Освобождение от административной ответственности и административного взыскания в Республике Беларусь
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Освобождение от административной ответственности и административного взыскания в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Административно-деликтное и процессуально-исполнительное право»
2021
45.00 BYN
Освобождение от административной ответственности и административного взыскания в Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Административно-деликтное и процессуально-исполнительное право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОСНОВАНИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
1.1 Малозначительность совершенного правонарушения
1.2 Обстоятельства, смягчающие ответственность
ГЛАВА 2 ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ПРИЗНАНИЕ ДЕЯНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫМ ПРАВОНАРУШЕНИЕМ
2.1 Крайняя необходимость
2.2 Необходимая оборона
2.3 Обоснованный риск
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Важной характеристикой административно-деликтного законодательства должна являться его гуманность, обеспечение соразмерности ответственности характеру правонарушения и степени причиненного вреда. При определении меры взыскания за совершенное административное правонарушение должно быть обеспечено разумное соотношение между публично-правовыми интересами государства и частными интересами физических и юридических лиц.
При этом важно, чтобы санкции штрафного характера отвечали требованиям справедливости и соразмерности. Административное законодательство должно строиться на основе базовых принципов юридической ответственности, а главной целью административной ответственности должно быть не наказание, а предупреждение совершения новых правонарушений в будущем, их профилактика. Законодательство, базируясь на принципах демократизма, гуманности, экономии средств государственного принуждения и последовательного использования убеждения, предусматривает возможность освобождения лиц, совершивших правонарушения, от того или иного вида юридической ответственности. Основания от освобождения от административной ответственности нашли отражение в гл. 8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).
К ним отнесены малозначительность правонарушения, наличие определенных обстоятельств, смягчающих ответственность, примирение с потерпевшим, наличие заболевания, препятствующего исполнению наложенного административного взыскания и некоторые другие. Освобождение от административной ответственности является важной составной частью административного процесса. Фактически освобождение от административной ответственности предполагает отказ органов, ведущих административный процесс, от применения мер государственного принуждения в виде наложения административного взыскания.
ГЛАВА 1 ОСНОВАНИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
1.1 Малозначительность совершенного правонарушения
Закрепленный в ст. 4.2 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее — КоАП) принцип справедливой административной ответственности [9] находит свое выражение и в возможности освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности по предусмотренным КоАП основаниям.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности в случае признания совершенного административного правонарушения малозначительным. В силу содержащегося в ч. 2 данной статьи КоАП определения малозначительность характеризуется наличием в деянии признаков административного правонарушения, а также причинением незначительного вреда охраняемым КоАП правам и интересам. Однако в КоАП не установлен размер незначительного вреда охраняемым КоАП правам и интересам, при этом объективная сторона ряда правонарушений, закрепленных Особенной частью КоАП, не предполагает наличия ущерба.
В зависимости от того, как будет осуществляться деятельность органов, уполномоченных на ведение административного процесса в отношении лиц, не достигших возраста совершеннолетия, будет зависеть степень правового сознания несовершеннолетних, воспитание их в духе уважения к закону, праву, поскольку меры административной ответственности применяются в целях воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим физическим лицом, совершившим такое правонарушение, так и другими физическими лицами.
ГЛАВА 2 ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ПРИЗНАНИЕ ДЕЯНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫМ ПРАВОНАРУШЕНИЕМ
2.1 Крайняя необходимость
Крайняя необходимость определяется как действие, совершенное для предотвращения или устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, правам и законным интересам данного лица или других лиц, интересам общества или государства, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный.
Исследователь Р.Л. Хачатуров высказывает мысль о том, что крайняя необходимость является обстоятельством, когда для исключения опасности, прямо угрожающей законным интересам, единственным вариантом будет нанесение некоего урона иным законным интересам. В таком случае совершенное действие будет видеться как преступление, однако будет все же соответствовать нормам закона в связи с тем, что оно по своей природе общественно полезное [13, с. 86].
В качестве присущих крайней необходимости особенностей следует назвать подобные:
1) имеет целью недопущение либо ликвидацию опасного явления, прямо угрожающего человеку, его правам и законным интересам или иных граждан, интересам общества или государства в целом;
2) нет иных вариантов, способов для ликвидации опасного явления, деяния;
3) не содержит в себе состава преступления в том случае, если нанесенный ущерб не такой значительный, как предотвращенный;
4) реализуется через нанесение посягающему вреда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведя исследование, можно сделать следующие выводы.
Отнесение административного правонарушения к малозначительным возможно только при условии объективной и всесторонней оценки всех обстоятельств его совершения, а также последствий. По причине отсутствия в ст. 8.2 КоАП четких критериев малозначительности полагаем необходимым установить на законодательном уровне перечень малозначительных административных правонарушений (либо их признаки), а также размер незначительного вреда охраняемым КоАП правам и интересам. Решение данной задачи будет способствовать реализации в правоприменительной практике справедливой административной ответственности.
В странах, ранее имевших статус союзных республик, действуют как акты о преступлениях и наказаниях за них (уголовные кодексы), так и специализированные акты об административной ответственности (аналоги КоАП РФ). Опыт других постсоветских стран представляется особенно актуальным, поскольку имеет те же самые предпосылки, что и отечественный.
Необходимая оборона есть защита жизни, здоровья, прав обороняющегося или другого лица, интересов общества или государства от общественно опасного посягательства путем причинения посягающему вреда. Необходимая оборона является обстоятельством, исключающим преступность деяния. Необходимая оборона – это общественно полезное действие. Это важное средство предупреждения преступлений.
Крайняя необходимость определяется как действие, совершенное для предотвращения или устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, правам и законным интересам данного лица или других лиц, интересам общества или государства, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный.
1. Бондарович, С. П. Постатейный комментарий к Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях / С. П. Бондарович. – Минск, 2019. – 823 с.
2. Бязров, В. Г. Некоторые проблемы правомерного причинения вреда охраняемым уголовным законом интересам при обоснованном риске / В. Г. Бязров // Актуальные проблемы экономики и права, № 1 (13). – 2010. – С.127-131.
3. Грунтов, И. О. Состав правомерности необходимой обороны по уголовному кодексу Республики Беларусь в свете принципа субъективного вменения / И. О. Грунтов // Право.bу, № 3. – 2018. – С.53-61.
4. Добриян С. В. Направление либерализации законодательства об административных правонарушениях Республики Беларусь // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права : сб. ст. по материалам Х юбилейной Междунар. науч.-практ. конф. (Сорокинские чтения), Санкт-Петербург, 22 марта 2019 г. / СанктПетербургский университет МВД России ; редкол.: А. И. Каплунов (отв. ред.) [и др.]. СПб., 2019. С. 369–372.
5. Долгих И. П. О проблемах и перспективах института освобождения от административной ответственности в России // Правовая наука и реформа юридического образования. 2014. № 4 (27). С. 149–156.
6. Зюрина Т. П. К вопросу о малозначительности административных правонарушений // Административное и административно-процессуальное право. Актуальные проблемы. М. : Закон и право, 2005. Ч. 2.
7. Клепиков С.Н. Принципы установления административной ответственности по законодательству РФ и зарубежных стран // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 11. С. 105.
8. Кодекс Кыргызской Республики об административных правонарушениях от 4 августа 1998 года № 114 // URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30232566#pos= 1;-142 (Дата обращения: 16.03.2021).
9. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : 21 апреля 2003 г. № 194-З : принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г. : одобрен Советом Респ. 2 апреля 2003 г : в ред. Закона Респ. Беларусь от 18.12.2019 г. // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V // URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31577399#pos= 1515;-90.
11. Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности от 22 сентября 1994 года № 2015-XII // URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30421092.
12. Кодекс Украины об административных правонарушениях от 7 декабря 1984 года // URL: https://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=30418317#pos=1;-142.
13. Малыгин, В. В. О понятии крайней необходимости в уголовном праве, преступность которой исключается в силу ее полезности и необходимости / В. В. Малыгин, Р.Л. Хачатуров // Цивилизация знаний: российские реалии. Труды Девятнадцатой Международной научной конференции. – 2018. – С.1267-1271.
14. Мухин, С. Г. Крайняя необходимость и необходимая оборона в гражданском и уголовном праве / С. Г. Мухин, Т. С. Таранова // Научные труды Белорусского государственного экономического университета / М-во образования Респ. Беларусь, Белорусский гос. экон. ун-т; [редкол.: В. Н. Шимов (гл. ред.) и др.]. – Минск: БГЭУ, 2015. – Вып. 8. – С. 512-516.
15. Пронина, М. М. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление: уголовно-правовая регламентация и ее совершенствование // автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08 / М. М. Пронина; Челябинский юрид. ин-т МВД России. – Челябинск, 2005. – 24 с.
16. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : 20 дек. 2006 г. № 194-З : принят Палатой представителей 9 нояб. 2006 г. : одобрен Советом Респ. 1 дек. 2006 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 18.12.2019 г. /// Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
17. Рощина, Н. С 12 января 2011 года начнут действовать новые правила по привлечению к административной ответственности / Н. Рощина // Главный бухгалтер, № 2. – январь 2018. – С.19-26.
18. Телятицкая, Т. В. Административное право: ответы на экзаменац. вопр. / Т. В. Телятицкая. – 4-е изд., перераб. и доп. – Минск: ТетраСистемс, 2012. – 224 с.
19. Храмов, С. М. Законодательные основы и практика реализации права граждан на необходимую оборону / С. М. Храмов // Вопросы криминологии, криминалистики и судебной экспертизы, № 2 (42). – 2017. – С.7-14.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты