Методика организации проведения экскурсии в природу учащихся с тяжелыми нарушениями речи на уроках Человек и мир
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Методика организации проведения экскурсии в природу учащихся с тяжелыми нарушениями речи на уроках Человек и мир»
по дисциплине: «Логопедия»
2021
45.00 BYN
Методика организации проведения экскурсии в природу учащихся с тяжелыми нарушениями речи на уроках Человек и мир
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Логопедия
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Конспект экскурсии.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ С УЧАЩИМИСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
1.1 Понятие об экскурсиях. Методики их проведения
1.2 Содержание и методика проведения экскурсий с учащимися начальных классов с тяжелыми нарушениями речи на уроках «Человек и мир»
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСКУСИЙ С УЧАЩИМИСЯ 3 КЛАССА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
2.1 Методическое обоснование комплекса сценариев по проведению экскурсий с учащимися 3 класса с тяжелыми нарушениями речи
2.2 Содержание сценариев по проведению экскурсий с учащимися 3 класса 3 класса с тяжелыми нарушениями речи на уроках «Человек и мир»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ВВЕДЕНИЕ
Внеклассная работа – это вид деятельности школьника, который организуется учителем и обеспечивает необходимые условия для социализации личности школьника. Внеклассная воспитательная работа – это совокупность различных видов деятельности, она имеет возможность широкого воспитательного воздействия на личность учащегося.
Разнообразие внешкольной деятельности более полно раскрывает индивидуальные способности учащегося, которые не всегда можно учесть в рамках регулярного урока. В различных формах внеклассной деятельности учащиеся не только получают возможность проявить свои индивидуальные особенности, но и учатся взаимодействовать внутри коллектива, то есть сотрудничать друг с другом, заботиться о своих одноклассниках, ставить себя на место другого человека и так далее. В то же время, каждый из видов внеклассной деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия учащихся в определенных аспектах, что в конечном итоге имеет большой воспитательный эффект.
Актуальность обучения определяется тем, что в современном обществе проблема правильного отношения к природе, к себе и другим людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения приобретает все большее значение.
Правильное отношение строится на элементарных знаниях растительного мира живой и неживой природы, которые в дальнейшем определяют мотивы поступков и поведения. Знания в области естественной истории – это информация о связи растений и животных с окружающей средой, их адаптации к ней; о человеке как части природы; об использовании природных ресурсов; о загрязнении окружающей среды и др.
Основы экологической культуры и правильного отношения к природе должны быть заложены уже в дошкольном возрасте. Эта проблема решается с помощью предмета «Человек и мир» в начальных классах. Ознакомление школьников начальных классов с природой – это средство воспитания в их сознании реалистичных знаний о природной среде, основанных на чувственном опыте и формирование правильного отношения к ней. В начальной школе дети знакомятся с природой, с изменениями, происходящими в ней в разное время года.
Экскурсии в рамках изучения «Человека и мира» помогут сделать процесс формирования экологической культуры более эффективным: помогут систематизировать и обобщить наблюдения, сформировать более глубокое понимание явлений природы, будут способствовать воспитанию и любви к природе, ее сохранению и эстетическому развитию учащихся.
Проблеме исследования процесса обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи посвящены работы авторов Л.И. Алексина, Е.И. Ганчиевская, О.В. Грищенкова, Н.В. Дроздова, Л.А. Зайцева и др.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ С УЧАЩИМИСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
1.1 Понятие об экскурсиях. Методики их проведения
Слово «экскурсия» происходит от латинского. Это слово вошло в русский язык в XIX веке и изначально означало «побег, военный рейд», затем – «вылазка, путешествие». Позже это слово было изменено по типу названия «ия» (экскурсия + ия).
Рассмотрим различные варианты толкования этого понятия.
Экскурсия (от латинского excursio – поездка) – это форма организации учебного процесса, позволяющая наблюдать, непосредственно изучать различные объекты, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, тем самым развивая познавательную деятельность младшего ученика, т.е. «природа изучается на природе» [10, с. 172].
Экскурсия – это особая форма учебно-воспитательной и внеклассной работы, в которой совместная деятельность учителя-экскурсора и сопровождающих его учеников-экскурсоров заключается в изучении явлений, наблюдаемых в природных условиях (фабрика, колхоз, памятники истории и культуры, памятники природы и т.д.) или в специально созданных хранилищах коллекций (музей, выставка) [15, с. 5].
Самая ранняя трактовка этого термина дана В. Далем: «Экскурсия – проход, прогулка, выход в поисках чего-нибудь, сбор трав и т.д.» [15, с. 5].
В Малой советской энциклопедии этот термин объясняется следующим образом: «Экскурсия – коллективное посещение местности, промышленных предприятий, совхозов, музеев и т.д., в основном с научной или просветительской целью» [16, с. 195].
В Пояснительном словаре русского языка слово «экскурсия» объясняется как «коллективная поездка или прогулка с научно-образовательной или развлекательной целью».
Великая советская энциклопедия дает следующее определение: «Экскурсия» – это посещение интересующего объекта (памятников культуры, музеев, предприятий, населенных пунктов и т.д.), форма и способ приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода.
Другие более поздние интерпретации не являются оригинальными и ничего не добавляют к ранее сделанным характеристикам.
С нашей точки зрения, «экскурсия» является формой ознакомления детей и взрослых с окружающим миром и объектами исторического и культурного наследия. В основе экскурсии лежит непосредственное восприятие детьми изучаемых объектов и явлений в естественной или искусственно созданной среде. Поэтому она может проводиться как во время урока (урок-экскурсия), так и вне уроков (рассматривается как самостоятельная форма или вид внеклассной деятельности). Его содержание определяется учебной программой.
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСКУСИЙ С УЧАЩИМИСЯ 3 КЛАССА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
2.1 Методическое обоснование комплекса сценариев по проведению экскурсий с учащимися 3 класса с тяжелыми нарушениями речи
Экскурсия не может быть простым повторением того, что было изучено, она должна дать детям что-то новое, углубить и расширить их знания об окружающем мире.
Во время экскурсии учитель должен обеспечить надлежащую дисциплину, позаботиться о том, чтобы экскурсия была организована и целенаправленной. Чтобы внимание учеников во время экскурсии не было рассеяно, они не должны выбирать много предметов, быстро переходить с одного предмета на другой без фиксированного порядка, сосредотачиваясь на мелких деталях.
Когда у учеников возникают вопросы, не относящиеся к теме, необходимо переключить внимание на исследуемый объект, а если это сложно, то кратко объяснить, что интересует детей, или пообещать сделать это позже. Отказ или уклонение от таких вопросов может погасить интерес детей к экскурсии в целом, их желание глубже, всесторонне познакомиться с окружающим миром.
Искусство управления экскурсией заключается в четкой формулировке цели экскурсии, в умении организовать работу всей группы и отдельных учащихся, вести ее, сосредоточить внимание учащихся на изучаемом предмете. По мере того, как студенты приобретают экскурсионный опыт, в их деятельности будет становиться все больше и больше самостоятельности. Задачей руководителя экскурсии является развитие инициативы и активности детей путем организации наблюдения и сбора, измерения, рисования и фотографирования во время экскурсии, составления необходимых заметок, рекомендации ученикам определенных приемов и способов выполнения работы. Все это способствует мобилизации их внимания, активизации познавательной деятельности, развитию наблюдения, постоянного запоминания [3, с. 13].
Постоянному вниманию и активности учеников способствуют групповые и индивидуальные задания, которые учитель дает им перед выездом на место. Групповые задания даются каждому подразделению. В процессе самостоятельной работы ученики, скорее всего, будут испытывать определенные трудности, потребность в дополнительных объяснениях, своевременной помощи. Поэтому учитель должен видеть, как работают все связи, отмечать критические моменты в работе учеников, помогать им во время экскурсии, объяснять материал.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экскурсии являются очень важной органической частью нормальной работы школы, и поэтому они должны быть тесно связаны со всем процессом обучения. Их не следует рассматривать как эпизодическое явление, имеющее мало общего с учебным процессом, как, например, школьные экскурсии. Экскурсия – это тот же самый урок, но урок в природной среде или в музее, на выставке и т.д., то есть в другой внешней обстановке. Поэтому отношение школы к экскурсии должно быть таким же, как и к урокам. Они являются частью школьного плана, тесно связаны с учебной программой по предмету и занимают определенное место в ежегодном, тематическом планировании предмета в каждом конкретном классе. Когда у учеников возникают вопросы, не относящиеся к рассматриваемой теме, необходимо переключить внимание на изучаемый предмет, а если это трудно, то кратко объяснить, что их интересует, или пообещать сделать это позже. Отказ или уклонение от таких вопросов может погасить интерес детей к экскурсии в целом, их стремление к более глубокому, всестороннему познанию окружающего мира.
Большое место в процессе преподавания естествознания в начальной школе отводится экскурсии. Экскурсия по теме «Человек и мир» является эффективным средством обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи, поскольку в процессе ее проведения происходит гармоничное развитие всех аспектов личности учащегося. Общение с природой формирует основу материалистического понимания окружающего мира, воспитывает нравственные и эстетические качества, пробуждает добрые чувства.
Экскурсия не может быть простым повторением пройденного материала, она должна дать детям что-то новое, углубить и расширить их знания об окружающем мире. Искусство управления экскурсией состоит в четкой формулировке цели экскурсии, в умении организовать работу всей группы и отдельных учащихся, вести ее, сосредоточить внимание учащихся на изучаемом предмете. По мере приобретения студентами экскурсионного опыта, будет становиться все больше и больше самостоятельности в деятельности студентов. Задачей руководителя экскурсии является развитие инициативы и активности детей путем организации наблюдения и сбора, измерения, рисования и фотографирования во время экскурсии, составления необходимых заметок, рекомендации ученикам определенных приемов и способов выполнения работы.
1. Аквилева, Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе / Г.Н. Аквилёва, З.А. Клепинина. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 240 с.
2. Байбара, Т. Урок-экскурсия. Методика его организации и проведения / Т. Байбара // Начальная школа. – 1998. – № 11. – С. 41-44.
3. Бакулин, В.М. Экскурсии как способ активизации учебно-познавательной деятельности детей / В.М. Бакулин // Начальная школа: плюс-минус. – 2001. – № 5. – С. 12-17.
4. Беладина, И.Г. Планета наш дом. Мир вокруг нас: Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников / И.Г. Беладина, Н.Г. Найденская. – М.: Изд-во «Лайда», 1995. – 96 с.
5. Беладина, И.Г. Планета наш дом: Учебная хрестоматия для дошкольников и младших школьников / И.Г. Беладина, Н.Г. Найденская. – М.: Изд-во «Лайда», 1995. – 288 с.
6. Ботян, Т.И. Природоведческие экскурсии в начальной школе / Т.И. Ботян // Мир детства в современном образовательном пространстве. – Витебск, 2010. – Выпуск 2. – С. 40-43.
7. Браун, В. Настольная книга любителя природы. Как сделать мир природы своей лабораторией / В. Браун. – Л.: Гидрометеоиздат, 1985. – 280 с.
8. Бровкина, Е.Т. Ознакомление с окружающим миром. Природоведение. Методика преподавания в начальной школе / Е.Т. Бровкина, Т.А. Козлова, В.А. Герасимов. – М.: «Академия», 2000. – 224 с.
9. Васильева, А.И. Учите детей наблюдать природу / А.И. Васильева. – М.: Просвещение, 1972. – 126 с.
10. Вдовиченко, В.М. Изучение блока «Человек и мир» в начальных классах / В.М. Вдовиченко, Л.И. Дурейко. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2003. – 294 с.
11. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир. Методика обучения / Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 240 с.
12. Водопьянова, Е.В. Уроки окружающего мира – уроки открытий / Е.В. Водопьянова // Начальная школа. – 2009. – № 10. – С. 46-48.
13. Горощенко, В.П. Методика преподавания природоведения / В.П. Горощенко, И.А. Степанов. – М: Просвещение, 1984. – 159 с.
14. Дерим-Оглу, Е.Н. Материалы к проведению экскурсии в смешанный лес / Е.Н. Дерим – Оглу, Н.Г. Томилина // Начальная школа. – 1990. – № 5. – С. 37-39.
15. Дубков, С.Е. Экскурсия как форма получения и закрепления знаний / С.Г. Дубков // Біялогія: праблемы выкладання. – 1998. – № 2. – С. 69-74.
16. Егорова, Т.Г. Логическое и образное в познавательной деятельности младших школьников: [На экскурсиях по природоведению] / Т.Г. Егорова // Начальная школа. – 2000. – № 4. – С. 66-68.
17. Жестова, Н.С. Проведение экскурсии в лес / Н.С. Жестова // Начальная школа. – 1991. – № 7. – С. 30-34.
18. Исаева, Н.Н. Научить понимать и любить природу / Н.Н. Исаева. – Начальная школа плюс и минус. – 2000. – № 8. – С. 32-36.
19. Кавальчук, Т.А. Сезонныя экскурсіі ỹ прыроду / Т.А. Кавальчук // Пачатковая школа. – 2004. – № 8. – С. 46-49.
20. Колесникова, Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками / Г.И. Колесникова // Начальная школа. – 1998. – № 6. – С. 50-51.
21. Кропочева, Т.Б. Исследование экскурсии в начальной школе / Т.Б. Кропочева // Начальная школа. – 2007. – № 11. – С. 48-53.
22. Петросова, Р.А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе / Р.А. Петросова, В.П. Голов, В.И. Сивоглазов. – М.: «Академия», 2006. – 176 с.
23. Познаем мир природы: материал для организации экскурсий с детьми / авт.-сост. В.И. Рылушкин. – Мозырь: Содействие, 2008. – 119 с.
24. Пяткун, Г.В. Экскурсіі ỹ восеньскі лес / Г.В. Пяткун // Пачатковая школа. – 2006. – № 9. – С. 40-45.
25. Смолеусова, Т. Здоровьесберегающие эффекты экскурсий в начальной школе / Т. Смолеусова // Народное образование. – 2008. – № 8. – С. 188-192.
26. Тетюрев, В.А. Рассказы о наблюдениях в природе / В.А. Тетюрев. – М., Просвещение, 1971. – 222 с.
27. Трафимова, Г.В. Человек и мир. 2 класс: Чудеса родного края: книга для чтения / Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. – Минск: Аверсэв, 2008. – 176 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Конспект экскурсии.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты