Рассообразование и география расселения первобытного человека
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Рассообразование и география расселения первобытного человека»
по дисциплине: «География»
2021
45.00 BYN
Рассообразование и география расселения первобытного человека
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: География
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МЕТОДЫ И ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭВОЛЮЦИЮ И РАССООБРАЗОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВА 3. ЭВОЛЮЦИЯ ГОМИНИД (ОТ НЕОГЕНА ДО НАШИХ ДНЕЙ)
ГЛАВА 4. ГЕОРГРАФИЯ РАССООБРАЗОВАНИЯ
ГЛАВА 5. ВКЛАД СОВЕТСКИХ И БЕЛОРУССКИХ УЧЕНЫХ В ИССЛЕДОВАНИЕ ЭВОЛЮЦИИ ЧЛОВЕКА И ЕГО РАССООБРАЗОВАНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Очень немногие проблемы дискутировались в науке столь длительно, подробно и эмоционально, как проблема происхождения человека, или проблема антропогенеза. Вполне понятно, что этот вопрос глубоко волнует не только ученых, но и людей, далеких от науки; можно с большой уверенностью сказать, что буквально все человечество неравнодушно к вопросу о своем происхождении. Поэтому, пожалуй, по степени своей проработанности, глубине изучения имеющегося материала и по интенсивности заполнения имеющимся ископаемым материалом соответствующего отрезка эволюционной летописи палеоантропология является на сей день самой продвинутой и развитой областью палеонтологии. Тем не менее, по сей день у антропологов нет единого мнения по многим вопросам, связанным с эволюционной историей наших предков. При интерпретации буквально каждой ископаемой находки мнения специалистов разделяются вплоть до диаметрально противоположных, постоянно идет пересмотр прежних находок, в результате чего наше с вами эволюционное древо постоянно видоизменяется.
Таким образом, не смотря на глубочайшую проработку антропологами вопросов происхождения человека, до сих пор не существует единой общепринятой реконструкции процесса антропогенеза, приведшего, в конечном итоге, к формированию современного человека. Поэтому тема является важной и актуальной до сих пор.
Целью данной работы является подробно рассмотреть и изучить рассообразование и географию расселения первобытного человека.
Задачами данной работы являются: рассмотреть методы и выявить проблемы изучения эволюции человека, изучить факторы, которые повлияли на эволюцию и рассообразование человека, изучить эволюцию Гоминид и географию рассообразования, охарактеризовать вклад советских и белорусских ученых в исследование эволюции человека и его рассообразование.
ГЛАВА 1. МЕТОДЫ И ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА
Каждая стадия эволюции требует особого подхода к ее изучению. Считается, что произошли следующие этапы эволюции человека.
1. самая ранняя стадия гоминизации — происхождение рода Homo.
2. эволюция рода Homo до возникновения современных людей.
3. эволюция современных людей
Первая стадия антропогенеза чисто биологическая. На втором этапе предрасположенность к биологической эволюции дополняется действием социальных факторов, которые становятся доминирующими на третьем этапе. Методологические подходы к изучению различных этапов развития человека различны.
Первый этап изучается методами палеонтологии, сравнительной анатомии и эмбриологии. Второй этап также изучается археологическими методами по мере возникновения элементов материальной культуры. На третьем этапе эволюция происходит в основном на молекулярно-генетическом уровне и проявляется на уровне популяции. Поэтому для изучения эволюции современного человека в основном используются биохимические, цитогенетические, иммунологические, биомолекулярные и популяционно-статистические методы.
Изучение первых двух этапов эволюции человека требует датировки элементов палеонтологической и материальной культуры. Физические методы, особенно радиометрические, широко используются для определения абсолютного возраста человеческих окаменелостей и их предков. С помощью масс-спектрометра определяется изотопный состав и элементные пропорции исследуемого материала, а с учетом периода полураспада радиоактивных изотопов в составе можно определить возраст образца.
ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭВОЛЮЦИЮ И РАССООБРАЗОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА
До 18 века было принято считать, что человек — творение Божье. Эта гипотеза была опровергнута выдающимися учеными Ч. Дарвином, Карлом фон Линнеем и Жаком Буше де Пертом. Они выдвинули теорию, что человек произошел от обезьян. Так родилась наука антропогенез. Основными движущими силами эволюции были объявлены биологические и социальные факторы.
Качественное своеобразие эволюции человека заключается в том, что его движущей силой были не только биологические, но и социальные факторы, последний из которых сыграл решающую роль в процессе становления человека и продолжает играть ведущую роль в развитии современного человеческого общества.
Биологические факторы эволюции человечества. Люди, как и другие живые существа, появились на Земле в результате взаимосвязанных действий эволюции биологического мира. Каким образом естественный отбор дал человеку морфологические характеристики, отличающие его от животных?
Основной причиной перехода некогда древесных животных к жизни на земле стало сокращение площади тропических лесов и, как следствие, снижение доступности кормовой базы и, как следствие, увеличение размеров тела. Это происходит потому, что с увеличением размеров тела возрастают абсолютные потребности в пище, но относительные (т.е. на единицу массы тела) потребности в пище снижаются. Более крупные животные способны есть менее калорийную пищу. Из-за сокращения тропических лесов усилилась конкуренция между обезьянами. Различные виды по-разному реагируют на проблемы, с которыми они сталкиваются. Некоторые научились быстро бегать на всех четырех конечностях и исследовать открытые пространства (саванны).
ГЛАВА 3. ЭВОЛЮЦИЯ ГОМИНИД (ОТ НЕОГЕНА ДО НАШИХ ДНЕЙ)
За этим существом последовали другие гоминины, такие как в настоящий момент у археологов есть доказательства существования организмов, которые считаются гоминидами, восходят к 7 миллионам лет назад. Самым ранним из них является Sahelanthropus tchadensis, обнаруженный в Чаде (дата появления 7-6 млн. лет до н.э.), статус которого как гоминида довольно ненадежен, но он, возможно, частично ходил на двух ногах (двуногость является одной из основных характеристик гоминидов). За этим существом последовали и другие гоминиды, в том числе Ardipithecus ramidus (появление — 4,5-4,3 миллионов лет до н.э.) из Эфиопии и Kenyanthropus platyops из Кении (3,5-3,3 миллионов лет до н.э.).
Однако наиболее известным ранним гоминидом, вероятно, является Australopithecus afarensis, который жил в Восточной Африке около 3,7 и 3 млн. лет до н.э. Обнаружены фрагментарные останки сотен таких организмов, и эти останки свидетельствуют о том, что они жили как на суше, так и на деревьях. Самый известный экземпляр Australopithecus afarensis — почти полный скелет "Люси", найденный в 1974 году (хотя Люси, возможно, была самцом). Люси была ростом 1,1 метра, весила около 29 килограммов, а на момент смерти ей, вероятно, было около 20 лет. С короткими ногами, длинными руками и маленьким мозгом Люси напоминала современного шимпанзе. Но было одно существенное отличие: как и другие (некоторые) гоминиды, она могла ходить прямо (хотя она также могла лазить и проводить часть своего времени на деревьях). Форма таза и ног, а также форма коленных суставов другого представителя вида, найденного неподалеку, доказали это без разумных сомнений.
ГЛАВА 4. ГЕОГРАФИЯ РАССООБРАЗОВАНИЯ
Раса — это система человеческих популяций, характеризующаяся сходством в определенном наборе наследственных биологических характеристик, которые имеют внешнее проявление и формируются в определенном географическом регионе.
Черты, характеризующие различные расы, часто являются результатом адаптации многих поколений к различным условиям окружающей среды.
Как известно, есть много различных теорий возникновения современных рас:
- моноцентризм (возникновение homo sapiens в одном центре)
- дицентризм или широкий моноцентризм — гипотеза происхождения современного человечества в двух основных центрах сапиентации — восточном и западном.
- полицентризм (изолированное возникновение рас в 4 разных местах)
У каждой расы есть свои предки (негроидная–петикантроп, европеоидная – кроманьонец, монголоидная –неандерталец). Все расы находятся на разных стадиях развития. Основа расизма.
Факторы:
- естественный отбор;
- изоляция популяций;
- внутривидовая метисация.
ГЛАВА 5. ВКЛАД СОВЕТСКИХ И БЕЛОРУССКИХ УЧЕНЫХ В ИССЛЕДОВАНИЕ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО РАССООБРАЗОВАНИЕ
В последарвиновский период отечественные ученые внесли значительный вклад в развитие теоретических основ эволюционного учения (далее Э.у.). Работа В.О. Ковалевского в области палеонтологии была основана на исторических методах и заполнила многие пробелы в Э.у. Работа О.А. Ковалевского и И.М. Мечникова в области эволюционной эмбриологии базируется на Э.у.
А. Н. Северцов(основатель эволюционной морфологии) сыграл большую роль в развитии Э.у, в результате его сравнительных морфологических исследований были выявлены методы и механизмы филогенетического развития органов животных. Он доказал, что есть два основных направления в эволюции органов. В некоторых случаях может происходить прогрессивное изменение органа, повышающее жизнедеятельность организма и обеспечивая доступ в новую среду. Напр., образование наземных позвоночных стало возможным вследствие изменения строения плавников древних кистеперых рыб и формирования у них конечностей наземного типа.
Другое направление эволюции связано с адаптацией к конкретным, более специализированным, частным условиям существования. Например, адаптация строения крота к существованию только под землей.
Учение об эволюции органов А.Н. Северцова получило дальнейшее развитие у И.И. Шмальгаузена с точки зрения рационального формирования целостных организмов, связанных цепью зависимостей как с историей развития отдельного вида организмов (его филогенеза), так и с его индивидуальным его развитием (онтогенезом).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Человек — существо биологическое и социальное, что и определяет его особое положение в природе и качественно отличает от всех других организмов. Благодаря тому, что человек является биологическим существом, его эволюционное развитие подчиняется всем основным закономерностям наследственности и изменчивости. Реализация наследственной информации в условиях определенной внешней среды формирует биологическую природу человека — его строение и физиологию, создает материальные предпосылки для развития и мышления, способности мозга накапливать информацию нового типа — социальную.
Человек как социальное существо эволюционирует быстрее, чем как существо биологическое, поэтому, несмотря на огромные достижения цивилизации, между человеком, жившим тысячелетия назад, и человеком, живущим сейчас, нет существенных биологических различий. Способности, талант, эмоциональность, добродетели, пороки человека зависят от наследственного предрасположения и действий социальной среды. Генотип человека обеспечивает возможность восприятия социальной программы, а полная реализация его биологической организации возможна лишь в условиях социальной среды.
Хотя мутационный процесс продолжается, биологическая эволюция человека будет и далее замедляться благодаря ослаблению естественного отбора, прекращению его видообразующей функции. Однако в пределах вида возможны колебания: в длине тела (доспехи средневековых рыцарей малы большинству современных европейцев), изменении темпов онтогенеза (акселерация подростков) и т.п.
1. Алексеев В.П. Становление человечества.- М.: Политиздат, 1984.-462 с.
2. Археология зарубежной Азии.- М., 1986.-С.260
3. Афанасьев В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. Пособие для учителей / В.Г. Афанасьев // - М.: Дрофа, 2000. 25с.
4. Байер Б., Бирштайн У. и др. История человечества.- 2002.
5. Галимов Э. М. Феномен жизни: между равновесием и нелинейностью. Происхождение и принципы эволюции / Э.М.Галимов // -- М.: Едиториал УРСС, 2006. -256 с.
6. Джохансов Д., Иди М. Люси: Истоки рода человеческого, М., 1984.
7. Ефименко П.П. Первобытное общество. Очерки по истории палеолитического времени- 3-е изд.- Киев: Изд-во АН УССР, 1953.-664 с.
8. Захаров В.И., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология: Учеб. для 10 - 11 кл. общеобразоват. учебных заведений, 3-е изд. // - М.: Дрофа, 2004. -27с.
9. Иорданский Н. Н. Эволюция жизни / Н. Н. Иорданский // М.: Академия, 2001. -424 с.
10. История первобытного общества: Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза/ ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР.- М.: Наука, 1983.- 432 с.
11. Камлюк Л.В.Общая биология: Учебное пособие для 11-го класса 11-летней общеобразовательной школы, для базового и повышенного уровней / Л.В. Камлюк // - Мн.: Беларусь, 2002.- 279 с.
12. Лисов Н. Д. Биология: учеб. пособие для 6-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / Н. Д. Лисов // -- Минск: Нар. асвета, 2009. -119 с.
13. Марков А.В. Эволюция человека. В 2 книгах. Книга 1. Обезьяны, кости и гены. Corpus, 2012. Книга 2. Обезьяны, нейроны душа. Corpus, 2011.
14. Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. Книга для учителя / Н.Ф. Реймерс // - М.: Просвещение, 2002. -48с.
15. Рогинский Я. Я., Левин М. Г. Антропология. 3-е издание, переработанное и дополненное. - Москва, Высшая школа, 1978. - 528 с.
16. Тихомиров В. Н. Биология: учеб. пособие для 7-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / В. Н. Тихомиров // -- Минск: Нар. асвета, 2010. -199 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты