Сравнительный анализ отношения к будущему студентов
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Сравнительный анализ отношения к будущему студентов»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Сравнительный анализ отношения к будущему студентов
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 19.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник временной перспективы Зимбардо (ZPTI).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты методики Ф. Зимбардо.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
1.1 Время как психологический феномен
1.2 Представления о будущем как предмет психологического исследования
1.3 Содержание психологического будущего в юношеском возрасте
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ К БУДУЩЕМУ СТУДЕНТОВ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты диагностики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема будущего – одна из важнейших проблем в понимании мира сегодня.
Эта тенденция объясняется многими факторами и определяет положительную важность будущих исследований. Без видения будущего невозможно управлять не только человеческим обществом, но и своей жизнью.
Проблема времени и будущего привлекла внимание людей задолго до зарождения классической науки. Попытки понять феномен времени были у древнегреческих философов – Демократа, Гераклита, Аристотеля и др.
Историческое и социальное время рассматривается в контексте попыток обобщения исторического процесса и философского осмысления развития человечества в начале 18, 19 и 20 вв. Это работы Данилевского, А. Тойнби, О. Шпенглера и т.д. Понятие «фундаментальное время» изменило релятивистские представления А. Эйнштейна, теорию хаоса и синергетику, разработанные, например, в трудах И. Пригожина.
За последние два десятилетия психологи стали уделять больше внимания проблеме «перспективы времени» при рассмотрении идей на будущее. Изучение этой проблемы позволяет изучить, как индивид воспринимает свое будущее и представляет, как это будущее связано с прошлым и настоящим, какое место занимает будущее в субъективном образе образа жизни человека, как оно влияет на поведение одного человека.
Временная перспектива – не просто знания, представления или мечты о будущем, эта совокупность взаимосвязанных и значимых для личности цели в жизни, ориентирующая мысли, переживания и действия ребенка, подростка, юноши (девушки) как на ближайшее (неделя, месяц), так и на отдаленное (годы, десятилетия) будущее.
Цель исследования: изучение отношения к будущему у студентов.
Объектом исследования является психологическое будущее.
Предмет исследования – отношение к будущему у студентов.
Задачи:
1. Рассмотреть время как психологический феномен.
2. Рассмотреть представления о будущем как предмете психологического исследования.
3. Охарактеризовать содержание психологического будущего в юношеском возрасте.
4. Изучить отношение к будущему у студентов.
Методы исследования: использовались общенаучные методы исследования: анализ, синтез, обобщение. Методы сбора информации: теоретический анализ психологической литературы, тестирование («Опросник временной перспективы» Ф. Зимбардо (в адаптации А. Сырцовой)). В качестве методов обработки результатов исследования использовались количественно-качественный анализ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
1.1 Время как психологический феномен
Проблема психологического времени – одна из самых интересных и наименее разработанных в психологии. Его особенность в том, что время одновременно объективно (по своим законам везде одинаково) и индивидуально. Это мера жизни человека (ее событий, развития), но иногда ее нельзя пережить «объективно», изолированно от личных значений и смыслов.
Поскольку время меняется не только по количеству, но и по качеству, ученые давно обсуждают, какими свойствами обладает это «отличное» от физического времени время и имеет ли последнее право на существование вообще. На этот раз, помимо основных физических параметров, присущих всем временам, должны быть некоторые особенности, которые определяют его как человеческое время. Психологи помогли разрешить длительную дискуссию и отстоять «человечность» того времени. Выделив сначала субъективное время, отличное от физического, они затем доказали, что «субъективность» — это принадлежность времени субъекту, а не субъективистское его истолкование [5].
С точки зрения естественно-научного анализа термин «время» обозначает равномерную, т. е. обладающую мерой, длительность. Но устанавливать равенство интервалов длительности и вводить самотождественные единицы измерения времени можно только при помощи равномерных или строго периодических процессов, а следовательно, необходимо иметь критерии, позволяющие из всего многообразия материальных процессов выделять равномерные и строго периодические [21].
Время можно определить как равномерную длительность того или иного класса соравномерных процессов. Их качественное многообразие определяет существование качественно разных типов времени.
Так, физическое время представляет собой равномерную длительность механических движений закрытых неизменных динамических систем и соотносимых с ними материальных процессов [16].
Биологическое время представляет собой равномерную длительность класса соравномерных биологических процессов живого организма [20].
Психологическое время – это реальное время протекания психических процессов, состояний и свойств личности, в котором они функционируют и развиваются на базе отраженных в непосредственном переживании и ценностном оформлении объективных временных отношений между событиями жизни [15].
Сам конструкт «психологическое время» интерпретируется учеными неоднозначно. Наиболее часто в отечественной литературе встречается термин «восприятие времени» [11; 22].
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ К БУДУЩЕМУ СТУДЕНТОВ
2.1 Организация и методы исследования
Цель исследования: изучение отношения к будущему студентов.
Объектом исследования является будущее.
Предмет исследования – отношение к будущему студентов
Исследование проведено на базе___. Фактический состав исследования составили студенты в количестве 30 человек.
Данные утверждения позволили конкретизировать задачи эмпирического исследования:
1. Разработать психодиагностический комплекс, направленный на изучение отношения к будущему студентов.
2. Формирование выборки исследования.
3. Эмпирическим путем изучить отношение к будущему студентов.
4. Проанализировать и обобщить эмпирические результаты исследования. Сформулировать выводы.
Выполнение исследования проводилось в три этапа.
Этапы исследования:
1. Анализ научных текстов и исследований с целью обоснования исходных позиций, определения проблемы, объекта и цели исследования, формулировки гипотез и задач. Результат данного этапа: подобрана методология и методы исследования.
2. Организация и проведение основного исследования.
3. Количественный и качественный анализ полученных на втором этапе данных. Интерпретация и обобщение данных эксперимента. Формулировка выводов.
Методика «Опросник временной перспективы» Ф.Зимбардо (в адаптации А. Сырцовой).
Опросник временной перспективы Зимбардо (англ. Zimbardo Time Perspective Inventory, сокр. ZTPI) представляет собой методику, направленную на диагностику системы отношений личности ко времени. А через это – на оценку отношения личности к окружающей действительности вообще, а также к самому себе, своему опыту и грядущим перспективам.
В структуре опросника выделяют 5 показателей:
Фактор восприятия негативного прошлого. Выражает степень неприятия собственного прошлого, вызывающего отвращение, полного боли и разочарований. «Негативное прошлое» наиболее коррелирует с импульсивностью, обидой, депрессией, тревогой, низкой самооценкой, агрессивностью, подозрительностью, раздражительностью; отрицательно коррелирует с факторами «добросовестность» и «поиск новых ощущений». Особенно интересным является корреляция этого фактора с фактором «Фаталистическое настоящее».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Время как психологический феномен рассматривается как часть социального времени, – это тот предметно-многоуровневый, комплексный практический аспект существования человека современного, который, как никакой другой, высвечивает общественные тенденции и изменения. В этом смысле анализ времени как психологического феномена во всех ее ипостасях позволяет наиболее точно выявить детерминанты существования личности в современном мире не только в статическом, но и в динамическом аспектах.
Уникальность будущего как объекта пе¬реживаний заключается в следующем. Будущее – это результат внутренней работы человека. Это означает, что человек создает свое будущее, трансформируя свои знания и опыт, исходя из целей и ценностных ориентаций. Цель этой внутренней работы – создать непрерывность личной истории, жизненного пути. Для людей будущее всегда потенциально изменчиво, потому что его содержание не является полным. Будущее предлагает множество возможностей, будущие задачи и цели четко не сформулированы.
Познание будущего происходит в процессе прогностической деятельности личности, результатом которой является создание через личность будущего образа или гипотезы, выводов о будущих последствиях или планах. В масштабе индивидуального жизненного пути будущее определяется жизненными целями, планами, ориентациями и перспективами.
Студенческий возраст является кризисным периодом в жизни человека, периодом встречи со взрослостью. Возникновение трудностей в данный промежуток жизнедеятельности человека связано прежде всего с разногласием: при полном физиологическом созревании невозможна социальная реализация в профессиональной деятельности, поскольку учеба занимает основное время студента и тем самым тормозится возможность самоактуализации в полной мере.
Устремлённость в будущее только тогда благотворно влияет на формирование личности, когда есть удовлетворённость настоящим. При благоприятных условиях развития юноша стремится в будущее не потому, что ему плохо в настоящем, а потому, что впереди будет ещё лучше. Осознание временной перспективы и построение жизненных планов изучаются применительно к анализу жизненных установок, направленностью личности в юношеском возрасте.
Цель исследования: изучение отношения к будущему студентов. Нами была использован «Опросник временной перспективы» Ф.Зимбардо (в адаптации А. Сырцовой).
По полученным результатам можно сделать вывод, что у опрошенных студентов преобладает средний уровень показателя, который характеризует наличие планов и целей на будущее, однако недостаточно выраженную направленность поведения на их достижение, был выявлен у 15 испытуемых, что составило 50%.
1. Абульханова-Славская, К. А. Время личности и время жизни / К. А. Абульханова-Славская, Т. Н. Березина. – СПб. : Алетейя, 2001. – 304 с.
2. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста / Б.Г. Ананьев // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. – 1974. – Вып. 2. – Л.: ЛГУ. – С. 3-15.
3. Балашова, Е. Ю. Восприятие времени и некоторые методические возможности его изучения в клинико-психологических исследованиях / Е. Ю. Балашова // Клиническая и специальная психология. – 2017. – № 2. – C. 97–108.
4. Березина, Т. Н. Пространственно-временные особенности мысленных образов и их связь с особенностями личности / Т. Н. Березина // Психологический журнал. – 1998. – № 4. – С. 13-26.
5. Вань, Е. Н. Представления о будущем как предмет психологического исследования / Е. Н. Вань // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 5 [Электронный ресурс]. – URL : http://human.snauka.ru/2017/05/23955.
6. Головаха, Е. И. Психологическое время личности / Е. И. Головаха, А. Л. Кроник. – Киев : Наукова думка, 1984. – 128 с.
7. Григоровская, Н. Ю. Особенности осознаваемого и неосознаваемого компонентов личностной организации времени. Автореф. дисс. ... канд. психол. Наук / Н. Ю. Григоровская. – М., 1999. – 27 с.
8. Дьяченко М.И. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, С.Л. Кандыбович. – Мн.: Харвест, 2006. – 416 с.
9. Зарубин, П. В. Временная перспектива и экономическая нестабильность: сравнительное исследование 2007 и 2013 гг / П. В. Зарубин, А. Сырцова // Психологические исследования. – 2013. – № 3. – С. 9.
10. Зимбардо, Ф. Феномен временной перспективы в разных культурах (по материалам исследований с помощью методики 2ТР1) / Ф. Зимбардо, Д. Бойд // Культурно-историческая психология. – 2007. – № 4. – С. 19-29.
11. Зимняя И.А. Педагогическая психология. / И.А. Зимняя. – Ростов н / Д., 2017. – 266 с.
12. Кемеров, В. Е. Социальный хронотоп как проблема интеграции современного обществознания / В. Е. Кемеров // Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН. – 2007. – №7. – С. 109-114.
13. Кон И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. – М., 1989. – 187 с.
14. Кроник, А. А. Каузометрия : Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути / А. А. Кроник, Р. А. Ахмеров– М. : Смысл, 2003. – 284 с.
15. Наумова, Н. Ф. Время человека / Н. Ф. Наумова // Социологический журнал. – 1997. – № 3. – С. 159-176.
16. Нестик, Т. А. Социальная психология времени / Т. А. Нестик. – М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. – 496 с.
17. Практикум по психодиагностике личности : Дидактические материалы / Отв. ред. Ракович Н. К. – Минск : БГПУ им. М.Танка, 2002. – 248с.
18. Пряжников, Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. – М. : Модэк, 2002. – 220 с.
19. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2003. – 513 с.
20. Сорокин, П. А. Социальное время: опыт методологического и функционального анализа / П. А. Сорокин, Р. К. Мертон // Со-цис. – 2004. – № 6. – С. 112-129.
21. Цуканов, Б. И. Время в психике человека / Б. И. Цуканов. – Одесса : АстроПринт, 2000. – 216 с.
22. Шакура, К. В. К проблеме восприятия времени человеком / К. В. Шакура, К. П. Мацевич // Педагогика и психология : актуальные вопросы теории и практики : материалы X Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 19 март 2017 г.) / редкол. : О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 323-327.
23. Эриксон, Э. Идентичность. Юность и кризис / Э. Эриксон. – М. : Флинта, 2006. – 352 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 19.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник временной перспективы Зимбардо (ZPTI).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты методики Ф. Зимбардо.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты