Особенности самоотношения подростков из религиозных и нерелигиозных семей
БИП (Белорусский институт правоведения)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности самоотношения подростков из религиозных и нерелигиозных семей»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Особенности самоотношения подростков из религиозных и нерелигиозных семей
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 21.
Поделиться
Введение
1 Возрастные и психологические особенности подросткового возраста
2 Проблема самоотношения в подростковом возрасте
3 Психологические особенности подростков из религиозных и нерелигиозных семей
4 Особенности самоотношения подростков из религиозных и нерелигиозных семей
Заключение
Список использованных источников
Введение
Проблема самоотношения и его роль в структуре личности на сегодняшний день является весьма актуальным для психологии. Развитие и саморазвитие личности, психологи правомерно связывают с развитием самоотношения. При этом предполагается, что одним из главных условий саморазвития личности является стимулирующее влияние на различные виды рефлексии, помощь в вырабатывании самоуважения, самопринятия, формирования позитивной самоценности, чувства уверенности в себе как субъекта деятельности.
В исследованиях самоотношения большой интерес представляет именно подростковый возраст, поскольку в этот период самоотношение (и самосознание) считается главным новообразованием (C. Выготский, C. Рубинштейн, Л.И., Мухина, Н.И. Непoмнящая и др.).
Актуальность исследования обусловлена тем, что в психологической литературе можно заметить, что влияние религиозных семей на формирование самосознания личности, вопреки большой социальной значимости, остается малоизученной психологической проблемой.
Объект: самоотношения подростков
Предмет: особенности самоотношения подростков из религиозных и нерелигиозных семей
Цель: изучить особенности самоотношения подростков из религиозных и нерелигиозных семей
Задачи:
1. Охарактеризовать возрастные и психологические особенности подросткового возраста
2. Описать проблему самоотношения в подростковом возрасте
3. Определить сихологические особенности подростков из религиозных и нерелигиозных семей
4. Провести теоретический анализ особенностей самоотношения подростков из религиозных и нерелигиозных семей.
Методы исследования: теоретического анализа литературных источников и обобщения.
1 Возрастные и психологические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст можно назвать переходным периодом от детства к взрослости. Однако границы этого возраста в психологической, медицинской, социологической, юридической, педагогической литературе часто определяются по-разному: 10-14лет, 14-18лет, 12-20 лет и т. д.
На сегодняшний день, опираясь на литературу, можно определить границы подросткового возраста, они примерно совпадают с обучением детей в средних классах от 12 лет до 16 лет. Но нельзя не отметить, что основной критерий для определения периодов жизни является не календарный возраст, а анатомо-физиологические изменения в организме.
С начало постепенно увеличиваются секреции половых гормонов, это берет начало в 7 лет, но самый интенсивный подъём секреций происходит в подростковом возрасте. Это сопровождается внезапным увеличением роста, возмужанием организма, развитием вторичных половых признаков [1].
Хотя иногда кажется, что тела подростков меняются в одночасье, процесс полового созревания на самом деле происходит в течение нескольких лет. Последовательность физических изменений в значительной степени предсказуема, но существует большая вариативность в возрасте начала полового созревания и скорости, с которой происходят изменения.
На начало и развитие полового созревания влияют многочисленные факторы, включая генетические и биологические факторы, стрессовые жизненные события, социально-экономический статус, питание и диету, количество жира в организме и наличие хронических заболеваний.
Скачок роста, который включает быстрый рост скелета, обычно начинается примерно в возрасте от 9 до 10-12 лет у девочек и от 12 до 14 у мальчиков и завершается в возрасте 17-19 лет у девочек и 20 лет у мальчиков.
Для большинства подростков половое созревание предполагает достижение фертильности и физические изменения, поддерживающие фертильность.
2 Проблема самоотношения в подростковом возрасте
Большинство исследователей выделяют в структуре Я-концепции три основных компонента (составляющих): когнитивный (самовосприятие, самоописание, самопознание, образ Я), оценочный (самоотношение, самооценка, самоуважение) и поведенческий (потенциальная поведенческая реакция, самоконтроль) [6].
Одна из важнейших черт социально-психологической жизни человека - его отношение к себе, к своим действиям, к собственной личности.
Сложный комплекс психических процессов и состояний проявляется в самосознании, благодаря которому человек изолирует себя от окружающего мира, формирует собственное видение мира, меняет отношение к своему прошлому, настоящему и будущему. В нем соотносятся мотивы и действия, желания, склонности, стремления человека, в результате чего человек самоидентифицируется, выявляет для себя наиболее значимые потребности.
По мнению отечественных и зарубежных авторов, одним из центральных компонентов в структуре самосознания является эмоциональная составляющая или самоотношение (А. Адлер, А. Бандура, А. Маслов, С. Р. Пантелеев, К. Роджерс, Е. Т. Соколова, В. В. Столин, З. Фрейд, К. Хорни). Именно отношение личности к себе, возникающее в результате деятельности самосознания, является одним из его фундаментальных свойств, существенно влияющих на формирование структуры содержания и создающих основные предпосылки для формирования самосознания. регуляция, самореализация и саморазвитие. Каждый акт самосознания - это взаимодействие самопознания и отношения к себе [7].
Возрастающий интерес к индивидуальности человека привлекает внимание людей к чертам личности, к естественным проявлениям внутреннего мира окружающих [8].
3 Психологические особенности подростков из религиозных и нерелигиозных семей
Изучению психологических характеристик феномена религиозности посвящены работы многих российских (Ф.Е. Василюк, О.А. Войновская, Р.М. Грановская, А.М. Дойнин, Ю.М. Зенько, Д.М. Угринович, В.Ф. Чеснокова, И.Н. Яблоков;) и зарубежных. (В. Джемс, Г. Олпорт, З. Фрейд, Э. Фромм) авторов.
Понятие религиозности в психологических и религиоведческих исследованиях включает:
- определенное состояние отдельных групп, сообществ, людей, которые поклоняются и верят в сверхъестественное, привержены религии и принимают ее доктрины и предписания;
- целостное отношение человека к миру, пронизанное эмоционально-оценочным восприятием через универсальную призму сверхъестественных явлений как естественного, так и социального уровня;
- определенный тип отношения человека к миру в форме чувственной «уверенности», в основе которой лежат чувства и эмоциональные переживания индивида, полученные им через религиозно-мистический опыт и понимание существования высших сил [14]. .
Проблема становления религиозной личности и ее характерных черт исследуется с марксистской точки зрения известным советским философом и религиоведом Д. Угринович. Согласно его взглядам, человек не рождается религиозным, он становится таковым в процессе формирования своей личности и взаимодействия с окружающей действительностью, приобретая религиозные черты, мотивы, веру и т. д.
4 Особенности самоотношения подростков из религиозных и нерелигиозных семей
Анализируя психологическую литературу, можно отметить, что среда развития и особенности воспитания в семье имеют решающее влияние на процесс формирования самосознания личности, особенно на самооценку подростка. Исследователи отмечают, что для подростков отношения с родителями так же важны, как и отношения со сверстниками. Отношения в семье играют большую роль в формировании самоотношения личности.
Самоотношение является структурной частью самосознания, оно определяется как смыслообразующая структура «Я» субъекта в форме определенного устойчивого и стабильного чувства по отношению к его «Я», содержащему определенное ряд специфических модальностей, различающихся как фоном эмоционального переживания, так и содержательно-смысловым отношением к себе. Самоотношение рассматривается как саморазвивающаяся система, которая одновременно с процессом своего развития трансформирует свои процедурные и структурные компоненты.
Положительное отношение к нему родителей оказывает огромное влияние на формирование гармонично развитой личности подростка. Любовь родителей в большей степени способствует воспитанию самооценки в половинном возрасте, а также развитию самооценки. Также можно отметить, что социальная ситуация и эмоционально-психологический климат в семье в большей степени определяет самооценку, самооценку и самосознание подростка.
А.И. Захаров отмечает, что положительный характер эмоциональных отношений с родителем того же пола, а также с родителем противоположного пола имеет большое значение для формирования положительной самооценки и отношения к себе. В то же время установка родителя противоположного пола также играет важную роль в развитии гендерно-ролевой идентичности [18].
Анализируя результаты исследований, можно отметить, что подростки из нерелигиозных семей склонны ощущать ценность своей личности и важность своего «Я» для других. Для них более характерна положительная оценка себя, основанная на собственных внутренних критериях духовности, осознание своего богатого внутреннего мира, умение вызывать у окружающих глубокие эмоции.
Заключение
Представители различных научных школ единодушно относят пубертат к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системе межличностных отношений. Подростковый период — период завершения детства, «вырастания» из него. Главная потребность периода подростничества — найти свое место в обществе, быть «значимым» — реализуется в сообществе сверстников.
Самоотношение является сложным личностным образованием, обеспечивающим переживания смысла «Я» личностью. В отечественной психологии наиболее выработанной является концепция самоотношения, предложенная В. В. Столиным, которая основана на идеях А. Н. Леонтьева о деятельности, сознании личности, на представлении о личностном смысле как одной из основных «образующих сознания». В подростковый период начинает вырабатываться «собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения», развиваются рефлексивные способности, появляется чувство собственной неповторимости, уникальности.
В процессе социализации религиозные установки передаются от родителей детям. Исследователи выявляют целый ряд психологических особенностей современных подростков из религиозных семей - эмоциональную сдержанность, консерватизм, стремление к принятию «взрослых решений», осторожность по отношению к другим, толерантность и т.д.
Можно так же отметить, что социальная ситуация и эмоционально-психологический климат семьи в большей мере определяет самооценку, самоотношение и самосознание подростка.
По некоторым данным исследователей, для подростков из религиозных семей характерно ощущение внутренняя конфликтность и чувство самообвинение, это говорит о наличии сомнений в себе, несогласие с собой. Для подростков из нерелигиозных семей свойственно ощущать ценность своей личности и значимость собственного «Я» для окружающих. Однако стоит отметить, что данный вопрос является малоизученным и требует дальнейших исследований.
1 Хрипкова, А.Г. Мир детства: Подросток. - М.: Педагогика, 2014. – 145 с.
2 Кирякова, К.А. Самопринятие и осознание социального аспекта я - образа у подростков / К.А. Кирякова, Н.В. Богданович // Психология и право. – 2014. - № 3. - С. 56-70
3 Крутецкий, В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. - М.: Просвещение, 2013. – 325 с.
4 Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. - М. : Гардарики, 2005. - 349 с.
5 Ледяева, Е.В. Социально-психологические проблемы детей подросткового возраста и роль учителя в их профилактике и решении // Инженерные технологии и системы. – 2011. - №2. – С. 84-89
6 Ахмедов, А. Б. Особенности Я-концепции у подростков, находившихся в зоне военных действий, и у их сверстников, проживающих в стабильной социальной ситуации // Психологические исследования, . – 2009. - № 2 (4). – С. 24-29
7 Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Издательство Московского Университета, 1983. - 304 с.
8 Тарасов, Д.Ю. Формирование самоотношения в подростковом возрасте в процессе межличностного учебно-профессионального общения со сверстниками: дис. ... канд. псих. наук / Д.Ю. Тарасов. -N. Новгород, 2011. - 247 с.
9 Бутаков, Д. Б. Формирование самоотношения как технология психопрофилактики девиантного поведения в безнадзорной подростковой среде : дис. ... канд. псих. наук / Д. Б. Бутаков. - Казань, 2006. - 199 с.
10 Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М. : Смысл, Академия, 2005. - 352 с.
11 Карпов, А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности / А. В. Карпов. - М. : Институт психологии РАН, 2004. - 424 с.
12 Мантикова А.В. Особенности и средства коррекции самоотношения в старшем подростковом возрасте // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2016. – №1. – С. 87-94
13 Реан, А. А. Психология подростка. СПб.: Прайм-Еврознак. – 2007. - 480 с.
14 Джемс, У. Многообразие религиозного опыта / У. Джемс. - М.: Наука, 1993. - 431 с.
15 Ананьев, Б. Г. Постановка проблемы развития детского самосознания. – М.: Педагогика. - 1999. – 256 с.
16 Угринович, Д.М. Психология религии / Д.М. УгриновичМ.: Политиздат, 1986. — 352 с.
17 Попова, Л.Г., Разина М.В. Личностные особенности воцерковленных (православных) подростков: штрихи к психологическому портрету воцерковленного человека // Л.Г. Попова, М.В. Разина / Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2013. — № 2 (113). — С. 217-224.
18 Кубурич, З.С. Религия и психическое здоровье // Научный результат. Социология и управление. – 2014. - №1. – С. 114-119
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 21.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты