Развитие дискурсивных умений обучающихся средствами современных информационных и коммуникационных технологий
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие дискурсивных умений обучающихся средствами современных информационных и коммуникационных технологий»
по дисциплине: «Методика преподавания иностранных языков»
2021
45.00 BYN
Развитие дискурсивных умений обучающихся средствами современных информационных и коммуникационных технологий
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания иностранных языков
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДИСКУРСИВНЫМ НАВЫКАМ
1.1 Понятие дискурса и дискурсивной компетенции
1.2 Компонентный состав дискурсивной компетенции
1.3 Особенности психофизического развития обучающихся на разных этапах средней школы и их влияние на развитие дискурсивных умений
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ДИСКУРСИОННЫМ НАВЫКАМ
2.1 Цели и задачи обучения дискурсивным навыкам обучающихся общеобразовательной школы
2.2 Методика формирования дискурсивной компетенции
2.3 Методы и приемы использования современных информационных и компьютерных технологий в процессе обучения иностранному языку
2.4 Разработка комплекса упражнений, направленных на выработку дискурсивных навыков в процессе обучения английскому языку
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В связи с тем, что в последние годы в школе, обществе и государстве все большее значение придается умению адаптироваться к меняющимся условиям жизни, умению общаться в широком кругу общества, возникает необходимость в методиках обучения, которые не только учат людей умению воспринимать и запоминать информацию, но и умению творчески обрабатывать информацию, выявлять проблемы и решать их.
При этом актуальной задачей в обучении иностранному языку является необходимость формирования у учащихся межкультурной коммуникативной компетенции, а следовательно, и дискурсивной компетенции как ее компонента.
При обучении иноязычному дискурсу необходимо учитывать и развивать все компоненты коммуникативной компетенции, поскольку каждый из них имеет определенное значение и помогает формированию широкого спектра коммуникативных умений. Однако особое внимание хотелось бы обратить на дискурсивную компетенцию, которая играет важную роль в обучении дискурсу.
В современной педагогике и методологии все большее внимание уделяется использованию форм обучения, направленных на формирование дискурсивных способностей.
Актуальность проблемы формирования дискурсивной компетенции учащихся средних школ обусловлена, с одной стороны, ее значимостью как одного из компонентов межкультурной коммуникации, а с другой стороны -недостаточной разработанностью методов ее формирования как в теории, так и на практике.
В данной работе рассматривается развитие дискурсивных умений на уроках иностранного языка с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Данная работа посвящена рассмотрению места и содержания дискурсивной компетенции в целях обучения языку.
Также исследуются основные модели иноязычной коммуникативной компетенции, дается определение дискурсивной компетенции, сравнивается концептуальное содержание понятий «дискурсивная компетенция» и «речевая компетенция», связанных с коммуникативной компетенцией. Результаты показывают, что некоторые дискурсивные / речевые навыки могут быть универсальными и могут быть перенесены из родного языка в иностранный.
Предметом исследования являются средства развития дискурсивного потенциала, предполагающие использование информационно-коммуникационных технологий.
Объектом исследования является педагогическая ситуация формирования дискурсивной компетенции как одного из важнейших компонентов коммуникативной компетенции в процессе обучения иноязычному общению.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДИСКУРСИВНЫМ НАВЫКАМ
1.1 Понятие дискурса и дискурсивной компетенции
Понятие дискурса является объектом изучения всех когнитивных наук, включая философию, логику, педагогику, антропологию, лингвистику, психологию и кибернетику.
Понятие дискурса является одним из центральных в современной лингвистической теории. Термин «дискурс» имеет два основных значения. Одно из них классическое, а второе более новое или постмодернистское.
Классическое использование означает любую форму языкового взаимодействия между людьми. Слово «дискурс» происходит от латинского глагола «бегать». А производное значение слова – «разговор, беседа», «язык, использование языка». За этим производным значением скрывается сравнение с быстрым движением мыслей или слов между сознанием одного участника взаимодействия и другим. Именно классическое значение понятия «дискурс» является значимым для теории языка.
Другое понимание термина дискурс, часто встречающееся в современных источниках и средствах массовой информации, было введено французскими лингвистами в 1960-е гг. В таком употреблении дискурс означает определенный образ мышления, идеологию и то, как эта идеология проявляется в словах. Часто люди, которые понимают дискурс в этом смысле слова, ставят задачу выявить, что думает собеседник, основываясь на том, как он говорит [1, с. 74].
Теория языка организована по принципу иерархии. В зависимости от степени увеличения языковой единицы можно использовать различные типы языковых единиц. Фонемы – типы звуков, которые могут иметь смысл, считаются самой маленькой единицей языка. Далее идет морфема. Морфемы – это элементы, имеющие свою семантику, свои значения. Затем идут слова и предложения. Традиционные дисциплины, такие как фонетика, морфология и грамматика, имеют дело со всеми этими единицами. За предложением следует определенная степень дискурса, то есть уровень языковой формы или единицы, не ограниченный по объему. Дискурс может быть очень небольшим, например, комментарии из нескольких слов или краткий текст. В некотором смысле это структурированный дискурс. Но опять же, большое литературное произведение также является дискурсом. То есть это очень разнообразное по форме явление, с общими закономерностями работы [2, с. 12].
М. Л. Макаров связывает это слово с такими родственными понятиями, как текст, речь и диалог, а дискурс можно интерпретировать как «текст плюс контекст». Более того, дискурс может быть реализован с помощью текста в сообщении для достижения цели. Точно так же дискурс можно понимать как речевую деятельность, он также является языковым материалом, языковой материал относится к тексту, то есть дискурс рассматривается во взаимодействии речи и текста. Иными словами, дискурс понимается автором как реализация вербального текста в конкретной коммуникативной ситуации [3, с. 259].
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ДИСКУРСИОННЫМ НАВЫКАМ
2.1 Цели и задачи обучения дискурсивным навыкам обучающихся общеобразовательной школы
Генеральная цель обучения иностранному языку состоит в формировании учащихся как субъектов межкультурной коммуникации при помощи овладения ими иноязычной коммуникативной компетенцией и развития у них свойств поликультурной личности, востребованных в современном информационном обществе в условиях глобализации. Генеральная цель предполагает постановку и реализацию образовательных, развивающих и воспитательных целей в их единстве.
Конечной целью обучения иностранному языку является потребность формирования у учащихся межкультурной коммуникативной компетенции. Под способностью к межкультурной коммуникации понимается способность достигать взаимопонимания с представителями разных культур, даже при посредственном знании иностранных языков, на основе понимания, знания и соблюдения общих правил и норм поведения, составляющих этикет международного общения.
Межкультурная коммуникативная компетенция позволяет человеку выстраивать отношения с представителями других культур – признавать их культурные ценности, терпимо относиться к различиям в моделях общения, поведении, образе жизни, обычаях и традициях. Коммуникативная компетенция является одной из основных категорий современной теории и практики обучения иностранному языку. Коммуникативная компетенция относится к определенному уровню владения иностранным языком, она обеспечивает учащимся возможность общаться на иностранном языке достаточно свободно. Для школьного обучения иностранному языку делается оговорка: на ограниченном языковом материале, предусмотренном школьной программой [13, с. 124].
В настоящее время устная речь в целом и говорение как ее неотъемлемая часть являются первостепенными. Для учащихся важнее всего научиться говорить на языке. Результаты обучения оцениваются по способности к общению, в частности способности к диалогической речи, то есть к ведению дискурса.
Целью обучения говорению является развитие у учащихся способности в соответствии с их реальными потребностями и интересами осуществлять устное речевое общение в разнообразных, определенных социальными условиями ситуациях.
В связи с поставленными целями выделяют определенные задачи обучения речевой компетенции, важнейшими из которых являются развитие коммуникативной культуры учащихся, когнитивное развитие учащихся, социокультурное развитие личности, развитие ценностных ориентаций учащихся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дискурсивные умения в современной научной литературе понимаются как компонент коммуникативной компетенции, однако их функциональные особенности намного шире, чем коммуникативные: в их структуру также входят факторы, отличные от лингвистических, в том числе жанровые, стилистические, эмоциональные, психологические, социокультурные аспекты, которые определяют актуальность формирования дискурсивных способностей на каждом этапе изучения иностранного языка.
Современный процесс обучения иностранному языку представляет собой совокупность разнообразных средств обучения, форм и методов, выбор которых зависит от цели и задач обучения, особенностей возраста обучающегося. В последние годы наметилась общая тенденция, предполагающая потребность в оптимизации учебного процесса, особенно процесса формирования дискурсивных умений, а также необходимость широкого участия инновационных информационно - коммуникационных технологий в процессе обучения иностранным языкам.
На сегодняшний день в системе образования успешно применяются такие виды компьютерных технологий, как проектные технологии, электронная почта, вебфорумы, блог-технологии, вики-технологии, подкасты.
Анализируя опыт использования информационно-компьютерных технологий на занятиях по иностранному языку и во внеурочное время, можно сделать вывод, что основными преимуществами современных компьютерных технологий в системе школьного образования являются повышенная мотивация к осуществлению обучения; информационно-образовательная среда, моделирующая социально-психологическую среду, условия которой максимально приближены к реальной ситуации общения; высокая наглядность предоставляемого учебного материала; оптимизация реализации принципов персонифицированного обучения; высокая интерактивность, направленная на раскрытие творческого потенциала учащихся; формирование умений с достаточной способностью к саморефлексии; оптимизация, повышение объективности контроля усвоения знаний, умений и навыков.
Таким образом, использование технических средств в процессе формирования дискурсивной компетенции позволяет достичь цели формирования необходимых дискурсивных способностей, таких как умение применять соответствующие, социально признанные коммуникативные стратегии при реализации межкультурной компетенции в ситуациях, максимально приближенных к ситуациям реального академического, профессионального взаимодействия.
1. Попова Н. В. К вопросу о развитии дискурсивной компетенции // Иностранные языки в школе. 2011. № 7. С. 74-80.
2. Мустафина Ф. Ш. Опорные конспекты к спецкурсу “Коммуникативная направленность в обучении иностранным языкам в средней школе” // Издательство БИРО. – 1999.
3. Мильруд Р. П. Методика преподавания английского языка. – М.: Дрофа, 2005. – 348 с.
4. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс: Пособие для студентов педвузов и учителей. – М.: Просвещение, 2002. - 239 с.
5. Бим И. Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. 2002. № 2. С. 11-15.
6. Canale M. From communicative competence to communicative language pedagogy // Language and Communication. London: Longman, 1983. – Pp. 2-27.
7. Щукин А. Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке: учебное пособие – М.: ИКАР, 2011. – 454 с.
8. Борботько, В. Г. Элементы теории дискурса. – Грозный: Изд-во Чечено-Ингушск. Ун-та, 1981. – 113 с.
9. Иванова Е. П. Обучение в сотрудничестве как способ активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках иностранного языка // АЯШ. – 2004. - №1(5). – с.32-39.
10. Перевозчикова Л. Н. Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена / Л. Н. Перевозчикова. — Текст // Теория и практика образования в современном мире: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 2. — Санкт-Петербург: Реноме, 2012. — С. 269-272.
11. Ариян М. А. Личностно – ориентированный подход и обучение иностранному языку в старших классах с неоднородным составом обучаемых // ИЯШ. - 2007-№1 - с. 3-11.
12. Вайсбурд М. Л., Кузьмина Е. В. Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иноязычному общению //ИЯШ. – 1999. – №2. – с.3-6.
13. Сафонова В. В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях: монография – М.: Еврошкола, 2004. – 234 с.
14. Бим И. Л. Обучение иностранному языку. Поиск новых путей // ИЯШ. - 2002. - №1.
15. Сысоев П. В. Социокультурный компонент содержания обучения английского языка (для школ с углубленным изучением иностранного языка): дисс. … канд. пед. наук. 13.00.02 – Тамбов, 1999. – 237 с.
16. Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. Проблемы и перспективы. - М.: Просвещение, 2001.
17. Сысоев П. В. Формирование учебно-познавательной компетенции в целях обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2015. № 10. С. 15-24.
18. Сысоев П. В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании. М.: Книжный дом «Либроком», 2013. – 269 с.
19. Гальскова, Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. – М.: Academia, 2006. – 334 с.
20. Елизарова Г. В. Культура и обучение иностранным языкам. – СПб: Изд-во «КАРО», 2005. – 352 с.
21. Гез Н. И. Ляховицкий М. В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебник. – М.: Высш. Школа, 2002. – 404 с.
22. Кудашев Р. А., Гришин К. П. Опыт, проблемы и перспективы педагогических технологий обучения // 1996. – 240 с.
23. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. – М. Просвещение, 2002. – 389 с.
24. Будунова Д. М., Зураева А.В. Использование возможностей сети интернет в обучении английскому языку // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. – Вып.5. – Тверь: ТвГУ, 2007. – С. 4.
25. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М.: Русский язык, 1991. – 373 с.
26. Любимова, Д. В. Речевые упражнения как необходимый компонент формирования коммуникативной личности обучающихся при изучении иностранного языка / Д. В. Любимова. — Текст // Молодой ученый. — 2019. — № 26 (264). — С. 308-309.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты