Коррекция нарушений произносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Коррекция нарушений произносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи»
по дисциплине: «Логопедия»
2021
45.00 BYN
Коррекция нарушений произносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Логопедия
Организация: Средняя школа №18, ГУО (г. Брест)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Программа диагностики.
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи
1.1 Особенности нарушений произносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста
1.2 Особенности коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи
Глава 2. Изучение состояния произносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи
2.1 Организация и методы исследования состояния произносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи
2.2 Анализ результатов исследования состояния произносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи
2.3 Методические рекомендации по коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи
Заключение
Список используемых источников
Введение
Понятие «произносительная система речи» охватывает следующие аспекты: фонетическое оформление речи и в то же время набор речевых и двигательных навыков, которыми она определяется. Сюда относятся навыки речевого дыхания, вокализации, воспроизведения звуков и их сочетаний, словесного акцента и фразовой интонации всеми средствами, соблюдения правил орфоэпии.
Лингвисты Р.И. Аванесов, Л.А. Бондарко, А. Богородицкий, Е.Н. Винарская, Л.В. Щерба определяют язык как систему знаков, единицы которых имеют многоуровневый характер. В рамках двух наук о звуках – фонетики и фонологии – к этим единицам относятся фонемы и лексемы. Н.И. Жинкин и Р. Якобсон отметили, что фонема действует как сегментная единица, играя роль семантического дискриминатора и обладая дифференциальными признаками, которые различаются посредством фонематического слуха.
Достижение языковой нормы звукового произношения происходит к 4-5 годам. Г. А. Каше, Л. Г. Парамонова, М. Ф. Фомичева, М. Е. Хватцев все отклонения в фонетической стороне речи у ребенка до этого возраста считают физиологическими недостатками в произношении.
Однако онтогенез речевого развития ребенка может быть задержан или искажен по различным причинам: дефекты речевого аппарата, недостаточная подвижность органов артикуляции и т.д.. Ребенок рождается с готовыми к работе артикуляционными органами. Но требуется много времени, прежде чем он сможет вырабатывать звуки артикуляционной речи. Это зависит от состояния и функции центральной нервной системы, которая играет главную роль в нормальном речевом развитии ребенка. Неразвитый фонематический слух, пониженный физический слух, речевая моторика, изучение неправильной речи других людей также могут привести к дефектам произношения.
Неразвитость произносительной стороны речи в школьном возрасте может привести к тому, что дети будут испытывать значительные трудности в овладении письменностью и чтением. Они будут допускать ошибки в грамматической структуре речи; пропуски, замены, смешения и искажения звуков и, как следствие, букв.
Речь школьников характеризуется однообразием и невыразительностью, при письме отмечается неправильное использование знаков препинания; нарушается пауза и эмоциональная окраска высказывания, а также неправильное употребление слова, которое не вписывается в контекст фразы из-за схожести произношения двух слов.
А. Богомолова, К. П. Беккер, Л. С. Волкова, Р. Е. Левина, О. В. Правдина, Е. Ф. Рау, М. Совак, Т. Б. Филичева, М. Е. Хватцев, Н. А. Чевелева изучили нарушения произносительной стороны речи и рассмотрели пути их устранения.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи
1.1 Особенности нарушений произносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста
Для успешного человеческого общения, понимания и овладения родным языком является развитие одной из основных составляющих – произносительной стороны речи. Произносительная сторона речи выражает одну из сторон звукового анализа речи, позволяющего оценить основные аспекты речевого развития ребенка.
Ребенок, родившись, не умеет говорить, так как речь не является врожденной способностью, она развивается на протяжении всей жизни, проходит все стадии онтогенеза, параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит индикатором его общего развития.
В процессе овладения родным языком все дети проходят через строгие закономерности и определенные черты, общие для всех детей. Для того чтобы понять, существует ли у ребенка речевая патология, необходимо иметь представление о последовательности и закономерностях речевого развития в норме, понимать условия, при которых этот процесс должен формироваться, поскольку от них зависит его успешность [2, с.11].
Многие авторы изучали онтогенез произношения речи, например: А. Н. Гвоздев, Г. Л. Розенгард-Пупко, А. Н. Леонтьев, Н. И. Красногорский и др. Ученые называют различные этапы формирования речи у детей, их теории различаются числом этих этапов, возрастными границами каждого из них.
Однако, все теории данных авторов сводятся к тому, что к 6 годам у детей формируются все звуки родного языка. Речевая активность детей данного возраста также довольно активна: правильно произносятся как звуки, так и сложные словесные структуры. Хорошо сформированный фонематический слух позволяет ребенку различать звуки в общем потоке, слогов, слов, а также различать фонемы, близкие по акустическим особенностям [4, с.229].
Многие исследователи выделяют такие особенности как некоторые этапы развития речевой активности: ранний, дошкольный, предшкольный, школьный. Для нашего исследования характерными являются такие особенности как изучение более тщательно школьного этапа развития произносительной стороны речи [5, с.57].
На четвертом – школьном этапе, который длится до семнадцати лет, дети начинают сознательно осваивать речь. Продолжаются процессы освоения звукового анализа и грамматических правил. Фонетическая сторона речи в семилетнем возрасте максимально приближена к речи взрослых, с учетом литературных норм. Ребенок способен определить количество звуков в слове, выделить их последовательность, что является обязательным условием для овладения грамотностью.
Глава 2. Изучение состояния произносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи
2.1 Организация и методы исследования состояния произносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи
Для выявления особенностей произносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста было проведено экспериментальное исследование, в котором принимали участие две группы: экспериментальная и контрольная.
Экспериментальная группа состояла из 5 детей младшего школьного возраста с ФФН, а контрольная группа 5 детей с развитием речи в границах нормы. Для создания системы логопедического сопровождения детей с ФФН, для целевого ориентира – дети норма.
Исследование проходило на базе ГУО «Средняя школа №18» г. Бреста. Возраст воспитанников, принимающих участие в эксперименте, составляет 7 лет.
Программа изучения состояния произносительной стороны речи включает в себя методики исследования звукопроизношения, голосовой функции, дыхания и слоговой структуры речи.
В нашей работе мы проведем исследование состояние звукопроизношения у детей младшего школьного возраста.
Методику обследования мы сформировали с учетом применяемых диагностических методик, представленных в работах Р. Е. Левиной, Н. А. Никашиной, С. С. Ляпидевского, С. Н. Шаховской, Е. М. Мастюковой [10].
Изучение строения артикуляционного аппарата
- губы – толстые, мясистые, короткие;
- зубы – редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, без промежутков между ними, с большими промежутками; отсутствие резцов (верхних, нижних);
- челюсти (прикус) – открытый передний, открытый боковой (односторонний или двусторонний); прогнатия (выступание верхней челюсти); прогения (выступание нижней челюсти);
- нёбо – высокое, готическое, узкое, плоское, укороченное, низкое;
- язык – массивный, маленький, укороченная уздечка, «географический».
При проверке подвижности органов артикуляции ребенку предлагают выполнение различных заданий по подражанию:
Исследование статической координации движений органов артикуляционного аппарата:
Ребенку предлагается удержать заданную артикуляционную позу определенное количество времени (до 5 сек.), а затем повторить ее несколько раз.
Заключение
Нерезко выраженное общее недоразвитие речи и фонетико-фонематическое недоразвитие речи диагностируются, начиная со старшего дошкольного возраста. Их наличие, как и наличие обусловленных ими нарушений чтения и письма у обучающихся, препятствует успешному освоению образовательной программы дошкольного и общего среднего образования и является основным показанием для зачисления в ПКПП.
У большинства детей речевые ошибки носят негрубый и непостоянный характер. В случаях предъявления ребенку правильного и неправильного вариантов ответов, выбор осуществляется верно.
Анализ литературных источников показал, что нарушение стороны произношения у детей начальной школы с различными типами дизартрия является ведущим в структуре дефекта речи. Фонетические нарушения при легких дизартриях обусловлены органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата (дыхательного, голосового и артикуляционного отделов периферического речевого аппарата).
Нарушения произношения полиморфны и выражаются в антропо-фонических (искажения, упущения) и фонологических (замещение, смешивание) дефектах. Звуковое произношение может зависеть от фонетического контекста, т.е. от положения звука в слове, от сложности слоговой структуры слова. Снижается интонационно-выразительная окраска речи детей с дизартриями, все просодические компоненты также отклоняются от нормы, усугубляя неблагоприятную картину звуковой речи.
В ходе исследования было выявлено, что что работа по формированию произношения речи у детей младшего школьного возраста в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи может быть достигнута, если работа по логопедической терапии будет строиться по принципу онтогенетики и по принципу индивидуального подхода, системного и целенаправленного, с учетом ведущей деятельности по возрасту, формирования всех аспектов речи в тесной связи с развитием высших психических функций.
С целью определения особенностей развития произносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста, нами была сформирована программа диагностики с детьми с нормальным уровнем речевого развития и с речевыми нарушениями, в частности ФФН.
В ходе проведенного исследования нами было определено:
Среди нарушений согласных звуков у детей экспериментальной группы преобладают недостатки свистящих, шипящих звуков и звуков [Р, Р’], выражавшиеся в заменах и искаженном произношении этих звуков.
Анализ количества ошибок при воспроизведении звукослоговой структуры слов разного состава показал, что количество ошибок в экспериментальной группе было совершено больше на 28%, чем в контрольной группе.
1. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие для студентов вузов / Е.Ф. Архипов. – М.: ACT: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. – 319 с.
2. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи / В.И. Бельтюков. – М. : Просвещение, 1964. – 91 с.
3. Белякова, Л. И. Сравнительный анализ состояния двигательных и речевых функций у заикающихся школьников / Л. И. Белякова // Дефектология. – 1985. – № 1. – С. 9-11.
4. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / A. Н. Гвоздев. – М. : Детство-Пресс, 1961. – 467 с.
5. Глухов, В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР школьного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В. П. Глухов // Дефектология. – 1994. – №2. – с. 56-73.
6. Жукова, Н. С. Преодоление задержки речевого развития у младших школьников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М., 1973. – 296 с.
7. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. – М. : ВЛАДОС, 2015. – 279 с.
8. Коноваленко, В. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 16 с.
9. Краузе, Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика : практ. пособие / Е. Н. Краузе. – СПб. : КОРОНА – Век, 2007. – 80 с.
10. Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры / О. И. Крупенчук. – СПб., 2006. – 96 с.
11. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. – М. : Просвещение, 1969. – 214 с.
12. Логопедия : учебник для студентов дефектол. фак.-тов пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
13. Лопатина, Л. В. Нарушение мимической мускулатуры и артикуляционной моторики у детей со стертой формой дизартрии / Л. В. Лопатина // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых: межвузовский сборник научных трудов. – М. , 1987. – С. 15-18.
14. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у школьников. Коррекция стертой дизартрии : учеб. пособие / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – СПб. : Союз, 2001. – 191 с.
15. Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребёнок / А. И. Максаков. – М. : «Просвещение», 2008 – 152 с.; Мастюкова, Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция / Е. М. Мастюкова. – М. : Просвещение, 1992. – 95 с.
16. Мещерякова, Н. П. Коррекция речевых и неречевых расстройств у младших школьников. Диагностика, занятия, упражнения, игры / Н. П. Мещерякова, Е. В. Зубович, С. В. Леонтьева. – Волгоград : Учитель, 2011. – 141 с.
17. Нищева, Н. В. Будем говорить правильно [Текст]. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения / Н. В. Нищева. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – 112 с.
18. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. – М. : Просвещение, 1967. – 542 с.
19. Пожиленко, Е. А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков С, Ш, Л, Р / Е. А. Пожиленко. – СПб. : КАРО, 2006. – 256 с.
20. Развивающие игры Мерсибо [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mersibo.ru /cd.
21. Репина, 3. А. Опосредованная артикуляционная гимнастика для детей младшего школьного возраста / З. А. Репина, А. В. Доросинекая. – Екатеринбург : НПРЦ «Бонум», 1999. – 76 с.
22. Ткаченко, Т. А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап / Т. А. Ткаченко. – М. : Владос, 2005. – 40 с.
23. Филичева, Т. Б. Нарушения речи у детей : пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М. : Профессиональное образование, 1993. – 232 с.
24. Филичева, Т. Б. Основы логопедии : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М. : Просвещение, 1989. – 223 с.
25. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей младшего школьного возраста : практическое пособие / Т. Б. Филичева. – М., 2004. – 44 с.
26. Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г. С. Швайко. – М. : «Просвещение», 1988. – 63 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Программа диагностики.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты