Эмоциональное выгорание у медицинских работников с разным уровнем субъективного контроля
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Эмоциональное выгорание у медицинских работников с разным уровнем субъективного контроля»
по дисциплине: «Психология»
2021
23.00 BYN
Эмоциональное выгорание у медицинских работников с разным уровнем субъективного контроля
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 17.
В работе имеется только 1 глава.
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения эмоционального выгорания у медицинских работников с разным уровнем субъективного контроля
1.1 Эмоциональное выгорание: сущность и особенности
1.2 Понятие субъективного контроля
1.3 Факторы, признаки и последствия эмоционального выгорания медицинских работников
Выводы по первой главе
Введение
Одной из важнейших психологических характеристик личности является степень независимости, самостоятельности и активности человека в достижении своих целей, развитие чувства личной ответственности за происходящие с ним события. Под уровнем субъективного контроля понимают обобщенную характеристику личности, которая оказывает регулирующее воздействие на многие аспекты поведения человека, играет важную роль в формировании межличностных отношений, в способе разрешения кризисных ситуаций семейного и производственного характера, в отношении к болезни и терапевтическим мероприятиям и т.д.
Одним из факторов, которые влияют на психическое здоровье работников, является синдром «эмоционального выгорания» (далее – СЭВ). Интерес ученых и практиков к СЭВ вызван тем, что в наше время значительно увеличилось число медицинских работников, которые ощущают себя физически и эмоционально уставшими, обессиленными, измотанными, что не лучшим образом влияет на продуктивность работы.
Последствия эмоционального выгорания могут быть продемонстрированы как при психосоматических расстройствах, так и при чисто психологических личностных изменениях. В контексте профессиональной деятельности негативные последствия межличностного рабочего общения называются «профессиональным выгоранием».
Проблема эмоционального выгорания личности очень важна для «помогающих» профессий «человек-человек». В таких профессиях отрицательные признаки профессиональной деформации личности встречаются намного чаще. Среди них есть и общие признаки для всех профессий: деформация механизмов социального восприятия; появление профессиональных фильтров восприятия окружающих людей не как уникальных личностей и индивидуальностей, а только как фигур специфических, чисто профессиональных отношений.
Проблема эмоционального выгорания специалистов в последние годы приобретает все большую актуальность. Вопросу СЭВ и факторам, обусловливающих его возникновение посвящены многочисленные работы таких зарубежных и отечественных авторов, как К. Маслач, Б. Перлман, Х.Д. Фрейденберг, М. Лейтер, Е. Хартман, В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Е.П. Ильин, А.А. Рукавишнков, Е.Л. Старченкова, Т.В. Форманюк.
Профессиональная деятельность медицинских работников требует максимальной самоотдачи и самоконтроля, она эмоционально насыщена. Они сталкиваются с ежедневными проблемами пациентов, с отрицательными эмоциями с их стороны, так что они должны воздвигнуть определенный защитный барьер против эмоционального стресса себя.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ
1.1 Эмоциональное выгорание: сущность и особенности
Труды, посвященные эмоциональному выгоранию, появились в 1970 годы в США. Одним из основоположников идеи выгорания является Х. Фреденбергер, американский психиатр, работавший в альтернативной службе медицинской помощи. Он в 1974 году описал феномен, который наблюдал у себя и своих коллег и назвал его запоминающейся метафорой – выгорание. Х. Фреденбергер использовал термин «burnout», который является «характеристикой психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи» [12, с. 92].
В настоящее время этот термин иногда переводится на русский язык как «эмоциональное сгорание» или «профессиональное выгорание», при этом учитывается комплекс специфических психологических проблем, которые человек испытывает в связи со своей профессиональной деятельностью. Термин «эмоциональное выгорание» используется также для характеристики психологического состояния специалистов, чья профессиональная деятельность связана с интенсивным и тесным общением с людьми (Н.В. Гришина, В.Е. Орел, Е.С. Старченкова, Е.Е. Сымайнюк, Т.В. Форманюк и другие).
В настоящее время не существует единого подхода к определению понятия «эмоциональное выгорание». Так, В.В. Бойко СЭВ считает механизмом психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия; динамическим процессом, поэтапно проходящим фазы напряжения, резистенции и истощения [7, с. 102].
Н.Е. Водопьянова под СЭВ понимает «личностную деформацию, сложный конструкт негативных психологических переживаний, связанных с интенсивными межличностными взаимодействиями, отличающимися эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью [9, с. 443].
В.Е. Орел под СЭВ понимает дисфункцию, вызванную воздействием профессиональной деятельности на личность, наиболее отчетливо проявляющаяся в сфере субъектных видов труда. По мнению автора, оно близко к категории психических состояний и имеет структуру, включающую эмоциональный, мотивационный и оценочный компоненты [19, с. 49].
1.2 Понятие субъективного контроля
Уровень субъективного контроля может быть отнесен к одной из важнейших характеристик самосознания, определяющей особенности поведенческих реакций в широком спектре социального взаимодействия и проявляющейся в чувстве ответственности, уровне активности и степени воздействия на обстоятельства жизни.
Локус контроля – это понятие, отражающее склонность человека приписывать причины событий внешним или внутренним факторам [10]. Выделяются два крайних типа локализации локуса контроля: интернальный и экстернальный. В первом случае человек считает, что происходящие события прежде всего зависят от его компетентности, целеустремленности, способностей и детерминируются его собственной активностью и усилиями. Во втором случае человек убежден, что его успехи и неудачи определяются, в первую очередь, действием внешних обстоятельств, везением, случайностью, действиями других людей.
Концепция локуса контроля является следствием теории социального научения Дж. Роттера. По его мнению, интернальность и экстернальность являются достаточно устойчивыми свойствами личности, сформированными в процессе ее социализации[5, с.152]. Основным элементом теории социального научения является ожидание индивида, что его поведение приведет к желаемому вознаграждению. Проблема контроля социального поведения изучается в разных аспектах в философии, социологии, психологии при рассмотрении возможностей и способностей человека управлять своим поведением (конформизм, отчуждение, самодетерминация, самоактуализация, аномия и др.).
Различные аспекты концепции локуса контроля отражены в теориях и концепциях поведения: вера в судьбу или случай как проявление неэффективности общественной системы (Ч. Веблен), вера в судьбу как защитный механизм, дающий возможность сохранить самоуважение в случае жизненных неудач (Р. Мертон). Созвучна подходу Дж. Роттера типология социального характера, предложенная Д. Рисменом, который выделил «направляемых изнутри» и «направляемых другими». Поведение «направляемых изнутри» регулируются внутренними целями и ценностями, а «направляемых другими» - ценностями, внешними по отношению к ним [5, с. 157].
1.3 Факторы, признаки и последствия эмоционального выгорания медицинских работников
Проблема эмоционального выгорания личности очень важна для «помогающих» профессий «человек–человек». В таких профессиях отрицательные признаки профессиональной деформации личности встречаются намного чаще. Среди них есть и общие признаки для всех профессий: деформация механизмов социального восприятия; появление профессиональных фильтров восприятия окружающих людей не как уникальных личностей и индивидуальностей, а только как фигур специфических, чисто профессиональных отношений.
Особенностями помогающих профессий является довольно большое количество эмоционально насыщенных и познавательно сложных межличностных контактов, которые требуют от специалиста значительного личного вклада в повседневные профессиональные дела. По мнению К. Маслач, деятельность этих специалистов различна, но все они имеют общий тесный контакт с людьми, который трудно поддерживать эмоционально в течение длительного времени и это может быть стрессом [13].
К таким профессиям относится профессия медицинского работника. Средний возраст медицинских работников составляет от 18 до 40 лет, как правило, в этом возрасте они определяются как в своей профессии, так и в карьерном росте.
В настоящее время выделяются следующие группы факторов, определяющих возникновение и формирование синдрома эмоционального выгорания: личностный, ролевой, организационный, мотивационный, экзистенциальный и «особый» условный факторы [27].
Исследование особенностей личности в их взаимоотношениях с выгоранием – важная область изучения данного феномена. Среди таких факторов Н. Е. Водопьянова прежде всего выделяет соотношение экстернальности и интернальности, как показатель предрасположенности к стресс-реакциям. Экстернальность подразумевает склонность человека связывать причины события с внешними факторами, что приводит к эмоциональному истощению и деперсонализации. Если человек берет на себя большую ответственность за то, что происходит в жизни, и объясняет это своим поведением, характером и способностями, это говорит о том, что у него есть внутренний контроль, который, в свою очередь, приводит к эмоциональному истощению и снижению личной работоспособности.
Среди личностных факторов Н.Е. Водопьянова и другие исследователи отмечают так называемый тип поведения А. Впервые тип поведения А описали американские кардиологи М. Фридман и Р. Розенман в 1959 году. Люди с таким типом поведения агрессивны, амбициозны, стремятся к достижениям, соревнованиям и соперничеству, постоянно ощущают недостаток времени, безудержную реакцию на стрессовые ситуации.
Выводы по первой главе
Существуют различные подходы к объяснению и определению феномена эмоционального выгорания. Термин эмоциональное выгорание используется для характеристики психологического состояния специалистов, чья профессиональная деятельность связана с интенсивным и тесным общением с людьми. В психологических исследованиях СЭВ принято относить к числу явлений личностной деформации, которая представляет собой многомерную конструкцию, совокупность негативных психологических переживаний, связанных с длительными и интенсивными межличностными взаимодействиями, которые отличаются высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью.
Уровень субъективного контроля может быть отнесен к одной из важнейших характеристик самосознания, определяющей особенности поведенческих реакций в широком спектре социального взаимодействия и проявляющейся в чувстве ответственности, уровне активности и степени воздействия на обстоятельства жизни. Локус контроля – это понятие, отражающее склонность человека приписывать причины событий внешним или внутренним факторам. Выделяются два типа локализации локуса контроля: интернальный и экстернальный.
1. Антиперович, Е. Г. Основные подходы к исследованию синдрома эмоционального выгорания / Е. Н. Антиперович // Управление устойчивым развитием предприятий: сб. научн. статей / Под ред. Т. М. Сигитова. – 2016. – С. 4–6.
2. Анцыферова, Л. И. Личность в трудных жизненных условиях // Психологический журнал / Л. И. Анцыферова. – 1994. – № 1. – С. 45–49.
3. Бабанов, С.А. Профессиональные факторы и стресс: синдром эмоционального выгорания / С. А. Бабанов // Трудный пациент. – 2009. – № 1. – С. 42–46.
4. Багрий, М. А. Особенности развития профессионального стресса у врачей разных специализаций: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.03 / М. А. Багрий. – Москва, 2009. – 19 с.
5. Бажин, Е.Ф. Метод исследования уровня субъективного контроля / Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд // Психол. журн. – 1984. –№3. – с.152-162.
6. Бердяева, И. А. Синдром эмоционального выгорания у врачей различных специальностей / И. А. Бердяева, Л. Н. Войт // Дальневосточный медицинский журнал. – 2012. – № 2. – С. 117–120.
7. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко. – СПб.: Питер, 1999. – С. 99–105.
8. Васева, Л. Е. Профилактика эмоционального выгорания медицинских работников / Л. Е. Васева, Е. В. Маратканова // Личность в современном мире: сб. научных статей. – Екатеринбург, 2016. – С. 47–54.
9. Водопьянова, Н. Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях / Под ред. Г. С. Никифорова // Психология здоровья. – СПб.: Изд–во СПбГУ, 2000. – С. 443–463.
10. Елисеев, О.П. Локус контроля / О.П. Елисеев // Практикум по психологии личности.– СПб., 2003. – С.413-417.
11. Ермакова, Е. В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно–смысловой сферы личности / Е. В. Ермакова // Культурно–историческая психология. – 2010. – № 1. – С. 27–39.
12. Зеер, Э.Ф. Психология профессиональных деструкций / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк. – Екатеринбург: Деловая книга, 2014. – 332 с.
13. Иванченко, В. А. Специфика проявления синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников участковой службы / В. А. Иванченко // Sciencetime. – 2015. – № 1 (13). – С. 162–166.
14. Карпов, А.В. Психология труда / А.В. Карпов. – М.: Владос–Пресс, 2005. – 352 с.
15. Коновалова, О. В. Особенности копинг–поведения у медицинских работников / О. В. Коновалова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2008. – № 1. – С. 320–325.
16. Кухтова, Н. В. Просоциальное поведение медицинских работников / Н. В. Кухтова // Ученые записки ВГУ им. П.М. Машерова. – 2009. – Т. 8. – С. 194–202.
17. Лазарева, Л.А. Особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер / Л.А. Лазарева, Т.В. Коннова // Известия Самарского научного центра РАН. – 2014. – № 5. – С. 1514–1516.
18. Миков, Д. Р. Особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников многопрофильного стационара / Д. Р. Миков // Вестник Пермского университета. – 2018. – Вып. 1. – С. 88–97.
19. Орел, В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы / В.Е. Орел // Психологический журнал. – 2001. – № 1. – С. 90 – 101.
20. Петрова, Н. Г. Синдром эмоционального выгорания у среднего медицинского персонала / Н. Г. Петрова, В. Б. Брацлавский // Здоровье и образование в 21 веке. – 2016. – № 1. – С. 452–454.
21. Психология профессиональной деятельности : Учеб. пособие для студентов непсихол. вузов / Н. В. Самоукина. – 2. изд. – Санкт-Петербург : Питер, 2003. – 219
22. Семенова, Н. В. Эмоциональное выгорание у медицинских работников / Н. В. Семенова, А. С. Вяльцин // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. – С. 37–38.
23. Сидоров, П. Синдром эмоционального выгорания / П. Сидоров // Медицинская газета. – 2005. – № 43. – С. 25–32.
24. Стецишин, Р.И. Личностно-психологические ресурсы жизнестойкости (на примере личности врача-клинициста): автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.08. / Р.И. Стецишин. – Краснодар, 2008. – 25 с.
25. Таткина, Е.Г. Синдром эмоционального выгорания медицинских работников как объект психологического исследования / Е. Г. Таткина // Вестник Томского гос. педагогического университета. – 2009. – Вып. 11. – С. 131–134.
26. Умняшкина, С.В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий): дисс. канд. психол. наук: 19.00.04 / С.В. Умняшкина. – М.: РГБ, 2002. – 220 с.
27. Чичерина, А. В. Эмоциональное выгорание медицинских работников / А. В. Чичерина // Научный альманах. – 2016. – № 9. – С. 341–345.
28. Юрьева, Л.Н. Профессиональное выгорание у работников: формирование, профилактика, коррекция / Л.Н. Юрьева. – Киев: Сфера, 2004. – 272 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 17.
В работе имеется только 1 глава.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты