Использование сюжетно-ролевой игры для развития личности дошкольника
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Использование сюжетно-ролевой игры для развития личности дошкольника»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Использование сюжетно-ролевой игры для развития личности дошкольника
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психологическо-педагогическая характеристика сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста
1.2 Сущность педагогической поддержки сюжетно-ролевых игр у детей дошкольного возраста
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Методика организации сюжетно-ролевой игры в разных группах дошкольного возраста
2.2 Современные подходы к руководству сюжетно-ролевой игры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст является один из самых познавательных возрастов, именно в этом возрасте у ребенка закладывается знания об окружающем мире, от того каким образом информация будет донесена до детей зависит их дальнейшее восприятие и развитие.
Современные учреждения дошкольного образования оснащены разнообразными инновационными технологиями работы с детьми, что вызывает у детей дошкольного возраста повышение нагрузки, все это обусловлено тем, что игровая деятельность детей дошкольного возраста является ведущей деятельностью. Освоение и формирование знаний и развитие личности ребенка происходит именно в игровой деятельности. В сюжетно-ролевой игре дети дошкольного возраста реализовывают себя с различных сторон, как активные участники происходящих событий, важным является и то, что именно в игре у детей выражаются наиболее ярко мышление и воображение, а также эмоциональность, активность.
Сюжетно-ролевая игра является одним из самых доступных видов деятельности для детей дошкольного возраста, а также одним из способов переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, так в игре у детей дошкольного возраста проявляется воображение и мышление, активность, эмоциональность, потребность в общении со сверстниками и взрослыми. Необходимо отметить, что в процессе сюжетно-ролевых игр у детей дошкольного возраста создается радостное, бодрое настроение, происходит удовлетворение в двигательной активности детей.
Характерным для сюжетно-ролевых игр, является наличие двух видов отношений между детьми: воображаемых, соответствующих сюжету, роли, и реальных отношений участников совместной игры.
По мере взросления детей их игры переходят на более сложный уровень: дети дошкольного возраста способны самостоятельно организовывать игры с правилами (дидактические, подвижные), а также находить партнеров по собственным интересам, ставить цель и выбирать средства для реализации своих замыслов. Самодеятельные игры, требует от дошкольника умения устанавливать взаимоотношения со сверстниками. В этих неформальных детских объединениях проявляются разные черты характера ребенка, его привычки, интересы, представления об окружающем, различные умения.
В ходе сюжетно-ролевых игр дети дошкольного возраста учатся общаться со сверстниками, происходит развитие творческих способностей детей, а также развитие фантазии и артистизма, дошкольники овладевают навыками исполнять определенную роль, вживаясь в образ персонажа. Проигрывая различные ситуации, дошкольники овладевают навыком идти на компромисс, а также учатся избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу в коллективе.
Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, а также реализации его возможностей в будущем.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психологическо-педагогическая характеристика сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста
Сюжетно-ролевая игра – это игра, основанная на воображаемой или мнимой ситуации, заключающаяся в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им игровой среде [11, с. 115].
Существует множество определений сюжетно-ролевой игре. Но все они схожи по смыслу – это игра, которая осуществляются в соответствии с определенным сюжетом, согласно которому дети выполняют определённые роли [14, с. 24].
Сюжетно-ролевой игре присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество [12, с. 48]. Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.
Основой ролевой игры является воображаемая или мнимая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя определенную роль и выполняет ее в созданной им игровой среде, воспроизводит сцены из реальной жизни людей, рассказы, сказки. В этом и заключается содержательная среда сюжетно-ролевой игры. Есть еще процессуальная сторона игры, она заключается в том, что в ходе ее исполняются строго заданные роли в условиях чётко определённой ситуации, воспроизводятся сюжеты, моделируются и воспроизводятся социальные ситуации, действия взрослых, типичные отношения между ними [20, с. 358].
Развитие концепции в ролевой игре связано с общим психическим развитием ребенка, формируются интересы ребенка. Дети дошкольного возраста проявляют интерес к различным жизненным событиям, к разным видам работы взрослых; у них есть любимые герои книг, которым они хотят подражать. В результате идеи игр становятся более напористыми, иногда на долгое время они овладевают своим воображением. Некоторые игры (в «Моряки», «Пилоты», «Космонавты») продолжаются неделями, постепенно развиваясь. Появление долгосрочной перспективы игры указывает на новый, более высокий этап в развитии игрового творчества. Не повторение одной и той же темы каждый день, как в случае с младенцами, а постепенное развитие, обогащение задуманного сюжета. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся целенаправленными. Длительное пребывание ребенка в одной роли заставляет его глубже вникать в смысл того, что он изображает.
Сюжет игры – это главные ее компонент. Сюжеты игр подразделяют на: бытовые (игра в семью), производственные, отражающие профессии (игры в больницу, магазин), общественные (игры в школу, празднование Дня города) [20, с. 384].
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Методика организации сюжетно-ролевой игры в разных группах дошкольного возраста
Представим специфику организации сюжетно-ролевой игры в разных группах дошкольного возраста.
Организация игры в 1 младшей группе.
Полноценное развитие игры дошкольника во многом зависит от того, насколько успешно проходит её освоение в период раннего возраста. К 3-3,5 годам у детей необходимо сформировать азы сюжетной игры – умение осуществлять разнообразные игровые действия. Формирование сюжетной игры должно осуществляться на фоне поставленной организации воспитателем условий для элементарного предметного взаимодействия детей друг с другом. Задача педагога - сформировать у ребёнка к 3 годам умение развёртывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом – заместителем и воображаемым предметом, связывать 2-3 действия в смысловую цепочку словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие начатое партнёром -взрослым, а затем сверстником.
Сюжетно-ролевая игра почти всегда предполагает участие нескольких детей, поэтому она является важнейшим фактором социального развития ребенка. Игра часто включает элементы совместного планирования и кооперации. Игра обеспечивает практику разрешения конфликтов. Дети могут спорить и огорчаться, но они привыкают иметь дело с интересами других. По мере того, как им приходится материалами и снаряжением, у них развивается эмпатийное отношение к людям. Одновременно они начинают понимать, что играть и заниматься со сверстниками интересно и приятно.
Организация игры во 2-ой младшей группе
Какими умениями должны овладеть дети, чтобы в полной мере использовать роль как специфический способ построения игры?
Прежде всего, ребенку нужно уметь принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера. Однако, чтобы полноценно овладеть игровой ролью, ребенку необходимо не только уметь осуществлять специфические для роли условные предметные действия, но и уметь развертывать специфическое ролевое взаимодействие – ролевой диалог. Более того, уметь изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от того, каковы роли партнеров; уметь менять игровую роль в зависимости от развертывания сюжета. Все эти умения формируются постепенно. Для детей 4-го года жизни достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера – игрушку, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером – сверстником.
Задача воспитателя при работе с детьми 4го года жизни – построить совместную игру таким образом, чтобы ее центральным моментом стало именно ролевое поведение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сюжетно-ролевая игра – это игра, основанная на воображаемой или мнимой ситуации, заключающаяся в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им игровой среде. Существует множество определений сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра это игра, которая осуществляются в соответствии с определенным сюжетом, согласно которому дети выполняют определённые роли. Сюжетно-ролевые игры в дошкольном возрасте приобретают самостоятельный характер, открывают пространство для индивидуальных планов детей. Сюжетно-ролевая игра оказывает непосредственное воздействие на развитие всех психических процессов ребенка дошкольного возраста, в этой игре ребенок развивает свою память, навыки социального общения, воображение, память, творческие навыки, навыки речевого взаимодействия и т.д.
Сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность, возникает и развивается у ребенка не спонтанно, а только в определенных условиях жизни и воспитания ребенка. В качестве необходимых условий становления и развития игровой деятельности выделяются: активная партнерская позиция взрослого; наличие адекватной предметно-игровой среды; достаточное время для игры. Функции взрослого в развитии игры ребенка многообразны. Игра является свободной, непринужденной детской деятельностью, необходимо сохранить любого стиля и образа поддержки, важной предпосылкой продуктивного общения педагога с детьми и стимулирования в условиях принятия взрослым на себя одной из ролей, взаимодействие с ними в процессе игры.
На каждом возрастном этапе педагогический процесс, связанный с игрой, состоит из двух частей. Он состоит из ситуаций формирования игровых навыков в совместной игре взрослого с детьми, где воспитатель является «игровым партнером» в самостоятельной детской забаве. Взрослый не принимает непосредственного участия в самостоятельной детской игре, а только создает для этого условия. В дошкольном возрасте игровая деятельность детей очень разнообразна. В играх дети свободно используют подменные предметы, ролевые игры, которые часто достаточно обширны. Ребенок этого возраста осознает и обозначает свою роль в ролевой игре.
Темы ролевых игр в дошкольном возрасте в основном связаны с социальной реальностью. Познавательный интерес, проявляющийся в стремлении ребенка познать реальность, в дошкольном возрасте превращается в ведущий мотив для игры. В процессе игры по сюжету ролевой игры дошкольники появляются в своем собственном мире, поэтому педагог должен обладать навыками и терпением, чтобы позволить дошкольнику в полной мере проявить себя в сюжетной игре по сюжету ролевой игры. В процессе игры действия дошкольников с предметами носят преобразующий характер, так как дети знакомятся со свойствами и качествами предметов, а также способами их работы и их назначением. В сюжете игры дошкольника наблюдается логическая цепочка действий, событий, явлений.
1. Белоус, А. Н. Учите детей познавать мир: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / А. Н. Белоус. — Минск : НИО; Аверсэв, 2009. – 130 с.
2. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М. : Просвещение, 2000. – 185 с.
3. Бычкова, С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников / С. С. Бычкова. – М. : АРКТИ, 2002. – 120 с.
4. Васильева, О. К. Педагогическая поддержка сюжетно-ролевых игр детей : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с белорус. и рус. яз. обучения / О. К. Васильева. – Мозырь: Содействие, 2015. – 3-е изд. –152 с.
5. Волков, Б. С. Психология общения в детском возрасте / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – М. : А.П.О., 2006. – 180 с.
6. Воображаем, размышляем, творим…; пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Т. А. Сидорчук, А. В. Корзун. – Мозырь : Белый Ветер, 2006. – 204 с.
7. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – СПб. : Водолей, 2007. – 280 с.
8. Выготский, Л. С. Детская психология / Л. С. Выготский. – М., 2006. 118 с.
9. Горлова, Н. А. Современные дошкольники: какие они? / Н. А. Горлова // Обруч. – 2009. – № 1. – С. 3–6.
10. Грэй, Дж. Дети – с небес. Искусство позитивного воспитания. Как развить в ребенке дух сотрудничества, отзывчивость и уверенность в себе / Дж. Грэй ; перев. с англ. – М. : София, 2006. – 384 с.
11. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – 5-е изд., испр. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.
12. Логинова, В. И. Дошкольная педагогика / В. И. Логинова, П. Г. Саморукова. – М. : 2008. – 476 с.
13. Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. А. Панько [и др.]; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Минск : НИО, 2012. – 184 с.
14. Малашенкова, Е. А. Технология сюжетно-ролевой игры / Е. А. Малашенкова // Пачатковая школа. – 2008. – № 12. – С. 23–28.
15. Новоселова, С. Л. Игра дошкольника / С. Л. Новоселова. – М. : Просвещение, 2009. – 286 с.
16. Обухова, Т. И. Формирование сюжетно-ролевой игры у детей среднего и старшего дошкольного возраста с особенностями психофизического развития (дети с нарушением речи и с нарушением слуха) / Т. И. Обухова. – Минск : Зорны Верасок, 2003. – 64 с.
17. Организация самостоятельной игровой деятельности: примерная тематика игр и перечень игрового материала: метод, рек. / сост. Т.К. Князева [и др.]; Учреждение образования «Минский государственный областной институт повышения квалификации и переподготовки кадров». – Минск : МГОИПК, 2007. – 82 с.
18. Орлова, Е. А. Специальная педагогика: Учебник для бакалавров / Л. В. Мардахаев, Е. А. Орлова, Д. И. Чемоданова; Под ред. Л. В. Мардахаев. – М. : Юрайт, 2012. – 447 c.
19. Развитие личности ребенка в деятельности: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / под ред. Л. Б. Горунович. – Минск : Беларусь, 2002. – 128 с.
20. Рапацевич, Е. С. Педагогика. Современная энциклопедия / Е. С. Рапацевич ; под общ. ред. А. П. Астахова. – Минск : Современная школа, 2010. – 720 с.
21. Третьяк, A. B. Педагогические условия формирования взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в играх с правилами : автореф. дис. канд. пед. наук / А. В. Третьяк. – СПб., 2006. – 19 с.
22. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей / А. П. Усова. – М. : Просвещение, 2006. – 96 с.
23. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. «Национальный институт образования», 2012 г. – 416 с.
24. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – Москва: Педагогика, 1978. – 212 с.
25. Чеснокова, О. В. Психологические вопросы игры дошкольников / О. В. Чеснокова // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 7. – С. 19–23.
26. Эльконин, Д. Б. Детская психология : учебное пособие для вузов / Д. Б. Эльконин. – М. : Академия ИЦ, 2007. – 336 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты