Развитие речи в игровой деятельности
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие речи в игровой деятельности»
по дисциплине: «Педагогика и психология»
2021
45.00 BYN
Развитие речи в игровой деятельности
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика и психология
Организация: Ясли-сад №28, ГУО (г. Гродно)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Примерный перечень дидактических игр с предметом.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Примерный перечень дидактических настольно-печатных игры (изучение многозначных слов).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Примерный перечень дидактические словесные игры (изучение многозначных слов).
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РЕЧИ
1.1 Психолого–педагогические аспекты развития у детей речи
1.2 Особенности овладения речью детьми среднего дошкольного возраста
1.3 Роль игровой деятельности в развитии у детей среднего дошкольного возраста речи
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ 4–5 ЛЕТ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИГР
2.1 Выявление уровня развития у детей 4-5 лет речи
2.2 Методика развития у детей 4-5 лет речи посредством игр
2.3 Определение эффективности экспериментальной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современные социальные и экономические условия, напрямую влияющие на требования к уровню образования детей, поставили систему образования перед необходимостью более высокого уровня формирования словарного запаса дошкольников. Это, в свою очередь, требует от образовательного процесса ориентированности на формирование готовности личности каждого ребенка к сотрудничеству с другими людьми в условиях постоянно меняющихся запросах социума.
Поскольку в дошкольном возрасте ведущей деятельностью, определяющей характер развития ребенка, становится игра, то и процесс формирования словарного запаса ребенка по большей части происходит именно в процессе игровой деятельности. В процессе игровой деятельности совершенствуются все функции речи, но особое значение приобретает речь как средство познавательной деятельности. Игровая деятельность, так притягивающая к себе детей, привлекала и внимание ученых разных областей знаний. Основоположник педагогической психологии К.Д. Ушинский считал, что игра для ребенка — это действительность, и действительность гораздо более интересная, нежели та, которая его окружает. Интересна она для ребенка потому, что понятнее, а понятнее потому, что отчасти есть его собственное создание [26].
В настоящее время у детей дошкольного возраста слабо развита речь. Учреждения дошкольного образования должны создать все необходимые условия для разностороннего развития детей, в том числе для развития их речи. Речь детей среднего дошкольного возраста лучше всего развивается посредством игр, в которых присутствует эмоциональная насыщенность детей, увлеченность, самостоятельность, активность, наличие воображаемой ситуации, которая складывается из ролей.
Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи и педагоги, как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и многие другие.
Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены также исследования М.М. Алексеевой, Н.П. Ивановой, В.И. Логиновой, Ю.С. Ляховской, Н.П. Савельевой, А.А. Смаги, Е.М. Струниной, В.И. Яшиной и др.
Таким образом, вопрос применения игры для развития речи детей среднего дошкольного возраста особенно актуален.
Объект исследования: процесс развития речи детей среднего дошкольного возраста.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РЕЧИ
1.1 Психолого-педагогические аспекты развития у детей речи
В настоящее время овладение речью является важной проблемой психологии и педагогики.
Речь относится к определенным высказываниям в звуковой (включая внутреннее произнесение) или письменной форме. Речь относится как к самому процессу говорения, так и к результату (речевые произведения, зафиксированные в памяти или в письменной форме) [30].
Речь и язык (код) представляют собой общее явление для каждого конкретного языка, приобретенного в определенном состоянии. Речь — это воплощение, реализация языка (кода), который находит себя в речи и достигает своего коммуникативного предназначения исключительно через речь. Речь вводит язык в контекст использования [15].
Процесс речи характеризуется определенным ритмом, длительностью, тембровыми характеристиками, громкостью, четкостью артикуляции, акцентом и т.д. Речь может быть описана психическим состоянием говорящего, коммуникативным заданием, режимом контакта с собеседником, доступностью, признаками формальной и семантической структуры. Эстетическая (стилистическая) и этическая (нормативная) оценки применимы к речи. Индивидуальность - самая важная особенность речи. Субъективность речи выражается в том, что в речи есть автор, который передает свои мысли и чувства, который пытается выбрать слова и структуру предложения для выражения таких мыслей и чувств, который включает языковые номинации в определенные реальные объекты, придавая им вербальное значение. Докладчик или автор отдает предпочтение тому или иному коммуникативному стилю и сообщению (знакомому, формальному, уважительному, пренебрежительному, прямому, косвенному и т.д.), используя в своих целях высказывания с необходимыми коммуникативными заданиями. Речевые акты являются основными характеристиками человека.
Функции речи:
1. Функция воздействия: состоит в способности человека посредством речи подталкивать людей к определенным действиям или отказу от них.
2. Функция выражения: заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ 4–5 ЛЕТ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИГР
2.1 Выявление уровня развития у детей 4–5 лет речи
Для выявления уровня развития речи у детей среднего дошкольного возраста необходимо было проведение эксперимента. Эксперимент был проведен на базе Государственного учреждения образования «Ясли-сад № 28 г. Гродно». В нем принимали участие 15 детей в возрасте 4–5 лет, из них 12 девочек и 8 мальчиков.
Для изучения лексико-грамматического стороны речи использовались методические рекомендации, предложенные Л.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой [11].
Содержание методик:
- методика «Составление и называние целого предмета из его частей»;
- методика «Форма предмета»;
- методика «Много чего?»;
- методика «Маленький предмет»;
- методика «Найди, покажи и расскажи»;
- методика «Закончи предложение»
Методика «Составление и называние целого предмета из его частей»
Цель: развитие внимания, анализ и синтез частей из целого.
Исходная ситуация. Перед ребенком кладут карточки с изображением целого предмета и отдельных фрагментов, ребенку предлагается подобрать и назвать части к целому.
– Назови по картинкам части тела: голова, ноги, руки, нос, грудь, живот, шея и др.
– Назови части одежды: рукав, воротник, пуговица.
– Назови части предметов мебели: спинка, ножка, сиденье.
– Назови части автомобиля: дверца, колеса, руль, кабина.
Критерии:
– ребенок правильно называет и показывает части целого –3 балла;
– допускает 1–2 ошибки –2 балла;
– допускает 3 и более ошибки –1 балл.
Данные критерии применяются и для следующих методик.
Методика «Форма предмета».
Цель: умение согласовывать прилагательные с существительными в единственном числе.
Исходная ситуация. Перед ребенком кладут карточки с изображением целого предмета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие речи дошкольников является одной из важнейших проблем в дошкольном образовании, поэтому необходимо воспитателям быть компетентными в данном вопросе, владеть различными методами, способами развития речи детей.
В среднем дошкольном возрасте отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи детей, у большинства из них заканчивается процесс овладения звуками. Ребенок начинает понимать правильное произношение и правильное понимание обращенной к нему речи, значительно увеличивается его словарный запас, он овладевает верным употреблением грамматических конструкций родного языка. Из ситуативной речь перерастает в контекстную, связную, а затем в объяснительную. Ребенок овладевает речью практически, не осознавая ни закономерностей, которым она подчиняется, ни своих действий с ней.
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей. Речь детей дошкольного возраста лучше всего развивается посредством игры. Игра — это та форма деятельности, которой ребёнок живет и дышит, а потому наиболее ему понятна. Через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Существует много игр для развития речи и для обучения чтению и письму. Их обязательно надо использовать на занятиях по развитию речи дошкольников. Все виды игры играют огромную роль в развитии речи ребенка: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь. Умение правильно выражать свои мысли побуждает детей к общению друг с другом, способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, все это возможно при условии совершенствования разговорной речи и постоянному обогащению словаря.
Для выявления уровня развития речи у детей среднего дошкольного возраста необходимо было проведение эксперимента. Эксперимент был проведен на базе Государственного учреждения образования «Ясли-сад № 28 г. Гродно». В нем принимали участие 15 детей в возрасте 4–5 лет, из них 12 девочек и 8 мальчиков. Для изучения лексико-грамматического стороны речи использовались методические рекомендации, предложенные Л.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой. Так, из 20 испытуемых 6 (40%) имеют низкий уровень развития речи, 6 (40%) средний и 3 (20%) высокий. Изучение речи детей среднего дошкольного возраста выявило следующее: большинство детей имеет бедный словарный запас, употребляют простые предложения, испытывают трудности в соединении слов в словосочетании.
1. Аксенова, А. К. Развитие связной устной речи у умственно отсталых учащихся на специальных уроках / А. К. Аксенова, Э. В. Якубовская // Дефектология. – 1987. – № 6. – С. 32-37.
2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей / А.Г. Арушанова: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272 с.
3. Бондаренко А.А. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников / А.А. Бондаренко. – М.: Наука, 2009. – 277 с.
4. Выготский, Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. – М.: Владос, 2011. – 269 c.
5. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев: – М.: Просвещение, 1961. – 265 с.
6. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду / В.В. Гербова // Программа и методические рекомендации для работы с детьми / В.В. Гербова. – М.: Владос, 2007. – 64 c.
7. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов, Р. И. Попова ; под ред. Р. И. Поповой, Е. П. Трухановой – М. : АРКТИ, 2006. – 182 с.
8. Давидович, А.Л. Развитие речевого творчества младших дошкольников: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А.Л. Давидович. – Минск: Нац. ин-т образования, 2011. – 191c.
9. Доронова, Т.Н. Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет / Т.Н. Доронова, Л.Н. Галигузова, Л.Г. Голубева и др. М.: Просвещение, 2007. 211 с.
10. Ермакова, Е. В. Лингвориторические основы формирования языковой личности в системе дошкольного образования : монография, 2-е изд. / Е. В. Ермакова, А. А. Ворожбитова. – М. : Флинта, 2014. –154 с.
11. Жинкин, Н. И. Язык – речь – творчество : исследования по семиотике, психолингвистике, поэтике / Н. И. Жинкин – М. : Лабиринт, 1998. – 366 с.
12. Колунова, Л.А. Работа над словом в процессе развития речи младших дошкольников / А.Л. Колунова // Проблемы изучения речи дошкольников / Л.А. Колунова. – М.: Просвещение, 1994. – 227 c.
13. Комарова, Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду / Н.Ф. Комарова. – М.: Скрипторий 2003, 2010. – 160 с.
14. Купина Н.А. Работа над словом / Н.А. Купина // Методика развития речи на уроках русского язык. - 2009. - № 4. - С. 110-141
15. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка / Т.А. Ладыженская. – М.: Радуга, 2011. – 245 с.
16. Левшина, Н.И. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников / Н.И. Левшина // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-9. – С. 127-129.
17. Леонтьев, А. А Основы психолингвистики / А. А Леонтьев. – М. : Академия, 2005. – 288 с.
18. Леонтьев, А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / А. А. Леонтьев – Воронеж : МОТЭК, 2001. – 448 с.
19. Логинова В.И. Формирование словаря / В.И, Логинова // Развитие речи детей дошкольного возраста. - 2014. - С. 83-101
20. Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия ; под ред. Хомской. – М., 2013. – 165 с.
21. Петрикевич, А.А. Веселые игры: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А.А. Петрикевич. – Минск: Жасскон, 2012. – 40 c.
22. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с.
23. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПБ.: 1999. – 720 с.
24. Сборник игр по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста. Сборник игр и упражнений. Сост. Е.А.Рябухина. Ревда, 2016. [Электронный ресурс] Режим доступа: multiurok.ru/files/sbornik- ighr
25. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н.А. Стародубова. – М.: Владос, 2006. – 144 c.
26. Ступак, Л.В. Онтогенез диалогической речи / Л. В. Ступак // Специальное образование. – 2012 – №3 – С. 109-113.
27. Тихеева Е.И. Развитие речи детей; М.: Просвещение; Издание 5-е, испр. Москва, 2006. 159 c.
28. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова: – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. – 240с.
29. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения: в шести томах / К.Д. Ушинский; сост. С. Ф. Егоров. – М.: Педагогика, 1988 – 1990. – Т.1. – 416 с.
30. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева. – М., 2000. – 314 с.
31. Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников / Э.Г. Чурилова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 160 с.
32. Якубинский, Л. Л. О диалогической речи // Русская речь / Л. Л. Якубинский, Л. В. Щерба ; под ред. Л. В. Щербы // Издание фонетического института практического изучения языков, 1923. – 96-195 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Примерный перечень дидактических игр с предметом.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Примерный перечень дидактических настольно-печатных игры (изучение многозначных слов).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Примерный перечень дидактические словесные игры (изучение многозначных слов).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты