Неформальные объединения подростков как фактор социализации
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Неформальные объединения подростков как фактор социализации»
по дисциплине: «Социальная педагогика»
2021
45.00 BYN
Неформальные объединения подростков как фактор социализации
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социальная педагогика
Организация: Средняя школа №215, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеется следующее приложение:
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сценарии мероприятий для программы профилактики включения детей старшего школьного возраста в неформальные молодежные организации.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ В НЕФОРМАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
1.1 Сущность процесса социализации в подростковом возрасте
1.2 Понятие «неформального объединения» его классификация
1.3 Неформальные объединения в процессе социализации
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВОВЛЕЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В АНТИСОЦИАЛЬНЫЕ НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования особенностей социализации подростков в неформальной группе
2.3 Методические рекомендации по профилактике вступления подростков в антисоциальные неформальные объединения
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В наше время возрос интерес к неформальным молодежным объединениям. Об этом говорят все, иногда в газетах можно прочитать радикально противоположные мнения по этому поводу. Тема «неформальность» всегда была актуальной. Неформальные объединения – это целая система, очень своеобразное социальное образование.
Сегодня необходимо усилить влияние формальных и неформальных институтов на молодое поколение. И если формальные институты социализации могут подлежать стандартизации, то неформальные институты менее подвержены социальному контролю, но они оказывают значительное влияние на развитие общества.
Неформальные молодежные объединения – закономерное явление современной общественной жизни, представленное социальными группами досугового характера, появление которых обусловлено социально-историческими, культурными, психологическими, педагогическими причинами, важнейшая из которых – отсутствие в постиндустриальном обществе оптимальных условий для социализации личности со слабыми адаптивными ресурсами.
Цель исследования – изучить неформальные объединения подростков как фактор социализации.
Объект исследования – процесс социализации подростков.
Предмет исследования – процесс профилактики вступления подростков в антисоциальные неформальные объединения.
Задачи:
1. Проанализировать сущность процесса социализации в подростковом возрасте
2. Рассмотреть социализации подростков в процессе их вступления в неформальные объединения.
3. Провести социально-педагогическую диагностику особенностей социализации подростков при их вступлении в антисоциальную неформальную группу.
4. Проанализировать результаты исследования особенностей социализации подростков в неформальной группе.
5. Разработать методические рекомендации.
База исследования: ГУО "Средняя школа №215 г. Минска.
Выборка исследования: в исследовании принимали участие 40 подростков.
Для решения поставленных задач используются следующие методы исследования: теоретический анализ литературы, эксперимент (методика оценки отношения подростков к неформальной группе, определения уровня агрессии подростка к социуму), методы анализа и обработки педагогической и психологической информации.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав (разделенных на разделы), заключения, списка использованной литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ В НЕФОРМАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
1.1 Сущность процесса социализации в подростковом возрасте
В современной литературе существует несколько подходов к определению понятия социализации. С позиций субъект–объектного подхода социализация рассматривается как процесс адаптации человека к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. В процессе социализации человек занимает пассивную позицию. У истоков этого подхода стояли Э. Дюркгейм Т. Парсонс.
Представители субъект–субъектного подхода указывают на активную позицию человека в процесс социализации, который не только адаптируется к социуму, но и оказывает влияние на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Среди основоположников этого подхода можно назвать Ч. Кули и Дж. Г. Мида. С позиций субъект–субъектного подхода социализация можно определяется как развитие и самоизменение индивида в процессе усвоения и воспроизводства культуры, осуществляемое во взаимодействии со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах [6, с. 94].
В рамках комплексного подхода (Р.М. Шамионов) социализация личности рассматривается в качестве многофункционального и многоуровнего процесса. В работе Р.М. Шамионова предлагается процессуальная модель социализация личности, которая описывает этот процесса на нескольких уровнях: на уровне взаимообусловленных детерминаций внешних (норм, традиций, условий реальной жизни, ожиданий), на уровне внутренних (свойств, характеристик, моделей поведения личности) инстанций, а также на уровне самоактуализации, личностной зрелости и удовлетворенности [20, с. 82].
Ряд современных исследователей (В.А. Сластенин, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов) сущность социализации раскрывают через ее процессы – адаптацию, интеграцию, саморазвитие и самореализацию. Их единство направлено на обеспечение оптимального развития личности на протяжении жизненного пути во взаимодействии с внешней средой. Сущность социализации заключается в том, что в процессе ее индивид становится членом социума, к которому он принадлежит (Н.И. Макарова) [18, с. 16].
Социализация предполагает процесс включения индивида в социальную практику, приобретения социальных свойств и качеств, усвоения общественного опыта и реализации своей сущности путем выполнения конкретной роли в практической деятельности. В процессе социализации личность приобретает социальный опыт, расширяет среду общения и деятельности, развивает процесс саморегуляции, осуществляет становление самосознания и активной жизненной позиции.
ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВОВЛЕЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В АНТИСОЦИАЛЬНЫЕ НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
2.1 Организация и методы исследования
Опытно-экспериментальная работа проводилась среди подростков в возрасте 12-17 лет.
База исследования: ГУО "Средняя школа №215 г. Минска.
Для исследования особенностей социализации подростков в неформальных группах были поставлены следующие задачи:
1. подбор комплекса методик, необходимых для определения исходного уровня социализации подростков в неформальной группе;
2. разработка программы, способствующей повышению уровня социализации подростков в группе;
3. анализ и интерпретация полученных результатов.
Для достижения цели констатирующего эксперимента мы разработали диагностический комплекс, включающий в себя:
1. Анкету «Оценка отношений подростков с группой»;
2. Тест А. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях)
Для выявления особенностей взаимодействия личности подростка с неформальной группой была составлена анкета «Оценка отношения подростка к неформальной группе». Дадим характеристику данной методике.
Предлагаемый метод позволяет выделить три возможных «типа» восприятия, осуществляемого индивидом в группе. В этом случае роль группы в индивидуальной работе выступает индикатором типа восприятия.
Тип 1. Индивид воспринимает группу как препятствие для своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет самостоятельной ценности для личности, что проявляется в отказе от совместных форм деятельности, предпочтении индивидуальной работы и ограничении контактов. Такой тип восприятия индивида в группе можно охарактеризовать как «индивидуалистический».
Тип 2. Индивид воспринимает группу как средство, способствующее достижению определенных индивидуальных целей. В этом случае группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее «полезности» для личности. Предпочтение отдается более компетентным членам команды, способным оказать помощь, решить сложную проблему или послужить источником необходимой информации. Такой тип индивидуального восприятия в группе можно охарактеризовать как «прагматический».
Тип 3. Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. Актуальными становятся проблемы группы и отдельных ее участников, заинтересованность в успехе каждого члена группы и всей группы, желание внести свой вклад в деятельность группы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подростковый возраст является крайне сложным и противоречивым периодом в жизни человека. Для подростка, наряду с физиологическими изменениями, характерны изменения в социальной ситуации развития. Стоит отметить, что становление социальной позиции подростка – сложный процесс, который требует пристального внимания, т.к. несформированность социальных позиций может привести к общей несоциализированности подростка и возникновению ряда педагогических проблем.
Теоретические положения отечественных и зарубежных исследователей позволяют говорить о том, что неформальные молодежные объединения представляют собой не только попытку адаптации молодых людей к тем проблемам, с которыми они сталкиваются в подростковом и юношеском возрастах, особенно, в период адаптации к меняющимся социально-культурным условиям жизни, но и являются достаточно мощной силой, которая может способствовать или препятствовать развитию общества и государства. В связи с этим, знание личностных особенностей, мотивов, ценностей молодых людей, а также вовремя организованная и скоординированная социально-педагогическая работа, помогут успешно регулировать процесс социализации детей, корректировать и ограничивать взаимодействие ребенка с неформальными молодёжными объединениями, осуществить профилактику отклоняющегося поведения.
«Неформалы» – это официально не зарегистрированная группа людей, которая возникла по чьей-то инициативе или спонтанно для достижения какой-либо цели людьми с общими интересами и потребностями.
В развитии познания молодёжи окружающей действительности наступает такой момент, когда объектом познания становится человек, его внутренний мир. Именно в подростковом возрасте возникает направленность на познание и оценку морально-психологических качеств окружающих.
Важнейшая функция молодёжного движения – «стимулирование прорастания социальной ткани на окраинах общественного организма» [7]. Молодёжные инициативы становятся проводником общественной энергии между местными, региональными, поколенческими и т.п. зонами общественной жизни и её центром – основными социально- экономическими и политическими структурами.
Многие из неформалов – люди весьма неординарные, талантливые. Они проводят на улице дни и ночи напролет, не зная, зачем. Этих молодых людей никто не организовывает, не заставляет приезжать сюда. Они стекаются сами – все очень разные, и в тоже время чем-то неуловимо похожие. Многим из них, молодым и полным сил, часто хочется выть по ночам от тоски и одиночества. Многие из них лишены веры, во что бы то ни было и оттого мучаются собственной ненужностью. И, пытаясь разобраться в себе, отправляются на поиски смысла жизни и приключений в неформальные молодежные объединения.
1. Абрамов Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамов. – М.: Педагогика, 2001. – 367 с.
2. Альтернативная субкультура: Энциклопедия / Сост. Д. Десятерик. – Екатеринбург, 2005. – 784 с.
3. Ананьев, Б.Г. О психологических эффектах социализации / Б.Г. Ананьев // Человек и общество. – Вып. IX.–Л. , 2001. – С . 46 – 85.
4. Бачаев А. А. Неформальные молодежные объединения как социальное явление / А. А. Бачаев // Молодой ученый. – 2015. – №1. – С. 509-511.
5. Брейк М. Сравнительная молодежная культура / пер. с англ. Е. Омельченко // Омельченко, Е. Молодежные культуры и субкультуры / Е. Омельченко. – М.: Институт социологии РАН, 2000. – 278 с.
6. Егорова, Т.В. Методы работы по предупреждению вовлечения подростков в деструктивные неформальные объединения / Т.В. Егорова. // Воспитание школьников. – 2009. – №9, с. 27-30.
7. Ежов, О.В. Социализация личности: социально–философский анализ: автореф. дис. ... канд. философ. наук: 09.00.11 / О.В. Ежов. – Москва, 2000. – 22 с.
8. Запесоцкий, А.С. Эта непонятная молодежь: проблемы неформальных молодежных объединений / А.С. Запесоцкий, А.П. Файн. – М. :Профиздат, 2000. – 224 с.
9. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 2009. – 245 с.
10. Кофырин, Н.В. Проблемы изучения неформальных групп молодежи / Н.В. Кофырин // Cоцис. – 2001. – № 1. – С. 82 − 86.
11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учебное пособие / И. Ю. Кулагина. – М.: РОУ, 2006. – 317 с.
12. Лекомцева Е.Н. Неформальные объединения молодежи как социальное явление / Е.Н. Лекомцева // Ярославский педагогический вестник. – 2007. – №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neformalnye-obedineniya-molodezhi-kak-sotsialnoe-yavlenie.
13. Мудрик, А.В. Человек в процессе социализации / А.В. Мудрик // Вестник ПСТГУ. – 2009. – Вып. 3 (14). – С. 7-16.
14. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 456 с.
15. Неформальные объединения молодежи. Профилактика асоциального поведения : [пособие] / С. В. Косарецкая, С. Г. Косарецкий, Н. Ю. Синягина. – СПб. : КАРО, 2006. – 389 с.
16. Ольшанский, Д.В. Неформалы: групповой портрет в интерьере / Д.В. Ольшанский. – М.: Педагогика, 2000. − 245 с.
17. Рослякова С.В. Особенности социализации современных подростков / С.В. Рослякова, Т.Г. Пташко // БГЖ. – 2018. – №4 (25). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sotsializatsii-sovremennyh-podrostkov-1.
18. Социальная педагогика: учебное пособие / авт.-сост. С.Г. Григорьева. – Казань: Казан.ун-т, 2018. – 97 с.
19. Стекольников, В.И. Особенности социализации личности в процессе срочной воинской службы в современных условиях: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.08 / В.И. Стекольников. – Москва, 2005. – 20 с.
20. Хэбдидж, Д. Субкультура: значение стиля / Д. Хэбдидж. – Лондон; Нью-Йорк, 2001. – 312 с.
21. Шамионов, Р.М. Социализация личности: системно–диахронический подход / Р.М. Шамионов // Психологические исследования. – 2013. – № 27. – С. 8-11.
22. Шик, С.В. Работа с родителями подростков в контексте понимающей педагогики / С.В. Шик. // Воспитание школьников. – 2006. – №5. – с. 23-28.
23. Ясеницкий, И.А. Личность как продукт социализации / И.А. Ясеницкий // Актуальные проблемы гуманитарных и социально–экономических наук. – 2017. – № 52. – С. 93-95.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеется следующее приложение:
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сценарии мероприятий для программы профилактики включения детей старшего школьного возраста в неформальные молодежные организации.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты