Характеристика факторов, влияющих на гендерное взаимодействие и общение
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Характеристика факторов, влияющих на гендерное взаимодействие и общение»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Характеристика факторов, влияющих на гендерное взаимодействие и общение
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Текст методики полового дифференциала В. Е. Кагана.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Текст психодиагностического теста В. Мельникова и Л. Ямпольского.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Текст полоролевого опросник (С.С. Бем).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Текст методики диагностики кроссполовых акцентуаций полоролевого поведения
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Программа Коррекционно-тренинговая работа по развитию гендерного самосознания и гендерной толерантности.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Программа коррекционно-тренинговой работы по приобретению опыта эффективного гендерного взаимодействия и преодоления негативных последствий гендерных стереотипов.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
1.1 Основные гендерные модели личностной идентичности
1.2 Внутриличностный уровень анализа гендерных отношений
1.3 Гендерные конфликты и кризисы гендерной идентичности
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ОБЩЕНИЯ (ПОЛОВАЯ СЕГРЕГАЦИЯ И КОНВЕРГЕНЦИЯ)
2.1 Различия между полами в личностных характеристиках и социальном поведении (мужской и женской субкультурах)
2.2 Уровневая организация полоролевого поведения: базисный, полоролевой и персональный уровни
2.3 Полоролевой стереотип как наиболее устойчивый стиль полоролевого поведения
2.4 Акцентуации полоролевого поведения
ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛО-РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ
3.1 Цель, задачи и методы исследования
3.2 Обработка и анализ результатов
3.3 Основные факторы, влияющие на формирование поло-ролевого поведения
3.4 Коррекционно-тренинговая работа по развитию гендерного самосознания и гендерной толерантности
3.5 Коррекционно-тренинговая работа по приобретению опыта эффективного гендерного взаимодействия и преодоления негативных последствий гендерных стереотипов
3.6 Задачи гендерного воспитания и профилактика нарушений полоролевой самоидентификации
3.7 Гендерная компетентность в профессиональной подготовке современного педагога
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Разделение людей от природы на мужской и женский пол изначально существует для биологической целесообразности. Иными словами, для эволюционного сохранения вида. Если биологической функцией мужчины является расширение ареала, добыча пищи, защита потомства, то биологической функцией женщины является рождение и воспитание детей, а также сохранение уже достигнутых преимуществ адаптации. Однако с развитием цивилизации и общественной жизни большинство биологических функций мужчин и женщин утратили свое значение для сохранения вида. В настоящее время борьба за существование людей сведена к минимуму, и главной задачей человеческой жизни является ее общественная полезность. Поэтому на первый план выходят характеристики мужчин и женщин, имеющие отношение к социальному взаимодействию.
Актуальность курсовой работы обусловливается особенностями современного социума, то есть на сегодняшний день уже не существует четкого разграничения обязательный мужских и женских качеств, ролей. Исходя из этого факта, гендерное взаимодействие и общение также существенно изменило свою структуру. В отсутствии четко прописанных ролей и правил велика вероятность акцентуализации полоролевого поведения, а также его нарушений. Кроме того, сегодня в научном знании достаточно много исследований, посвященных характеристикам факторов, которые оказывают влияние на гендерное взаимодействие и общение. Однако в нашем динамичном мире существует потребность к пополнению знаний в данной области, а также к систематизации старых.
Вопрос о возрастных особенностях становления гендерной идентичности рассматривали такие исследователи, как Б. Е. Алексеев, Т. В. Андреева, П. К. Анохин, Т. В. Бендас, А. В. Брушнлинский, М. Л. Бутовская, И. С. Клецина и др.
Различные аспекты вопроса особенности гендерного взаимодействия и общения (половая сегрегация и конвергенция) рассматривали такие отечественные и зарубежные исследователи, как Е. П. Ильин, В. В. Ковалев, И. С. Кон, Р. Крукс, В. И. Романов, S. Arber, J. Archer, R. D. Ashmore, F. K. del Boca, D. Bakan, J. F. Benenson, D. C. Geary, Р. Rosenkrantz, S. Vogel, Н. Bee и др.
Объект исследования – гендерное взаимодействие и общение.
Предмет исследования – факторы, которые оказывают влияние на гендерное взаимодействие и общение.
Цель курсовой работы – дать характеристику факторам, которые оказывают влияние на гендерное взаимодействие и общение.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. Изучить возрастные особенности становления гендерной идентичности.
2. Выявить особенности гендерного взаимодействия и общения (половая сегрегация и конвергенция).
ГЛАВА 1 ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
1.1 Основные гендерные модели личностной идентичности
Вопрос о гендерном аспекте личностной идентичности является достаточно разработанным в современном научном знании. Т. В. Бендас дала определение понятию «гендерная идентичность». Согласно мнению исследователя, гендерная идентичность представляет собой личное представление о себе как о мужчине или женщине. Также автор отметила, что эта концепция тесно связана с концепцией гендерной роли, которая определяется как внешние проявления личности, отражающие гендерную идентичность [7, с. 112]. Т. В. Андреева отметила, что гендерная идентичность почти во всех случаях самоидентифицируется в результате сочетания врожденных и внешних факторов или факторов окружающей среды. С другой стороны, продолжает автор, гендерная роль в обществе проявляется в наблюдаемых факторах, таких как поведение и внешний вид [4, с. 57].
Таким образом, гендерная роль часто является внешним выражением гендерной идентичности, однако не во всех случаях. У большинства людей гендерная идентичность и гендерная роль совпадают. Оценка усвоения этой конгруэнтности или распознавание несоответствия (приводящего к гендерно-изменчивому поведению) важна для развивающегося ребенка.
В процессе понимания этого вопроса важным является разграничение таких понятий, как «пол» и «гендер», так как часто они используются как синонимы. Как отметила О. И. Иванова, в научной среде термин «гендер» используется для определения психофизиологических процессов, связанных с идентичностью и социальной ролью. Также автор отметила, что пол индивида, в свою очередь, представляет собой первичное состояние анатомических или физиологических параметров [14, с. 112].
Итак, необходимо обратить внимание, что так как пол и гендер не являются синонимичными понятиями, так и гендерное и половое развития также не взаимосвязаны. О. И. Иванова также отметила, что психологическое половое развитие проходит через различные стадии от неонатального периода до младенчества, детства, полового созревания и подросткового возраста, и взрослой жизни. Такое физиологическое изменение отличается от гендерного поведения на каждой из этих стадий. Половая идентичность, возникающая за пределами детства, очень четко отделена от гендерной идентичности [14, с. 113].
В результате изучения теоретической литературы, был сделан вывод о том, что в настоящее время существуют различные модели гендерной идентичности. Основными моделями являются биполярная, маскулинная, феминная и андрогинная:
1. Биполярная модель. Ранние исследователи гендерной психологии отдавали предпочтение биполярной модели маскулинности и феминизма, согласно которой выраженность мужских черт у мужчин и феминных – у женщин отражает наибольшую психологическую адаптивность. Иными словами, если у мужчины высокие показатели маскулинности, то показатели феминности, соответственно, у него должны быть низкими. Важным механизмом как нормального, так и невротического развития является отождествление с нормальным признанием отождествления с родителем пола. Идентификация с родителем противоположного пола считается патогенной, приводящей к трансформациям [8, с. 69].
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОГО ВЗАИМО¬ДЕЙСТВИЯ И ОБЩЕНИЯ (ПОЛОВАЯ СЕГРЕГАЦИЯ И КОНВЕРГЕНЦИЯ)
2.1 Различия между полами в личностных характеристиках и социальном поведении (мужской и женской субкультурах)
Научное изучение гендерных различий имеет долгую историю, охватывающую более ста лет исследований. В результате изучения научной литературы было выявлено, что большая часть психологических исследований, направленных на выявление различий между полами касаются таких тем, как особенности сотрудничества и конкуренции; половые различия в проявлении агрессии; особенности невербальной коммуникации.
Сотрудничество и конкуренция являются основными полярностями социальной жизни. С детства и до зрелого возраста сотрудничество и конкуренция вне семьи происходят с особой частотой и интенсивностью между индивидами.
Зарубежный исследователь С. Бергеман исследовал особенности взаимодействия и конкуренции в мужской субкультуре. Он отметил, что в то время как оба пола участвуют во многих видах социальных взаимодействий, начиная от диадической дружбы и заканчивая большими группами, крупномасштабное сотрудничество является отличительным признаком мужской социальности на протяжении всей жизни. Мужчины чаще участвуют в совместной групповой деятельности, образуют более крупные группы, чем женщины, и участвуют в частой и интенсивной конкуренции между группами против других мужских групп [41, с. 641]. Исследователь выделил следующие характеристики «мужских групп»:
– они характеризуются устойчивыми внутренними иерархиями статуса и доминирования;
– внутри групп конкуренция имеет тенденцию быть индивидуалистической [41, с. 646].
Исследование, проведенное Д. Гири дополняет выводы, сделанные предыдущим автором. Ученый отметил, что взаимодействие между мужчинами, как правило, более кооперативно, чем взаимодействие между женщинами. В то же время мужчины, как правило, демонстрируют менее альтруистическое и просоциальное поведение в различных областях. Это взаимодействует с более низким уровнем заботы со стороны мужчин. Главным исключением из этого паттерна является «героическое» поведение помощи, особенно когда оно направлено на женщин [42, с. 31].
Также достаточно большое количество исследователей изучали особенности взаимодействия и конкуренции в женской субкультуре. Так, например, Б. Е. Алексеев, анализируя опыт своих коллег, отметил, что динамика сотрудничества и конкуренции у женщин более сложна и тонка, чем у мужчин. Женская дружба имеет тенденцию быть более сложной и менее сфокусированной на совместной деятельности, чем мужская дружба. Начиная со среднего возраста, женщины чаще формируют диадические отношения, характеризующиеся высоким уровнем интимности, эмоциональной поддержки, исключительности и взаимности. В свою очередь, диады встроены в более крупные социальные сети, в которых иерархии, как правило, более подвижны, чем в мужских группах [2, с. 6].
ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛО-РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ
3.1 Цель, задачи и методы исследования
Эмпирическое исследование проводилось на базе Белорусского государственного педагогического университета. В исследовании принимали участие 25 женщин в возрасте 19 – 24 года.
Цель исследования – определить факторы, которые оказывают влияние на формирование поло-ролевого поведения, а также на основе полученных результатов разработать коррекционно-тренинговые занятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. Изучить особенности половой идентичности респондентов.
2. Изучить структуру личности испытуемых.
3. Определить полоролевой тип респондентов.
4. Изучить особенности кроссполовой акцентуации поло-ролевого поведения респондентов.
5. Определить факторы, оказывающие влияния на формирование поло-ролевого поведения.
6. Разработать программу коррекционно-тренинговых занятий.
С целью изучения особенностей половой идентичности респондентов была использована методика полового дифференциала В. Е. Кагана. Эту технику можно рассматривать как вербальную модель поведенческой реакции на стимул. Показателями половых дифференциальных факторов для каждого из оцениваемых понятий являются психологические портреты в восприятии субъекта – собственный портрет и портреты типичных представителей мужского и женского пола. Она одновременно дает два показателя половой идентичности – маскулинность (близость понятий «Я» и «большинство мужчин») и феминность (близость понятий «Я» и «большинство женщин»), что соответствует модели маскулинности и феминности как независимых измерений [27, с. 31].
Методика состоит из 18 шкал, представляющих 4 фактора. Существует 6 шкал факторов «С» (сила, доминирование, авторитаризм) и 4 шкалы факторов «О» (оценка, отношение), «А» (активность, коммуникативность) и дополнительный четвертый фактор, обозначенный как фактор предсказуемости – «П» [27, с. 32]. Текст методики отображен в соответствии с приложением А.
Для изучения структуры личности испытуемых был использован психодиагностический тест В. Мельникова и Л. Ямпольского. Данная методика представляет собой многомерный инструментарий, основанный на принципе стандартизированного самоотчета субъекта и предназначенный для изучения структуры личности в границах определенных факторов. Методика относится к опросным методам исследования, состоит из 174 пунктов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате теоретико-аналитической работы были сделаны следующие выводы:
1. Если рассматривать личностную идентичность с точки зрения гендерного аспекта, то она представляет собой идентификацию индивидом себя как мужчины или как женщины (вне зависимости от пола). Этот вопрос получил широкое распространение в научных кругах. В результате анализа литературных источников было выявлено, что наиболее распространенными гендерными моделями личностной идентичности являются биполярная, маскулинная, феминная и андрогинная модели.
В результате анализа литературных источников, можно отметить, что внутриличностный уровень прежде всего связан с формированием «Я-концепции». Эмпирические исследования указывают на значительные различия между представлениями о себе у мужчин и у женщин. Однако открытым остается вопрос о том, может ли «Я-концепция» оказывать влияние на формирование гендерной идентичности или гендерная идентичность оказывает влияние на представление индивида о самом себе.
Под гендерным конфликтом мы понимает особое психологическое состояние, в основе которого лежит противоречивое восприятие личностью гендерных ценностей, отношений, ролей, что приводит к столкновению интересов и целей. На сегодняшний день в научном знании распространено множество теорий, которые направлены на объяснение причин гендерных конфликтов и кризисов, например, ролевая теория, теория гендерной социализации, а также теория гендерной схемы.
2. В результате изучения различных исследований, посвященных изучению различий между мужской и женской субкультурами, было выявлено следующее: мужчины, как правило, образуют более крупные, ориентированные на деятельность, конкурентные группы, в которых иерархия, как правило, стабильна, а индивидуальные отношения требуют сравнительно небольших эмоциональных вложений. Конкуренция часто включает в себя прямые формы агрессии. Интимные, высокоинтенсивные диадические отношения играют большую роль в женских социальных сетях. Прямая агрессия – особенно физическая агрессия – выше у мужчин; косвенные формы агрессии выше у женщин. Также существенные отличия наблюдаются в проявлении эмоций. Согласно исследованиям, женщины намного более склонны проявлять эмоции. Интересным является то, что существенное различие появляется именно с возрастом, что может свидетельствовать об особенностях воспитания.
Биопсихосоциальная сущность личности является основой представлений полоролевого поведения как уровневой структуры. Так, исследователи выделяют базисный (создание совокупности «мужских» и «женских» характеристик является творчеством индивида), полоролевой (поведенческие стереотипы, которые облегчают процесс адаптации к обществу) и персональный уровни (поведение, которое является результатом индивидуально-личностной адаптации).
1. Алексеев, Б. Е. Полоролевое поведение и его акцентуации / Б. Е. Алексеев. – СПб.: Речь, 2006. – 144 с.
2. Алексеев, Б. Е. Полоролевые факторы терапевтической динамики совладающего поведения у больных шизофренией / Б. Е. Алексеев, Е. М. Коновалова // Социальная и клиническая психиатрия. – 2009. – №1. – С. 5 – 11.
3. Алексеев, Б. Е. Структурный анализ поведения человека как представителя пола / Б. Е. Алексеев // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. – 1999. – № 3. – С. 82 – 85.
4. Андреева, Т. В. Семейная психология : учебное пособие / Т. В. Андреева. – 3-е изд. доп. и изм. – СПб. : Речь, 2014. – 244 с.
5. Анохин, П. К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. – М. : Медицина, 1975. – 447 с.
6. Антонова, Т. К. Эволюция гендерной теории и ее отражение в педагогической научной мысли / Т. К. Антонова // Актуальные задачи педагогики: материалы международной заочной научной конференции. – Чита : Молодой ученый, 2011. – С. 36 – 38.
7. Бендас, Т. В. Гендерная психология : учебное пособие / Т. В. Бендас. – СПб. : Питер, 2011. – 431 с.
8. Берн, Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения / Ш. Берн. – М. : Прайм-Еврознак, 2007. – 314 с.
9. Брушлинский, А. В. Проблема субъекта в психологической науке / А. В. Брушлинский // Психологический журнал. – 1991. – № 6. – С. 3 – 11.
10. Бутовская, М. Л. Тайны пола. Мужчины и женщины в зеркале эволюции / М. Л. Бутовская. – Фрязино : Век 2, 2009. – 368 с.
11. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк / Л. С. Выготский. – 2е изд. – М.: Просвещение, 1987. – 93 с.
12. Геодакян, В. А. Эволюционная логика функциональной асимметрии мозга / В. А. Геодакян // Доклады Академии наук. – 1992. – № 6. – С. 1327 – 1331.
13. Дорфман, Л. Я. Стили активности – методологические и теоретические предпосылки интегрального подхода / Л. Я. Дорфман // Стиль человека : психологический анализ. – 3-е изд. доп. и изм. – М. : Смысл, 2009. – С. 34 – 51.
14. Иванова, О. И. Формирование позитивной половой идентичности у детей старшего школьного возраста / О. И. Иванова, А. М. Щетинина. – М. : Сфера, 2012. – 211 с.
15. Ильин, Е. П. Пол и гендер / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2010. – 254 с.
16. Каменская, Е. Н. Педагогика : конспект лекций / Е. Н. Каменская. – М. : Феникс. 2008. – 368 с.
17. Клецина, И. С. Гендерная социализация : учебное пособие / И. С. Клецина. – 3-е изд. – СПб. : Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. – 92 с.
18. Клецина, И. С. Развитие гендерной компетентности государственных и муниципальных служащих в процессе гендерного образования / И. С. Клецина // Российский научный журнал. – 2007. – № 3 (44). – С. 60 – 65.
19. Ковалев, В. В. Роль биологического и социального в происхождении, структуре и динамике психических заболевании / В. В. Ковалев // Соотношение биологического и социального в человеке. – М. : Инфра-М, 2008. – C. 613 – 682.
20. Комер, Р. Патопсихология поведения / Р. Комер. – М. : Прайм-Еврознак, 2007. – 385 с.
21. Кон, И. С. Гендер и маскулинность, сыновья и отцы / И. С. Кон [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://jourssa.ru/sites/all/files/volumes/2012_1/Kon_2012_1.pdf.
22. Крукс, Р. Сексуальность / Р. Крукс, К. Баур. – М. : Прайм-Еврознак, 2005. – 245 с.
23. Куттер, П. Современный психоанализ / П. Куттер. – 2-е изд. доп. – М. : Пресс, 2006. – 212 с.
24. Лурия, А. Р. Итоги и перспективы нейропсихологических исследований / А. Р. Лурия // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. – 1971. – № 6. – C. 802 – 808.
25. Малкина-Пых, И. Г. Гендерная терапия / И. Г. Малкина-Пых. – М. : Эксмо, 2013. – 928 с.
26. Перегудина, В. А. Особенности возрастного становления гендерной идентичности / В. А. Перегудина // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. – 2010. – № 2. – С. 305 – 310.
27. Психодиагностические методы в педиатрии и детской психотерапии / ред. Д. Н. Исаева, В. Е. Кагана. – СПб. : Наука, 1991. – 341 с.
