Библия и ее влияние на мировую культуру
БГУКИ (Белорусский государственный университет культуры и искусств)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Библия и ее влияние на мировую культуру»
по дисциплине: «Теория и история культуры»
2021
45.00 BYN
Библия и ее влияние на мировую культуру
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и история культуры
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 БИБЛИЯ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ
1.1 Анализ литературы по теме исследования
1.2 Библия как памятник древней письменности
ГЛАВА 2 БИБЛИЯ КАК ФАКТОР ДИНАМИКИ КУЛЬТУРЫ
2.1 Влияние Библии на изобразительное искусство
2.2 Влияние Библии на музыкальную культуру
2.3 Влияние Библии на художественную литературу
2.4 Влияние Библии на кинематограф
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Библия — одна из самых величайших книг, порожденных человеческой культурой. Вряд ли найдется в истории письменности другой такой памятник, о котором столько бы писали и говорили, как о Библии. Наиболее читаемая, переведенная на большое количество языков и вызывающая самое большое количество споров, исследований и изучений. Первой напечатанной книгой в истории была именно Библия. Библия была одной из первых крупных книг, переведенных на иностранный язык.
Библия уже две тысячи лет является предметом пристального изучения. Ее исследуют с точки зрения филологии и истории, богословия и литературоведения.
Библия является важнейшей и бесспорно неотъемлемой частью культурной жизни человечества, неизменно сопровождая его на протяжении тысячелетий. Мировая культура непрерывно обогащается и одухотворяется бесценным библейским знанием и опытом (божественным, религиозным, этическим, эмоциональным, эстетическим и т.д.). Величайшая кладезь духовного наследия в любые времена оставалась и остается актуальной, даже во времена запретов и гонений.
Библейские темы постоянно "оживают" в мировой литературе. Так, библейские легенды, сюжеты и мотивы, содержащие религиозно-общинные идеалы справедливости и равенства людей, послужили неиссякаемым источником вдохновения для литературных трудов, связанных с народными движениями ("Послания" Т. Мюнцера, песни таборитов, гуситов и др.), а позднее — гуманистического искусства эпохи Возрождения. Обращение к Библии в этом аспекте проявилось главным образом в европейских странах. Но и в странах мусульманского Востока библейские легенды и образы, вошедшие в Коран, получили распространение в художественной литературе (образы библейских патриархов, царей Давида, Соломона у Джами, Саади, Амира Хосрова; многочисленные варианты повести "Юсуф и Зулейха" и другие).
В эпоху Возрождения Библия служила источником многочисленных тем и сюжетов. Однако рост гуманизма все больше побуждал писателей обращаться к самой жизни, к земным отношениям людей, и эта реалистическая тенденция — не только в идейном содержании, но и в предмете изображения — постепенно вытесняла литературу на библейские темы, удельный вес которой становился все менее значительным. Ренессанс и Реформация создали, по выражению С.С. Аверинцева, более непринужденное отношение к священным текстам, в том числе и Библии.
ГЛАВА 1 РОЛЬ И МЕСТО БИБЛИИ В ОБЩЕСТВЕ
1.1 Анализ используемой литературы
Научное исследование Библии велось различными группами и направлениями ученых с разных позиций. Одни ученые исходили из стремления раскрыть действительную историческую истину, другие руководствовались желанием «спасти» из Библии то, что можно, пожертвовав наиболее очевидными несообразностями.
Большое влияние на ход исследований оказывала идеологическая борьба между защитниками интересов разных классовых группировок, между представителями разных мировоззрений. Например, буржуазные ученые последовательно выступали с научных позиций в критике Библии в то время, когда буржуазия была заинтересована в преодолении феодальной церковной идеологии.
В настоящее же время буржуазная библейская критика все больше скатывается на антинаучные позиции, стремясь приукрасить Библию и ее историю. Что же касается церковников, то они, в особенности католики, занимаются фальсификацией истории Библии.
В Ватикане существует специальный так называемый Библейский институт, формальной задачей которого является «научное» исследование Библии. На самом деле он занимается не чем иным, как фальсификацией науки о Библии. В книге «Величайшее произведение английской классики» Клеланд Макафи пишет: «Если бы все экземпляры Библии в каком-нибудь крупном городе были уничтожены, эту Книгу можно было бы в значительной мере восстановить за счёт цитат на полках городской публичной библиотеки.
Существуют монографии по практически всем крупным писателям, посвящённые тому, насколько на этих писателей повлияла Библия». Бернард Рамм добавляет, что «изучение Библии породило библиографические труды такой изощренности, какой нет равных ни в одной другой области знания или науке. От отцов Церкви, писавших в 95 году от Р.Х. до наших времён, протекает великая река справочников, вдохновленных Библией, – библейские словари, библейские энциклопедии, толковые словари, учебники библейской географии и библейские атласы. И это только начало. Мы можем затем упомянуть хотя бы обширные библиографии вокруг богословия, религиозного образования, гимнологии, миссионерства, библейских языков, истории церкви, религиозных биографий, книги религиозных обрядов, свидетельства. апологетические труды, и многое другое.
ГЛАВА 2 ГЛАВА ВЛИЯНИЕ БИБЛИИ НА РАЗНЫЕ ВЕТВИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1 Влияние Библии на изобразительное искусство
На протяжении своей обширной истории, насчитывающей почти 2000 лет, Библия была источником сюжетов для бесчисленного множества картин, графических изображений и скульптур. Истории Библии были визуально воплощены в тысячах скульптур, фресок, икон, картин, рисунков и гравюр. Эти работы представляют собой уникальные аранжировки историй, взятых из Библии, и их уникальность определяется индивидуальностью и талантом художника, под влиянием различных факторов общественной и культурной жизни страны или периода.
Пожалуй, больше, чем любой другой художник в истории искусства последних нескольких столетий, именно голландский гений Рембрандт наиболее глубоко тронул и честно выразил неисчерпаемое богатство внутреннего мира человека. Его картина «Снятие с креста», написанная в 1634 году, захватывает глубокой проникновенностью, жизненной истиной. Рембрандт неоднократно обращался к теме святого семейства. Одним из лучших решений этой темы является эрмитажная картина «Святое семейство», которую художник создал в 1645 г. В 1660 г. Рембрандт создал знаменитую картину «Ассур, Аман и Эсфирь». Сюжетом этой картины послужил библейский сюжет «Пир у Эсфири». На тему гуманного прощения и глубокого покаяния тех, кто совершил ошибку, представлена знаменитая картина Рембрандта «Возвращение блудного сына». Эта работа была написана в год смерти Рембрандта. Забытый современниками, он создал свое последнее гениальное произведение в одиночку.
В истории искусства нет более загадочной и неоднозначной фигуры, чем Брейгель. Ренессансная идея о важности человеческой индивидуальности не соответствовала взглядам Брейгеля на искусство. В своих рисунках и картинах он часто полностью скрывал лицо, лишая фигуры их индивидуальности. Подобная тенденция прослеживается и в его картинах с библейскими персонажами. Он смещает их куда-то в сторону и прячет среди обычных людей. Поэтому мы видим Марию и Господа на деревенской площади, видим Иоанна Крестителя с Христом в толпе, и поклонение волхвов, как правило, скрывается за завесой снегопада. Другая характеристика творчества Брейгеля – совмещение пространственно-временных слоев, редко встречающееся в современном искусстве.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библия оказала большое влияние на мировую культуру человечества. Ее активное распространение (в течение почти двух тысячелетий она была главной книгой для чтения и обучения грамоте) помогало развитию письменности разных народов. В той или иной степени, с Библией связаны символика, обычаи, общественные идеалы, музыка, кинематограф, искусство и литература большинства стран. Готические соборы и древнерусские иконы, Рафаэль и Рембрандт, Дайте и Бах – все это мир Библии, воплощенный в искусстве. Вплоть до начала XVII в. искусство Европы с полным правом можно назвать библейским; воздействие Библии на мироощущение и вдохновение художников, скульпторов, писателей, композиторов было таким всеобъемлющим, что без знания библейских текстов трудно понять европейское классическое искусство. Идеи, сюжеты и образы Библии легли в основу крылатых выражений, пословиц, поговорок: «Нет пророка в своем отечестве», «Время жить и время умирать», «Не хлебом единым», «Кесарю – кесарево», «Кто не работает, тот не ест»; библейскими являются и сотни других известных выражений: «блудный сын», вавилонское столпотворение», «манна небесная», «хлеб насущный», «соль земли».
В данной работе мы рассмотрели Библию как текст культуры, а также как памятник древней письменности. Мы проанализировали литературу по теме данного исследования, изучили Библию как фактор динамики культуры. Мы рассмотрели влияние библии на отдельные виды искусства, а именно на кинематограф, художественную литературу, музыкальную культуру и изобразительное искусство.
Безусловно, Библия последние полторы тысячи лет является основным текстом европейской культуры. Европейское искусство перенасыщено библейскими образами, символами, сюжетами. Примеров тому множество – от живописи Рубенса и музыки Баха до сказок Андерсена и фильмов Тарковского. Европейские философы, ученые, политики сплошь и рядом делают отсылки к Библии, ведут с ней явный или скрытый диалог. Массы европейцев употребляют библейские выражения как языковые штампы, порой даже не задумываясь об их происхождении (например, змей-искуситель, плод познания, ковчег спасения, вавилонское столпотворение, Содом и Гоморра, нищие духом, устами младенцев глаголет истина, Голгофа, Фома неверующий, апокалипсис и т.д.).
1. Бауэр, С.У История Средневекового мира / С.У Бауэр. – М.: АСТ, 2018. – 470 c.
2. Бахтин М. В., Большаков В. П. История мировой культуры. Учебник; ВНИИгеосистем - М., 2019. - 768 c.
3. Бугаева И.В. Церковнославянский язык в ХХI веке //Россия православная. – 2005. – № 7. – с. 176-177
4. Богдасаров Р. Священная история народов – Россия перед вторым пришествием (Материалы к очерку русской эсхатологии). В 2 т. С.Пт.: Общество свт. Василия Великого, 1998.
5. Бухаркин П.Е. Церковная словесность и проблемы единства русской культуры // Культурно – исторический диалог. Традиция и текст. – СПб., 1993.
6. Дьяконов И.М. Поэзия и проза Древнего Востока. М.: Наука., 1973.
7. Елопов А.П. Лекции по культурологии / Елопов А.П. – Мн., 2007.
8. Жозеф Д. Христианство, иудаизм и ислам. Диалог / ред. Доре, Жозеф. - М.: ББИ, 2014. - 255 c
9. Как читать Библию? / Александр Мень – Брюссель: Жизнь с Богом, 1981. – 232 с.
10. Концепции современного естествознания. Ростов н/Д.: Феникс, 2001.
11. Косидовский З. Библейские сказания. Сказания евангелистов. М., 1991.
12. Кучер О. Н. Христианство. История и современность. – Ростов н/Д: Феникс, Харьков: Торсинг, 2004. – 320 с.
13. Крывелев И.А. Библия: историко-критический анализ. – М.: Политиздат., 1982.
14. Лопухин А.П. Библейская история Ветхого завета. Киев, 2013.
15. Мартынов В. Ф. Культурология; Асар - М., 2015. - 848 c.
16. Марчукова, С. М. Наука и религия в культуре Ренессанса / С.М. Марчукова. - М.: Европейский Дом, 2001. - 160 c.
17. Мень А. Духовная жажда в современном мире. Малая Церковь.- М.: Русский мир, 1992.
18. Настольная книга атеиста /Под ред. С.Д. Сказкина. – М.: Политиздат, 1987. – 431 с.
19. Никольский А. Откровения святого Иоанна Богослова // Свет. – 2002. – № 11. – с. 48-51.
20. Посохов А. Евангелие живущее: Духовно-педагогический комментарий // Духовно-нравственное воспитание. 2002. № 2. – с. 96-98.
21. Религии мира. История и современность. 2003 / ред. О.В. Чернышева. – М.: Наука, 2014. – 309 c
22. Религия и церковь в западном обществе ХХ в. / ред. О.В. Чернышева. - М.: Институт всеобщей истории РАН, 2013. - 248 c.
23. Ренан Э.Ж. Жизнь Иисуса. М.,1991
24. Рижский М.И. Библейские пророки и библейские пророчества. – М.: Политиздат, 1987.
25. Черняк И.Х. Ренессансное христианство и его особенности // Серия «Symposium», Христианская культура на пороге третьего тысячелетия. Выпуск 5 / Материалы научной конференции. 12-14 июня 2000 г. Санкт-Петербург : Санкт-Петербургское философское общество, 2000. C.28-35.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты