Проблемы социализации подростка в современных социокультурных условиях и пути их преодоления
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Проблемы социализации подростка в современных социокультурных условиях и пути их преодоления»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Проблемы социализации подростка в современных социокультурных условиях и пути их преодоления
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Организация: Средняя школа №37, ГУО (г. Гомель)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 38.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Опросник социализированности личности учащегося (М. И. Рожков).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Опросник социализированности личности учащегося (М. И. Рожков).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Цикл тренинговых занятий «Путь к себе».
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Опросник Форверга на контактность.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Социализация как социально-психологический феномен
1.2 Основные проблемы социализации современных подростков
1.3 Особенности педагогической поддержки подростков с нарушениями процесса социализации
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКО ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Коррекционно-развивающая работа с подростками с нарушением процесса социализации
2.3 Выводы и результаты исследования
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Негативные тенденции общественного развития охватывают все большие слои подростков, снижая возрастную границу, выражаясь в различных формах деструктивного поведения и обусловливая «кризис социализации».
Социализация является одним из важнейших этапов в жизни человека. Процесс активного становления личности, не теряя своей актуальности, в современную эпоху приобретает отличительные черты, которые включают в себя усложнение критериев социальной зрелости, трансформацию. На каждом из этапов социализации могут возникать трудности и противоречия.
Современное общество, столкнувшись с рядом кризисов, сформировало потребность в новом типе личности, тем самым предъявив повышенные требования к подрастающему поколению. Данные процессы повлекли за собой изменения во взглядах на процессы социализации.
Практически в каждом возрасте индивид может испытывать проблемы, связанные с приспособлениям к новым ролевым статусным требованиям. Однако, подростки, как переходная группа от детства к взрослости, объективно оказываются в группе риска.
Подростковый возраст – это период, когда психический и физиологический аспекты развития подвергаются качественной перестройке. В этом возрасте активизируются акцентуации характера, возникают защитные формы поведения.
Социализация подростков – это ряд испытаний, представляемых самой жизнью, и результат их прохождения формирует будущую личность человека, его основные вкусы, модели поведения, а главное самооценку.
Проблемы социализации подростков являются результатом неблагоприятного социального развития, обусловленного различными факторами среды, воспитания, биологическими особенностями.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Социализация как социально-психологический феномен
Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов [3, с. 19].
Механизм и процесс формирования личности раскрывается в социологии на основе понятия «социализация».
Термин социализация, хотя широко применяется в практике, но не имеет однозначного толкования. В связи с этим существует множество определений, связанных с разными взглядами на сущность данного процесса:
Социологи используют этот термин для описания процесса, в ходе которого и с помощью которого люди обучаются приспосабливаться к социальным нормам, т. е. процесса, делающего возможным продолжение общества и передачу его культуры из поколения в поколение. Этот процесс концептуализируется двумя путями.
Социализацию можно понимать как интернализацию социальных норм: социальные нормы становятся обязательными для индивида в том смысле, что они устанавливаются им самим для себя, нежели навязываются ему средствами внешней регуляции и являются, таким образом, частью собственной индивидуальности личности. Благодаря этому индивид ощущает внутреннюю потребность в приспособлении к окружающей его социальной среде [6, с. 43].
Социализацию можно представить как сущностный элемент социального взаимодействия на основе предположения о том, что люди желают повысить цену своего собственного самоимиджа, добиваясь одобрения и повышения статуса в глазах других; в этом случае индивиды социализируются в той мере, в какой они направляют свои действия в соответствии с ожиданиями других.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКО ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация и методики исследования
База эксперимента: ГУО «Средняя школа № 37 г. Гомеля».
Время эксперимента: март 2021 года.
Количество испытуемых: 25 учащихся 8 «А» класса (14-15 лет).
Наиболее популярным инструментом по выявлению уровня социализированности подростка является методика И. И. Рожкова (см. Приложение 1). Она предназначена для выявления уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся 14 – 17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 2 раза в год с учащимися групп и классов нового набора школ, ПТУЗ, ССУЗ. Результаты исследования предназначены для преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социального педагога, классных руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможны групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования [20].
Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале: 4 – всегда; 3 – почти всегда; 2 – иногда; 1 – очень редко; 0 – никогда.
Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, социализация – это сложный непрерывный процесс, протекающий на биологическом, психологическом и социальном уровнях, при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным (или отвергаются ею). Причем адаптация носит не пассивный характер, приводящий к конформизму, а активный, при котором индивид добровольно и творчески выстраивает свою роль в обществе, развивая и совершенствуя при этом человеческую природу на уровне генетической памяти. С другой, общество формирует нормы морали и поведения, педагогически целесообразные формы общежития, отношения между людьми в семье, школе, в досуговых учреждениях, в иной окружающей человека социальной среде.
Социализация как поэтапный процесс протекает в сознании и поведении детей во множестве параллелей по поводу каждой социальной информации, причем, придя к своему логическому завершению – самооценке, на определенном этапе жизни этот процесс повторяется вновь по тому же поводу, но уже на новом качественном уровне.
Подростковый возраст является завершающим этапом активного периода социализации. Изменения, происходящие в этот период, оказывают существенное влияние на процессы социализации, его содержание заключается в изменении поведенческих характеристик. В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верхние – мировоззренческие – этажи. Осознанием своего «Я» происходит как осмысления своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Одновременно с этим у подростков происходит постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни.
Подростки более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно если они касаются одежды, внешнего вида, манер поведения, круга знакомств, то есть всего того, что составляет социальную среду и социальную символику «Я».
1. Авидон, И., Гончукова, О. Сто разминок, которые украсят ваш тренинг / И. Авидон, О. Гончукова. – СПб. : Речь, 2010. – 256 с.
2. Андреева Г. М. Социальная психология : Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 267 с.
3. Анчакова, Е. С. Особенности восприятия подростком окружающего мира / Е. С. Анчакова // Молодой ученый. – 2016. – №7. – С. 19 – 20.
4. Борисова, Л. Г. Свободное время подростков: социализация или девиация / Л. Г. Борисова. – Новосибирск, 2004. – 113 с.
5. Бука, Т. Л., Митрофанова М. Л. Психологический тренинг в группе. Игры и упражнения. Учебное пособие / Т. Л. Бука, М. Л. Митрофанова. – М. : Институт Психотерапии, 2008. – 144 с.
6. Волков, Ю. Г. Социология молодежи / под ред. Проф. Ю. Г. Волкова. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2001. – 232 с.
7. Голубева, Ю. А. Тренинг с подростками : программы, конспекты занятий / Ю.А. Голубева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 206 с.
8. Дербенев, Д. П. Социальная адаптация подростков /Д. П. Дербенев // Социальный журнал. –1997. – № 1. – С. 14 – 17.
9. Дубровский, Р. Г. Взрослеем правильно! О вредных привычках для молодежи и взрослых / Р.Г. Дубровский. – СПб. : ЦМИК, 2014. – 129 с.
10. Емельянова, Е. В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге / Е.В. Емельянова. – СПб. : Речь, 2008. – 336 с.
11. Казанская, В. Г. Подросток : социальная адаптация. Книга для психологов, педагогов и родителей / В. Г. Казанская. – СПб. : Питер, 2011. – 167 с.
12. Картушина, Е. П., Романенко Т. В. Психологический комфорт в школе : как его достичь: акции, тренинги, семинары. – Волгоград : Учитель, 2009. – 122 с.
13. Ковалева, А. И., Луков, В. А. Социология подростков : Теоретические вопросы / А. И. Ковалёва, В. А. Луков. – М. : Социум, 1999. – 325 с.
14. Кон, Н. С. Ребенок и общество /Н. С. Кон. – М. : Просвещение, 1988. – 134 с.
15. Крылова, Н. Б. Педагогическая, психологическая и нравственная поддержка как пространство личностных изменений ребёнка и взрослого [Текст] / Н. Б.Крылова // Классный руководитель. – 2000. – № 3. – С.87 – 92.
16. Мирдиянова, Б. М. Социализация как педагогическое явление / Б. М. Мирдиянова // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 3. – С. 87 – 88.
17. Михайлова, Н.Н. К истории идеи педагогической поддержки [Текст]/ Н.Н. Михайлова, С.Д. Поляков // Классный руководитель. – 2000. – № 3. – С.58 – 63.
18. Мудрик, А. В. Социализация человека как проблема / А. В. Мудрик // Социальная педагогика. – 2005. – С. 47– 56.
19. Регуш, Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста) / Л. А. Регуш. – СПб. : Речь, 2006. – 320с.
20. Рожков, М. Воспитание трудного ребенка : дети с девиантным поведением [Текст]. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М. Рожкова. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 231 с.
21. Сидорова, Л. Дети «группы риска»: помощь, поддержка, защита [Текст] / Л. Сидорова // Социальная педагогика. – 2003. – № 2. – С.45-46.
22. Степанов, С. Подростки с отклоняющимся поведением [Текст] / С. Степанов // Социальная педагогика. – 2006. – № 4. – С. 24 – 32.
23. Топилина, Е. С. Особенности социализации молодого поколения в современной России / Е. С. Топилина // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2006. – № 3. С. 45 – 50.
24. Харламенкова, Н. Е. Роль отца в дифференциации гендерной идентичности / Н. Е. Харламенкова // Психологический журнал. – 2007. – № 3. – С.56 – 64.
25. Шевцова, И. В. Тренинг личностного роста / И. В. Шевцова. – СПб. : Речь, 2003. – 144 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 38.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Опросник социализированности личности учащегося (М. И. Рожков).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Опросник социализированности личности учащегося (М. И. Рожков).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Цикл тренинговых занятий «Путь к себе».
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Опросник Форверга на контактность.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты