Научная картина эволюции сознания
Академия МВД РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Научная картина эволюции сознания»
по дисциплине: «Философия»
2021
45.00 BYN
Научная картина эволюции сознания
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Философия
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ КАТЕГОРИИ СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ: СТРУКТУРА, УРОВНИ, ФУНКЦИИ
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
ГЛАВА 3 ПОСТКЛАССИЧЕСКИЕ И НЕКЛАССИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ СОЗНАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
У каждого человека имеется неотъемлемый дар – разум. Благодаря разуму, человек имеет способность думать, анализировать, подводить итоги. С самых древних времен мыслители искали разгадку тайны феномена человеческого сознания и психики. Путь развития представлений о психике можно разделить на два периода – донаучный и научный. Еще в древности было установлено, что вместе с материальным, объективным, внешним, объективным миром, существуют явления нематериальные, внутренние, субъективные – человеческие чувства, желания, воспоминания. Каждый человек имеет психику. Первые научные представления о психике появились в древнем мире (Египет, Китай, Индия, Греция, Рим). Они нашли свое отражение в трудах философов, врачей и учителей. Можно условно выделить ряд этапов в развитии научного понимания природы психики и предмета психологии как науки. XVII век стал переломным в развитии взглядов на психику. В советской психологии были установлены методологические принципы детерминизма, единства сознания и деятельности, развития психики в деятельности.
Самосознание – это интегральный признак сознания, оценка человеком себя как личности. Проблема психики и сознания во все времена привлекала пристальное внимание со стороны философов, так как определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Исследования в области психики и сознания продолжаются до сих пор, что определяет актуальность выбранной темы.
Большую роль в формулировании этих принципов сыграли такие психологи, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Б.Г. Ананьев. В работах вышеуказанных отечественных психологов сформулированы проблемы изучения личности как целостной системы психического образования в ее многомерных социальных и природных связях. Таким образом, отечественная психология сформировала детальную научную картину психики.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ КАТЕГОРИИ СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ: СТРУКТУРА, УРОВНИ, ФУНКЦИИ
Проблема эпистемологии и анализ сознания тесно связаны. Это естественно, потому что отношение сознания есть всеобщее отношение между субъектом и объектом. Только через сознание человек осознает существование других объектов. Мы можем сказать, что сознание существует во всем, что мы воспринимаем, воображаем и думаем. Возможно, именно универсальность и несводимость сознания затрудняют его определение и описание.
Еще одно осложнение связано с нашим пониманием сознания. Этот подход отличается от нашего знания любого другого предмета. Люди познают сознание в двух различных модусах: внешнем и внутреннем. Мы узнаем кое-что о сознании других людей из наблюдений за их поведением и общением с ними, из литературных произведений, книг по психологии. В то же время каждый знаком с (собственным) сознанием изнутри, не только знаком, но обычно считает, что он и есть это сознание. Ничто другое в мире не называется так же [3, с. 49].
Из-за этих и других уникальных характеристик сознания отношение философии и конкретной науки к нему было и остается весьма противоречивым. С одной стороны, в изучении сознания многие видят ключ к решению интеллектуальных загадок. Так, например, можно объяснить трансформацию, которую теория познания произвела со времен Декарта. В сознании, в уме многие мыслители видят универсальный инструмент для познания человеком мира. Поэтому изучение этого инструмента позволяет нам понять, что является источником знаний, какие знания мы можем иметь по разным темам, существуют ли пределы знаний и т. д.": правила руководства разумом Декарта, опыт человеческого разума Локка, новый опыт человеческого разума Лейбница, трактат Юма о человеческой природе.
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
До сих пор среди ученых нет единства в понимании такого явления, как сознание. Его онтологический статус имеет широкий диапазон: от констатации существования «особой духовной реальности» (Платон, Декарт, Бергсон, Сартр и др.) до объявления «свойством высокоорганизованной материи» (французские материалисты, марксисты).
Современный английский аналитик Стивен Прист вообще прибегнул к кардинальной мере: объявил, что сознание не существует. В противовес ему петербургский психолог В. М. Аллахвердов сделал контрданс – признал «кошмарное величие этой вечной проблемы». Так или иначе, ХХ в. вообще поступил по отношению к сознанию неэтично: сначала отдал в лице З. Фрейда пальму первенства подсознанию, а затем изгнал из высокой метафизики в практическую психологию [3, с. 49].
Но и там со времени теоретических исследований А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна (посвященных изучению природы и особенностей строения сознания, его форм, функций, свойств и возможных механизмов) академический статус сознания понижался: от прикладных сфер (психоанализ, психосинтез, психотерапия) до девиантных областей… Однако на заре «открытий чудных» колыбелью сознания стала философия. Именно она сформировала представление о сознании, его сущности, структуре и свойствах. Фундаментальные и прикладные науки, которые последовали за ней в этой области, черпали информацию из источника мудрости. Таким образом, философия "Я" возникла из желания человека ответить на конечный вопрос: например, из чего возник мир, какова природа явления и т. Это желание доказывает не только "глубокий проход" мысли, но и возможность выхода за пределы рефлексии.
Интеллектуальное "самосозерцание"-прерогатива философского мировоззрения. Как сопутствующее явление всякой философизации, рефлексия означает переход к объективному рассмотрению сознания, то есть к самосознанию ("саморефлексии").
ГЛАВА 3 ПОСТКЛАССИЧЕСКИЕ И НЕКЛАССИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ СОЗНАНИЯ
Анализ содержания проблемы сознания позволил установить:
1) под проблемой сознания понимается комплекс исследовательских вопросов и задач, относящихся к осмыслению природы и сущности сознания, связи сознания и мозга, структуры, содержания и свойств сознания;
2) составной частью проблемы сознания являются вопросы методологии исследования сознания как теоретического объекта [1]. Состояние современной философии сознания специфично: в результате активного поиска решения проблемы сознания возникло множество исследовательских стратегий решения проблемы сознания (методологический плюрализм), что обусловило актуальность вопросов, связанных с выявлением более эффективных (предпочтительных) стратегий, возможностью их синтезирования, поиском основы синтезирования и адаптации различных исследовательских программ. В самом общем виде структура стратегии решения проблемы сознания может быть представлена следующим образом: «направление —> установка —> подход(ы)».
В данном случае понятие "направление" является философско-идеологической характеристикой видения проблемы сознания, которая не всегда формулируется прямо, но по тому, как понимается сознание, может быть определена. Эта философия и идеология характеризуется ясным выражением в классической трактовке сознания [2, с. 20].
Философские установки понимаются как аксиоматические положения, онтологические предпосылки, выражающие некоторые сущностные характеристики сознания. Поскольку философская установка содержит в себе отношение к объекту мышления и его исходное, предельно модальное выражение, она становится стратегическим ориентиром для философской рефлексии. Она характеризуется своей недифференцированной субъективной и объективной составляющими. Метод есть не что иное, как иное истолкование метафизической установки сознания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты современного исследования сознания как в философии, так и в психологии и других науках о человеке дают основания для утверждения о том, что «Я» является культурно-историческим продуктом и что поэтому единство сознания, которое это «Я» обеспечивает, тоже не изначально дано. Единство сознания определяется не биологией, не особенностями работы мозга (наличием в ней некоторых «центральных инстанций») и не психикой самой по себе. Оно определяется наличием «Я» как ответственного за деятельность и поступки субъекта. Поэтому единство сознания строится вместе с «Я» в конкретных культурно-исторических условиях. Современная культурная и социальная ситуация несёт угрозу единству «Я» и сознания.
В истории философии сознание иногда понималось также как синоним совокупности идей - индивидуальных или коллективных. В таком смысле употребляли этот термин, например, такие философы, как Г. Гегель и К. Маркс («общественное сознание», «классовое сознание» и т. д.).
На наш взгляд, Декарт был далек от рассмотрения именно этих вопросов в таких понятиях… Мы считаем, что им были разрешены некоторые тенденции, намеченные еще в философии античности. По нашему мнению, вклад Ламетри, Гольбаха и Юма в разработку проблемы сознания, исследование его структуры и функций был намного больше. Гольбах, например, заложил новую исследовательскую парадигму – направленность интересов на психические процессы, а о проблеме самосознания впервые заговорил Юм, однако эта сторона их научного творчества была незаслуженно обойдена вниманием философской и психологической критики.
В отношении внешнего мира сознание человека есть «полагающее сознание». Такая философская трактовка сознания доступна пониманию ее обыденным сознанием, имеющим в структуре нормативов здравого смысла идеи реальности внешнего мира и зависимости содержания сознания от него.
1. Аристотель. Метафизика. Соч. В 4 т. – М., 1975.
2. Баранов С.Т. Законы обыденного сознания // Вестник СевКавГТУ. Сер. Гуманитарные науки. - 2004. - № 1 (11).-С . 18 -27 .
3. Бердяев, Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. – М.: Канон +, Реабилитация, 1999. – 464 с.
4. Бэкон Ф. Новый Органон. Соч.: В 2 т. – М., 1978. Т. 2. С. 18-20.
5. Грязнов, А.Ф. Аналитическая философия. – М.: Высшая школа, 2006. – 376 с.
6. Декарт Р. Рассуждение о методе. Соч.: В 2 т. – М., 1989. Т. 1. С. 269.
7. Дмитрий Иванов. Природа феноменального сознания. – М.: Либроком, 2013. – 240 с.
8. Дубровский Д.И. Проблема сознания: опыт обзора основных вопросов и теоретических трудностей // Проблема сознания в философии и науке. - М.: Канон. 2009.
9. Дубровский, Д.И. Сознание, мозг, искусственный интеллект. – М.: Стратегия-Центр, 2007. – 272 с.
10. Коллектив авторов. Итальянская и испанская философия на рубеже XX-XXI веков. – М.: ИНИОН РАН, 2005. – 136 с.
11. Кузнецов В.Ю. Сдвиг от классики к неклассике и наращивание порядков рефлексиив философии // Вестник Моек, ун-та. Сер. 7. Философия. - 2008. - № 1. - С. 3 - 18.
12. Мигуренко Р.А. К вопросу о специфике и содержании проблемы сознания в философии / Вестник науки (Казахстан). - Астана, 2010. - С. 63-69.
13. Платон. Собр. соч. В 4 т. – М.: Мысль, 1993. Т. 2. С. 7-81.
14. Смирнов, А.В. Логика смысла. Теория и ее приложение к анализу классической арабской философии и культуры. – М.: Языки славянской культуры, 2001. – 504 с.
15. Спивак, Д.Л. Измененные состояния сознания. Психология и лингвистика. – М.: Ювента, Филологический факультет СПбГУ, 2000. – 296 с.
16. Эрнст Кассирер. Философия символических форм. Том I. Язык. – М.: Университетская книга, 2002. – 272 с.
17. Юрченко, С.Б. Я. Философия и психология свободы. – М.: Компания Спутник +, 2012. – 122 с.
18. Яскевич, Я.С. Философия. Конспект лекций. – М.: ТетраСистемс, 2010. – 144 с.
19. Ященко, А.С. Философия права Владимира Соловьева. Теория федерализма. – СПб.: Алетейя, Санкт-Петербургский университет МВД России, 1999. – 256 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты