Нарушения произносительной стороны речи у дошкольников
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Нарушения произносительной стороны речи у дошкольников»
по дисциплине: «Логопедия»
2021
45.00 BYN
Нарушения произносительной стороны речи у дошкольников
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Логопедия
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Общая характеристика произносительной стороны речи
1.2 Развитие произносительной стороны в дошкольном возрасте
2. ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Нарушения слоговой структуры слова
2.2 Нарушения фонематических процессов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что сегодня повышается число речевых нарушений у дошкольников. Это результат отрицательных факторов, таких как: загрязнение экологии, дестабилизация в социальной среде, рост процента родовых травм и послеродовых осложнений, рост количества заболеваний и разных патологий [11].
Человеческая речь представляет собой чрезвычайно важное средство для социализации и всеобщего развития личности. Без речевого общения невозможно представить человеческое общение. В качестве чрезвычайно актуальной составляющей развития дошкольника выступает его речевое и умственное развитие. С каждым днём происходит формирование речи, которая претерпевает на своём пути большие трудности, с которыми сталкивается ребёнок.
Усвоение языка в качестве метода коммуникации считается чрезвычайно актуальным навыком личности именно в дошкольном возрасте, поэтому вопросам развития речи необходимо уделять особое внимание. В процессе овладения речи ребёнок получает больше знания, с каждым днём он овладевает новыми знаниями и практическими действиями.
В настоящее время искаженное произношение у дошкольников до 4–5 лет принято считать нормальным явлением его называют возрастным или физиологическим косноязычием. Лишь после 4–5 лет, в зависимости от уровня развития речи ребенка, нарушение звукопроизношения считается патологией. С данного возраста необходимо начинать логопедическую работу по устранению недостатков звукопроизношения, которые могут привести к более сложным дефектам устной и письменной речи. Недостатки различных сторон речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми, что отрицательно влияет на формирование психики. Поэтому выявление недостатков звукопроизношения является важной проблемой в коррекционно-педагогической работе с детьми.
Отставание в развитии фонематического слуха и фонематического восприятия препятствует успешному развитию речи, полноценному речевому общению и социальному взаимодействию. Дети с подобными нарушениями испытывают существенные затруднения в процессе овладения произносительной стороной речи, овладения грамотой, письмом и чтением.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Общая характеристика произносительной стороны речи
Произносительная сторона речи представлена лексико-грамматическим строем, словоизменениями, словообразованием, звукопроизношением и слоговой структурой.
Известные педагоги Е.Ф. Архипова, А.Н. Гвоздев, В.К. Орфинская, М.Ф. Фомичева и др. утверждают, что в понятие «произносительная сторона речи» в педагогике охватывает следующие аспекты: фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. Сюда относятся навыки речевого дыхания, голосообразования, воспроизведения звуков и их сочетаний, словесного ударения и фразовой интонации со всеми ее средствами, соблюдения норм орфоэпии [3; 8; 22]. Произносительная сторона речи объединяет такие компоненты речевой деятельности как звукопроизношение, фонационное дыхание, голосовые функции и просодика (темп, ритм, мелодика и интонация речи).
Е.Н. Российская выделяет две составляющие произносительной стороны речи: ритмико-мелодическую сторону речи (интонацию) и звуки речи (систему фонем). Интонация – это совокупность звуковых средств языка, которые: фонетически организуют речь, устанавливают смысловые отношения между частями фразы, сообщают фразе повествовательное, вопросительное или побудительное значение, являются средством выражения экспрессивной эмоциональной окраски. В свою очередь компоненты интонации, такие как ударение, мелодика речи, темп речи, тембр, пауза выполняют следующие основные функции: коммуникативную, кульминативную (выделительную), синтезирующую, делимитативную (разграничительную), эмоциональную, экспрессивную [25, с. 162].
Термин «слоговая структура слова» имеет широкое и узкое значение. Слоговая структура слова в широком смысле – это характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его слогов. В узком смысле слоговая структура определяется как количество слогов в слове [16, с. 74].
2. ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Нарушения слоговой структуры слова
Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи: звукопроизношение (снижение внятности речи, дефекты звуков), фонематический слух (недостаточное овладение звуковым составом слова), лексико-грамматический строй (бедность словарного запаса, неумение согласовывать слова в предложении).
Минимальной единицей речевого потока, элементы которой тесно связаны друг с другом как акустически, так и артикуляционно, является слог. Именно слоги выступают как кратчайшие звенья ритмической организации речи, а возникающий при этом мелодический рисунок слога представляет собой фонетическое оформление синтагмы и предложения [2, с. 6].
Нарушения слоговой структуры слова представляют собой стойкие проявления и относятся к одному из основных диагностических показателей, определяющих наличие общего недоразвития речи и степень его выраженности (А.К. Маркова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).
Как отмечает З.Е. Агранович, обычно диапазон данных нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребенком двух и трехсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность [1, с. 3].
Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи. Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова [6, с. 309].
Нарушения слоговой структуры слова характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава, что проявляется в нарушении порядка слогов в слове, пропусках или добавлении новых слогов или звуков [24, с. 46].
По мнению Н.С. Четверушкиной, существуют такие закономерности нарушения слоговой структуры слова:
– с 1 до 2 лет ребенок чаще всего произносит один слог преимущественно ударный) вместо двух и более;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе раскрыта общая характеристика произносительной стороны речи, рассмотрено развитие произносительной стороны в дошкольном возрасте, охарактеризованы нарушения слоговой структуры слова и нарушения фонематических процессов.
Произносительная сторона речи представлена лексико-грамматическим строем, словоизменениями, словообразованием, звукопроизношением и слоговой структурой. Грамматический строй речи – это система отношений между языковыми категориями, которая включает словообразование, морфологию и синтаксис. Важными показателями сформированности грамматического строя являются способности словообразования и словоизменения. Основным фонетическим средством оформления речевого высказывания, совокупность просодических компонентов, которые участвуют в организации речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения, является интонационная сторона речи.
В дошкольном возрасте происходит активное развитие фонематического слуха, а также звуковой речи. К шести годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития выразительности речи, т.к. именно в этом возрасте психические процессы начинают приобретать произвольный характер. В процессе овладения речью ребенок приобретает навыки обучения и использования грамматических форм. Эти процессы формируются постепенно, в соответствии с возрастными и психическими особенностями. Освоение грамматического строя речи происходит на базе определенного уровня когнитивного развития ребенка.
Нарушения слоговой структуры слова характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава, что проявляется в нарушении порядка слогов в слове, пропусках или добавлении новых слогов или звуков. Основными причинами нарушения слоговой структуры слова у детей являются: недоразвитие фонематического слуха и дефектность речевого окружения. Овладение слоговой структурой слова зависит от состояния фонематического восприятия, семантической недостаточности, оптико-пространственной ориентации, ритмической организации движений и действий, способности к серийно-последовательной обработке информации, мотивационной сферы ребенка.
1. Агранович, З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей / З. Е. Агранович. – СПб. : Питер, 2001. – 45 с.
2. Артемова, Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: монография / Е.Э. Артемова. – М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. – 123 с.
3. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 254 с.
4. Баль, Н. Н. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на коррекционных занятиях [Текст] / Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова. — Минск: Народная асвета, 2015. – 111 с.
5. Белянин, В. П. Психолингвистика [Текст] / В. П. Белянин. - 4-е изд. – Москва : Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2014. – 232 с.
6. Берсенева, Т. А. К вопросу о коррекции слоговой структуры / Т. А. Берсенева, Е. Ю. Медведева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 5-2. – С. 309-312.
7. Бородина, С.Ю. Методика развития речи детей [Текст] / С.Ю. Бородина // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – С. 52-55.
8. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. — М., 1975. — 219 c.
9. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Книга для логопедов [Текст] / Л.Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 1991. – 395 с.
10. Жукова, Н.С. Отклонения в развитии детской речи [Текст] / Н.С. Жукова. – М.: УНПЦ Энергомаш, 1994. – 128 с.
11. Кривоносова, А.В. Нарушение грамматической стороны речи у детей 5–6 лет с ОНР / А.В. Кривоносова // Коллоквиум. – 2020. - № 2. – С. 15-18.
12. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Р.И Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 224 с.
13. Логопедия: Методическое наследие [Текст] / Под ред. Волковой Л.С. - М.: Владос, 2003. — 598 с.
14. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) [Текст] / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 2000. – 192 с.
15. Маркова, А. К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Р. Е. Левиной. – М., 1961. – С. 59-70.
16. Мурзатаева, А. К. Особенности формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста / А. К. Мурзатаева, В. Лизун // Современные подходы к социализации детей с ограниченными возможностями здоровья : сборник материалов научно-практической конференции. – Курган, 2014. – С. 74-77.
17. Нуриева, А. Р. Проблемы выразительности речи у детей [Текст] / А. Р. Нуриева // Научный альманах. – 2018. – № 11. – С. 89-93.
18. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. – М. : Просвещение, 2009. – 251 с.
19. Рождественский, Ю. В. Становление речи и усвоение языка ребенком [Текст] / Ю. В. Рождественский. − М. : Изд-во МГУ, 2008. – 114 с.
20. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Владос, 2010. – 289 с.
21. Филичева, Т.Б. Нарушения речи у детей [Текст] / Т.Б. Филичева. - М., 1993.- 389 с.
22. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии / М.Ф. Фомичева. - М.: Просвещение, 1989. - 239 с.
23. Четверушкина, Н. С. Слоговая структура слова : системный метод устранения нарушений / Н. С. Четверушкина. – М. : Национальный книжный центр, 2015. – 192 с.
24. Шарапова, Э. В. Инновационные методы развития слоговой структуры слова у детей в дошкольном образовательном учреждении / Э. В. Шарапова // Перспективы науки и образования. – 2015. – № 6 (18). – С. 44-48.
25. Энграф, П.О. О просодической стороне речи дошкольников / П.О. Энграф // Инновационная наука. – 2015. – № 4-2. – С. 162-164.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты