Народно-обрядовые праздники как форма организации культурно-досуговой деятельности населения
БГУКИ (Белорусский государственный университет культуры и искусств)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Народно-обрядовые праздники как форма организации культурно-досуговой деятельности населения»
по дисциплине: «Основы культурно-досуговой деятельности»
2021
45.00 BYN
Народно-обрядовые праздники как форма организации культурно-досуговой деятельности населения
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Основы культурно-досуговой деятельности
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Вступительное слово к празднику Масленица.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Масленичная грамота.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Масленичный поезд для учащихся 5-6 классов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Масленичный поезд для учащихся 7-8 классов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Сценарий спортивного праздника «Зимние забавы».
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Хороводы. Проводы зимы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Народно-обрядовый праздник «Святки-колядки».
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Фотоотчёт о проведении Масленицы.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КДД ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНО-ОБРЯДОВЫХ ПРАЗДНИКОВ
1.1. Обзор литературы по проблеме исследования
1.2. Общая характеристика и формы культурно-досуговой деятельности
1.3. Народно-обрядовые праздники как форма культурно-досуговой деятельности
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ НАРОДНО-ОБРЯДОВЫХ ПРАЗДНИКОВ КАК ФОРМЫ ДОСУГА НАСЕЛЕНИЯ
2.1. Этапы подготовки и проведения народно-обрядовых праздников
2.2. Программы проведения народно-обрядовых праздников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Народная праздничная культура – это многовековой опыт народа, воплощенный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи; это идейные, нравственные и эстетические ценности, определяющие нацию, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную самобытность.
Праздники занимают важное место в духовной жизни общества. Обряды и праздники белорусов – это совокупность действий, установленных обычаем, связанных с реализацией религиозных принципов или бытовых традиций белорусов.
Обрядовые праздники жили на территории Беларуси издавна. Теперь, при более пристальном взгляде на прошлое, они переживают новое рождение. Обряды отмечали начало посева, жатву, приход весны, дни языческих богов. Дохристианские обряды возникли из самой жизни народа, который строил свой быт по природному календарю. К XX веку календарный обряд наиболее сохранился у славянских народов, у белорусов. В нем, как нигде, проявляется вековая культура нации.
Национальный праздник - это сложное, исторически изменчивое, многослойное явление. Праздник является важнейшей социальной и культурной ценностью, способствующей формированию личности, духовному развитию человека и человечества. Именно народно-обрядовый праздник во многом синтезирует все ценное, что накоплено в национальной культуре, приобщая людей к культурным ценностям и достижениям своего народа.
Культура национального обрядового праздника воспитывает каждого отдельного человека и весь коллектив, учит людей умению выражать чувство солидарности. Праздник поднимает настроение, концентрирует творческую энергию масс, выражает коллективные эмоции. Здесь каждый человек-исполнитель и зритель, творец и участник особой жизни со своими формами коллективного поведения, обусловленными традициями, обычаями, обрядами, церемониями и обрядами.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КДД ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНО-ОБРЯДОВЫХ ПРАЗДНИКОВ
1.1 Обзор литературы по проблеме исследования
Еще в 70-е годы прошлого века стали появляться работы по реконструкции народных праздников, которые были утрачены. В связи с растущим интересом к славянской культуре все большее количество научных книг на эту тему выходит в свет, причем написанных на языке, доступном каждому. Многое из славянской праздничной культуры можно узнать благодаря колоссальной работе И. М. Снегирева, И. П. Сахарова, А. В. Терещенко, П. В. Киреевского, Ф. И. Буслаева, А. Н. Афанасьева, В. Ф. Миллера, А. А. Потебни, А. Н. Веселовского, В. Я. Проппа, Б. А. Рыбакова.
Русские народные гуляния и суеверные обряды – самое известное произведение русского фольклориста и этнографа, профессора Московского университета Ивана Михайловича Снегирева. Исследование посвящено русским народным праздникам и связанным с ними верованиям. Зародившись в глубокой языческой древности, эти праздники до сих пор живы в народе, любимы и широко празднуются. Снегирев – один из первых ученых, обратившихся к изучению русских пословиц и поговорок, особенностей народного быта, обрядов и праздников. Его главная заслуга состоит в том, что он стал смотреть на эти важные проявления практической народной мудрости с научной точки зрения, обратил внимание на отношения с подобными чертами других народов, указал на заимствования некоторых из них у последних и попытался расположить их в определенном порядке по антропологическим и историческим соображениям [17].
Работа П. А. Гуда «Ад Каляд да Пакрова» – это первая попытка в Беларуси создать специфический игровой комплекс праздников, первый шаг к возрождению национального игрового наследия. Предлагаемые в монографии программы помогут сделать праздник ярким, позитивным и запоминающимся.
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ НАРОДНО-ОБРЯДОВЫХ ПРАЗДНИКОВ КАК ФОРМЫ ДОСУГА НАСЕЛЕНИЯ
2.1 Этапы подготовки и проведения народно-обрядовых праздников
Подготовка и проведение национального обрядового праздника включает в себя три этапа:
– сбор материала и написание сценария. Особое внимание на этом этапе следует уделить сбору местного фольклорно-этнографического материала с целью сохранения региональных и местных особенностей. Собрав материал, можно увидеть полную картину традиций того или иного праздника в той или иной местности, что дает возможность приступить к написанию литературной основы сценария [6, с. 7].
– организация подготовительных работ к торжеству. На этой стадии необходимо определить целевую аудиторию (возраст детей, для которых будет организован праздник), масштабность планируемого праздника, место проведения, возможность практической реализации идей праздника.
На этом этапе создается инициативная группа творческих работников, которая в дальнейшем будет развивать, организовывать и проводить праздник. Инициативная группа разрабатывает общую концепцию праздника и на ее основе – положение о праздновании. Регламент определяет цели, задачи, условия проведения праздника, состав оргкомитета. Положение о проведении праздника передается всем структурам, которые будут отвечать за проведение праздника. Нужно конкретно определить, кто войдёт в состав инициативной группы, с какой целью, кто будет руководить организацией праздника.
Последующим шагом является разработка подробного плана проведения праздника, где четко будет обозначено какие мероприятия нужно осуществлять, к какому сроку и кто персонально за это отвечает.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы предприняли попытку рассмотреть сущность и специфику народно-обрядовых праздников как социокультурного явления и формы организации культурно-досуговой деятельности населения.
Значение народно-обрядового праздника в жизни людей огромно. Народный праздник является не только формой организации досуга, но и средством формирования гражданско-патриотического мировоззрения как подрастающего, так и взрослого поколения.
Народно – обрядовый праздник, как форма КДД, которая соответствует всем другим видам деятельности (познавательная, трудовая, эстетическая, коммуникативная) является возможностью формирования гуманного характера процесса образования и фактором всестороннего и гармоничного развития личности человека.
Существует огромное количество традиционных и инновационных форм организации культурно - досуговой деятельности населения. Следует отметить, что с каждым годом, народно-обрядовый праздник играет все более весомую роль в культурной жизни страны, в целом, и каждого отдельного населённого пункта, в частности. Народно-обрядовый праздник, воссоздавая колорит старины, привлекает людей самого разного возраста, активизирует их творческое взаимодействие, стимулирует желание и умение общаться, творить, и любоваться результатами этого коллективного сотворчества.
Организация, драматургия и режиссура народно-обрядовых праздничных событий – процесс сложный, многоаспектный и трудоемкий. При разработке художественного сценария народного обрядового праздника организаторам необходимо учитывать традиции и обряды, характерные только для данного конкретного праздника, колорит конкретной местности, уклад жизни населения и другие особенности местности, где будет организован сам праздник.
1. Акимова, Л. А. Социология досуга. Учебное пособие для ВУЗов / Л. А. Акимова. – М. : МГУКИ, 2003. – 123 с.
2. Беларускія народныя абрады / склад., навук. рэд. прадм. Л. П. Касцюкавец. – Минск : Беларусь, 1994. – 128 с.
3. Беларускія народныя гульні і забавы / уклад. К. Л. Лабчэўская. – Минск, 1990. – 31 с
4. Блинова, Г. П. Народная художественная культура : русские народные праздники и обряды (Теория и практика) Текст / Г. П. Блинова. – М.: МГУК, 1998. – 85 с.
5. Борисов, С. К. Основы драматургии театрализованного действа : учебное пособие / С. К. Борисов. – Челябинск : Челябинская гос. акад. культуры и искусств, 2011. – 206 с
6. Вершинин, П. С. Летние русские народные праздники и обряды. Текст / П. С. Вершинин. – М. : Мысль, 1988. – 185 с.
7. Воловик, А. Ф. Педагогика досуга : учебник / А. Ф. Воловик. – М. : МПСИ : Флинта, 1998. – 240 с.
8. Волчук, С. Площадка праздника / С. Волчук // Праздник. – 2006. – № 5. – C. 16 –19.
9. Генкин, Д. М. Массовые театрализованные праздники и представления : учеб.-метод. пособие / Д.М. Генкин, А.А. Конович. – М. : ВНМЦ НТ и КПР, 1985. – 87 с.
10. Гойхман, О. Я. Организация и проведение мероприятий / О. Я. Гойхман. – М .: ИНФРА – М, 2008. – 119 с.
11. Гуд, П .А. Ад Каляд да Пакроваў / П.А. Гуд. – Мінск : Красіка Прынт, 2000. – 224 с.
12. Донской, В. Г. Клуб – центр культурных инноваций / В. Г. Донской. – М. : РИЦ ИСПИ, 2003. – 92 с.
13. Дуликов, В. З. Критерии социально-культурной деятельности / В. З. Дуликов // Вестник МГУКИ. – 2004. – № 1. – С. 94 – 103.
14. Жарков, А. Д. Культурно-досуговая деятельность как общественный феномен / А. Д. Жарков // Вестник МГУКИ. – 2003. – № 2. – С. 72 – 79.
15. Козлова, Т. В. Современные технологии организации массовых мероприятий : учебно – методическое пособие / Т. В. Козлова. – М. : АПРИКТ, 2006. – 171 с.
16. Конович, А. А Театрализованные праздники и обряды в СССР : науч.- попул. / А. А. Конович. – М. : Высшая школа, 1990. – 208 с;
17. Культурно-досуговая деятельность : учеб. для вузов культуры и искусств / Под науч. ред. акад. РАЕН А.Д. Жаркова и проф. В. М. Чижикова. – М. : МГУК, 1998. – 461 с.
18. Мазаев, А. И. Праздник как социально-художественное явление / А. И. Мазаев. М. : Наука, 1998. – 392 с.
19. Некрылова, А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища : Конец XVIII – начало XX века / А. Ф. Некрылова. – М. : Книга по Требованию, 2012. – 191 с.
20. Основные технологии культурно-досуговой деятельности / Р. З. Богоудинова, Ю. Н. Дрешер, Г. Х. Калимуллина и др.; науч. ред. Р.З. Богоудинова, д.п.н., проф. и др.]. – Казань : Изд-во Казанского государственного университета,2005. – 264 с.
21. Русский праздник: праздники и обряды народного земледельческого календаря: ил. энцикл. /О. Г. Баранова, Т. А Зимина, Е.Л. Мадлевская и др. – СПб. : Искусство, 2002. – 672 с.
22. Снегирёв, И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды / И. М. Снегирёв. – М. : Наука, 1990. – 236 с.
23. Современный словарь-справочник по искусству [Текст] : словарь-справочник / Науч. Ред. и сост. Мелик-Пашев, А.А. – М. : Олимп, 2001. – 528с.
24. Тавлай, Г.В. Белорусское Купалье. Обряд, песня. / Г. В. Тавлай. – Минск : Наука и техника, 1986. – 174 с.
25. Шубина, И. Б. Драматургия и режиссура зрелища : игра, сопровождающая жизнь : учебно-методическое пособие / И. Б. Шубина. – Ростов/ на Д. : Феникс, 2006. – 288 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Вступительное слово к празднику Масленица.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Масленичная грамота.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Масленичный поезд для учащихся 5-6 классов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Масленичный поезд для учащихся 7-8 классов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Сценарий спортивного праздника «Зимние забавы».
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Хороводы. Проводы зимы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Народно-обрядовый праздник «Святки-колядки».
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Фотоотчёт о проведении Масленицы.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты