Контроль уровня развития координационных способностей в физическом воспитании учащихся различного возраста
БГУФК (Белорусский государственный университет физической культуры)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Контроль уровня развития координационных способностей в физическом воспитании учащихся различного возраста»
по дисциплине: «Теория и методика физического воспитания»
2021
45.00 BYN
Контроль уровня развития координационных способностей в физическом воспитании учащихся различного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика физического воспитания
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Поделиться
Введение
Глава 1. Характеристика педагогического контроля в теории и методики физического воспитания
1.1. Определение понятий «контроль» «педагогический контроль»
1.2. Характеристика видов педагогического контроля
1.3. Требования к проведению педагогического контроля
Глава 2. Особенности контроля координационных способностей в физическом воспитании
2.1. Критерии оценки координационных способностей
2.2. Методы контроля координационных способностей в физическом воспитании
2.3. Характеристика тестов используемых для оценки координационных способностей школьников
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность исследования. В современной литературе термин «координационные способности» чаще всего выделяется из более обширного понятия «ловкость», которое встречается чаще. Исследователи рассматривают координационные способности (КС) как способность человека целесообразно выстраивать двигательные акты, а также способность преобразовывать определенные выработанные формы действий или же, в зависимости от изменяющихся условий, переключаться от одних к другим.
Данные способности имеют определенную специфику. Так, например, успешно разучивает новую комбинацию движений, но не может точно воспроизвести ее при изменении условий. Исследователи отмечают, что младший школьный возраст является оптимальным, так называемым «золотым» для развития КС. В этом возрасте приобретаются основные знания, умения и навыки, которые послужат своеобразным фундаментом для выполнения упражнений на координацию.
Главная роль в развитии КС принадлежит центральной нервной системе. В большей степени способность преобразовывать новые, усложняющиеся виды и формы движений требуется в тех видах спорта, в которых программа состязаний постоянно обновляется и является произвольной (фигурное катание, художественная и спортивная гимнастика и др.). В видах спорта со сложным составом двигательных действий многое зависит от способности преобразовывать новые формы движений.
Таким образом, совершенствование КС нацелено на подготовку в соответствии с высоким темпом жизненной активности и с усложняющимися условиями современного образа жизни. Для демонстрации успешных результатов процесса обучения физическим упражнениям, обязательным условием являются хорошо развитые координационные способности.
Цели исследования: изучить контроль уровня координационных способностей в физическом воспитании учащихся разного возраста.
Глава 1. Характеристика педагогического контроля в теории и методики физического воспитания
1.1. Определение понятий «контроль» «педагогический контроль»
Контроль в спортивной деятельности является одним из самых нужных составляющих для достижения высоких результатов. С помощью контроля можно собрать и оценить полученные результаты. Оценить эффективность тренировочного процесса в общем и состояния физических качеств спортсмена. Контроль влияет на все стороны тренировочного процесса и позволяет эффективно и оперативно влиять им.
Контроль и планирование являются совместными процессами. В спортивной деятельности для сбора точной и надежной информации о тренировочном процессе используют различные методы. К ним относят:
- анализ документации спортивной деятельности.
- сбор и анализ различный мнений тренеров и судей.
- наблюдение за тренировочной и соревновательной деятельностью и совместно с регистрацией показателей спортсменов (пульсометрия, хронометрирование, видеозапись, динамометрия).
- контрольное тестирование всех сторон спортивной деятельности [3].
Контроль имеет важные задачи в тренировочной деятельности спортсменов. Он должен давать точную оценку тренировочной и соревновательной нагрузки. Вед от правильности выполнения тренировочных упражнений будут зависеть эффективность тренировочного процесса. От проведения грамотного контроля будут зависеть показанные результаты спортсменов [28].
Более детально рассмотрим контроль за тренировочными и соревновательными нагрузками. Описывая тренировочную нагрузку необходимо помнить о том, что это прежде всего активность организма, которая отличает от исходного уровня или уровня в покое.
Глава 2. Особенности контроля координационных способностей в физическом воспитании
2.1. Критерии оценки координационных способностей
Возможности индивида, показывающие готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия в теории и методике физической культуры и спорта, получили название «координационные способности». Говоря о координационных способностях, подразумевают чаще всего такие выполнения двигательных действий, от которых в решающей мере зависит успешность научения новым двигательным действиям и совершенствования усвоенных форм.
Координационные способности очень часто подразумевают понятие «ловкость». Однако эти понятия не совсем тождественны. Пояснить различия в трактовке этих определений пытались многие, но наиболее объемно, доступно их охарактеризовал Н.А. Бернштейн в своей книге «О ловкости и ее развитии». Эта книга впервые была опубликована в конце 40-х годов, но до настоящего времени не потеряла свою актуальность. Последний раз была переиздана в 1991 году. Указанные в ней теоретические позиции о существовании такого понятия как «ловкость» позволяют глубоко наиболее полно познать ее природу, формы проявления, упорядочить и уточнить содержание этого понятия. Ловкость проявляется не только в физической культуре и спорте. Она проявляется в любых двигательных действиях, связанных с выполнением неизвестных, неудобных, связанных с измененными или изменяющимися условиями [17].
Любые условия, требующие от человека проявления двигательной маневренности, находчивости и т.д. будут способствовать проявлению ловкости. По этому поводу проявления ловкости Н.А. Бернштейн пишет следующее: «Спрос на ловкость не заключается в самих по себе движениях того или иного типа, а создается обстановкой. Нет такого движения, которое при известных условиях не могло бы предъявить очень высокие требования к двигательной ловкости.
Заключение
Контроль имеет важные задачи в деятельности занимающихся. Он должен давать точную оценку физической нагрузки. Вед от правильности выполнения разнообразных упражнений будут зависеть эффективность учебно-воспитательного процесса. От проведения грамотного контроля будут зависеть показанные результаты занимающихся.
Контроль-неотъемлемый элемент традиционного учебно-воспитательного процесса, благодаря которому реализуется обратная связь в обучении и воспитании. Это процедура получения информации о деятельности педагогов и воспитанников, ее результатах, установления степени достижения целей обучения и воспитания, проверки уровня знаний, умений и навыков, развития мышления, сформированности определенных личностных качеств. Контроль позволяет корректировать ход учебно-воспитательного процесса, ставить конкретные задачи в дальнейшем обучении и воспитании.
Под координационными способностями подразумевают чаще всего такие выполнения двигательных действий, от которых в решающей мере зависит успешность научения новым двигательным действиям и совершенствования усвоенных форм.
Одним из важнейших факторов, характеризующих кондиционные способности, является пластичность свойств центральной нервной системы. Эти способности во многом зависят от функциональных возможностей сенсорных систем, принимающих участие в управлении движениями, состоянием нервно-мышечных механизмов регулирования функций двигательного аппарата и приобретаемым двигательным опытом.
Для контроля уровня координационных способностей необходимо использовать тесты. Тесты должны быть доступны для всех или для определенных возрастных и половых групп и обеспечивать получение дифференцированных результатов, которые указывают на уровень развития некоторых КС. Тесты не должны включать сложные двигательные навыки, которые требуют длительной специальной подготовки.
1. Бернштейн, Н.А. О ловкости и её развитии: Учебное пособие / Н.А. Бернштейн. – М.: Физкультура и спорт, 2013. – 288 с.
2. Бишаева, А.А. Физическая культура: учебник / А.А. Бишаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. - 224 c.
3. Быков, В. С. - Развитие двигательных способностей учащихся: учебное пособие / В.С. Быков. – Челябинск: УралГАФК, 2014. -74с.
4. Бюннинг, Э.О. Ритмы физиологических процессов / Э.О. Бюннинг. - М.: Просвещение, 2016. – 254 с.
5. Войтешенко, И.Н. Физкультура в жизни человека / И.Н. Войтешенко. - М.: Новая литература, 2017. – 97 с.
6. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания: учебник / А. А. Васильков. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 381 с.
7. Горская, И.Ю. Оценка координационной подготовленности в спорте / И.Ю. Горская // Теория и практика физ. культуры. – 2010 г. - № 7. -С. 34-37.
8. Григорьев, О.А. Для развития координационных способностей / О.А. Григорьев. Физическая культура в школе. – 2001. – № 6. – С. 46 – 48.
9. Губа, В. П. Методы математической обработки результатов спортивно-педагогических исследований: учеб.-метод. пособие / В. П. Губа, В. В. Пресняков. - Москва: Человек, 2015. - 283 c.
10. Демидова, Е. Вечное движение / Е. Демидова // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 5. – С. 32–34.
11. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. Москва: Академия, 2013. 288 с.
12. Загайнов, Р. Психология современного спорта: Записки практического психолога спорта / Р. Загайнов. - Москва: Советский спорт, 2012. - 292 с.
13. Зимитина, Н.В. Физкультура в жизни человека / Зимитина Н.В. - М.: Физкультура и спорт, 2015. – 241 с.
14. Иваницкий, М. Ф. Анатомия человека: [с основами динамической и спортивной морфологии]: учеб. для вузов физической культуры / М. Ф. Иваницкий. - 12-е изд. - Москва: Спорт, 2016. - 624 с.
15. Ишмухаметов, М. Г. Карась, Т. Ю. Теория и методика физической культуры и спорта: учеб.-практ. пособие / Т. Ю. Карась; Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет. - Комсомольск-на-Амуре: АмГПГУ, 2012. - 131с.
16. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка: роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности / М.М. Кольцова. – М.: Логос, 2013. – 144 с.
17. Лаптев, А.П. Возрастные особенности организма / А.П. Лаптев //Физическая культура и спорт, 2014 - С. 14 - 18.
18. Лях, В. И. О классификации координационных способностей / В. И. Лях // Теория и практика физической культуры. — 2007. — № 7. — С. 28–30.
19. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учебник / Л.П. Матвеев - СПб.: Лань, 2017. - 160 с.
20. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учебное пособие / Э.Я. Степаненкова. – М.: Академия, 2013. – 368 с.
21. Сулейманов И.И. Основы воспитания координационных способностей: лекция / И.И. Сулейманов. – Омск, ОГИФК, 2009. - 35 с.
22. Суянгулова Л.А. Совершенствование координационных способностей рук детей школьного возраста / Л.А. Суянгулова. - Омск: ОГИФК, 2010. - 38 с.
23. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. Пособие / Ж.К. Холодов, В.С Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. - 480 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты