Система планирования деятельности организации
Брестский филиал колледжа бизнеса и права
Курсовая работа (проект)
на тему: «Система планирования деятельности организации»
по дисциплине: «Экономика организации (предприятия)»
2021
45.00 BYN
Система планирования деятельности организации
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Экономика организации (предприятия)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Поделиться
Введение
1. Экономическое содержание процесса планирования
1.1 Сущность, цели и задачи планирования
1.2 Принципы и методы планирования
1.3 Формы планирования и виды планов
2. Характеристика видов планирования в организации
2.1 Стратегическое планирование
2.2 Тактическое планирование
2.3 Оперативное планирование
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях, ориентирующего каждого производителя и предпринимателя на получение высоких конечных результатов, планирование приобретает на предприятиях новые функции. Оно призвано сейчас не только обеспечить процесс производства конкурентоспособной продукции, но и способствовать при этом достижению полной занятости ресурсов, справедливому распределению доходов и росту качества жизни.
Целью планирования как управленческой функции является заблаговременное рассмотрение всех внутренних и внешних факторов, обеспечивающих благоприятные условия для нормального функционирования и развития организации. Это включает разработку комплекса мер, определяющих последовательность конкретных целей с учетом возможности наиболее эффективного использования ресурсов каждым подразделением и организацией в целом [1, с. 74].
Сегодня в Республике Беларусь в целях выживания и гибкости в условиях динамично меняющейся рыночной среды, повышения устойчивости и адаптируемой к потребностям потребителей, преодоления отставания в технологическом развитии, обеспечения высокого качества продукции и услуг организации должны планировать свою деятельность с учетом поставленной цели.
В современном мире эффективное и успешное функционирование любой организации немыслимо без использования методов управления. Наряду с контролем, прогнозированием, анализом и информационной поддержкой, одним из важнейших методов является планирование.
Действительно, проблема планирования и его совершенствования является актуальной темой как в Республике Беларусь, так и за рубежом. Это обусловлено тем, что рентабельность производственной деятельности зависит от правильного планирования с учетом условий конкретного рынка и национальной экономики в целом. В связи с вышеизложенным, тема данного курса крайне актуальна.
Целью курсовой работы является анализ системы планирования деятельности организации.
Для реализации данной цели в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы процесса планирования;
- охарактеризовать отдельные виды планирования в организации.
Необходимо отметить, что рассматриваемая тема исследования освещена в литературе в достаточной степени. При написании представленной работы использовались работы отечественных и зарубежных авторов, в которых раскрыты сущность планирования, его принципы, виды, приведен зарубежный опыт планирования.
1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Сущность, цели и задачи планирования
В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствия деятельности.
Артюнова Д. В. устанавливает, что в настоящее время перед руководством любой организации стоят следующие основные задачи:
- перед лицом жесткой и растущей конкуренции, несмотря на любые рыночные столкновения и сюрпризы, обеспечение жизнеспособности и конкурентоспособности организации;
- максимизация прибыли при определенных условиях ведения бизнеса;
- разработка и непрерывная реализация программ развития организации и ее сотрудников, в том числе, по социальным вопросам;
- постоянное совершенствование всей деятельности организации на основе применения современных методов диагностики организации и ее среды и стратегии развития;
- достижение целей, которые отвечают интересам организации и команды на практике в соответствии с рыночным спросом;
- возможность принимать обоснованные риски и в то же время возможность минимизировать влияние рисковой ситуации на финансовое положение организации;
- определить условия для установления разумных приоритетов в распределении обычно ограниченных производственных ресурсов для мобилизации этих ресурсов для достижения конкретных целей [2, с. 85].
Необходимость решения этих и других проблем накладывает особые требования на экономические механизмы, создаваемые руководством организации, которые должны позволить деятельности организации наиболее быстро адаптироваться к изменяющимся внешним условиям макро- и микроклимата.
Успех организации напрямую зависит не только от влияния рыночного механизма, но и от того, насколько хорошо организация планирует свои действия. Необходимо разработать систему планирования, включающую планирование на уровне управления и планирование во времени, в соответствии с принципами комплексного планирования, обеспечивающую взаимодействие между скользящим планированием и макро-, мезо- и микроуровнями, а механизмом ее реализации является прогнозирование взаимосвязи и взаимозависимости показателей, утверждение и расчет выполняются.
Понятие «планирование» имеет различные толкования. Например, планирование – это определение целей и задач предприятия, анализ путей их реализации и обеспечение ресурсами [4, с. 109].
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Стратегическое планирование
Стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.
Понятие «стратегия» вошло в теорию стратегического менеджмента в 50-х гг. XX в, когда проблема незамедлительной реакции на изменения, происходящие во внешней среде приобрела важное значение. Первоначально термин «стратегия» применялся исключительно в военной сфере и определялся как «искусство развертывания войск в бою».
Кроме того, среди менеджеров этот термин означает высшее проявление управленческой деятельности [8, с.45].
Рассмотрим определения стратегического планирования, предлагаемые различными российскими и зарубежными учеными:
В.А. Баринов и В.Л. Харченко «определение стратегической цели развития предприятия на основе прогноза его возможностей и изменений внешней среды, а также выработка программы действий по достижению этой цели»;
Ю.Т. Шестопал и В.Д. Дорофеев, «долгосрочное развитие, достижение более высоких темпов экономического роста на основе поэтапного совершенствования различных производственно-технических факторов и организационно-управленческих структур, с целью обеспечения высокого качества работы персонала и уровня жизни своих работников»;
Е.А. Исаев «логический аналитический процесс определения будущего положения фирмы в зависимости от внешних условий деятельности»;
В.И. Ляско «выбор основных направлений производственной деятельности, приемов и методов, обеспечивающих достижение долгосрочных целей предприятия (фирмы) в постоянно меняющихся условиях внешней среды»;
Н.А. Казакова «управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и шагами в сфере маркетинга»;
Дж. Штейнер,Дж. Майнер «определение долгосрочных целей и задач корпорации, принятие курса действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей»;
А.В. Сорокина «одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения»;
И.В. Гуськова «долгосрочное развитие предприятия, на основе формирования и реализации стратегии, для достижения намеченных целей, под влиянием изменяющейся среды в сложившемся конкурентном окружении».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование сущности планирования позволило установить, что планирование носит двоякий характер. С одной стороны, каждая организация должна вносить свой определенный вклад в достижение единой цели народного хозяйства удовлетворение потребностей населения и тех или иных видах товаров и услуг. С другой стороны, каждая организация должна выполнять производственную программу и вести хозяйственную деятельность, чтобы обеспечивать работников предприятия рабочими местами, возмещать им материальные, моральные, физические и другие усилия путем выплаты зарплаты, а также осуществлять воспроизводственную деятельность.
Основным элементом текущего планирования является его взаимозависимость со стратегическим планированием. При разработке текущего плана необходимо учитывать основные ценности и миссию компании, но реакция на текущие планы и операционные действия может иметь очень важные стратегические последствия.
Кроме того, после завершения стратегической цели она должна быть заменена соответствующей организацией для следующей стратегической цели и текущего планирования [19, с. 71].
Успешное стратегическое планирование неразрывно связано с текущим планированием, которое является детальной работой по определению стратегии. Ежедневная работа менеджера заключается в постоянном принятии различных решений, каждое из которых сопровождается процедурой реализации текущего плана.
Система планирования организации основана на нескольких принципах. Различные зарубежные и отечественные авторы предлагают множество таких принципов, но наиболее фундаментальными и важными являются:
- сбалансированность и соразмерность (то есть цели должны соответствовать компетенции);
- учет специфики форм и методов использования образовательных и денежных средств;
- использование ретроспективной и перспективной аналитической информации;
- непрерывность;
- согласованность стратегических целей и управления бизнесом [20, с. 148].
Подводя итог, нельзя не отметить, что оперативно-календарное планирование на промышленном предприятии в системе внутрифирменного планирования осуществляет очень непростую и даже главную роль, которая дает возможность вычислить необходимость ресурсов, осуществить организацию производства, формирование и реализация планов, регулирование и проверка действий, и т.д.
1. Александрова, А. В. Стратегический менеджмент: учебник / Н.А. Казакова, А.В. Александрова, С.А. Курашова, Н.Н. Кондрашева. – М.: НИЦ ИНФРА–М, 2016. – 320 c.
2. Андрейчиков, А. В. Стратегический менеджмент в инновационных организациях. Системный анализ и принятие решений: учебник / А. В. Андрейчиков, О. Н. Андрейчикова. – М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА–М, 2017. – 396 c.
3. Бабич, Т.Н. Планирование на предприятии: Учебник / Т.Н. Бабич, Ю.В. Вертакова. – М.: КноРус, 2018. – 799 c.
4. Басовский, Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка учеб. пособие / Л. Е. Басовский. – М.: ИНФРА–М, 2018. – 413 с.
5. Беляцкий, Н. П. Развитие организации: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по специальности «Менеджмент» / Н. П. Беляцкий. – Минск : БГЭУ, 2016. – 281 с.
6. Горфинкель, В. Я. Экономика предприятия / В. Я. Горфинкель. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2017. – 663 с.
7. Зайцев, Л. Г. Стратегический менеджмент: учебник / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. – М.: Магистр, 2016. – 528 c.
8. Кабанченко, С. Г. Анализ зарубежного опыта формирования и развития стратегических альянсов / С. Б. Кабанченко // Проблемы современной экономики. – 2018. – № 1. – с. 37-46.
9. Коньков, А. Диагностика сильных и слабых сторон компании А. Коньков // Промышленный маркетинг. – 2016. – № 5. – с. 28–31.
10. нковская, В.В. Планирование на предприятии: Учебник / В.В. Янковская. – М.: Инфра-М, 2018. – 944 c.
11. Операционный менеджмент : учебное пособие / В. И. Тележников, Т. П. Тихоненко, Н. Г. Шебеко, Т. Л. Бородко ; под ред. В. И. Тележникова. – Минск : Амалфея, Минск : Мисанта, 2016. –460 с.
12. Петрович, М. В. Управление организацией : учебник / М. В. Петрович ; Академия управления при Президенте Республики Беларусь. – 2–е изд., стер. – Минск : [б. и.], 2017. – 479 с.
13. Руденков, В. М. Международный менеджмент : учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по специальности «Менеджмент (по направлениям)» / В. М. Руденков, О. А. Березун. – Минск : БГЭУ, 2017. – 276 c.
14. Рутко, Д. Ф. Международный менеджмент: учебное пособие для слушателей системы дополнительного образования взрослых по специальностям «Международные отношения», «Международный маркетинг» / Д. Ф. Рутко ; Академия управления при Президенте Республики Беларусь. – Минск, 2017. – 243 с.
15. Скоморощенко, А.А. Планирование на предприятии: Учебное пособие / А.А. Скоморощенко, Е.Н. Белкина и др. – СПб.: Лань, 2018. – 280 c.
16. Смольский, А. П. Практический менеджмент: инструменты, стратегия и тактика управления: учебное пособие / А. П. Смольский. – Минск: Амалфея, Минск: Мисанта, 2016. – 441 с.
17. Тележников, В. И. Менеджмент: учебник для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / В. И. Тележников. – Минск: БГЭУ, 2016. – 507с.
18. Фомичев, А. Н. Стратегический менеджмент: учебник / А. Н. Фомичев. – М.: Дашков и К, 2016. – 468 c.
19. Шестопал, Ю. Т. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / Ю.Т. Шестопал, В.Д. Дорофеев, В.А. Дресвянников. – М.: КноРус, 2015. – 320 c.
20. Шилков, В. И. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / В.И. Шилков. – М.: Форум, 2016. – 304 c.
21. Кукушкин С. Н. Внутрифирменное планирование : учебник и практикум для академического бакалавриата / С. Н. Кукушкин [и др.] ; под редакцией С. Н. Кукушкина, В. Я. Позднякова, Е. С. Васильевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 322 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты