). Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей - левой;
б) «Поза Наполеона».
Ребенка просят сложить руки на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность темы исследования была подтверждена тем, что формирование графомоторных навыков вызывает значительные затруднения у детей с дизартрией.
Графомоторные навыки – это отработанные и закрепленные действия, совершаемых детьми в процессе различной деятельности.
Изучена психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с дизартрией. Понятие описывается как нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы.
Особенности графо моторных навыков у детей с дизартрией формируются постепенно. В период дошкольного детства при благоприятных внешних условиях ребенок оказывается в состоянии овладеть целым рядом умений, весьма важных для успешного усвоения навыков письма в школе. Он овладевает движениями, необходимыми для лёгкого прикосновения и скольжения карандаша по бумаге, учится замечать различия между графическими элементами по их форме, положению и соотношению друг с другом.
В процессе выполнения поставленных задач исследования, было отмечено, что формирование графомоторного навыка – длительный и сложный процесс. В ходе многочисленных упражнений и отработки навыка он совершенствуется и достигает автоматизма.
Нами было проведено экспериментальное исследование графомоторных навыков: высокий уровень имеют 13%, средний 60% и низкий 27%. Для детей с дизартрией характерны следующие особенности графомоторных навыков: низкая способность к анализу и синтезу визуальной информации; сниженная дифференцированность зрительного восприятия и анализа; неумение чётко и правильно выполнять динамические и статические позы, рисование и обводка линий неточная, частые выходы за контур, дети плохо ориентируются в пространстве и на листе бумаги, не видят строчку и имеют сложности в воспроизведении движений рук.
Для преодоления выявленных трудностей необходима дополнительная коррекционная работа в виде игр и дидактических упражнений, которые необходимо осуществлять в процессе различной деятельности, а также соблюдение представленных нами рекомендаций.
Уже на начальном уровне образования необходимо развивать механизмы, которые задействованы в овладении графомоторными навыками, создавать условия для накопления детьми двигательного и практического опыта.
Таким образом, можно сказать, что при обследовании графомоторных навыков детей с дизартрией старшего дошкольного возраста необходимо учитывать психофизические особенности детей; выявить специфические затруднения ребенка, которые необходимо учитывать при организации подхода к коррекционной работе.
1. Аксенова, М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи / М. Аксёнова // Дошкольное воспитание. 1990. № 8. – 65 с.
2. Анисимова, О. А. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста / О. А. Анисимова // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2015. – № 1 (2). – 232 с.
3. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. – М. : Астрель, 2008 г. – 254 с.
4. Баева, Н. В. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОНР в процессе коррекционной работы воспитателя / Н. В. Баева // Вестник научных конференций. – 2016. – № 3-4 (7). – 76 с.
5. Балобанова В.П., Богданова Л.Г. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В. П. Балобанова, Л. Г. Богданова. – «Детство-пресс», 2001. – 310 с.
6. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения / С. Е. Большакова. – М: ТЦ Сфера, 2006. – 251 с.
7. Вавилова, А. В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи / А.В. Вавилова // Молодой ученый. – 2014. – № 5. – 532 с.
8. Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. – М. : Просвещение, 2002. – 680 с.
9. Волкова, Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей [Электронный ресурс] / Г. А. Волкова. – СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 1993. - 45 с. (Педагогическая библиотека онлайн). - Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/6/0415/6_0415-1.shtml.
10. Волошина Л. Развитие тонкой моторики средствами физкультурных упражнений и подвижных игр / Л. Волошина. – М., 2007. – 89 с.
11. Воронина, Л. П. в чем заключается влияние пальцев рук на развитие речи? / Л. П. Воронина // Дошкольная педагогика. – 2011. – №7. – 102 с.
12. Гаврина, С. Е. Развиваем моторику / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина. – Ярославль, 2007. – 45 с.
13. Горшкова Е. В. Развитие двигательной сферы и проявление в ней эмоциональных состояний / Дневник воспитателя: Развитие детей дошкольников / под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. Изд. 2-е. – М. : Академия, 1999. – 231 с.
14. Жукова О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно / О. Жукова. – М.,2006. – 130 с.
15. Заводнова, Н. В.Развитие логики и речи у детей. Игры и упражнения / Н. В. Заводнова. Ростов н/Д., 2006. – 187 с.
16. Илюхина, В. А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме / В. А. Илюхина // Логопед. – 2008. – № 8. – 65 с.
17. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция / В. П. Кащенко. – М. : Просвещение, 1992. – 98 с.
18. Кара Ж. Ю. Общая психология / Ж. Ю. Кара. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 188 с.
19. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М. М. Кольцова. – М. : Просвещение, 1973. – 193 с
20. Кольцова М. М. Движение и развитие моторной речи / М. М. Кольцова. – М. : Просвещение, 1973. – 96 с.
21. Ткаченко, Т. А. «Развиваем мелкую моторику / Т. А. Ткаченко. – М. «Эксмо», 2010. – 173 с.
22. Копытова, С. В. Коррекционная работа с детьми с дизартрическими расстройствами речи / С. В. Копытова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. – № 3. – 238 с.
23. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры / О. И. Крупенчук. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2005. – 153 с.
24. Лопатина, Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой формы дизартрии): уч. пособие – СПб: изд –во РГПУ им. А.И. Герцена, Союз, 2001. – 266 с.
25. Носкова, Л. П. Коррекционное обучение, как основа личностного развития аномальных дошкольников / под редакцией Носковой Л. П. – М.: Просвещение, 1989. – 162 с.
26. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – М.: Просвещение, 1967. – 367 с.
27. Павлова, Т. А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников / Т. А. Павлова. М. : Школьная пресса. 2008. – 187 с.
28. Степанова, М. А. Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей / М. А. Степанова // Логопед / № 7, 2009. – 93 с.
29. Филатова, М. Н. Современное дошкольное образование. Теория и практика / М. Н. Филатова. – 2008. – № 6. – 85 с.
30. Фомина, Л. В. Роль движений рук и моторной речи ребенка // Проблемы речи и психолингвистики. – М.: МГПИИЯ, 2013. – 65 с.
31. Ханафина, Г. Р. Выявление у дошкольников с дизартрией нарушений графомоторных навыков / Г. Р. Ханафина, А. С. Иванова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – № 23 (127). – 533 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Список участников.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Конспекты занятий по развитию речи и графомоторных навыков.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты