Идеи свободы, права и справедливости в философской мысли Беларуси
Академия МВД РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Идеи свободы, права и справедливости в философской мысли Беларуси»
по дисциплине: «Философия»
2021
45.00 BYN
Идеи свободы, права и справедливости в философской мысли Беларуси
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Философия
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1 АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ БЕЛАРУСИ: Е.ПОЛОЦКАЯ, К.ТУРОВСКИЙ, К. СМОЛЯТИЧ
РАЗДЕЛ 2 ПРАВО И СПРАВЕДЛИВОСТЬ В ФИЛОСОФИИ БЕЛАРУСИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ
РАЗДЕЛ 3 ИСТОРИЯ КОНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ В БЕЛАРУСИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Национальная идентичность - осознание людьми своей принадлежности к определенной социально-этнической общности и своего положения в системе общественных отношений. Национальное самосознание проявляется в идеях, взглядах, мнениях, чувствах, эмоциях, настроениях и выражает содержание, уровень и характеристики членов нации об их особой идентичности и отличии от представителей других сообществ; о национальных ценностях и интересах; история нации, ее современное состояние и перспективы развития; место их социально-этнической общности во внутригосударственных, межгосударственных и межнациональных отношениях.
Их различают как рациональные компоненты национальной идентичности (фактическое осознание своей принадлежности к нации), так и эмоциональные (например, сочувствие к своему единству с другими членами социально-этнического сообщества). Национальная идентичность - важнейшая составляющая, основа национального самосознания. Национальная идентичность существует не только на уровне индивида, но и над индивидом, в том числе в объективированных массовых формах общественного сознания: в языке, в произведениях народного и профессионального искусства, научной литературе, морали и праве и т. д.
Интенсивность проявления национального самосознания у отдельных представителей этнической общности далеко не одинакова. Дети не обладают им частично или полностью. У взрослых представителей этнической группы, как правило, она ослабляется в тех случаях, когда они не контактируют с представителями других этнических сообществ. Эта ситуация чаще всего встречается среди сельских жителей, у которых может преобладать местное или региональное самосознание.
Национальная идентичность проявляется и в отношениях с другими народами. Там, где между двумя этническими общинами развивались отношения сотрудничества, в отношениях друг с другом складывалось в целом позитивное отношение, предполагающее терпимость к существующим национальным различиям.
РАЗДЕЛ 1 АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ БЕЛАРУСИ: Е.ПОЛОЦКАЯ, К.ТУРОВСКИЙ, К. СМОЛЯТИЧ
Философская мысль в Беларуси представляет собой комплекс идей, сложившихся в процессе развития Беларуси как страны, белорусов как нации, белорусской культуры как уникальной целостности. Большое воздействие на развитие философской мысли в Беларуси всегда оказывала ее включенность в более широкие культурные целостности, а также ситуация социокультурного взаимодействия между Западом и Востоком. Философия в Беларуси развивалась под сильным влиянием религиозного мировоззрения, а также социально-политических и идеологических установок. Становление самобытной национальной философии связано с именем Ф. Скорины, гуманиста и первопечатника 1-й половины XVI в. Его мировоззрение отличалось веротерпимостью и патриотизмом, представляло собой синтез христианских, античных и гуманистических идей Возрождения. К этому же историческому периоду относится творчество С. Будного, А. Волана, Н. Гусовского, братьев Зизаниев, В. Тяпинского. В XVII в. философские поиски были продолжены Симеоном Полоцким, в XVIII в. — Г. Конисским. Отличительной особенностью философии этого времени является преобладание в ней религиозно-этических исканий в сочетании с глубокими этическими и эстетическими размышлениями [1].
В философии Беларуси XVII в. материализм и атеистическая версия свободомыслия наиболее последовательно были представлены в творчестве К. Лыщинского. Наиболее выдающийся представитель этого периода — канцлер Л. Сапега, с именем которого связана разработка III Статута Великого княжества Литовского (1588 г.) — одного из самых значительных законодательно-правовых документов в Европе. Развитие философской мысли в Беларуси в XIX—XX вв. происходило в тесном контакте с идейно-политическими процессами в России.
РАЗДЕЛ 2 ПРАВО И СПРАВЕДЛИВОСТЬ В ФИЛОСОФИИ БЕЛАРУСИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ
Эпоха Возрождения на территории Беларуси способствовала распространению античной культуры, идей и взглядов, заключенных в трудах древнегреческих мыслителей. Существование вещи, согласно философу, состоит в переходе от потенциальной возможности существования к оформленному бытию, в стремлении развить свою сущность в совершенной полноте. Природа человека в контексте подобных взглядов понималась как цель и требовала своего осуществления путем развития, преобразования и завершения, поэтому восприятие вещи в единстве сущности и формы служило важнейшим обоснованием мысли о природосообразности воспитания как условии гармоничного и целостного развития личности [5].
Характерные особенности трактовки на геокультурном пространстве Беларуси XVI–XVII вв. во многом были обусловлены тем, что рецепция учений античных философов носила творческий характер и осуществлялась в контексте отечественного культурно-философского наследия. Так, особенностью славянского мировоззрения, как утверждают современные ученые, стало отсутствие одной из центральных идей античной философии о едином «космосе» и всеобщем законе его устройства. Для древних славян характерными являлись представления о множественности космосов, что сегодня объясняется распространенными в то время взглядами о цикличности, которая лежит в основе создания новых миров. Идея множественности космосов опиралась на представления о беспредельности пространства и исходила из философских и религиозных учений гилозоизма и пантеизма, важнейшими положениями которых выступают наделение материи сознанием и ее обожествление. Подобная специфика осмысления окружающей природы обогатила сущностную интерпретацию идей природосообразности воспитания, определяя данный феномен как обусловленность процесса формирования личности закономерностями и свойствами природы в динамике [6].
РАЗДЕЛ 3 ИСТОРИЯ КОНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ В БЕЛАРУСИ
Государство подчиняется Конституции, является ее гарантом. В современных условиях развития государственности понятия «конституция» и «государство» – явления взаимосвязанные. Более того, чтобы выяснить особенности того или иного государства (конституции), необходимо познать его конституцию (государство). Государство является объектом конституционного регулирования, важнейшим субъектом ее реализации, ее гарантом и условием ее эффективности; нуждается в конституции, так как она его учреждает, защищает, распространяет на него свою стабильность и юридическую силу.
Конституция как продукт государства отражает уровень развития всего общества, характер сложившихся на момент ее принятия и действия властных отношений. Основной Закон ориентирован на государственную действительность, формирует государство, но Конституцию создает государство, определяя содержание и границы действия Конституции [10].
Таким образом, наличие конституции является одним из признаков современного государства (признаком государственного суверенитета). В свою очередь, государство является важнейшим признаком конституции, а государственный характер – одна из основных ее черт.
Конституция Республики Беларусь была принята 15 марта 1994 г., а вступила в силу 30 марта, с тех пор прошло двадцать пять лет, что для истории является лишь мгновением. За этот короткий период времени Республика Беларусь утвердилась как независимое и суверенное государство, заняла достойное место в мировом сообществе, сделала поистине огромный шаг на пути своего развития.
Конституция определила принципиально новый курс конституционного развития белорусского государства и общества. Ключевой идеей нового конституционного курса явилось построение правового демократического социального государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В дальнейшем данные литературные памятники нашли свое закрепление в правовых источниках. Чаще всего к первым памятникам права, отражающих содержание концепции права человека на территории Беларуси, относят свод княжеских постановлений под названием «Русская правда». Наиболее существенное значение в закреплении прав и свобод граждан играет законодательство Великого Княжества Литовского (далее – ВКЛ). В памятниках права этого периода нашли отражение многие идеи, закрепленные позже во Всеобщей декларации прав человека. К правовым актам относят в первую очередь Статуты Великого княжества Литовского 1529, 1566, 1588 гг.
Идеи античных философов находили активно-творческое отражение в представлениях мыслителей Беларуси эпохи Возрождения о природосообразности воспитания, способствовали углублению понимания сущности и содержания данного педагогического феномена.
Конституционные обязанности, как права и свободы человека, являются неотъемлемым элементом конституционно-правового статуса личности. Наряду с ними концентрируются важнейшие конституционные ценности белорусского государства: верховенство права, ценность человека, его прав и свобод, стремление к сохранению духовно-культурного наследия, здоровой окружающей среды, государственного суверенитета. Широкий характер конституционных обязанностей предопределяет не только их юридическое, но и нравственное содержание. В силу важности реализации таких обязанностей особая роль должна отводиться не только обеспечению их юридическими механизмами, но и повышению общей и правовой культуры общества.
В силу особого уровня нормативного закрепления конституционные обязанности обладают рядом квалификационных характеристик, обособляющих их от иных юридически закрепленных обязанностей человека.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – 6е изд. – Минск: Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь, 2019. – 62 с.
2. История общественной и философской мысли в Беларуси: ранее и развитое Возрождение: хрестоматия: пособие. – Могилев, 2010.
3. Козел, А.А. Философская мысль Беларуси / А.А. Козел // Мн.: Амалфея, 2004. — 352 с.
4. История общественной и политической мысли в Беларуси: эпоха Средневековья: Хрестоматия: пособие. – Могилев, 2009.
5. Лойко, Л.Е. Философия: курс лекций / Л.Е. Лойко. – Минск: Академия МВД, 2011. – 245 с.
6. Старостенко, В.В. Общественная и философская мысль в Беларуси X-XII вв.: учебное пособие // В.В. Старостенко. – Могилев, 2005.
7. Анциферов, Н.В. Конституционное закрепление обязанностей личности в странах постсоветского пространства: сравнительно-правовой анализ // Юридические исследования. – 2017. – № 8. – С. 1 – 13 https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=23450
8. Иванов, Г.И. Права человека: история, теория, современность: учеб. пособие / Г.И. Иванов. – М.: НИУП, 2002. – 184 с.
9. Политология: конспект лекций / под ред. Л.К. Синякова, В.П. Никитина, В.И. Кравченко. – Минск: БГУИР, 2004. – 139 с.
10. Исаев, И.А. История государства и права России: учебник / И.А. Исаев. – М.: Юристъ, 1998. – 472 с.
11. Аристотель. Сочинения: в 4-х т. ; пер. с греч. П.Д. Рожанский. – М. : Мысль, 1981. – Т. 3. – 613 с.
12. Бакина, В.И. Взаимоотношения макрокосмоса и микрокосмоса в ранней древнегреческой философии / В.И. Бакина // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. – 2000. – № 5. – С. 21–30.
13. Гиппократ. Сочинения : в 3 т. / Гиппократ ; пер. с греч. В.И. Руднева – М.: Медгиз, 1944. – Том 2. – 512 с.
14. Демокрит. Фрагменты о воспитании / Демокрит // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики :Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов ; сост. и автор ввод. статей А.И. Пискунов. – 2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 1981. – С. 9–10.
15. Лосев, А. Ф. История античной эстетики: в 8 т. / А.Ф. Лосев. – М. : Искусство, 1979. – Т. 5 : Ранний эллинизм. – 815 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты