Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Организация: УПК Синьковский ясли-сад средняя школа, ГУО
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 49.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Характеристика познавательных интересов младших школьников
1.2. Сущность понятий «игра», «игровая технология», классификация игровых технологий
1.3. Роль игровых технологий в развитии познавательных интересов младшего школьника
1.4 Особенности применения игровых технологий в обучении младших школьников
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Диагностика сформированности познавательных интересов учащихся
2.2. Методические рекомендации для педагога по развитию познавательных интересов младших школьников с помощью игровых технологий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Образовательная сфера современности сложна и противоречива. Приоритет жизненно важных ценностей и свободного развития личности, обусловленный гуманистическим характером образования, требует коренных изменений в этой области, связанных с необходимостью развития творческого мышления, адаптивных возможностей, умственной самостоятельности обучающихся, созданием возможностей для развития творческой активности, формирования саморазвивающейся и самореализующейся личности.
Атмосфера игры создает условия, при которых учащиеся незаметно для себя вовлекаются в активную деятельность, начинают понимать, что выиграть можно тогда, когда имеешь определенный запас знаний. Кроме того, игровая форма проведения занятий предполагает коллективное сотрудничество учителя и учащихся. В процессе формирования групп педагог учитывает уровень знаний и эрудированности учащихся, их интересы и психологические особенности. Учащиеся справляются с игровой задачей и в процессе достижения цели не только реализуют накопленные знания и делятся ими с окружающими, но и активно накапливают багаж новых знаний, умений и навыков. На этой же основе происходит и формирование необходимых нравственных качеств.
Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы обучения. Исходя из этого, можно сказать, что технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.
Проблема внедрения учебных игр в практику была исследована многими учеными с различных сторон. Теорию зоны ближайшего развития разрабатывали Ж. Пиаже, Э. Клапаред, Б.Г. Ананьев, Е.Ю. Артемьев, А.Г. Шмелев. С точки зрения развития ребенка проблему изучали Дж. Дьюи, Л.В. Занков, В.А. Ясвин. С позиции теории конструктивизма рассматривали вопрос Г. Гарднер, З.И. Калмыкова, В.А. Крутецкий. Теорию множественности интеллекта рассматривали П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, В. Оконь, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Характеристика познавательных интересов младших школьников
Развитие познавательных интересов является ключевой проблемой педагогической теории и практики. Поиск путей и средств приобщения личности к активной познавательной деятельности связан с социальными процессами, происходящие в обществе, развитием научно-технического прогресса, изменениями структуры и содержания образования, его гуманизации и гуманитаризации, а в связи с этим, особое значение приобретает вопрос подготовки личности к жизни в сложных условиях быстро меняются. Перед современностью появляются новые проблемы воспитания социально активного человека, который может свободно ориентироваться в потоках разнообразной информации, умеет вовремя найти нужную информацию и знания, то есть человека, в которой познавательная активность является устойчивой чертой личности. Поэтому ключевым в развитии познавательных интересов должно стать целостная система развивающего обучения, которая раскрывает новые резервы повышения интеллектуального развития детей.
Познавательная активность, как один из главных факторов повышения эффективности обучения, является фундаментальной и одновременно сложной проблемой философских, социологических, психологических, педагогических исследований.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что развитие познавательной деятельности, умственной работоспособности, познавательных интересов является важной стороной деятельности человека, осуществляемой в течение всей ее жизни. Учеными философами (Аристотель, Ф. Бэкон, И. Кант, Г. Лейбниц, Д. Локк), психологами (Дж. Брунер, П. Гальперин) и педагогами (М. Матюшкин, И. Харламов, Г. Щукина) неоднократно подчеркивалась необходимость принятие субъектом активной позиции по познания окружающего мира [10,c. 15].
Под познавательной активностью принято понимать черту личности, проявляющуюся в ее отношении к познавательной деятельности, предполагает состояние готовности, стремление к самостоятельной деятельности, направленной на усвоение индивидом социального опыта, накопленных человечеством знаний и способов деятельности, а также проявляется в качестве познавательной деятельности [13, c. 180].
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Диагностика сформированности познавательных интересов учащихся
Цель исследования – выявить уровень познавательных интересов учащихся.
Задачи:
1. Диагностировать уровень познавательных интересов учащихся;
2. Составить методические рекомендации для педагога по развитию познавательных интересов младших школьников с помощью игровых технологий.
В исследовании приняли участие 10 детей в возрасте 7-8 лет (2 класс).
Базой исследования является ГУО "УПК Синьковский ясли-сад средняя школа".
Методы исследования: наблюдение, эксперимент, анкетирование, обобщение опыта, анализ продуктов деятельности.
Решение поставленных задач потребовало проведения определенных диагностических методик:
1. Методика оценки сформированности компонентов учебной деятельности (Г.В.Репкина, и Е.В.Заика).
Целесообразность ее использования в диагностике выделенных показателей развития познавательных интересов у младших школьников обусловлена тем, что одним из основных показателей учебно-познавательной деятельности является познавательный интерес, тесно связанный со всеми структурными компонентами учебно-познавательной деятельности (отношение к учебной задаче, выполнение действий по решению задачи, контроль и оценка). Таким образом, использование данной методики позволяет выявить особенности проявления познавательных интересов в структуре совместной познавательно-игровой деятельности взрослого и ребенка, проследить за качественным своеобразием самого процесса поиска решения задачи, спецификой осуществляемых при этом действий со стороны ребенка и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нами была дана характеристика познавательных интересов младших школьников. Познавательная активность – это разновидность социальной активности, проявляющейся по отношению к процессу познания. Формируется в учебной деятельности и самообразовании и обусловливает интенсивность и характер протекания учения, и результат научения.
Далее мы выявили сущность понятий «игра», «игровая технология», классификация игровых технологий. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
- игры и упражнения, формирующие умения выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
- группы игр, в процессе которых у школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Затем мы описали роль игровых технологий в развитии познавательных интересов младшего школьника. Использование игровых форм обучения на начальной ступени образования является вполне обоснованным не только из-за требований, предъявляемых учебной программой, но также из-за психофизиологических особенностей учащихся. Правильная организация игры способствует повышению эффективности учебного процесса, а также позволяет нивелировать те сложности, которые возникают в процессе обучения учащихся младших классов.
Далее мы перечислили особенности применения игровых технологий в обучении младших школьников. В игре проявляются особенности характера ребенка, обнаруживается уровень его развития. Поэтому игра требует индивидуального подхода к детям. Учитель должен считаться с индивидуальными особенностями каждого ребенка при выборе задания, постановке вопроса: одному дать задание надо легче, другому – труднее, одному стоит задать наводящий вопрос, а от другого потребовать вполне самостоятельного решения. Особого внимания требуют дети робкие, застенчивые: иногда такой ребенок знает правильный ответ, но от робости не решается ответить, смущенно молчит. Учитель помогает ему преодолеть застенчивость, одобряет его, хвалит за малейшую удачу, старается чаще его вызывать, чтобы приучить выступать перед классом (коллективом).
1. Авдулова, Т.П. Психология игры: современный подход / Т.П. Авдулова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 208 с.
2. Аксенова, Л.И. Специальная педагогика / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л И. Белякова и др.; под ред. Н. М. Назаровой. – М. : Академия, 2004. – 267 с.
3. Аликберова, Л.Ю. Занимательная химия / Л.Ю. Аликберова. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 560с.
4. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой. Психологическая наука в школе / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 1987. – 94 с.
5. Баль, Н.Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи : учеб.-метод. пособие для учителей-дефектологов дошк. учреждении / Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2010. – 152 с.
6. Белинская, Т.В. О развитии познавательного интереса на уроках-соревнованиях / Т.В. Белинская // Химия в школе. 2003. – № 3. – С. 43-46.
7. Берлянд, И.Е. Игра как феномен сознания / И.Е. Берлянд. – Кемерово: Алеф, 1992. – 93 с.
8. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. – М. : Изд-во ин-та проф. обр. Мин-ва обр. России, 1995. – 336 с.
9. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М. : Педагогика, 1989. – 190 с.
10. Букатов, В.М. Педагогические таинства дидактических игр / В.М. Букатов // Преподавание истории в школе. – 1997. – № 3. –С. 10-15.
11. Букатов, В.М. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения: книга для учителя / В.М. Букатова, А.П. Ершова. – М.: Издательство Первое сентября, 2000. – 224 с.
12. Воспитание. Второй класс: пособие в 2 ч.: Ч. 2 / Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина; ред. М. П. Осипова. – Брест : БрГУ им. А.С. Пушкина, 2001. – 273 с.
13. Газман, О.С. Детские игры // Российская педагогическая энциклопедия / Ред. кол.: В. В. Давыдов (гл. ред.) и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - Т. 1. С. 256-259. Газман, О.С. Роль игры в формировании личности школьника / О.С. Газман // Советская педагогика. – 1982. – № 9. – С. 60-64.
14. Глухов, В.П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи / В.П. Глухов, М.Н. Смирнова // Логопедия. – 2006. – С. 13–24.
15. Грабецкий, А.А. Использование средств обучения на уроках химии / А.А. Грабецкий. – М.: Просвещение, 1988. – 160 с.
16. Громова, О.Е. Формирование начального детского лексикона: практикум / О.Е. Громова. – М. : Просвещение, 2009. – 180 с.
17. Гузеев, В.В. Лекции по педагогической технологии / В.В. Гузеев. – М. : Знание, 1992. – 60 с.
18. Давыдов, В. В. Психологическое развитие младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. – М. : Педагогика, 1990. – 285 с.
19. Занько, С.Ф. Игра и учение: теория, практика и перспективы игрового общения / С.Ф. Зенько, Ю.С. Тюников. – М., 1992. – 194 с.
20. Ильченко, Е.В. Игры, импровизации и мини-спектакли на уроках русского языка / Е.В. Ильченко. – М. : Центр современных гуманитарных исследований, 2003. – 178 с.
21. Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) / М.В. Кларин. – Рига : НПЦ «Эксперимент», 1995 – 176 с.
22. Кларин, М. В. Образовательные возможности игры / М. В. Кларин // Советская педагогика. – 1985. – № 3. – С. 13 – 16.
23. Кульневич, С.В. Современный урок. Часть 2: Научно-практическое пособие / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – Ростов-на-Дону: Издательство «Учитель», 2005. – 288 с.
24. Лернер, И.Я. Дидактическая система методов обучения / И.Я. Лернер. – М.: Просвещение, 1976. – 238 с.
25. Лэндрет, Г. Игровая терапия, искусство отношений. – М.: Международная педагогическая академия., 2004.
26. Островская, О.В. Использование игровых приемов на учебных занятиях как средство повышения познавательных интересов младших школьников / О.В. Островская // Приложение к журналу "Пачатковае навучанне: сем'я, дзіцячы сад, школа". – 2013. №5. – Серия "Школа педагогического мастерства №2. – 55 с.
27. Павлова, Н.С. Обучающие игры на уроках химии / Н.С. Павлова //Химия в школе». – 2000. – №6. – С. 35-38.
28. Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении и развитии / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. – М., РПА, 1996. – 142 с.
29. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Издательство Питер», 2000. – 712 с.
30. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
31. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1 / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.
32. Сивашинская, Е.Ф. Педагогические системы и технологии / Е.Ф. Сивашинская, В.Н. Пунчик. – Минск: «Экоперспектива», 2010. – 196 с.
33. Финогенов, А.В. Игровые технологии в школе: учеб.-метод. пособие/ А.В. Финогенов, В.Э. Филиппов. – Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2001. – 39 с.
34. Хейзинг, Й. Homo ludens. Человек играющий / сост., предисл. и пер. с нидерл. Д.В. Сильвестрова. – СПб.: Изд-воИвана Лимбаха, 2011. – 416 с.
35. Шмаков, С.А. Игры учащихся феномен культуры / С.А. Шмаков. – М.: Новая школа. 1994. – 240 с.
36. Эльконин, Д.Б., Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М., 1999. – 234 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 49.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты