Особенности социально-ситуативной тревожности студентов гуманитарных и технических специальностей
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности социально-ситуативной тревожности студентов гуманитарных и технических специальностей»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Особенности социально-ситуативной тревожности студентов гуманитарных и технических специальностей
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 41.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Стимульный материал авторского опросника социально-ситуативной тревожности.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Стимульный материал авторского опросника социально-ситуативной тревожности.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Социально-демографические характеристики испытуемых.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Частотное распределение ответов студентов по авторскому опроснику социально-ситуативной тревожности.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты студентов по опроснику «Социальная тревога и социофобия».
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Результаты статистической обработки данных.
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретический анализ проблемы социально-ситуативной тревожности студентов гуманитарных и технических специальностей
1.1 Социальная тревога и тревожность
1.2 Проблема социальной тревожности в психологических исследованиях
1.3 Природа социальных страхов и социальной тревожности
1.4 Проявление социальной тревожности в учебной деятельности студентов
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей социально-ситуативной тревожности студентов гуманитарных и технических специальностей
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Рекомендации в рамках снижения социальной тревожности
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время проблема социально-ситуативной тревожности личности является одной из актуальных и фундаментальных в психологии. И особенно актуальной проблема тревожности является для юношеского возраста, который приходится на период обучения в вузе. При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение юношей и девушек может принимать неправильные формы, приводить к неблагоприятным реакциям. Проявления социально-ситуативной тревожности в студенческом возрасте разнообразны: это и сниженная активность на занятиях, и смущение и скованность при ответах, и избегание общения с сокурсниками. Результатом больших эмоциональных нагрузок, которые испытывают студенты в этой ситуации, зачастую являются различные психосоматические заболевания. Все это не может не сказаться на успешность обучения.
В последнее десятилетие существенно усилился интерес как зарубежных, так и российских психологов к изучению тревожности. Так, среди психологов, посвятивших свои труды данной проблеме, можно назвать З. Фрейда, К. Хорни, Э. Фромма, К. Роджерса, Л. И. Божович, Ф. Б. Березина, А. М. Прихожан, Е. И. Рогова и др., которые придают большое значение исследованию состояния тревоги, являющемуся универсальной формой эмоционального предвосхищения неуспеха и рассматривают тревожность как свойство и состояние личности. А.М.Прихожан отмечает, что социально-ситуативная тревога и тревожность обнаруживают связь с историческим периодом жизни общества, что отражается в содержании страхов, характере «возрастных пиков» тревоги. Этим объясняется обращение ученых вновь к проблемам тревожности на современном этапе. Вместе с тем, как показал анализ литературных источников, проблема социально-ситуативной тревожности у студентов в психологической литературе освещена недостаточно полно, эмпирические исследования немногочисленны, что и определило выбор темы работы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
1.1 Социальная тревога и тревожность
Социальная тревога представляет собой эмоциональное переживание, в состоянии которого человек может испытывать определенный дискомфорт от неопределенности исхода обстоятельств, в связи с тем, что на виду у окружающих он совершит нечто, что сможет вызвать негативную оценку со стороны окружающих [12, с. 656].
В отличие от социальной тревоги, социальная тревожность представляет собой личностную черту.
Социальная тревожность (в качестве синонимов указаны социофобия, социальное тревожное расстройство) представляет собой страх у человека, что в поле зрения других людей будет совершено что-то, что сможет у них вызвать негативную оценку [12, с. 657].
Социальная тревожность в начале ранних исследований данного феномена получила название социальной фобии. Ее сходство с фобией прослеживает в том, что страх перед сложившейся ситуацией оказывается слишком сильным, поэтому участие в возникшей ситуации является для человека невозможным. Как и с другими видами фобий, со страхом и наличием тенденции к уклонению от возникших ситуаций можно обучить человека справляться. Однако это следует делать постепенно и в безопасных обстоятельствах. Социальная тревожность показывает, что человек может испытать выраженное беспокойство от принятия участия в определенных социальных ситуациях, в которых он может испытать чувство стыда и дискомфорта [8, с. 39].
Социальные ситуации могут оказаться для человека чрезмерно неприятными, и он может начать их избегать. Даже возникновение мысли о том, чтобы оказаться в самом центре повышенного внимания, может быть для человека чрезмерно невыносимой.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
2.1 Организация и методики исследования
Цель исследования: выявить особенности социально-ситуативной тревожности студентов гуманитарных и технических специальностей.
Гипотеза исследования: существуют различия в особенностях проявления социально-ситуативной тревожности студентов гуманитарных и технических специальностей.
Выборку составили 55 студентов: из них 31 студент гуманитарных специальностей и 24 студента технических специальностей.
Описание организации исследования:
1. На первом этапе исследования были изучены социально-демографические характеристики испытуемых.
2. На втором этапе исследования были изучены особенности социально-ситуативной тревожности студентов гуманитарных и технических специальностей.
3. На третьем этапе проведен количественный и статистический анализ полученных данных, выявлены различия в особенностях социально-ситуативной тревожности студентов гуманитарных и технических специальностей.
4. На четвертом этапе исследования разработаны рекомендации по снижению социальной тревожности.
Эмпирические методы исследования:
1. Тестирование.
2. Опрос.
3. Методы количественной обработки.
4. Методы частотного анализа данных.
5. Методы статистической обработки данных (критерий Стьюдента для независимых выборок).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальная тревога представляет собой эмоциональное переживание, в состоянии которого человек может испытывать определенный дискомфорт от неопределенности исхода обстоятельств, в связи с тем, что на виду у окружающих он совершит нечто, что сможет вызвать негативную оценку со стороны окружающих. В отличие от социальной тревоги, социальная тревожность представляет собой личностную черту. Социальная тревожность представляет собой страх у человека, что в поле зрения других людей будет совершено что-то, что сможет у них вызвать негативную оценку.
Социальная тревожность была изучена в основном зарубежными исследователями. Человеку с высоким показателем социальной тревожности в ситуации общения с людьми может казаться, что он смешно смотрится или глупо, что окружающие могут его оскорбить, осудить или унизить.
Природа социальных страхов и социальной тревожности формируется еще в детстве. Малая обеспеченность безопасностью ведет к формированию тревоги. Особенно амбивалентный и избегающий типы привязанности со стороны матери могут быть факторами, которые увеличивают возникновение симптомов тревоги и приводят к развитию социальной тревожности.
Социальная тревожность у студентов сочетается со сложностями учебной деятельности и неконструктивными способами преодоления ситуаций. Группа студентов с высоким уровнем социальной тревожности отличается от группы с низким уровнем социальной тревожности достоверно более высокими показателями по уровню академического, интерперсонального и общего повседневного студенческого стресса.
В ходе эмпирического исследования обработаны данные авторского опросника социально-ситуативной тревожности. У студентов гуманитарных специальностей прослеживается разносторонний взгляд на проблему последствий тревожности, у студентов технических специальностей в основном доминирует односторонняя точка зрения относительно последствий, связанных с нарушением психического здоровья.
1. Александровский, Ю.А. Пограничные психические расстройства / Ю.А. Александровский. – М. : Медицина, 2010. – 540 с.
2. Бреслав, Г.М. Психология эмоций / Г.М.Бреслав. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 544 с.
3. Гаранян, Н.Г. Предэкзаменационный стресс и эмоциональная дезадаптация у студентов младших курсов / Н.Г. Гаранян [и др.]// Социальная и клиническая психиатрия. – 2007. – № 2.
4. Долгова, В.И. Развитие критериальной базы изучения социально-психологической адаптации личности / В.И. Долгова, Е.А. Василенко // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 5. – С. 30–34.
5. Изард, К.Е. Эмоции человека / К.Е.Изард. - М.: Издательство Московского ун.-та, 2013. - 412 с.
6. Кияшко, Д.Ю. Тревожность в юношеском возрасте: внутриличностные детерминанты // Материалы XXI Регион. науч.-практ. конференции преподавателей, науч. сотрудников и аспирантов, Витебск, 11-12 февраля 2016 г. : в 2 т. – Витебск : ВГУ имени П. М. Машерова, 2016. – Т. 2. – С. 23-24.
7. Краснова В.В. Социальная тревожность и студенческая дезадаптация / В.В.Краснова, А.Б. Холмогорова // психологическая наука и образование. – 2011. – №1. – С.7-18.
8. Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А.М.Прихожан // Психологическая наука и образование. – 2008. - №2. – С.38-48.
9. Психические состояния / Сост. и общая редакция Л.В.Куликова. – СПб.: Питер, 2010. – 512с.
10. Сагалакова, О. А. Социальные страхи и социофобии / О. А. Сагалакова, Д. В. Труевцев. – Томск : Том. Ун-та, 2007. – 207 с.
11. Саппа Н. Н. О социальной тревожности курсантов // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2018. – № 1(72). – С. 36–39.
12. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. – Мн.: Высшая школа, 2017. – 1082 с.
13. Степанов, С.С. Тревожность и ее проявления / С.С.Степанов // Семья и школа. – 2014. - №1. – С.136-148.
14. Утюж, А.С. Анализ состояния тревожности у студентов медицинского университета / А.С. Утюж, А.В. Юмашев, И.В. Нефедова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 3–6. – С. 89–92.
15. Чернышев В.П. Тревожность у студентов / В.П. Чернышев, Е.В. Тимошков // Современные вызовы образования и психология формирования личности : монография / гл. ред. Ж.В. Мурзина – Чебоксары: ИД «Среда», 2020. – С. 139-150.
16. Clark D.M., Wells A. A cognitive model of social phobia // Social phobia: Diagnosis, assessment and treatment / R.G.Heimberg, M.R.Liebowitz, D.A.Hope, F.R.Schneier (Eds.). New York: Guilford Press, 1995. P. 69–93.
17. de Waal F. Peacemaking among primate. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1989.
18. Gilbert P., Trower P. Evolution and process in social anxiety // International handbook of social anxiety: Concepts, research, and interventions relating to the self and shyness / W.R.Crozier, L.E.Alden (Eds.). Brisbane, Australia: Wiley, 2001. P. 259–279.
19. Nesse R. Emotional disorders in evolutionary perspective // Br. J. Med. Psychol. 1998. Vol. 71. P. 397–415.
20. Rapee R.M., Heimberg R.G. A cognitive-behavioral model of anxiety in social phobia // Behav. Res. Therapy. 1997. Vol. 35. P. 741–756.
21. Rubin K.H., Nelson L.J., Hastings P., Asendorpf J.B. Transaction between parents’ perceptions of their children’s shyness and their parenting styles // Int. J. Behav. Development. 1999. Vol. 23. P. 937–957.
22. Schlenker B.R., Leary M.R. Social anxiety and self-presentation: A conceptualization and model // Psychol. Bull. 1982. Vol. 92. P. 641–669.
23. Townsley R. Social phobia: Identification of possible etiological factors. Unpublished doctoral dissertation. University of Georgia, Athens, 1992.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 41.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Стимульный материал авторского опросника социально-ситуативной тревожности.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Стимульный материал авторского опросника социально-ситуативной тревожности.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Социально-демографические характеристики испытуемых.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Частотное распределение ответов студентов по авторскому опроснику социально-ситуативной тревожности.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты студентов по опроснику «Социальная тревога и социофобия».
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Результаты статистической обработки данных.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты