Оценка экономических последствий вступления Беларуси в ВТО
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Оценка экономических последствий вступления Беларуси в ВТО»
по дисциплине: «Мировая экономика и МЭО»
2021
45.00 BYN
Оценка экономических последствий вступления Беларуси в ВТО
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Мировая экономика и МЭО
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВСТУПЛЕНИЯ СТРАН В ВТО
1.1 Роль Всемирной торговой организации в либерализации международной торговли
1.2 Процедура присоединения к ВТО
2. ЭТАПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ВТО
2.1 Переговорный процесс по присоединению Республики Беларусь к ВТО
2.2 Основные цели Республики Беларусь при вступлении в ВТО
3. ВСТУПЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ВТО: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ
3.1 Преимущества вступления Республики Беларусь в ВТО
3.2 Потенциальные риски при вступлении Республики Беларусь в ВТО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В последние десятилетия определяющими тенденциями развития мировой торговли стали ее глобализация и либерализация, обусловленные экономической целесообразностью обеспечения мобильности товаров, услуг, капитала, рабочей силы.
Современная экономика интегрирует в мировую торговлю, развивается мировой рынок, и каждая страна стремиться занять свою нишу в международных экономических отношениях. Сегодня все больше именно экономический потенциал страны, степень ее экономического развития определяют положение этой страны в мире, благосостояние граждан, взаимоотношения с другими странами.
В условиях глобализации экономических отношений и развития интеграционных процессов на мировом рынке, важнейшим условием эффективной экономической политики на рынке является равноправное участие страны в торгово-экономических отношениях с зарубежными партнерами. Огромная роль в решении этой задачи отводится Всемирной торговой организации, а успех торговой политики во многом зависит от того, насколько эффективно страна может воспользоваться преимуществами этой организации и сгладить негативные последствия вступления в нее экономики страны.
На современном этапе развития ни одна страна не может являться полноценным участником международных экономических отношений без членства во Всемирной торговой организации.
Для нашей республики вопрос о присоединении к ВТО актуален. Чтобы Республике Беларусь стать полноправной частью мировой экономической системы, необходимо адаптировать механизм государственного регулирования национальной экономики к современным нормам, принципам и правилам, широко применяемым мировым сообществом. Главным шагом в этом направлении может стать полноправное участие страны в многосторонней системе регулирования торгово–экономических отношений, функционирующей на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле.
Вместе с тем, вступление Республики Беларусь в ВТО будет иметь ряд негативных последствий для экономики, социальной сферы и окружающей среды. Выявление этого потенциально негативного влияния и его уменьшение является важной национальной задачей любой страны при вступлении ее в ВТО.
Целью данной курсовой работы является определение роли ВТО в международной торговле и проблем вступления в нее Республики Беларусь.
Задачи исследования:
˗ изучить теоретико-методологические основы вступления стран в ВТО;
˗ проанализировать этапы взаимоотношений Республики Беларусь и ВТО.
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВСТУПЛЕНИЯ СТРАН В ВТО
1.1 Роль Всемирной торговой организации в либерализации международной торговли
Процесс либерализации международной торговли товарами и услугами в рамках политики ВТО достаточно сложен, чтобы четко описать его как положительный или отрицательный. Разнообразие инструментов регулирования торговых отношений, несбалансированность постоянно меняющихся применимых правил и высокая степень дифференциации среди участников международной торговли – все это стало причиной серьезных различий между современными процессами либерализации и либерализацией в классическом понимании.
Термин «либерализация торговли» относится к переходу к «свободному рынку», который в настоящее время практически невозможно осуществить. Текущая ситуация в международной торговле далека от состояния, характеризующегося наименьшим участием страны в рыночном процессе. Система контроля международной торговли не только не теряет своего значения, но и продолжает развиваться: разнообразие методов контроля увеличивается, а применимые к ней правила становятся все более сложными. Таким образом, если основными мерами первоначальной торговой протекционистской политики были квоты и тарифы, то сегодня для защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции используется все больше и больше «скрытых» мер [4].
Особенно в первые несколько лет своего создания ВТО добилась значительных успехов в реализации принципа исключительной тарифной защиты для регулирования международной торговли товарами, одновременно работая над снижением протекционистской роли тарифов. В настоящее время ключевым вопросом в этой области является обеспечение дальнейшего снижения тарифной защиты за счет устранения пиков тарифов и разработки новых отраслевых мер. Успешная реализация мер по либерализации международного товарного рынка значительно ограничивает возможность использования квот и тарифов в качестве протекционистских мер. Это привлекло больше внимания со стороны ВТО и ее отдельных членов к инструментам торговой политики, таким как таможенные процедуры, технические стандарты, антидемпинговые и компенсационные пошлины.
Чтобы ограничить доступ иностранных конкурентов на внутренний рынок, в последние годы страны начали использовать более «скрытые» меры торгового протекционизма в торговой политике: таможенная оценка, использование импортных лицензий и правил происхождения товара.
2. ЭТАПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ВТО
2.1 Переговорный процесс по присоединению Республики Беларусь к ВТО
Республика Беларусь ведет переговоры по присоединению к ВТО уже более 25 лет, начиная с 1993 года, когда впервые была подана заявка на присоединение Беларуси к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ).
В целях обеспечения ведения переговоров по присоединению к ВТО Указом Президента Республики Беларусь от 27 июля 1999 г. № 439 при Совете Министров Республики Беларусь создана Межведомственная комиссия по вопросам присоединения Республики Беларусь к ВТО. Постановлением Совета Министра Республики Беларусь от 27 августа 1999 г. № 1338 утверждено Положение о комиссии, которую возглавляет Первый заместитель Премьер-министра Республики Беларусь. Помимо представителей органов государственного управления в комиссию включены представители бизнес-ассоциаций и неправительственных организаций.
С 2016 года руководителем переговорной делегации является Посол по особым поручениям МИД, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь Серпиков Владимир Михайлович.
Переговоры по присоединению к ВТО ведутся по 3 направлениям:
˗ приведение законодательства в соответствие с правилами ВТО;
˗ доступ на рынок товаров и услуг;
˗ государственная поддержка сельского хозяйства.
Присоединение к ВТО требует от страны-кандидата серьезной работы по приведению законодательства в соответствие с правилами организации. Результаты этой работы оцениваются в ходе заседаний Рабочей группы ВТО.
Рабочая группа – это специально сформированный орган, в который входят все члены ВТО, заинтересованные в торговле и инвестиционном сотрудничестве с Беларусью. В состав Рабочей группы Беларуси входят 47 членов, включая все государства – члены ЕАЭС, а также ЕС, США, Китай, Украину и ряд других стран. В ходе заседаний Рабочей группы оцениваются достигнутые успехи в реформировании законодательства, задаются уточняющие вопросы в отношении регулирования торгового режима, вносятся предложения по принятию обязательств и по дальнейшему ходу переговоров. Именно по результатам таких заседаний принимается решение о переходе к очередному этапу переговоров [7, с. 80].
3. ВСТУПЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ВТО: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ
3.1 Преимущества вступления Республики Беларусь в ВТО
ВТО стремится к обеспечению свободной торговли, связывая своих членов международными обязательствами в области условий доступа на рынки товаров и услуг, государственной поддержки сельского хозяйства и применения инструментов экономической политики, влияющих на торговлю.
Членство в ВТО обеспечивает:
— соблюдение режима наибольшего благоприятствования, который означает равный доступ всех компаний всех членов ВТО на рынки всех членов организации;
— соблюдение национального режима, который запрещает создавать для национальных производителей преимущества по сравнению с импортерами;
— снижение торговых барьеров, в первую очередь тарифов и количественных ограничений, которое ведет к росту торгового оборота между членами;
— предсказуемость и прозрачность международной торговли – члены ВТО связаны обязательствами по применению тарифов и не могут без серьезной причины вводить другие ограничения импорта, к примеру, запреты или квоты;
— рост конкурентоспособности за счет устранения «нечестных» практик торговых партнеров по стимулированию торговли, в первую очередь экспортных субсидий и демпинга;
— возможность отстаивать свои интересы в Органе ВТО по разрешению споров, поскольку у всех членов организации появятся международные обязательства перед Беларусью о неприменении торговых ограничений.
Для Беларуси членство в ВТО даст дополнительные преимущества.
— Участие в выработке новых правил и принципов международной торговли.
Представленность в органах ВТО позволит учесть национальные интересы и заблаговременно адаптироваться к изменению условий глобальной торговли.
Электронная торговля, упрощение процедур инвестиций, вовлечение малого и среднего бизнеса в международную торговлю – работа в ВТО ведется по десяткам актуальных вопросов.
— Диверсификация экспорта.
Право ВТО – серьезный (и на сегодняшний день единственный) инструмент правовой защиты от применения всеми членами ВТО дискриминационных торговых ограничений.
Разблокированный потенциал роста экспорта товаров и услуг из Беларуси на территорию 164 членов ВТО составит более 1,3 млрд долл. США.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс либерализации международной торговли товарами и услугами в рамках политики ВТО достаточно сложен, чтобы четко описать его как положительный или отрицательный. Разнообразие инструментов регулирования торговых отношений, несбалансированность постоянно меняющихся применимых правил и высокая степень дифференциации среди участников международной торговли – все это стало причиной серьезных различий между современными процессами либерализации и либерализацией в классическом понимании.
Текущая ситуация в международной торговле далека от состояния, характеризующегося наименьшим участием страны в рыночном процессе. Система контроля международной торговли не только не теряет своего значения, но и продолжает развиваться: разнообразие методов контроля увеличивается, а применимые к ней правила становятся все более сложными.
Характер и интенсивность изменений в правилах международной торговли определяет особую важность конкурентного преимущества, основанного на качественных характеристиках товаров или услуг, что является одной из основных характеристик современного процесса либерализации в рамках торговой политики ВТО. Эта неоднородность либерализации международной торговли приводит к различиям между странами и дает преимущества странам с капиталоемкой экономикой.
Для участия страны во Всемирной торговой организации необходимо ее членство в ней. Для вступления в ВТО необходимо пройти определенную процедуру для приведения законодательной базы в сфере международной торговли в соответствие с нормативами торговли ВТО, а также в сфере организации торговли, таможенных процедур и международных расчетов.
Основная цель и задача ВТО — содействие международной торговле без всякого ограничения.
Одним из основных условий вступления новых стран в ВТО является приведение своего национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.
На заключительном этапе присоединения национальный законодательный орган страны-соискателя утверждает весь пакет документов, согласованный в рамках рабочей группы и одобренный Генеральным советом. После этого указанные обязательства становятся частью документов ВТО и национального законодательства, а сами страны-кандидаты получают статус членов ВТО.
Республика Беларусь ведет переговоры по присоединению к ВТО уже более 25 лет, начиная с 1993 года, когда впервые была подана заявка на присоединение Беларуси к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ).
1. World Trade Organization // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wto.org/.
2. Анализ последствий присоединения к ВТО для Республики Беларусь: количественная оценка. Доклад N. 96604-BY [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://documents.worldbank.org/curated/en/502111468197983903/ pdf/96604-RUSSIAN-WP-P143074-PUBLIC.pdf.
3. Войтихов, А.Д. Внешнеэкономическая деятельность: Учеб. Пособие / А.Д.Войтихов. – Минск: Равноденствие, 2005. – 176 с.
4. Всемирная торговая организация. Краткие сведения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wto.ru/chto.asp?f=spravka&t=6.
5. Вступление Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию: основные принципы и положения / В. Ф. Медведев [и др.]; под ред. П. Г. Никитенко. - Минск: Право и экономика, 2005. - 116 с.
6. ВТО - вызовы, риски, надежды // Хлебопродукты. – 2012. — № 4. — С. 14–15.
7. Высоцкий, А. А. Проблемы и перспективы вступления Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию / А. А. Высоцкий. – Минск: БГУ, 2013. – 126 с.
8. Дадалко, В. А. Мировая экономика: Учеб. пособие / В.А. Дадалко. – Минск: Ураджай, 2001. – 592 с.
9. Интернет-портал библиотеки Белорусского государственного экономического университета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bseu.by:8080/bitstream/edoc/18305/1/Novosad_Yu_S%2C_2006%2C_S._246.pdf.
10. Козловский, В. В. Мировая экономика: социально ориентированный подход: Учеб. пособие / В. В. Козловский, Э. А. Лутохина; под ред. Э.А. Лутохиной. – Минск: ИВЦ Минфина, 2005. – 352 с.
11. Кузнец, С. Современный экономический рост: результаты исследований и размышлений. Нобелевская лекция // Нобелевские лауреаты по экономике: взгляд из России / Под ред. Ю.В.Яковца. – СПб.: Гуманистика, − 2003. – 105 с.
12. Министерство иностранных дел Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mfa.gov.by.
13. Министерство экономики Республики Беларусь // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/.
14. Михлевич, С. Беларусь и ГАТТ/ВТО: преимущества и издержки присоединения к многосторонней торговой системе / С. Михлевич [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.perspektivy.info.
15. Национальный информационный центр по техническим барьерам в торговле, санитарным и фитосанитарным мерам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nicwto.by.
16. Новостной портал «Belarus News» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://eng.belta.by/economics/view/belarus-eager-to-finish-wto-entry-talks-by-late-2019-116115-2018/.
17. Новостной портал «Belarusfeeds» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://belarusfeed.com/belarus-wto-member-soon/.
18. Официальный сайт Всемирной торговой организации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.wto.org/english/res_e/doload_e/inbr_e.pdf (дата обращения: 04.04.2019). Дата доступа: 18.03.2021.
19. Павел Ф. Точицкая И. Э. Анализ последствий вступления Беларуси в ВТО с использованием модели общего равновесия // Белорусский экономический журнал. 2005. №3. С. 54–65.
20. Постоянное представительство Республики Беларусь при отделении ООН и других международных организациях в Женеве [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.geneva.belembassy.org.
21. Россия в ВТО: последствия для Беларуси [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://belinstitute.eu/images/doc-pdf/ar022012ru.html.
22. Соркин, С. Л. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: экономика и управление: учеб. пособие / С. Л. Соркин. – Минск: Совр. шк., 2006. – 283 с.
23. Стеценко, Ю. В. Больше позитива / Ю. В. Стеценко // Маркетинг в России и за рубежом. - 2012. – № 4. – С. 9–12.
24. Тимошенко, М. В. Либерализация внешней торговли в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию: последствия для экомического развития Республики Беларусь / М. В. Тимошенко // Потребительская кооперация. – 2012. – № 4. – С. 3–8.
25. Турбан Г. В. Всемирная торговая организация: взаимодействие государства и бизнеса: пособие. Минск: Белпринт, 2009.
26. Турбан Г.В. Всемирная торговая организация: основы деятельности, процедуры, опыт вступления: пособие / Г. В. Турбан. - Минск: Рэйплац, 2008. - 116 с.
27. Членство в ВТО – новый этап участия России в международной торговой системе / под ред. С. Ф, Сутырина, Н. А, Ломагина. – СПб.: Экономический факультет СПбГУ, 2013. – 264 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты