Нарушение интонационной выразительности у детей с общим недоразвитием речи
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Нарушение интонационной выразительности у детей с общим недоразвитием речи»
по дисциплине: «Логопедия»
2021
45.00 BYN
Нарушение интонационной выразительности у детей с общим недоразвитием речи
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Логопедия
Организация: Специальный детский сад №20, ГУО (г. Могилев)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты выполнения диагностических заданий.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АПЕКТЫ НАРУШЕНИЙ ИНТОНАЦИННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬОСТИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Характеристика интонационных средств выразительной речи и их формирование в онтогенезе
1.2 Особенности формирования интонационной выразительности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
3.1 Содержание коррекционной работы по формированию интонационной выразительности у детей с общим недоразвитием речи
3.2 Игры и упражнения, направленные на формирование интонационных средств выразительной речи у детей с общим недоразвитием речи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена высокой значимостью разработки мероприятий по формированию интонационной выразительности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В Инструктивно-методическом письме «О работе педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, в 2019/2020 учебном году» в качестве, в качестве основной цели провозглашается повышение качества образовательного процесса посредством создания специальных условий для обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития, в том числе и с нарушениями речи.
Нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста, являются: постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19 июля 2011 г. №90 «Об утверждении Положения о специальном дошкольном учреждении»; постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 131 «Об утверждении Положения о пункте коррекционно-педагогической помощи» (в ред. от 12 октября 2012 г. № 121); постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. №135 «О некоторых вопросах обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития»; Инструктивно-методические письма и др.
В группе для детей с общим недоразвитием речи количество и форма проведения коррекционных занятий для детей дошкольного возраста с общим недоравзитием речи определяется учителем-дефектологом по результатам обследования индивидуально-типологических особенностей детей, учета структуры речевого нарушения – варианта общего недоразвития речи и уровня речевого развития.
Одним из направлений развития реи в дошкольном возрасте является работа над воспитанием звуковой культуры речи, важнейшей задачей которого выступает развитие интонационной стороны речи. Роль интонационной стороны речи трудно переоценить, так как она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, передачу информации о коммуникативном типе высказывания, а также об эмоциональном состоянии говорящего.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АПЕКТЫ НАРУШЕНИЙ ИНТОНАЦИННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬОСТИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Характеристика интонационных средств выразительной речи и их формирование в онтогенезе
Основным фонетическим средством оформления речевого высказывания, совокупность просодических компонентов, которые участвуют в организации речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения, является интонационная сторона речи. Использование интонационных навыков представляет собой важную предпосылку для успешного овладения устной и письменной речью детьми дошкольного возраста.
Интонационные средства – это средства, выражающие эмоциональное состояние говорящего, усиливающие смысловое и экспрессивное отношение к предмету речи, значение звучащей речи в целом [8, с. 2].
Использование интонационных средств в речи обеспечивает выразительность речи, которая представляет собой такое ее качество, позволяющее высказыванием выразить отношение к нему говорящего, передавать в своей речи свои чувства и переживания. Интонационная выразительность речи представляет собой обязательный признак полноценной устной речи и является важным показателем речевой культуры личности [28, с. 12].
Основными интонационными средствами являются:
– логическое ударение – выделение слова наиболее существенного с точки зрения ситуации речи. Удачный выбор важных в логическом смысле слов способствует повышению выразительности чтения;
– фразовое ударение – членение текста на интонационно-смысловые отрезки (фразы) помогает осмыслению предложения, уточнению его содержания;
– паузы (логические и психологические) – остановки, перерывы в звучании. Паузы, с помощью которых предложение, текст делятся на смысловые отрезки, называются логическими. Психологические паузы являются необходимыми для перехода от одной части рассказа к другой, которые отличаются по эмоциональному содержанию [30, с. 163];
– темп – скорость протекания речи, предполагает ускорение и замедление речи в связи с содержанием высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками.
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Организация и методы исследования
Целью данной работы является проанализировать нарушения интонационной выразительности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Исходя из этого, было проведено опытно-экспериментальное исследование, направленное на выявление нарушений интонационной выразительности у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
База исследования: Государственное учреждение образования «Специальный детский сад № 20 г. Могилева».
Выборка исследования: в исследовании приняли участие дети среднего дошкольного возраста в возрасте 4-5 лет с общим недоразвитием речи (11 мальчиков и 9 девочек).
Для изучения состояния интонационной стороны речи была использована методика Е.Ф. Архиповой [3], которая включает шесть серий заданий, с различным материал для обследования мелодико-интонационной стороны речи.
Задание №1. Задания на восприятие интонации. Целью обследования является выявить возможность детей различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи.
1. Определение наличия повествовательного, вопросительного, восклицательного предложения;
2. Дифференциация типов интонации в предложении;
3. Дифференциация типов интонации в стихотворном тексте;
Задание №2. Обследование воспроизведения интонации. Целью обследования является выявление умения ребенка дифференцировать различные интонационные структуры в экспрессивной речи.
1. Воспроизведение отражённо фраз с разными интонациями
2. Воспроизведение отражённо стихотворных строк в соответствии с интонациями взрослого;
3. Самостоятельное воспроизведение интонаций, отражающих эмоциональное состояние на материале отдельных фраз;
Задание №3. Обследование восприятия логического ударения.
Цель обследования является выяснить, понимают ли дети выделение главного по смыслу слова во фразе; умеют ли сами выделить любую часть высказывания, в зависимости от того, что необходимо подчеркнуть.
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
3.1 Содержание коррекционной работы по формированию интонационной выразительности у детей с общим недоразвитием речи
Формирование интонационной выразительности речи является составляющим компонентом воспитания звуковой культуры речи и предполагает овладение средствами выразительности речи, тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация. Задача формирования интонационной выразительности речи заключается в том, чтобы учить дошкольников изменять голос по высоте и силе в зависимости от содержания высказывания, применять паузы, пользоваться логическим ударением, менять темп и тембр речи; точно и осознанно выражать свои мысли и чувства.
Обучение детей интонационному рисунку высказывания направлено на развитие умения передавать не только смысловое значение высказывания, но и его эмоциональные особенности. Следует учитывать, что без умения правильно произносить звуки речь дошкольников не может быть выразительной. Но правильно произношение звуков не гарантирует внятной, выразительной дикции. Поэтому с младшего дошкольного возраста необходимо особое внимание уделять развитию у ребенка отчетливого, внятного звукопроизношения.
Сформированные навыки овладения артикуляционным аппаратом создают предпосылки для формирования естественного темпа речи, что указывает на необходимость развития артикуляционного аппарата. Этому способствует артикуляционная гимнастика – комплекс упражнений, направленный на улучшение подвижности органов артикуляции, увеличения объёма и силы движений, выработку точности позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука. Цель артикуляционной гимнастики заключается в выработке полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произнесения звуков.
Совершенствование звуковой стороны речи, а именно четкости произношения, звучности и подвижности голоса, умения правильно пользоваться темпом и ритмом речи, правильного дыхания представляет собой необходимый этап подготовки к формированию выразительной речи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Интонационные средства – это средства, выражающие эмоциональное состояние говорящего, усиливающие смысловое и экспрессивное отношение к предмету речи, значение звучащей речи в целом. Интонационными средствами выразительности речи являются: мелодика, темп, паузы, силы и высоты голоса, ритм и тембр, логическое и фразовое ударения. Формирование интонационных средств в онтогенезе осуществляется следующим образом: в первые годы ребенка речь выполняет эмоциональную функцию. Эмоциональность речи представляет собой неконтролируемое ребенком отражение отношения к миру. Тембровые дифференциации мелодичности высказываний начинает воспринимать к 1,5 годам. Становление вопросительной интонации происходит на 2 году жизни; фразового ударения заканчивается к 1 году 11 месяцам. Интонация перечисления появляется к 2 годам 3 месяцам. Максимальное использование интонационных средств детьми проявляется к 2,5 годам. Интонационной выразительностью речи дети, как правило, овладевают к 5 годам. К концу дошкольного возраста (6-7 лет) дети способны воссоздавать разнообразные интонации благодаря умениям изменять высоту голоса и ритм речи.
Формирование интонационных средств с детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеет свои особенности. Дети с общим недоразвитием речи характеризуются: нарушением голоса, не выраженностью модуляций; изменениями тембра голоса; трудностями в восприятии и пассивном воспроизведении различных интонационных конструкций; трудности в расстановке ударений и пауз. У детей с дислалией отмечается громкий, ясный голос при возможном незначительном нарушении темпа, выразительности, плавности и модуляции. У дошкольников со стертой дизартрией отмечаются нарушения процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур, в особенности ритма и логического ударения. При моторной алалии речь является монотонной, мало модулированной, невыразительной. Общим для всех категорий детей с речевыми нарушениями являются: нарушения голоса, трудности в расстановке ударений, пауз; изменения темп и тембра голова, ошибки в передаче интонации вопроса и восклицания, монотонность, бедность интонации.
В результате проведено опытно-экспериментальной работы, было установлено, что у детей среднего дошкольного возраста дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отмечается значительное отставание в формировании интонационных компонентов речи.
1. Артемова, Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: монография / Е.Э. Артемова. – М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. – 123 с.
2. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 254 с.
3. Беликова, М.В. Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / М.В. Беликова // Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. – 2017. – № 3. – С. 11-15.
4. Бородина, О.Л. Формирование интонационной стороны речи младших школьников на уроках литературного чтения / О.Л. Бородина // Пермский педагогический журнал. – 2012. – № 3. – С. 23-27.
5. Вавилина, Н.Т. Особенности развития интонационной выразительности речи у детей с ОНР / Н.Т. Вавилина // Вестник МГТУ им. Г.И. Носова. – 2015. – № 1. – С. 18-21.
6. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М.: Детство-Пресс, 2007. – 472 с.
7. Голубева, Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: методическое пособие / Г.Г. Голубева. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000. – 53 с.
8. Давлеткулова, Г.Ш. Понятие интонации в лингвистической и методической литературе / Г.Ш. Давлеткулова // Вестник Адыгейск. ун-та. – 2011. – № 4. – С. 1-4.
9. Дружинина, Е.В. Инновационные приемы проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста / Е.В. Дружинина // Вестник Майриского гос. ун-а. – 2015. – № 3 (18). – С. 13-15.
10. Ермакова, М.А. Развитие интонации у детей старшего дошкольного возраста с экспрессивной алалией: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.03 / М.А. Ермакова. – М.: МПГУ, 2013. – 16 с.
11. Зимняя, И.А. Речь как интермодальный процесс / И.А. Зимняя // Актуальные проблемы психологии речи и психологии обучения языку. – М., 1976. – С. 173-178.
12. Иванова, С.В. Речевой слух и культура речи / С.В. Иванова. – М.: Просвещение, 1990. – 96 с.
13. Коренева, Т.Ф. Музыкально–ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т.Ф. Коренева. – М.: Смысл, 2001. – 258 с.
14. Логопедия: учебник / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 1998. – 680 с.
15. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников: учебное пособие / Л.В. Лопатина, Л.А. Позднякова. – СПб.: СОЮЗ, 2006. – 151 с.
16. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – Спб.: СОЮЗ, 2000. – 192 с.
17. Лукаш, О.Л. Развитие интонационных средств у детей / О.Л. Лукаш // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2011. – № 19-1. – С. 67-72.
18. Машковцева, Л.М. К вопросу развития выразительности речи дошкольников посредством театрализованных этюдов / Л.М. Машковцева // Концепт. – 2014. – № 32. – С. 1-9.
19. О работе педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, в 2017/2018 учебном году: Инструктивно-методическое письмо [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://asabliva.by/ru/main.aspx?guid=5851.
20. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. – М. : Просвещение, 2009. – 251 с.
21. Попова, Т.В. Формирование интонационной выразительности речи у старших дошкольников с дизартрией: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.В. Попова. – М., 2009. – 185 с.
22. Пронникова, Н.В. К вопросу о функциях интонации / Н.В. Пронникова // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9-5. – С. 1131-1135.
23. Смаль, В.Н. Словарь терминов и понятий по методике развития речи детей дошкольного возраста / В.Н. Смаль. – Брест: Изд-во БрГУ им. А.С. Пушкина, 2014. – 96 с.
24. Спирина, Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение коррекционного формирования интонационных процессов у детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью: автореф. дис. канд. пед. наук: 44.04.03 / Е.А. Спирина. – Челябинск: ЧГПУ, 2016. – 17 с.
25. Тебенова, К.С. Условия обучения звуковой культуре речи детей дошкольного возраста // К.С. Тебенова, Н.Ш. Ахметова, К.М. Туганбекова // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8-1. – С. 203-206.
26. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста: хрестоматия / сост. Н.С. Старжинская, Д.Н. Дубинина. – Минск: БГПУ, 2007. – 219 с.
27. Учамбрина, В.С. Приемы логопедической работы по формированию интонационной выразительности у дошкольников с ОНР / В.С. Учамбрина // Успехи науки 2017: сборник материалов X-ой международной научно-практической конференции. – М., 2017. – С. 169-170.
28. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Владос, 2010. – 289 с.
29. Шевцова, Б.Б. Технологии формирования интонационной стороны речи / Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина. – М.: ACT: Астрель, 2009. – 222 с.
30. Энграф, П.О. О просодической стороне речи дошкольников / П.О. Энграф // Инновационная наука. – 2015. – № 4-2. – С. 162-164.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты выполнения диагностических заданий.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты