Рабочая тетрадь по формированию предметных представлений у детей с нарушениями зрения дошкольного возраста
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Рабочая тетрадь по формированию предметных представлений у детей с нарушениями зрения дошкольного возраста»
по дисциплине: «Тифлопедагогика»
2021
45.00 BYN
Рабочая тетрадь по формированию предметных представлений у детей с нарушениями зрения дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Тифлопедагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРЕДМЕТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ
1.1 Понятие рабочей тетради, её роль, функции, цели
1.2 Методические рекомендации по развитию предметных представлений посредством рабочей тетради у детей с нарушениями зрения дошкольного возраста (4-5 лет)
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 ЛЕТ)
2.1 Понятие предметных представлений
2.2 Особенности предметных представлений у детей с нарушениями зрения дошкольного возраста (4-5 лет)
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Основой разностороннего развития детей дошкольного возраста является их знакомство с предметным миром. Нарушение зрения и сопутствующие ему заболевания ограничивают возможности непосредственного восприятия окружающего мира ребенком, влияют на уровень его познания и оказывают негативное влияние на общее развитие ребенка с нарушением зрения.
Формирование адекватных представлений о предметах является необходимым условием социализации детей с нарушениями зрения и одним из основных показателей эффективности их обучения. Разработка представления объектов происходит за счет освоения основных сенсорных критериев, которыми являются наиболее информативные свойства объектов: цвет, форма, размер, пространственные особенности, качество поверхности, а также структура, пропорции и т.д., что очень сложно в условиях зрительной недостаточности.
По словам Л.И. Плаксиной, у детей дошкольного возраста (4-5 лет) с нарушениями зрения возникают значительные трудности в восприятии объектов из-за монокулярности зрения и его снижения. Поэтому развитие объектных представлений является неотъемлемой частью комплексной коррекционно-развивающей работы по развитию зрительного восприятия.
Печатные рабочие тетради обладают большим педагогическим потенциалом для решения этой проблемы. Актуальность использования рабочих тетрадей в обучении заключается в оптимальном сочетании информационного содержания рабочих тетрадей с возможностью выявления направления мыслительной деятельности детей дошкольного возраста при их использовании. Использование рабочих тетрадей обеспечивает эффективное развитие содержания, навыков, важных качеств и работоспособности детей (умышленное усилие, самостоятельность, организованность, точность и т.д.). Его использование наиболее эффективно в среднем дошкольном возрасте.
Объект исследования: процесс формирования предметных представлений у детей с нарушениями зрения дошкольного возраста.
Предмет исследования: рабочая тетрадь как средство по формированию предметных представлений у детей с нарушениями зрения дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить особенности использования рабочей тетради как средства формирования предметных представлений у детей с нарушениями зрения дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- раскрыть содержание понятия «рабочая тетрадь», её роль, функции и цели.
- представить методические рекомендации по развитию предметных представлений посредством рабочей тетради у детей с нарушениями зрения дошкольного возраста (4-5 лет).
- характеризовать понятие предметных представлений.
ГЛАВА 1. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРЕДМЕТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ
1.1 Понятие рабочей тетради, её роль, функции, цели
Жизнь настоятельно требует внедрения в практику учебных заведений новых, более прогрессивных методов обучения. Эти методы должны быть такими, чтобы у учащихся возник интерес к изучаемым предметам, а средства подачи знаний, процесс получения и способ их преподавания стояли бы на уровне современной науки. Это значит, что в учебный процесс необходимо разумно привлекать технические и иные средства обучения [4, c. 6].
Результат образовательного процесса во многом зависит от того, насколько он обеспечен разнообразными средствами обучения. Трудно представить себе современного педагога, не использующего в своей практике ничего, кроме учебника. Несомненно, педагог, постарается максимально использовать разнообразные средства, тем самым усилив доступность и наглядность изучаемого материала.
В каждом конкретном случае требуется своя система средств обучения, т. е. своя система дидактического обеспечения. Дидактическое обеспечение — предметная поддержка учебного процесса, представляющая собой совокупность ряда ресурсов, среди которых можно выделить: учебники, справочники; сборники заданий; рабочие тетради; демонстрационные и раздаточные пособия; различные наглядные пособия; учебное кино; презентации; компьютерные программы; тесты [6, c. 8].
В последнее время всё более популярными и перспективными средствами обучения являются рабочие тетради. Рабочие тетради прошли большой путь развития от примитивных комплектов однообразных заданий и наборов упражнений по образцу до сложных современных дидактических пособий, обеспечивающих проведение широкого спектра форм и видов самостоятельной работы обучающихся на основе научных достижений современной психологии и дидактики.
В различных источниках педагогических исследований дается следующее определение рабочей тетради: «Рабочая тетрадь – учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета» [9].
Из других источников, рабочая тетрадь – это учебное пособие для учащегося, содержащее систему вопросов и заданий по разделам и темам учебного предмета в виде системы текстов, статистической, графической, живописной информации в процессе количественного и качественного самостоятельного преобразования информации позволяющее формированию определенных компетентностей.
Являясь одним из важных предметно-знаковых средств обучения, рабочая тетрадь имеет общие признаки с опорными конспектами как знаковая форма представления учебной информации.
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 ЛЕТ)
2.1 Понятие предметных представлений
Представление – это процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на органы чувств человека.
В Российской педагогической энциклопедии [23] дано определение представления – это образы, запечатлевшиеся в памяти и в воображении в результате предшествовавшего восприятия предметов или явлений и возникающие в мозге при отсутствии их непосредственного воздействия на органы чувств. В данном определении подчёркивается роль ощущений и восприятий в формировании представлений.
Представления являются более высокой ступенью отражения, нежели образы восприятия, так как в них, по словам И.М. Сеченова, «совмещается все, что человек знает о предмете» [24, c. 52]. В процессе познания представление является переходной ступенью от ощущения и восприятия к мышлению.
Будучи наглядным, чувственным образом, представление вместе с тем характеризуется высоким уровнем обобщенности. Совмещая в себе наглядность и обобщенность, образы памяти являются высшим уровнем чувственного отражения и служат переходной ступенью к абстрактному мышлению. Эти (основные) и другие особенности представлений организуют его структуру.
По мнению А.В. Запорожца [8, c. 23], структура представлений формируется на основе существующих восприятий благодаря деятельности анализаторов. Представления, как образы предметов, сцен и событий, возникают на основе воспоминания или продуктивного воображения.
Физиологической основой представлений являются следовые явления в коре больших полушарий головного мозга, оставшиеся после воздействия на анализаторы различных раздражителей.
По мнению Б.Г. Ананьева [1, c. 85], образование следов есть результат взаимодействия первой и второй сигнальной систем. Наличие следовых явлений возможно лишь в результате взаимодействия анализаторных систем в процессе восприятия. Важная роль в формировании следовой физиологической активности принадлежит двигательному и кинестетическому анализаторам и их корковым отделам.
Как показали исследования М.В. Кирзона, В.А. Сафонова, Г.А. Якунина, представления без опоры и с опорой на зрительное восприятие воспроизводят следовую биоактивность, проявляющуюся в электрической активности мышц на первосигнальные или второсигнальные раздражители. Данные, полученные учеными, свидетельствуют о связи движений с представлениями, а также с другими психическими процессами. Само представление с его конкретной структурой возникает в результате образования условных временных связей в коре головного мозга благодаря функции первой сигнальной системы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рабочая тетрадь – это учебное пособие для учащегося, содержащее систему вопросов и заданий по разделам и темам учебного предмета в виде системы текстов, статистической, графической, живописной информации в процессе количественного и качественного самостоятельного преобразования информации позволяющее формированию определенных компетентностей. Рабочие тетради при соблюдении необходимых условий их применения повышают эффективность занятий и поднимают процесс обучения на качественно новый уровень.
Рабочая тетрадь является методическим обеспечением к Учебной программе. Представленный в тетради материал направлен на формирование умения анализировать, обобщать сравнивать, рассуждать, делать выводы. С целью достижения эффективной работы по рабочей тетради необходимо соблюдать целостность применения составных частей методики преподавания: применение игровых методов и приемов, конструирование игровой ситуации, создавая игровую ситуацию, привлекать внимание детей к изучаемому материалу, включение дидактических игр, применение приема формирования представлений о предмете являются вопросы к детям, применение развивающих игр на занятии.
Представление – это процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на органы чувств человека. Наиболее интенсивно представления формируются и развиваются в дошкольном возрасте. Именно в дошкольном возрасте происходят особенно большие сдвиги в развитии, ребенок активно действует предметами, усваивает в известной мере способы употребления различных предметов, что значительно расширяет его познавательный опыт.
У детей с нарушениями зрения дошкольного возраста (4-5 лет) дошкольного возраста (4-5 лет) отмечаются особенности развития представлений об окружающем мире. Развитие предметных действий, где требуется зрительный контроль и анализ у детей с нарушениями зрения дошкольного возраста (4-5 лет) происходит сложнее, они носят замедленный характер, кроме того, отмечаются затруднения в работе с объемными материалами и желание непосредственного контактирования с объектами.
1. Ананьев, Б. Г. Проблема представлений в советской психологической науке [Текст] / Б. Г. Ананьев // Философские записки. – М., 1950. – Т. 5. – 85 с.
2. Анохин, П. К. Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование [Текст] / П. К. Анохин // Труды научной сессии по дефектологии. – М.: АПН РСФСР, 1959. – С. 45–55.
3. Анохин, П. К. Очерки по физиологии функциональных систем [Текст] / П. К. Анохин. – М.: Медицина, 1975. – 448 с.
4. Белошистая А.В. Учебные средства и их использование на занятии по математике в дошкольном образовательном учреждении / А.В. Белошистая // Детский сад. Теория и практика. №3, 2011 стр. 6
5. Величковский, Б. М. Психология восприятия [Текст] / Б. М. Величковский, В. П. Зинченко, А. Р. Лурия. – М.: Издательство Московского университета, 1973. – 246 с.
6. Габова М.А. Средства математического развития ребенка: история и современность / М.А. Габова // Детский сад. Теория и практика. №3, 2011 стр. 6
7. Дубровина, И. В. Психология [Текст] / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилина, А. М. Прихожан. – М.: Академия, 2004. – 464 с.
8. Запорожец, А. В. Восприятие и действие [Текст] / А. В. Запорожец [и др.]; под ред. А. В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1967. – 322 с.
9. Земцова, М. И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности [Текст] / М. И. Земцова. – М.: изд. Академии педагогических наук РСФСР, 1956. – 419 с.
10. Зинченко, В. П. Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве [Текст] / В. П. Зинченко, А. Г. Рузская. – М.: Просвещение, 1966. – 301 с.
11. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
12. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих [Текст] / А. Г. Литвак. – СПб.: Каро, 2006. – 336 с.
13. Лупандин, В. И. Основы сенсорной физиологии [Текст]/ В. И. Лупандин, О. В. Сурчина. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 288 с.
14. Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З.А. Михайлова, Е.А. Носова, А.А. Столяр, М.Н. Полякова и др. – СПб. :»ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 384с.
15. Некоторые особенности обучения и развития слепых и слабовидящих детей [Текст] / под ред. М. И. Земцовой, Л. И. Солнцевой. – М.: [Б.и.], 1975. – 113 с.
16. Немов, Р. С. Психология [Текст] / Р. С. Немов. – М.: Просвещение, 1990. – 301 с.
17. Осипова, Л. Б. Развитие осязания и мелкой моторики как средства компенсации зрительной недостаточности у младших дошкольников с нарушениями зрения [Текст]: дис. канд. пед. наук: 13.00.03: защищена 09.06.10: утв. 17.12.10 / Осипова Лариса Борисовна. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2010. – 210 с.
18. Плаксина, Л. И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения [Текст]: учебное пособие / Л. И. Плаксина. – М.: РАОИКП, 1999. – 32 с.
19. Плаксина, Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения [Текст] / Л. И. Плаксина. – М.: Академия, 1998. – 340 с.
20. Подколзина, Е. Н. Ознакомление дошкольников с ролью зрения в их жизнедеятельности [Текст] / Е. Н. Подколзина // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2005. – № 5. – С. 37-41.
21. Ражева Л.Р. Использование познавательных книг математического содержания и рабочих тетрадей в логико-математическом развитии дошкольников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2013.
22. Ремезова, Л. А. Формирование у детей с нарушением зрения представлений о величине и измерении величин [Текст]: методическое пособие / Л. А. Ремезова, Л. В. Сергеева, О. Ф. Юрлина. – Самара: Издательство СГПУ, 2004. – 228 с.
23. Российская педагогическая энциклопедия [Текст]: в 2 т. / под ред. В. В. Давыдова. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – Т. 1. – 608 с.
24. Сеченов, И. М. Избранные философские и психологические произведения [Текст] / И. М. Сеченов. – М.: Госполитиздат, 1947. – 560 с.
25. Солнцева, Л. И. Тифлопсихология детства [Текст] / Л. И. Солнцева. – М.: Полиграф-сервис, 2000. – 250 с.
26. Тупицына Е.Ю. Особенности проявления интереса детей к познавательной книге математического содержания и рабочим тетрадям [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/.
27. Хорош, С. М. Игрушка и ее роль в воспитании слепого дошкольника [Текст] / С. М. Хорош. – М.: ВОС, 1983. – 295 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты