Контрреформация и культура барокко
БГУКИ (Белорусский государственный университет культуры и искусств)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Контрреформация и культура барокко»
по дисциплине: «Теория и история культуры»
2021
45.00 BYN
Контрреформация и культура барокко
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и история культуры
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ЗАРОЖДЕНИЕ БАРОККО В ИТАЛИИ (XVII В.)
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ БАРОККО В РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЯХ ИСКУССТВА
2.1 Барокко в изобразительном искусстве и архитектуре
2.2 Литература и музыка в культуре барокко
ГЛАВА 3 ПРОЦЕСС КОНТРРЕФОРМАЦИИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЭПОХУ БАРОККО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В истории культуры каждая эпоха представляет собой совокупность различных процессов, по-разному отражающих ее сущность и реальность. Яркий пример – эпоха барокко. Барокко – европейская культура XVII – XVIII веков, главные черты которой – контраст, стремление к величию и роскоши, сочетание реальности с иллюзией, динамизм образов и насыщенность. Барокко зародилось в Италии (Флоренция, Венеция, Рим) и оттуда распространилось по Европе. Эпоха барокко считается началом закладки основ «западной цивилизации» в мире, она во многом предопределяет динамику формирования цивилизаций других эпох. С некоторой долей вероятности можно утверждать, что барокко по-прежнему оказывает прямое влияние на культуру нашего времени – через произведения искусства его выдающихся представителей, которые сейчас хранятся в музеях или выставлены на всеобщее обозрение, как образцы европейской городской архитектуры.
Объект исследования: эпоха барокко, а предмет – влияние Контрреформации на эпоху барокко.
Цель исследования: определить влияние Контрреформации на эпоху барокко. Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать зарождение барокко в Италии в XVII веке.
2. Выявить черты барокко в различных отраслях искусства.
3. Установить влияние Контрреформации на эпоху барокко.
Методы: общенаучные (анализ, синтез, обобщение и систематизация).
ГЛАВА 1 ЗАРОЖДЕНИЕ БАРОККО В ИТАЛИИ (XVII В.)
Барокко – это особенность европейской культуры XVII-XVIII веков с центром в Италии. Барокко – один из самых неоднозначных терминов в истории и теории художественной культуры. Слово «барокко» указывает на художественное направление (обобщение идей, философских концепций, эстетических правил и правил) в отличие от классицизма, ряда исторических и региональных художественных стилей, направлений и школ, а также эпоха в развитии культуры. Этот же термин используется для обозначения «последних, критических этапов развития других форм, тенденции к тревожному, романтическому отношению, мышлению в выразительных, неуравновешенных формах». Поэтому слово «барокко» используется как метафора для сильных исторических и культурных обобщений: «эпоха барокко, мир барокко, человек в стиле барокко, жизнь в стиле барокко».
В каждый исторический период развития искусства культурологи видят свое «барокко» – пик творчества, концентрацию эмоций, накал форм. Исследователи пишут о свойствах барокко как неотъемлемой части отдельных национальных культур и исторических форм искусства. Американский архитектор Р. Вентури в своей книге «Сложность и противоречие в архитектуре» (1966), испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет и кубинский писатель Алехо Карпентье объявили барокко «человеческой константой, особенно применительно к латиноамериканскому миру». Авторы призывали покончить с иллюзией представления барокко как стиля, созданного со времен XVII-XVIII веков. А. Карпентье писал: «Дух барокко можно возродить в любой момент ... потому что это дух, а не исторический стиль ... Барокко – это больше, чем стиль барокко. Это своего рода творческий порыв, который повторяется по кругу на протяжении всей истории искусства в любом его событии, будь то литература, скульптура, архитектура или музыка ... Барокко в лице Александра Великого, Карла Великого или Наполеон Бонапарт представляет собой кульминацию, расцвет определенной культуры». Конечно, этому подходу противостоят искусствоведы, стремящиеся проследить хронологические границы феномена барокко только как художественного стиля. Это противоречие является главным конфликтом между терминологией барокко [2, с. 28-29].
Для барокко характерны контрастность, интенсивность, динамизм образов, любовь, повышенная чувственность, борьба за величие образов и величие форм, за сочетание реальности и иллюзии, за слияние различных видов, видов и предметов искусства в величественных памятниках, декорациях городов и дворцов-парков, оперной и музыкальной драме, культовой музыке, оратории и в то же время тенденции к автономии отдельных жанров.
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ БАРОККО В РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЯХ ИСКУССТВА
2.1 Барокко в изобразительном искусстве и архитектуре
Живопись барокко отличается динамизмом, «плоскостностью» и яркостью форм, наиболее характерными чертами барокко являются впечатляющая фантазия и динамизм. Живые примеры – произведения Рубенса и Караваджо.
Художники этого стиля сознательно работали, чтобы отделить себя от художников эпохи Возрождения и маньеризма после этого. В своей палитре они использовали яркие и теплые цвета и, в частности, основные цвета: красный, синий и желтый, часто помещая все три очень близко друг к другу. Живопись барокко включает в себя широкий спектр стилей, как наиболее важную и доминирующую живопись примерно с 1600 года и продолжающуюся до XVII века, а в начале XVIII века теперь признана живописью барокко. Наиболее характерные проявления искусства барокко: чудесная драматургия, насыщенная, глубокая окраска, яркие светлые и темные тени. Искусство барокко было направлено на пробуждение эмоций и страсти, а не на спокойную логику, которая ценилась в эпоху Возрождения. В отличие от спокойных лиц картин эпохи Возрождения, лица на картинах в стиле барокко ясно выражали свои чувства. Художники часто использовали асимметрию, когда действие происходило вдали от центра изображения, создавая оси, которые не были ни вертикальными, ни горизонтальными, а наклонены влево или вправо, создавая ощущение нестабильности и движения. Это впечатление движения усиливалось, когда костюмы персонажей поднимались ветром или двигались по собственной траектории. Общие впечатления остались от движения. Еще одним важным элементом живописи барокко была аллегория. Каждое изображение рассказывало историю и содержало сообщение, часто зашифрованное аллегорическими символами, которое образованный зритель должен был знать и читать [19, с. 204-205].
М. Меризи, которого прозвали Караваджо из своего родного города недалеко от Милана, считается самым важным мастером среди итальянских художников, создавших новый стиль живописи в конце XVI века. Его картины, написанные на религиозные темы, выглядят как реалистичные сцены из современной жизни автора, создавая контраст между временами поздней античности и современностью. Герои изображены в полумраке, от которого лучи света улавливают выразительные жесты персонажей, вместо этого записывая их неповторимость.
ГЛАВА 3 ПРОЦЕСС КОНТРРЕФОРМАЦИИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЭПОХУ БАРОККО
Стиль барокко был основан на религиозных идеях Контрреформации: Трентский собор объявил, что человек может понять доктрины христианства только через мистическое просвещение. Основные черты произведений барокко – эмоциональная выразительность, богатство движения, сложность синтетических решений – создавали в зрителе особое духовное настроение, благоприятствующее единению с Богом. Слово «барокко» в переводе с итальянского означает «странный», «странный». Появился он позже, как неожиданный знак для буйной фантазии мастеров этого стиля. Вёльфлин первым определил барокко как иконографию, адаптированную к глубине, стремящуюся к открытой форме, предпочитающую атеистический принцип и некоторую двусмысленность.
Огромная предполагаемая сила барокко была причиной, по которой католическая церковь приняла антиреформаторское движение. Его распространению способствовал Орден иезуитов («Общество Иисуса»), которому была поручена борьба с протестантизмом всеми доступными способами. Иезуитские учебные заведения – колегиумы и семинарии – монополизируют образование в католических странах. Благодаря их поддержке идеология и практика барокко укоренились в странах Западной Европы, не принявших Реформу: Италии, Испании, Франции, Австрии, Польше и др. [1, с. 693].
Барокко – первый по-настоящему общеевропейский язык искусства и архитектуры. Возникнув в контексте католицизма, он не может быть частью конфессии, политической системы или национальной культуры.
Идеологическая основа барокко была основана на новом мировоззрении в религиозной сфере. Христианские идеи порождают трепет – представление о Боге как о некоем средоточии ума, тесно связанном с природой. Хотя старые идеи, имеющие ренессанс и более глубокие корни, не были отвергнуты.
Большое значение для этого периода имели последствия реформирования церкви в первой половине XVI века и антиреформы во второй половине. В XVII веке церковь сохраняла важность идеологической государственной поддержки независимо от политической системы – будь то монархия или демократия. Таким образом, в Италии католицизм обратил все свое внимание на духовную сторону империи, величие которой отныне будет подтверждено Римом как столицей католического мира.
На протяжении XVII века Римская церковь, особенно после раскола и Тридентского собора, обращалась к различным аспектам искусства для продвижения своих идей, чувствуя себя в некотором смысле наследниками римских императоров. Папы пытались возродить величие древнего Рима в Вечном городе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе исследования были решены поставленные задачи. В результате были сформулированы следующие выводы:
1. В XVII веке в Европе зародился новый стиль в культуре – барокко. Центром нового стиля стала Италия. Формирование исторического стиля барокко отчасти является следствием кризиса идеалов Итальянского Возрождения в середине XVI в. и стремительно меняющейся картины мира на рубеже XVI-XVII вв. Несмотря на региональные особенности барокко ему были свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, обостренная чувственность, стремление к величию образов и пышности форм, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию различных родов, видов и жанров искусства в грандиозных монументах, городских и дворцово-парковых ансамблях, опере и музыкальной драме, культовой музыке, оратория; и, одновременно, тенденции к автономии отдельных жанров. Мировоззренческие основы стиля барокко сложились в результате потрясений, какими стали для XVI века Реформация и учение Коперника. Изменились утвердившееся в античности представление о мире как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о человеке как о центре мира. По выражению Паскаля, человек стал осознавать себя «чем-то средним между всем и ничем», «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца».
2. Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России, Ян Кристоф Глаубиц в Речи Посполитой) характерны: пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развёрнутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусные, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко – теламон (атлант), кариатида, маскарон. В изобразительном искусстве самые характерные черты барокко – броская цветистость и динамичность; яркий пример – творчество Рубенса и Караваджо. Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность). Этика барокко отмечена тягой к символике ночи, теме бренности и непостоянства, жизни-сновидения (Ф. де Кеведо, П. Кальдерон). В музыке периода барокко ведущее положение занимали жанры кантата, оратория, опера.
1. Бемер, Г. Иезуиты. Инквизиция / Г. Бемер, Г.Ч. Ли. – Спб: Полигон, 1999. – 1249 с.
2. Вейс, Г. История культуры народов мира / Г. Вейс. – М.: Эксмо, 2005. – 144 с.
3. Вёльфлин, Г. Ренессанс и Барокко / Г. Вёльфлин. – СПб.: Азбука-классика, 2004. – 288 с.
4. Габричевский, А.Г. Теория и история архитектуры / А.Г. Габричевский // Избранные сочинения. – Киев, 1993. – С. 128-205.
5. Гергей, Е. История Папства / Е. Гергей. – М.: Республика, 1996. – 463 с.
6. Гомбрих, Э.Х. История искусства / Э.Х. Гомбрих. – М.: Искусство – XXI век, 2019. – 688 с.
7. Гудимова, С.А. Первые теоретики барокко / С.А. Гудимова // Вестник культурологии. – 2009. – № 7. – С. 29-37.
8. Гудимова, С.А. Риторика и аффекты в музыке барокко / С.А. Гудимова // Вестник культурологии. – 2008. – № 4. – С. 69-79.
9. Дасса, Ф. Барокко. Архитектура между 1600 и 1750 годами / Ф. Дасса. – М.: Астрель-АСТ, 2003. – 79 с.
10. Дмитриева, С.Л. Ренессансно-классицистические тенденции в архитектуре Италии эпохи барокко / С.Л. Дмитриева // Культурная жизнь Юга России. – 2011. – № 4. – С. 5-7.
11. Жуковец, О.Ю. Барокко как тип культуры и мышления: стилевые особенности / О.Ю. Жуковец // Logos et Praxis. – 2008. – № 2. – С. 92-96.
12. Иоаннисян, О.М. К проблеме барокко в русской архитектуре XVII века / О.М. Ионнисян // Русское искусство эпохи барокко: новые материалы и исследования. – СПб.: Гос. Эрмитаж, 1998. – С. 20-46.
13. Карпентьер, А. Барочность и чудесная реальность / А. Карпентьер // Мы искали и нашли себя. — М.: Прогресс, 1984. – С. 110.
14. Кузнецова, И.С. Музыка барокко: эстетические и общественные идеалы / И.С. Кузнецова // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2011. – № 6. – С. 66-74.
15. Лобанова, М.Н. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики / М.Н. Лобанова. – М.: Музыка, 1994. – 218 с.
16. Рыбинцева, Г.В. Коперниканская революция и музыка барокко / Г.В. Рыбинцева // Южно-Российский музыкальный альманах. – 2012. – № 2. – С. 7-12.
17. Сафронова, Л.А. О маньеризме и барокко / Л.А. Сафронова // Вестник культурологии. – 2015. – № 2. – С. 12-14.
18. Серегина, А. Ю. Контрреформация / А.Ю. Серегина, А.А. Ткаченко // Православная энциклопедия. – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2015. – Т. XXXVII. – С. 432-470. – 752 с.
19. Степанов, А. Чем нам интересно барокко? / А. Степанов // Философско-литературный журнал «Логос». – 2018. – № 3. – С. 191-222.
20. Шибинская, А.А. О программной музыке барокко и ее истоках / А.А. Шибинская // Южно-Российский музыкальный альманах. – 2020. – № 3. – С. 36-42.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты