Адаптация первоклассника к условиям школьного обучения
БИП (Белорусский институт правоведения)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Адаптация первоклассника к условиям школьного обучения»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Адаптация первоклассника к условиям школьного обучения
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: Средняя общеобразовательная школа №54, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Результаты методики изучения внутренней позиции школьника.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Сводная таблица результатов исследования эмоционального фона у первоклассников по методике «Восьмицветовой тест» Люшера.
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты процесса адаптации первоклассников условиях школьного обучения
1.1 Понятие адаптации к обучению в школе
1.2 Возрастные особенности детей в период поступления в школу
Выводы по главе 1
Глава 2 Эмпирическое исследование процесса адаптации первоклассников к условиям школьного обучения
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Рекомендации по успешной адаптации первоклассника к условиям школьного обучения
Выводы по главе 2
Заключение
Библиография
Приложение 1
Приложение 2
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в нашем обществе на первом плане стоит необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, саморазвития задатков и творческого потенциала личности, ее способностей, создание для этого наиболее благоприятных условий. Успешная реализация перечисленных аспектов тесно связана с проблемой адаптации первоклассников к обучению. Это одна из наиболее актуальных проблем современной начальной школы.
Начало систематического обучения в школе является стрессовой ситуацией в жизни ребенка, так как связано с необходимостью адаптироваться к новым микросоциальным условиям. Этот период сопровождается разнообразными сдвигами в функциональном состоянии и в значительной мере затрагивает эмоциональную сферу. Успешность дальнейшей социальной деятельности ребенка в значительной степени зависит от благополучия адаптационного периода при поступлении в школу.
Перед поступлением детей в школу у родителей зачастую возникают сомнения, смогут ли их дети учиться в ней без каких-либо трудностей, найти общий язык со сверстниками и учителем. В настоящее время школа предъявляет высокие требования к развитию личности ребенка, развитию его навыков общения со сверстниками и взрослыми. Не готовый к школе ребенок будет испытывать трудности в адаптации к новым правилам поведения, что отразиться не только на его школьных успехах, но и в системе отношений к другим и к себе.
В возрастной и педагогической психологии социально-психологическая адаптация школьников рассматривается в тесной связи с процессами психического развития и личностного становления в различные возрастные периоды, с процессами обучения, воспитания и социализации в период школьного онтогенеза.
С одной стороны, в работах отечественных ученых (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Т.В. Драгунова, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин) рассматриваются варианты нормального психического развития ребенка на разных возрастных этапах, которые обеспечивают процесс его адаптации в обществе.
С другой стороны, в научной психолого-педагогической литературе имеются сведенья, указывающие на то, что адаптация как динамический процесс прогрессивного видоизменения функциональных систем, обеспечивает возрастное развитие (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.). В связи с вышеизложенным становится актуальным проблема изучения особенностей адаптации к школе первоклассников.
Объект исследования: адаптация к школе.
Предмет исследования: особенности адаптации к школе ребенка.
Цель исследования: проанализировать процесс адаптации первоклассников к условиям школьного обучения и разработать рекомендации по успешной адаптации к школе первоклассников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К УСЛОВИЯМ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1 Понятие адаптации к обучению в школе
Адаптация представляет собой естественное состояние индивида, которое проявляется в приспособлении к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни.
В работе И.В. Дубровиной отмечается, что при легкой адаптации дети в течение двух месяцев вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя [4, с. 120].
При более длительном периоде адаптации дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы. У них адаптация заканчивается к концу первого полугодия. У отдельных детей адаптация связана со значительными трудностями.
По мнению И.С. Кона особое внимание к школьной адаптации объясняется тем, что, являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие [8, с. 113].
В работе И.А. Милославовой отмечается объективно-субъективный характер адаптации (приспособление и приспосабливание) и указывается, что благодаря социальной адаптации ребенок усваивает необходимые для жизнедеятельности стандарты, стереотипы, с помощью которых активно приспосабливается к повторяющимся обстоятельствам жизни [14, с. 136].
Под адаптацией понимается процесс взаимодействия личности и социальной среды, в ходе которого объективные общественные формы и условия жизнедеятельности превращаются в адекватные (или неадекватные, в случае дезадаптации) индивидуальные, качественно своеобразные способы ее организации [12, с. 142].
По мнению Г.М. Чуткиной адаптация к школе является многоплановым процессом. Школа с самого первого дня ставит перед школьников различные задачи, требующие мобилизации его умственных и физических сил.
Вместе с термином «адаптация» широко применяется термин «дезадаптация», который касается учащихся, испытывающим трудности приспособления к обучению школе. Термином «дезадаптация» обозначается нарушение процессов взаимодействия ребенка с окружающей средой.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К УСЛОВИЯМ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1 Организация и методы исследования
Цель исследования: изучение уровня адаптации первоклассников и разработка соответствующих педагогических условий для успешной адаптации ребенка.
Объект исследования: адаптация к школе.
Предмет исследования: особенности адаптации к школе ребенка.
Задачи исследования:
1) выявить уровень адаптации первоклассников к обучению в школе;
2) подобрать специальные методики для исследования адаптации к школе у первоклассников;
3) разработка педагогических условий для успешной адаптации ребёнка к школе.
Выборка исследования: в исследовании принимали участие 20 человек (10 девочек и 10 мальчиков), учащиеся 1-х классов ГУО «Средняя общеобразовательная школа №54 г. Минска».
Методы исследования:
- метод тестирования;
- методы количественной обработки данных.
Для исследования адаптации первоклассников в работе мы использовали следующие методики:
1. Определение сформированности «внутренней позиции школьника» для учащихся 1-2 классов Т.А. Нежновой [12]. Методика помогает выяснить, осознает ли ребенок цели и важность учения, как воспринимает учебный процесс, для чего он ходит в школу. Опросник состоит из 7 вопросов, которые проходят в форме беседы. К каждому вопросу существует ряд подвопросов, на которые необходимо ответить. Интерпретация результатов происходила следующим образом:
1-й вопрос. Если на дополнительный вопрос: «Что нравится больше всего?» - ребенок отвечает «учиться, писать и т.д.», то ставится 1 балл. Если же ребенок говорит, все, что не связано с учебной деятельностью, например «играть, бегать и т.д.», то за такой ответ ставится 0 баллов.
2-й вопрос. Можно поставить 1 балл, если ребенок говорит, что учительница ему нравится тем, «как учит», «учит детей хорошему» и пр. Балл не ставится, если ребенок дает ответ «хорошая, красивая и т.д.» поскольку такое отношение к учителю не затрагивает учебный процесс.
3-й вопрос. 1 балл ставится, если ребенок отвечает, что ему больше всего нравится «математика, чтение, письмо». 0 баллов – если больше всего нравится «гулять», «рисовать», «лепка, труд, физкультура», «играться», особенно если при этом ребенок говорит, что остальные предметы ему не нравятся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ психологической литературы показал, что адаптация к школе представляет собой сложный поэтапный процесс, привыкание ребенка к новым для него условиям школы. Этапами адаптации к школе являются: ориентировочный, неустойчивое приспособление, период относительно устойчивого приспособления. На течение адаптации первоклассников оказывают влияние различного рода факторы (внешние и внутренние). При высоком уровне адаптации к школе первоклассник положительно относится к школе, предъявляемым требованиям, занимает в классе благоприятное статусное положение.
В старшем дошкольном возрасте отмечается появление произвольности как формы волевого поведения; самостоятельности; инициативности; креативности; свободы поведения; ответственности, а также самосознания. Начало школьного обучения обозначает переход от игровой деятельности к учебной, как ведущей деятельности младшего дошкольного возраста, в котором формируются основные психические новообразования. Психическими новообразованиями младшего школьника являются: произвольность психических процессов, осознанность и рефлексия. Эти новообразования приводят к формированию внутренней позиции – как результат произвольного поведения. К 6-7 годам у ребенка должна быть сформирована готовность к обучению – желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности.
В результате проведенного исследования мы составили характеристику внутренней позиции школьника первоклассников. Так, дети уже довольно хорошо осведомлены о школе, у большинства из них активно формируется положительный и притягательный образ школы и школьника. Большое количество детей ассоциируют школу со школьными атрибутами, но эти предметы выступают скорее как игровые аксессуары. Преставление детей о школе и ее нормах конкретизируется. В большей степени этот процесс затрагивает сферу осознания и принятия групповой урочной формы работы и отказ от индивидуальных занятий дома. При поступлении в первый класс, у большинства детей, кроме принятия групповой урочной формы обучения, происходит становление образа школы, как места получения знаний. В семь лет отметка становится значима как поощрение учебной деятельности, но вместе с тем, приходит понимание, что в школу ходят не за отметками, что в учебе есть другие смыслы, которые постепенно открываются ребенку – занять новый социально значимый статус и приобщиться к миру знаний. Однако стоит еще раз отметить, что у большинства детей внутренняя позиция продолжает активно развиваться уже после поступления в школу, по мере включения в учебную деятельность. Таким образом, в исследовании удалось установить, что внутренняя позиция школьника обладает качественным своеобразием, ее формирование у многих детей не заканчивается к началу обучения, а продолжается внутри учебной деятельности.
1. Арбузова, Е. С. Адаптация первоклассника к школе как психолого-педагогическая проблема / Е.С. Арбузова // Вопросы гуманитарных наук. – 2008. – № 2 (35). – С. 265–267.
2. Безруких, М. М. Трудности адаптации первоклассников к школе / М. М. Безруких // Управление начальной школой. – 2011. – № 8. – С. 24-31.
3. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. – Воронеж : Модэк, 2003. – 464 с.
4. Данченкова, С. Н. Агрессивное поведение старших дошкольников как фактор дезадаптации младших школьников / С. Н. Данченкова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2016. – № 5. – С. 105–108.
5. Дубровина, И. В. Психология / И. В. Дубровина. – М. : Академия, 2009. – 464 с.
6. Ермакова, И. Адаптация первоклассников к школе / И. Ермакова // Народное образование. – 2008. – № 5. – С. 157-165.
7. Ильин, Е. П. Психология для педагогов / Е. П. ильин. – СПб. : Питер, 2012. – 640 с.
8. Каменская, Е. Н. Психология развития и возрастная психология / Е. Н. Каменская. – М. : Феникс, 2008. – 206 с.
9. Коломинский, Я. Л. Психология детей шестилетнего возраста / Я. Л. Коломинский. – Минск, 2009. – 338 с.
10. Крыжановская, Н. В. Исследование учебной мотивации у младших школьников / Н. В. Крыжановская // Концепт. – 2016. – Т. 7. – С. 121–125.
11. Крыжановская, Н. В. Формирование мотивации к учебной деятельности как способ школьной адаптации среди младших школьников / Н. В. Крыжановская // Концепт. – 2016. – Т. 7. – С. 11-15.
12. Кузьмина, А. А. Комплексная оценка течения адаптации первоклассников к школе на современном этапе / А. А. Кузьмина. – 2006. – 114 с.
13. Кулагина, И. О. Условия развития учебной мотивации в начальных классах / И. О. Кулагина // Психология обучения. – 2011. – № 2. – С. 113–123.
14. Литвиненко, Н. В. Адаптация школьников в критические период развития как предмет психолого-педагогического исследования / Н. В. Литвиненко // Вестник Оренбургского гос. ун-та. – 2006. – № 2. – С. 54 – 58.
15. Литвиненко, Н. В. Факторы социально-психологической адаптации школьников в период кризиса 7 лет / Н. В. Литвиненко // Известия ВГПУ. – 2007. – № 1. – С. 35-39.
16. Масленникова, У. Н. Развитие личности у детей дошкольного возраста // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : сб. ст. по матер. XX междунар. науч.-практ. конф. (г. Новосибирск, октябрь 2011 г.). Новосибирск, 2012. – С. 123-126.
17. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2008. – 608 с.
18. Редлих, С. М. Проблема успешности процесса адаптации учащегося в образовательном пространстве школы / С. м. Редлих // Успехи современного естествознания. – 2004. – № 10. – С. 117–119.
19. Рослякова, Н. И. Возрастные предпосылки развития рефлексии у старшего дошкольника / Н. И. Рослякова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. – № 66. – С. 314–315.
20. Сабодах, Р. В. Проблема адаптации детей к обучению в школе / Р. В. Сабодах // Начальная школа плюс До и После. – 2008. – № 2. – С. 66-68.
21. Турабаева, М. Н. Учебная мотивация младших школьников / М. Н. Турабаева // NovaInfo. – 2017. – № 58-2. – С. 1-5.
22. Фурманов, И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И. А. Фурманов. – Минск, 2006. – 192 с.
23. Шкуричева, Н. А. Методическая работа по формирования позитивных межличностных отношений первоклассников / Н. А. Шкуричева // Начальная школа. – 2010. – № 7. – С. 12-15.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Результаты методики изучения внутренней позиции школьника.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Сводная таблица результатов исследования эмоционального фона у первоклассников по методике «Восьмицветовой тест» Люшера.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты