ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЗОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ПАМЯТИ
1.1 Характеристика понятия память в психологической литературе
1.2 Основы механизмов запоминания
1.3 Виды памяти
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.1 Организация, методы и результаты исследования
2.2 Программа развития памяти детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
2.3 Оценка эффективности разработанной программы развития памяти детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ
Память определяет нашу личность и заставляет нас действовать так или иначе в большей степени, чем любая другая черта личности. Вся наша жизнь - это не что иное, как путешествие из прошлого в неизвестное будущее, посвященное только в этот неуловимый момент, в этот момент по-настоящему пережитых ощущений, которые мы также называем «настоящим». И все же настоящее - это продолжение прошлого, оно растет из прошлого и формирует его через память. Это память, которая спасает прошлое от забвения, мешает ему стать таким же непостижимым, как будущее.
Другими словами, память дает направление течению времени. Для каждого из нас память уникальна. Запоминание позволяет нам признать свою индивидуальность и индивидуальность других людей. Лишенный памяти человек теряет себя, перестает существовать.
Человек должен иметь возможность получать, обрабатывать и запоминать эту информацию в соответствии с требованиями времени. Это должно быть изучено с раннего возраста. То есть память становится самой важной психологической категорией. В связи с этим важной задачей является улучшение систем психических процессов, в которых память играет решающую роль.
Память в настоящее время изучается представителями различных наук: медицины, генетики, психологии, кибернетики и других.
Многие зарубежные и отечественные ученые, такие как Г. Эббингауз, З. Фрейд, А. Бине, К. Бюлер, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Б.В. Зейгарник, Л.С. Выготский и другие, изучали память.
Существует огромное количество исследований, посвященных изучению памяти: работы А.Н. Леонтьева, Л.В. Зайкова и Д.М. Маянца, П.И. Зинченко и др. Подавляющее большинство этих исследований сосредоточено на изучении того, как производительность памяти изменяется в количестве, скорости и продолжительности хранения изученного материала с возрастом. Многие вопросы, касающиеся проблемы памяти, остаются противоречивыми.
ГЛАВА 1 ОБЗОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ПАМЯТИ
1.1 Характеристика понятия память в психологической литературе
Термин «память» неоднозначен. Когда дело доходит до памяти, попытка раскрыть его законы не является прерогативой психолога. Физики говорят о запоминании неодушевленных предметов. Эластичный объект, такой как резиновый шарик, после сжатия возвращается к своей первоначальной форме. Оказывается, он «запоминает», что было до события.
Феномен памяти повсеместно распространен в дикой природе. Гигантские молекулы ДНК содержат генетическую память. Благодаря генетической памяти - своеобразному плану развития организма, который реализуется в триаде «ДНК-РНК-белок», организм передает свои унаследованные черты из поколения в поколение. Наше тело буквально «помнит» всех своих предков. За открытие структуры ДНК в 1962 году сотрудники Кембриджского университета Дж. Ватсон и Ф. Крик получили Нобелевскую премию.
Психологический феномен памяти - это процесс захвата, сохранения, изменения, воспроизведения, распознавания и утраты предыдущего опыта, что позволяет использовать его в деятельности и / или возвращать в сферу сознания. Конечно, памятью обладают не только люди, но и животные, в том числе простые организмы, у которых нервная система еще не возникла [19].
Информация, которую человек приобретает о окружающей среде, сохраняется, замечается и, при необходимости, воспроизводится. Данные процессы получили наименование память.
Память лежит в основе способностей человека. Она является предпосылкой для обучения, получения знаний, развития навыков и умений. Нормальное функционирование личности без памяти неосуществимо.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.1 Организация, методы и результаты исследования
Цель эмпирического исследования: изучить особенности памяти детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи исследования:
1. Провести исследование уровня развития памяти детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью и детей без нарушений.
2. Разработать и апробировать комплекс мероприятий по развитию памяти детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
3. Оценить эффективность формирующей программы посредством проведения контрольного этапа.
База исследования: …. В исследовании принимали участие дети младшего школьного возраста.
Участники исследования: всего было изучено 20 детей:
- экспериментальная группа – 10 детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью;
- контрольная группа – 10 детей младшего школьного возраста без нарушений.
Для проведения экспериментального исследования (констатирующего эксперимента) мы подобрали три тестовые методики, позволившие выявить следующие индивидуальные особенности памяти детей:
1) Методика «Преобладающий тип памяти».
2) Методика «Уровень развития кратковременной памяти» А.Р. Лурия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Термин «память» неоднозначен. Когда дело доходит до памяти, попытка раскрыть его законы не является прерогативой психолога. Физики говорят о запоминании неодушевленных предметов. Эластичный объект, такой как резиновый шарик, после сжатия возвращается к своей первоначальной форме. Оказывается, он «запоминает», что было до события. Память представляет собой способность нервной системы, точнее, головного мозга воспринимать окружающую нас действительность, запечатлевать ее в нервных клетках, хранить воспринятые сведения в виде следов впечатлений, а затем по мере необходимости воспроизводить или называть нужное точь–в–точь или своими словами.
Процесс хранения данных запоминается. Память функционирует с использованием изображений. Говоря об изображениях в правильном контексте, следует иметь в виду, что мы говорим только о памяти: процессы мышления, решения проблем и принятия решений с использованием изображений обычно не рассматриваются. Кроме того, изображение - это не просто «изображение» в повседневном смысле и даже не столько набор конкретных символов, который позволяет вам запоминать сохраненное (изображение) с достаточной степенью точности.
Разделение памяти на типы зависит от конкретной деятельности. Итак, Р.С. Немов отметил, что типы памяти можно классифицировать по трем основным критериям:
- время хранения информации (долгосрочный, краткосрочный);
- характер умственной деятельности (двигательный, эмоциональный, художественный, вербально–логический);
– характер целей деятельности (произвольный, непроизвольный).
Проблема типов памяти занимает важное место в психологической теории и практике.
1. Андреев, О.А. Техника тренировки памяти / О.А. Андреев, Л.Н. Хромов. – М. : АСТ–ЛТД, 2000. – 180 с.
2. Бадалян, Л. Память и нервно–психическое развитие / Л. Бадалян, А. Миронов // Дошкольное воспитание. – 1976. – №4. – С. 23–31.
3. Блонский, П. П. Память и мышление / П.П. Блонский. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
4. Выготский, Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М.: Владос, 1999. – 234 с.
5. Детская практическая психология: учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2000. – 255 с.
6. Житникова, Л.М. Учите детей запоминать / Л.М. Житникова. – М. : Просвещение, 2008. – 96 с.
7. Зинченко, Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии / Т.П. Зинченко. – СПб.: Питер, 2002. – 423 с.
8. Карпов, А.В. Общая психология / А.В. Карпов. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.
9. Клацки, Р. Память человека: структура и процессы / Р. Клацки. – М.: Просвещение, 1978. – 188 с.
10. Козубовский, В.М. Общая психология: познавательные процессы / В.М. Козубовский. – Минск: Алмафея, 2008. − 368 с.
11. Коломинский, Я.Л. Психология детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – Минск, 1999. – 338 с.
12. Корнилова, Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы / Т.В. Корнилова. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 381 с.
13. Крутецкий, В.А. Психология / В.А. Крутецкий. – М. : Просвещение, 1986. – 384 с.
14. Кувшинова, Н.Н. Эффективные приемы запоминания иноязычного лексического материала, ориентированные на индивидуальные особенности обучающихся / Н.Н. Кувшинова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/effektivnye–priemy–zapominaniya–inoyazychnogo–leksicheskogo–materiala–orientirovannye–na–individualnye–osobennosti.
15. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. – М. : Смысл, 1997. – 287 с.
16. Лурия, А.Р. Внимание и память / А.Р. Лурия. – М. : Изд. Московского университета, 1975. – 105 с.
17. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: ПИТЕР, 2013.– 592 с.
18. Немов, С.Р. Психология / С.Р. Немов. – М. : ВЛАДОС, 1997. – 688 с.
19. Общая психология. В 7 т. : учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Б. С. Братуся. — Т. 3. Память / В. В. Нуркова. — М. : Издательский центр «Академия», 2006. — 320 с.
20. Петровский, А.В. Общая психология: учебник для студентов педагогических институтов / А.В. Петровский. – М.: Просвещение,1986. – 464 с.