28. Рожкова, С. В. Гендерная компетенция педагога / С. В. Рожкова // Преподаватель высшей школы в XXI веке : материалы международной научно-практической конференции. – Ростов-на-Дону: РГУ, 2008. – 214 с.
29. Романов, И. В. Особенности половой идентичности подростков / И. В. Романов // Вопросы психологии. – 2000. – № 4. – С. 39 – 47.
30. Степанова, Л. Г. Психологическая диагностика гендерных характеристик личности / Л. Г. Степанова. – Мозырь : Содействие, 2006. – 72 с.
31. Целуйко, В. М. Психология нетрадиционной любви / В. М. Целуйко. – М. : МСГИ, 2003. – 214 с.
32. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – М. : Университетская книга, 1996. – 268 с.
33. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. – М. : Прогресс, 1999. – 274 с.
34. Arber, S. Women and aging / S. Arber, J. Ginn. // Reviews in Clinical Gerontology. – 1994. – № 4. – Р. 349 – 358.
35. Archer, J. Does sexual selection explain human sex differences in aggression? / J. Archer // Behavioral and Brain Sciences. – 2009. – № 32. – Р. 249–266.
36. Ashmore, R. D. Sex stereotypes and implicit personality theory: Toward a cognitive–social psychological conceptualization. / R. D. Ashmore, F. K. del Boca // A Journal of Research. – 1996. – № 5(2). – Р. 219–248.
37. Atchley, R. C. Selected social and psychological differences between men and women / R. C. Atchley // Journal of Gerontology. – 1976. – № 31. – Р. 204-211.
38. Bakan, D. The duality of human existence: An essay on psychology and religion / D. Bakan // Rand Mcnally. – 1966. – № 3 – Р. 12 – 16.
39. Benenson, J. The development of human female competition: Allies and adversaries / J. Benenson // Philosophical Transactions of The Royal Society B Biological Sciences. – 2013. – № 5. – Р. 145 – 156.
40. Benenson, J. F. The development of human female competition: allies and adversaries / J. F. Benenson // Philosophical Transactions of the Royal Society. – 2013. – № 6. – Р. 28 – 39.
41. Bergeman, C. Genetic mediation of the relationship between social support and psychological well-being / С. Bergeman, R. Plomin, N. Pedersen // Psychology and Aging. – 1991. – № 6. – Р. 640 – 646.
42. Geary, D.C. Male, Female. The Evolution of Human Sex Differences, second ed. / D. C. Geary. – Washington : APA Press, 2010. – 214 р.
43. Leaper, C. A meta-analytic review of gender variations in adults’ language use: talkativeness, affiliative speech, and assertive speech / С. Leaper, М. М. Ayres // Personality and Social Psychology Review. – 2007. – № 11. – Р. 328–363.
44. Lee, E. Evidence of neuroandrogenic etiology of sex roles from a combined analysis ofhumen, nonhuman primate and nonprimate mammalian studies / Е. Lee // J. Person. Individ. Diff. – 1986. – Vol. 7. – N 4. – P. 519 – 552.
45. Rosenkrantz, P. Sex-role stereotypes and self-concepts in college students / Р. Rosenkrantz, S. Vogel, Н. Bee // Journal of Consulting and Clinical Psychology. – 1968. – № 32(3). – Р. 287–295.
46. Williams, J. E. Awareness and expression of sex stereotypes in young children / J. E. Williams, S. M. Bennett // Developmental Psychology. – 1975. – № 11(5). – Р. 635–642.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Текст методики полового дифференциала В. Е. Кагана.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Текст психодиагностического теста В. Мельникова и Л. Ямпольского.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Текст полоролевого опросник (С.С. Бем).
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Текст методики диагностики кроссполовых акцентуаций полоролевого поведения
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Программа Коррекционно-тренинговая работа по развитию гендерного самосознания и гендерной толерантности.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Программа коррекционно-тренинговой работы по приобретению опыта эффективного гендерного взаимодействия и преодоления негативных последствий гендерных стереотипов.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты