Индивидуальные формы работы в работе педагога социального
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Индивидуальные формы работы в работе педагога социального»
по дисциплине: «Социальная педагогика»
2021
45.00 BYN
Индивидуальные формы работы в работе педагога социального
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социальная педагогика
Организация: Средняя школа №11, ГУО (г. Витебск)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Организационная структура.
Поделиться
Введение
1. Теоретические аспекты применения индивидуальных форм в работе педагога социального
1.1 Статус педагога социального в учреждении образования и его должностные обязанности
1.2 Характеристика индивидуальных форм работы педагога социального
2. Практические аспекты применения индивидуальных форм в работе педагога социального
2.1 Анализ применения индивидуальных форм в работе педагога социального на примере ГУО «Средняя школа №11 г. Витебска»
2.2 Совершенствование направлений деятельности педагога социального в ГУО «Средняя школа №11 г. Витебска» с использованием новых индивидуальных форм работы
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Среди двадцати тысяч профессий, официально зарегистрированных Международной организацией труда, есть и профессия «педагог социальный». Социально-педагогическая помощь детям принципиально отличается от социальной помощи любым категориям взрослого населения тем, что обязательно должна иметь педагогическую составляющую, связанную с воспитанием и образованием ребенка, его развитием и успешной социализацией. Следовательно, деятельность, направленная на оказание социальной помощи детям, является социально-педагогической и представляет собой разновидность деятельности педагогической.
Профессиональная социально-педагогическая работа – одна из главных способов реагирования общества на новую социальную ситуацию. Сложная современная социально-экономическая обстановка, политическая нестабильность и снижение уровня жизни определяют актуальность развития и совершенствования системы социальной защиты человека, её инфраструктуры и кадрового обеспечения.
Актуальность данной темы обозначена тем, что социальная работа в учреждении образования находит все большее применение. В свете социальных проблем, присущих школе и другим учреждениям системы образования, участие социальных работников, социальных педагогов и психологов становится все более необходимым.
Педагоги социальные все активнее участвуют в процессе социализации и формировании личности. В нашей стране в системе образования трудятся и педагоги социальные, которые помогают детям и взрослым, преодолевать определенные жизненные трудности. Социальная педагогика как практическая деятельность ориентирована в основном на работу с детьми и семьей. Если родители по каким-либо причинам не в состоянии оказать ребенку помощь в разрешении его проблем, эту задачу стремится выполнить социальный педагог. Социальная работа в школе призвана сосредоточить внимание в основном на тех недостатках, на которые указывают сами педагоги, ученики и их родители, применив альтернативные концепции к их устранению.
Индивидуальные формы работы в процессе деятельности педагога социального это осуществление педагогического процесса с учетом субъективной жизненной позиции учащихся, которая устанавливается психофизиологическими и социальными особенностями личностного развития учащихся или с учетом того, что И.П. Павлов назвал «индивидуальным темпом» человеческой деятельности. А.С. Макаренко подчеркнул, что полноценное развитие человека не может быть достигнуто до тех пор, пока ему не будут предоставлены возможности для развития его способностей, сохранения индивидуальности, если не будет педагогического подхода к уникальной значимости личности.
1. Теоретические аспекты применения индивидуальных форм в работе педагога социального
1.1 Статус педагога социального в учреждении образования и его должностные обязанности
Должность педагога социального введена в штатное расписание учреждения образования Республики Беларусь с 1996 года.
Педагог социальный – это специалист по социально-педагогической работе с детьми и родителями, с подростками, молодежными группами и объединениями, со взрослым населением в условиях образовательных и специализированных учреждений, по месту жительства [12, с. 214].
Педагог социальный призван обеспечивать направленную социально-педагогическую помощь и поддержку процесса социализации различных категорий детей и молодежи, способствовать их социальному воспитанию в условиях жизнедеятельности, оказывать психолого-педагогическую и социально-педагогическую помощь семье, различным воспитательным учреждениям, помогать подросткам в период их социального и профессионального становления.
Дети, их родители и учителя обращаются к педагогу социальному в трудные минуты своей жизни. Помочь словом и делом, содействовать тому, чтобы каждый из них поверил в себя, при необходимости пересмотрел свои жизненные ценности – главная задача педагога социального.
Значительное место в практике работы педагога социального занимает социальное посредничество – содействие разрешению возникших проблем в системе социальных взаимодействий подопечных, участие в поиске и мобилизации средств, подключении соответствующих специалистов и организаций для оказания необходимой помощи.
Педагогу социальному принадлежит немаловажная роль и в осуществлении функций опеки и попечительства: участие в выборе опекунов, приемных и замещающих родителей, их инструктаже и обучении, сопровождение этих семей [2, с. 324].
Современный педагог социальный должен быть активным в информационно-пропагандистской и рекламной работе, разъясняющей принципы и возможности социально-педагогической помощи и услуг.
Педагогу социальному необходимо владеть определенным запасом знаний и методик для грамотного осуществления различных видов его деятельности, так как социально-педагогическая работа затрагивает юридические, медицинские, психологические, педагогические, экономические, социальные, экологические и другие аспекты. Поэтому от педагога социального требуется достаточная компетентность по большому спектру вопросов, а также умение располагать к себе, поддерживать конструктивный диалог, убеждать.
2. Практические аспекты применения индивидуальных форм в работе педагога социального
2.1 Анализ применения индивидуальных форм в работе педагога социального на примере ГУО «Средняя школа №11 г. Витебска»
Средняя школа № 11 г. Витебска была открыта 1 сентября 1962 года. Первым директором был Никифоров Виктор Николаевич - ветеран Великой Отечественной войны, пулеметчик бригады им. Ленинского комсомола. Виктор Николаевич награжден орденом «За отвагу», медалями за боевые заслуги. С апреля 2003 года директор школы Оберемок Нелли Леонидовна. Первая в городе школа с углубленным изучением математики.
Средняя школа № 11 г. Витебска сегодня – это современная школа, в которой: 29 учебных кабинетов, компьютерный класс, мастерские трудового обучения, удобная столовая, уютный актовый зал; библиотека с богатым фондом, отличный спортивный зал, медицинский кабинет, социально-психологическая служба, пункт коррекционно-педагогической помощи.
Школа предоставляет платные образовательные услуги: обучение отдельным предметам; репетиторство; школа раннего развития – школа будущего первоклассника «От А до Я»; студия детского развития «Любознай-ка»; объединения по интересам для взрослых. Средняя школа №11 – это школа, в которой созданы все условия для всестороннего развития ребенка. Для учащихся организовано допрофильное и профильное обучение; организованы факультативы, платные образовательные услуги, объединения по интересам. Организационная структура Средней школы №11 г. Витебска представлена в Приложении А.
Взаимодействие между педагогом социальным и классным руководителем направлено на совместное выявление проблем, возникающих у ребенка или группы детей, и прогнозирование развития личности и поведения ребенка. Только взаимодействие и комплексный подход классного руководителя и педагога социального могут дать положительные результаты в решении проблем учащегося. Чаще всего классный руководитель обращается к педагогу социальному, когда его собственные меры воздействия на ребенка и его семью не приносят желаемого результата. Работа с психологом организована постоянно. Психолог проводит занятия в сенсорной комнате, где, помимо бесед с детьми, организуются релаксационные занятия. Работа сенсорной комнаты организуется по расписанию (дошкольные группы, начальная школа, занятия с социальным педагогом и психологом).
Для работы педагога социального с семьями, с которыми проводится индивидуально профилактическая работа, так же разрабатывается индивидуальный план, по которому работает педагог социальный.
Заключение
Педагог социальный – это педагог широкого профиля, владеющий основами юридических и психологических знаний; менеджер в системе образования, специалист, способный увидеть проблему помочь найти правильные решения в жизни ребенка и семьи. В центре внимания педагога социального находится социализация ребенка. Главным результатом его работы должны стать: улучшение социального окружения; снижение отрицательных влияний на личность того социума, в котором она находиться; создание благоприятного социально - психологического фона для позитивного развития и становления личности ребенка.
Цели и содержание деятельности школы определяют основные формы и методы работы педагога социального. К основным формам и методам индивидуальных форм в деятельности педагога социального в работе относятся: социальный патронаж, индивидуальные консультативные беседы, социально-педагогический мониторинг, обучение и т.д. Индивидуальные формы в деятельности педагога социального с учащимися и их семьями дают возможность: обеспечивать связь образовательного учреждения с семьей; устанавливать контакт с родителями обучающихся; консультировать родителей по вопросам воспитания и обучения детей; организовывать в классе образовательно-воспитательное пространство, оптимальное для развития положительного потенциала каждого обучающегося; изучать индивидуальные особенности обучающихся и их динамику; изучать и анализировать степень удовлетворенности участников образовательного процесса жизнедеятельности классного коллектива, образовательного учреждения и т.д.
Выделены следующие направления деятельности педагога социального на примере школы с использованием индивидуальных форм: реализации индивидуального подхода в данном направлении можно отнести: педагогическое просвещение родителей, беседы с родителями, мониторинг семьи, социальный патронаж, индивидуальный план работы с каждой семьей, консультативные мероприятия и др.
Можно назвать общие формы индивидуальной работы: индивидуальные и групповые беседы, создание специальных ситуаций в жизнедеятельности воспитательных организаций; работа со значимыми (референтными) лицами; переориентация индивидуальных и групповых интересов; тренинги и ролевые игры; рекомендация для чтения специальной литературы; привлечение специалистов-психологов и некоторые другие. Помимо вышеназванных, в практике социальной работы рекомендуется использовать и другие методы индивидуальной работы, применимые к случаям агрессивного и отклоняющегося поведения, к проблемам наркозависимости и т.п. К таким видам индивидуальной работы можно отнести игровую терапию, психодраму, техники «отвращения» и др.
1. Активные формы социально-психологического обучения / Отв. ред. В.В. Дударев. – М.: Владос, 2006. – 121 с.
2. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П.Зинченко. – 3-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. – 672 с.
3. Бондарь, Л. А. Социальная работа и молодежные организации: Конспекты лекций / Л. А. Бондарь. – М.: Институт молодежи, 1993. – 167 с.
4. Борисова, Л. Г. Свободное время подростков: социализация или девиация / Л. Г. Борисова. – Новосибирск, 2004. – 113 с.
5. Василькова, Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Ю. В. Василькова. – М.: Академия», 2001. – 160 с.
6. Голоухова, Г. Н. Методика и технологии работы социального педагога: учеб. пособие / Г. Н. Голоухова. – Архангельск: Поморский университет, 2010. – 196 с.
7. Загвязинский, В. И. Социальная педагогика: учебник для бакалавров / под ред. В. И. Загвязинского, О. А. Селивановой. – М.: Юрайт, 2012. – 405 с.
8. Закатова, И. Н. Социальная педагогика в школе / И. Н. Закатова. – M.: Вече, 1996. – 122 с.
9. Зикратов, В. Девиантно-делинквентное поведение подростков и детей / В. Зикратов // Социальная педагогика. – 2008. – № 1. – С. 34 –39.
10. Методика и технологии работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др.; Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. – М.: Академия, 2002. – 192 с.
11. Камалдинова, Э. И. Молодежь как объект и субъект социальной деятельности / Э. И. Камалдинова. – М.: Педагогика, 1998. – 336 с.
12. Капская, А. И. Социальная работа: некоторые аспекты работы с детьми и молодежью: науч.-метод. пособие / А. И. Капская. – Киев: КГУ, 2000. – 321 с.
13. Караев, А. М. Социализация молодежи: Методологические аспекты исследования / А. М. Капская // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2005. – № 3. – с. 14 – 19.
14. Колков, В. В. Государственная молодежная политика и социальная работа с молодежью: Учебное пособие / В. В. Колков, С. В. Колков, Н. А. Шахина. – М.: Социально-технический институт, 2000. – 560 с.
15. Методика работы социального педагога: Метод. рек. / Авт.- сост. М. В. Салтыкова-Волкович. – Гродно: ГрГУ, 2004. – 63 с.
16. Никончук, А. С. Введение в методические основы социально-педагогической работы / А. С. Никончук. – Мн.: Полымя, 2005. – 232 с.
17. Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога / Р. В. Овчарова. – М., 2001. – 325 с.
18. Олиференко, Л. Социально-педагогическая поддержка детства / Л. Олиференко. – М. : Владос, 2002. – 157 с.
19. Рожков, М. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением: учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М. Рожкова. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 231 с.
20. Сидорова, Л. Дети «группы риска»: помощь, поддержка, защита / Л. Сидорова // Социальная педагогика. – 2003. – № 2. – С.45 –53.
21. Справочник социального педагога: 5 – 11 классы / Автор – составитель Т.А. Шишковец. -2-еизд., перераб. и доп. – М.: ВАШ, 2007. – 336 с.
22. Степанов, С. Подростки с отклоняющимся поведением / С. Степанов // Социальная педагогика. – 2006. – № 4. – С. 12–18.
23. Чернявская, А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А. П. Чернявская. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 390 с.
24. Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. В. Шакурова. – М. : Академия, 2004. – 272 с.
25. Шептенко, П. А. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / П. А. Шептенко, Г. А. Воронина / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2001. – 208 с.
26. Юсупов, В. В. Психологическая диагностика зависимого поведения /В.В. Юсупов, В.А. Корзунин. – СПб.: Речь, 2007. – 112 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Организационная структура.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты