Беседа как средство ознакомления детей дошкольного возраста с правилами поведения в природе
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Беседа как средство ознакомления детей дошкольного возраста с правилами поведения в природе»
по дисциплине: «Теория и методика дошкольного образования»
2021
45.00 BYN
Беседа как средство ознакомления детей дошкольного возраста с правилами поведения в природе
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика дошкольного образования
Организация: Ясли-сад № 42, ГУО (г. Гродно)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Конспект занятия «Правила поведения на природе».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Беседа с детьми «Правила поведения в природе».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I Проблема использования беседы как метода ознакомления детей дошкольного возраста с природой в психолого-педагогической литературе
1.1 Значение бесед в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой
1.2 Характеристика содержания правил поведения в природе
1.3 Методика использования бесед в работе с детьми дошкольного возраста
ГЛАВА II Ознакомления детей старшего дошкольного возраста с правилами поведения в природе в практике работы учреждения дошкольного образования
2.1 Характеристика практики работы старшей группы по ознакомлению детей с правилами поведения в природе
2.2 Методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с правилами поведения в природе в процессе бесед
2.3 Анализ результатов работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Беседы с детьми - одна из важных форм привлечения внимания дошкольников к экологическим проблемам. Беседа - это диалог педагога и детей. В беседе разъясняются нормы и правила поведения, формируются представления об основных жизненных ценностях, вырабатываются у детей собственные оценки происходящего, отношения и суждения. Она предоставляет дошкольникам богатые возможности для экологического образования.
Беседа может происходить в любое время в детском саду: на занятия, в свободное время, на прогулке. Для ее применения можно использовать ряд следующих методов: игры, обсуждение жизненных ситуаций, чтение отрывков из произведений писателей-естествоиспытателей, музыку, воспроизведение изображений, обсуждение проблемных вопросов, отгадывание и решение головоломок. Беседу можно вести с одним дошкольником, с несколькими или лицом к лицу, с большой группой детей. Беседу лучше вести с подгруппами (5-8 человек), потому что в этом случае в диалоге могут участвовать все дети.
Любая беседа требует хороших знаний своих дошкольников, их умения участвовать в диалоге.
Беседа как способ обучения постоянно присутствует в дошкольном образовательном учреждении, но мы не можем полагаться только на этот метод, потому что функция разговора ограничена. Более того, дошкольникам еще не хватает жизненного опыта для глубокого и независимого анализа фактов и содержания беседы.
Здесь также очень важен пример как метод обучения, который широко используется педагогами и специалистами в дошкольных учреждениях.
Вопросы формирования экологической культуры представлены в работах многих авторов, которые отмечали, что развитие и взросление человека должно проходить в непосредственном взаимодействии с природой. Гуманное отношение к объектам природы способствуют формированию положительных черт характера.
Проблема экологического воспитания дошкольников занимает особое положение в системе дошкольного обучения.
Объект исследования: представления о правилах поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование представлений о правилах поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе бесед.
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности использования бесед в процессе формирования представлений о правилах поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста.
ГЛАВА I ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕСЕДЫ КАК МЕТОДА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИРОДОЙ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Значение бесед в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой
Беседа - это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. В дошкольной педагогике беседа рассматривается как метод познания окружающей среды и одновременно как метод развития связной речи [13].
По мнению ученых, беседа учит детей логическому мышлению, помогает детям постепенно переходить от определенного образа мышления к простейшей абстракции. В ходе беседы дошкольники учатся выполнять мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение), выражать свои мысли, слушать и понимать собеседника и давать четкие ответы на вопросы, задаваемые другими. В беседе развивается связность речи.
В беседе педагог объединяет детей вокруг общих интересов, пробуждает у них интерес друг к другу, переживания одного ребенка становятся общей чертой.
Беседа будет иметь педагогическую ценность, если, опираясь на имеющиеся у детей знания и опыт, педагогу удастся их уловить, пробудить активную работу мысли, вызвать интерес к дальнейшим наблюдениям и самостоятельным выводам и поможет сформировать у ребенка определенное отношение к явлениям. В беседе взрослый своими вопросами, направляя мысли детей по определенному руслу, подталкивает их к воспоминаниям, домыслам, суждениям, умозаключениям. Это чрезвычайно важно для хрупкого детского ума [28].
Тема беседы определяется конкретными задачами воспитательной работы с детьми, их возрастными особенностями, запасом знаний, полученных в процессе экскурсий и наблюдений, а также ближайшим окружением [1].
Только тогда содержание беседы оказывает сильное влияние на детей и оставляет след в их сознании, когда дети систематически получают впечатления и знания и они как бы накладываются друг на друга; когда факты и выводы, важные с точки зрения образования, повторяются в разных вариантах.
Также необходимо позаботиться о накоплении у детей идей, которые позволили бы сравнивать, обнаруживать существующие связи и обобщать. Последующие беседы должны быть немного сложнее, чем предыдущие.
ГЛАВА II ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРАВИЛАМИ ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Характеристика практики работы старшей группы по ознакомлению детей с правилами поведения в природе
Цель работы детского сада по теме работы – познакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения в природе; сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.
Основные направления работы этого блока:
1. Взаимосвязь и взаимодействие в природе (природные явления)
2. Охрана природы
3. Съедобные и несъедобные грибы
4. Лекарственные и ядовитые растения
5. Контакты с насекомыми, животными
Формирование понятия взаимосвязи и взаимодействия всех природных объектов происходит через знакомство дошкольников со значением природы в жизни людей.
У детей формируется целостное представление картины мира, о человека, как части природы, рассказывать, что к природным опасностям относятся стихийные явления, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей.
Некоторые природные опасности нарушают или затрудняют нормальное функционирование систем и органов человека.
Многочисленные факторы нарушения равновесия в природе связаны с деятельностью человека. Детей знакомят с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснять, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе.
Формирование у дошкольников ответственного и бережного отношения к природе сочетается с ознакомлением с опасными растениями, развитию умения различать лекарственные и ядовитые растения, съедобные и несъедобные грибы.
Детям рассказывают об опасностях, возникающих при контакте с насекомыми и животными, формировать представления о правилах поведения при встрече с ними.
С целью создания условий для ознакомления детей с основами безопасности в природе особое внимание уделяется организации предметно-развивающей среде в группе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы мы выявили степень изученности проблемы.
Проблема экологического воспитания дошкольников занимает особое положение в системе дошкольного обучения. Формирование обобщенных представлений происходит при пользовании словесного метода работы с детьми. Беседа с ними осуществляется в строго определенной последовательности вопросов, ответов, выводов - это алгоритм формирования обобщенного знания. Чтобы алгоритм достиг цели (т. е. чтобы дети усвоили обобщенное знание, а в дальнейшем самостоятельно использовали его), необходимо обучение дошкольников процедуре его применения. Именно поэтому очень важна вторая часть занятия, которая посвящается анализу новых ситуаций: дети оценивают аналогичные явления с позиций сформированного обобщенного представления (детально по каждому признаку) и делают вывод: относятся они к категории данного обобщения или нет. И в этом случае логика построения беседы имеет решающее значение. У детей в старшем дошкольном возрасте формируется система знаний о правилах поведения по отношению к растениям и животным, по отношению к объектам и компонентам неживой природы. Далее эти знания формируются на основе знаний: о компонентах и элементах неживой природы, их свойствах, о разнообразии растений и животных, о связях в природе, о значении компонентов и элементов природы для природы и человека. Без этих знаний невозможно формирование знаний о правилах в природе.
2. Далее мы проанализировали практику работы учреждений дошкольного образования по формированию представлений о правилах поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы детского сада по теме работы – познакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения в природе; сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.
Основные направления работы этого блока:
1. Взаимосвязь и взаимодействие в природе (природные явления)
2. Охрана природы
3. Съедобные и несъедобные грибы
4. Лекарственные и ядовитые растения
5. Контакты с насекомыми, животными
3. На последнем этапе мы разработали методику использования бесед в процессе формирования представлений правилах поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста.
Методика проведения беседы обусловливается особенностями ее как диалогической (устной, разговорной) формы речи. Большое значение в беседе имеет и внешняя эмоциональная выразительность речи - жесты, мимика говорящих.
1. Авдеева, Н. Н. Безопасность : учеб. пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – СПб. : Детство-Пресс, 2002. – 144 с.
2. Авдеева, Н. Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, Р. Б. Стеркина, О. Л Князева. - Санкт-Петербург : Детство - Пресс, 2015. - 144 с.
3. Белая, К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста : книга для воспитателей детского сада / К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. А. Кондрыкинская. – М. : Просвещение, 2004. – 94 с.
5. Белая, К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников / К. Ю. Белая. - Москва: Мозаика - Синтез, 2015. - 154 с.
6. Белая, К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей / К. Ю. Белая. – Москва : Мозаика, Синтез, 2013. - 64 с.
7. Биологический энциклопедический словарь / под. ред. М. С. Гилярова. - второе, исправленное. - Москва: Советская энциклопедия, 1989. – 863 с.
8. Бобылева Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников / Л. Бобылева // Дошк. воспитание. – 2005. – № 7. – С. 10–15.
9. Большой энциклопедический словарь / сост. А. М. Прохоров. - второе, исправленное. - Санкт-Петербург :Норинт, 2004. – 1456 с.
10. Волосникова, Т. В. Основы экологического воспитания дошкольников / Т. В. Волосникова // Дошк. педагогика. – 2005. – № 6. – С. 16 – 20.
11. Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада : экология : практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. – Воронеж : Учитель, 2004. – 131 с.
12. Гафнер, В.В. Предпосылки возникновения педагогики безопасности / В. В. Гафнер. – Екатеринбург, 2012. - 12 с.
13. Денисенкова, Н. А Ваш ребёнок познаёт мир / Н. А Денисенкова. – М. : Дошкольное воспитание, 2013. 106 с.
14. Зимонина, В. Н. Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста / В. Н. Зимонина, Л. А. Кондрыкинская. – Москва : Просвещение, 2013. - 158 с.
15. Казанцев, О. Г. Безопасность жизнедеятельности в образовательных учреждениях / О. Г. Казанцев. – М., 2013. – С. 14 -17.
16. Коган, Г. В. Психолого-педагогические аспекты формирования личности безопасного типа в вузе / Г. В. Коган. - Мурманск : Актуальные проблемы психологии в образовании : матер. межрегион. науч.-практ. конф. с междунар. участ., 2014. – 93 – 98 с.
17. Мошкин, В. Н. Закономерности воспитания культуры безопасности / В.Н. Мошкин. – М., 2015. – С. 11 – 15.
18. Николаева, С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве : Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения / С. Н. Николаева. - М. : Просвещение, 2002. - 144 с.
19. Новицкая, В. А. Правила поведения в природе для дошкольников / В. А. Новицкая, Л. С. Римашевская, Т. Г. Хромцева. – Москва :Аркти, 2014. - 80 с.
20. Пидручная, С. Н. Формирование основ культуры безопасности по правилам дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста :автореф / С. Н. Пидручная. – М., 2009. – 25 с.
21. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов / И. П. Подласый. – Москва : Владос, 2015. - 362 с.
22. Рощевский, Ю. К. Особенности группового поведения животных : учебное пособие / Ю. К. Рощевский. - Куйбышев: обл. типография им. Мяги, 1978. – 99 с.
23. Рыбалкин, Н. Н. Философия безопасности: учебное пособие / Н. Н. Рыбалкин. - Москва : Московский психолого-социальный институт, 2006. - 296 с.
24. Сагатовский, В. Н. Основы систематизации всеобщих категорий.: философия и жизнь / В. Н. Сагатовский. – Томск, 1973. - 260-261 с.
25. Словарь терминов и понятий по обществознанию / автор-составитель А. М. Лопухов. – седьмое, исправленное. - М., 2013. - 320 с.
26. Соломенкова, О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа : пособие для педагогов ДОУ и студентов педагогических колледжей и вузов / О. А. Соломенкова. – М. : МозаикаСинтез, 2016. – 112 с.
27. Столяренко, А. М. Общая педагогика / А. М. Столяренко. – Москва : Юнити-Дана, 2016. - 251 с.
28. Тимофеева, Л. Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Парциальная программа / Л. Л. Тимофеева. – СПБ. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. - 160 с.
29. Тимофеева, Л. Ф. Формирование культуры безопасности. Планирование образовательной деятельности в старшей группе : пособие для педагогов ДОУ / Л. Ф. Тимофеева. – М. : Детство-Пресс, 2015. - 192 с.
30. Урсул, А. Д. Глобальные исследования и становление ноосферы через устойчивое развитие : учеб.-метод. пособие для магистратуры / А. Д. Урсул, Т. А. Урсул. - М., - 2012. - 114-125 с.
31. Фисенко, М. А. ОБЖ. Средняя и старшая группы. Разработка занятий : пособие для педагогов ДОУ / М. А. Фисенко. – Волгоград : ИТД «Корифей», 2006. – 96 с.
32. Хромцова, Т. Г. Формирование опыта безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста / Т. Г. Хромцова. – Москва : Мозаика - Синтез, 2013. - 162 с.
33. Шестаков, В. А. Некоторые аспекты формирования личности безопасного типа / В. А. Шестаков. – М. : Научный вестник УАГС, 2010. – 8 – 13 с.
34. Шипунова, В. А. Детская безопасность : учеб.-метод. пособие для педагогов / В. А Шипунова. – Москва : Цветной мир, 2013. - 96 с.
35. Шорыгина, А. Т Осторожные сказки. Безопасность для малышей / А. Т Шорыгина. – Москва : Книголюб, 2015. - 156 с.
36. Щёголев, И. А. Развитие педагогической готовности учителя безопасности жизнедеятельности: автореферат / И. А. Щёголев. – СПб., 1998. – 18 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Конспект занятия «Правила поведения на природе».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Беседа с детьми «Правила поведения в природе».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты