Формирование интересов в подростковом возрасте
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование интересов в подростковом возрасте»
по дисциплине: «Психология детства»
2021
45.00 BYN
Формирование интересов в подростковом возрасте
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология детства
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Методика «Исследование познавательных интересов в связи с задачами профессиональной ориентации» А.Е. Голомшток.
Приложение Б Методика изучения отношения к учебному предмету (по Г.Н. Казанцевой).
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты процесса формирования интересов в подростковом возрасте
1.1 Психологическое определение и виды интересов
1.2 Особенности формирования интересов в подростковом возрасте
2 Эмпирические аспекты формирования интересов в подростковом возрасте
2.1 Диагностика интересов в подростковом возрасте
2.2 Рекомендации по формированию интересов в подростковом возрасте
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Проблема формирования личности в подростковом возрасте играет определяющую роль с точки зрения личностного развития подростка. Д.И. Фельдштейн, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, М. Ке, З. Фрейд и другие изучали проблемы подросткового возраста. Подростковый возраст является сложным критическим возрастом и играет важную роль в формировании личности: расширяется сфера деятельности, устанавливается сознательное поведение, происходит качественное изменение характера и формирование нравственных представлений.
Отличительными чертами подростка являются познание себя, осознание своего места среди окружающих, необходимость интегрироваться с другими людьми, а также быть похожим на всех, но в то же время отличаться и быть особенным, не похожим ни на кого другого. С этими противоречивыми чувствами связаны резкие колебания по отношению к себе.
Актуальность темы обусловлена тем, что развитие интересов и способностей у подростков и молодежи чрезвычайно актуально, особенно сейчас, когда у психологов, педагогов, юристов, социологов идет большая дискуссия о формах проведения свободного времени подростков, когда возникает вопрос о соотношении воспитательной и воспитательной работы подрастающего поколения, когда в российских школах появляются новые концепции общего образования, которые ставят задачу развития личности учащегося. Исследователи различных направлений отмечают, что тема интересов в старшем школьном возрасте должна стать приоритетной во всех отношениях.
Проблеме интересов подростков посвящены В.Г. Алексеева, С.И. Григорьев, Е.И. Головаха, А.А. Козлов, И.С. Кон, В.Т. Лисовский и др. Ученые подчеркивают важность успешного формирования смысловых и жизненных ориентаций для гармоничного развития личности, указывая на возможность влияния на смысловую сферу через развитие.
Объект исследования: интересы в подростковом возрасте.
Предмет исследования: формирование интересов в подростковом возрасте.
Цель исследования: обосновать и разработать рекомендации по формированию интересов в подростковом возрасте.
Исходя из цели работы, будут решаться следующие задачи:
– изучить сущность интереса как личностную составляющую;
– охарактеризовать особенности формирования интересов в подростковом возрасте;
– описать методы диагностики интересов в подростковом возрасте;
– разработать рекомендации по формированию интересов в подростковом возрасте.
Методы исследования: теоретические (анализ научной и специальной литературы по теме исследования); эмпирические (наблюдение, беседа, анализ, интерпретация, количественная обработка данных).
Практическая значимость данной работы заключается в том, что в данной работе представлены методы исследования интересов в подростковом возрасте, которые могут быть использованы педагогами, педагогами-психологами в процессе обучения подростков.
1 Теоретические аспекты процесса формирования интересов в подростковом возрасте
1.1 Психологическое определение и виды интересов
Проблема интереса к психолого-педагогической науке является вечной. Постоянные изменения во всех отраслях науки и практики, обусловленные стремительным научно-техническим прогрессом, органически влияют на трансформацию интересов, так как интересы по своей функциональной структуре напрямую связаны с деятельностью. А поскольку любая деятельность и, прежде всего, ее познавательная составляющая постоянно меняется и совершенствуется, то это напрямую влияет на интересы. В связи с интенсивностью научно-технического прогресса (внедрение компьютерных технологий в научно-познавательный процесс, широкое внедрение Интернет-технологий, стремительная интенсификация познавательной составляющей) происходят заметные изменения в качественной перестройке и динамике взаимодействия структурных составляющих интереса (особенно его познавательной составляющей) [1, с. 132].
Сложность и многоаспектность данной проблемы обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, В.Г. Асеев, Л.И. Божович, К. Левин, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, С.Л. Рубинштейн, 3. Фрейд, В.Э. Чудновский, П.М. Якобсон и др.). Существенно подчеркнуть, что основным методологическим принципом, определяющим исследования интересов и склонностей в отечественной психологии, является положение о единстве динамической (энергетической) и содержательно-смысловой сторон мотивации. Активная разработка этого принципа связана с исследованием таких проблем, как система отношений человека (В.Н. Мясищев), соотношение смысла и значения (А.Н. Леонтьев), интеграция побуждений и их смысловой контекст (С.Л. Рубинштейн), направленность личности и динамика поведения (Л.И. Божович, В.Э. Чудновский), ориентировка в деятельности (П.Я. Гальперин) и т.д.
Интерес – это форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая ориентацию человека, осознание цели деятельности; эмоциональное проявление познавательной потребности человека. Интерес рассматривается как одна из основных природных эмоций и считается доминирующей среди всех эмоций нормального здорового человека.
Считается, что именно интерес, наряду с познавательными структурами и ориентациями, направляет познание и действие. Исключение составляют негативные эмоции, которые доминируют в сознании. С неврологической точки зрения, интерес активируется градиентным увеличением – возбуждением нейронов. На уровне сознания ключевыми детерминантами интереса являются новизна, изменения в окружающей среде.
2 Эмпирические аспекты формирования интересов в подростковом возрасте
2.1 Диагностика интересов в подростковом возрасте
В данном разделе работы представим методы диагностики интересов подростков, которые наиболее часто применяются психологами.
Для проведения диагностики интересов современных подростков применяют следующие методы:
1. Наблюдение. Данный метод дает информацию об уровне сформированности познавательного интереса:
а) программа наблюдений за уровнем сформированности познавателнього интереса у учащихся:
- как реагирует ученик на новые факты, занимательные явления, фигурирующие в информации?
- проявляет ли интерес к фактическому содержанию учебного материала;
- проявляет ли интерес к самой сути явления?
- любит ли выполнять задания, требующие догадки, самостоятельного поиска?
- умеет ли для решения тех или иных задач привлекать имеющиеся знания, активно оперировать ими?
- интересуется ли установлением причинно-следственных связей между явлениями, стремится ли к выявлению закономерностей, общих принципов явлений?
- любит ли выполнять задания исследовательского, творческого характера?
- проявляет ли интерес к поиску новых способов решения, к совершенствованию известных способов?
- деятельности какого характера: репродуктивно-фактологического, описательно-поискового или творческого - ученик отдает предпочтение?
б) программа наблюдений за протеканием познавательной деятельности:
- может ли ученик сосредоточить свое внимание на объекте деятельности?
- часто ли отвлекается при выполнении задания?
- стремится ли преодолевать трудности, возникающие при выполнении задания?
- пробует ли различные пути для разрешения трудной задачи?
- стремится ли завершить начатое дело во что бы то ни стало или бросает его, столкнувшись с препятствиями?
- реагирует ли при выполнении задания на посторонние раздражители: музыку, голоса, шум и т.п.;
- как реагирует ученик на звонок с урока?
В результате наблюдений делается вывод об уровне развития у ученика познавательного интереса.
Заключение
Интерес – одна из форм ориентации деятельности человека, предполагающая концентрацию внимания на определенном, вызывающая это явление интереса. Интерес на определенном этапе своего развития становится мотивом, стабильным формированием самой личности, мощной движущей силой ее деятельности и индивидуальных действий. Интерес – это мотив, который действует в силу своей сознательной значимости и эмоциональной привлекательности. В каждом интересе обе точки обычно в той или иной степени представлены, но на разных уровнях сознания соотношение между ними может быть разным. В психологической науке интересы классифицируют следующим образом: по носителю интересы подразделяются на индивидуальные, групповые и интересы всего общества; по направленности: экономические; социальные; политические; духовные; по содержанию: материальные и духовные, специальные; по видам деятельности: профессиональные, общественно-политические, учебно-познавательные; по широте и узости интереса: непосредственные и опосредованные интересы.
Подростковый возраст – это возраст, в котором происходят изменения в учебной деятельности школьника. Изменение в системе интересов представляет собой чрезвычайное, кризисное событие в жизни личности. Среди развлекательных и увлекательных интересов подростка можно выделить: интерес к собственной внешности (больше относится к девушкам), танцы, гаджеты, социальные сети, компьютерные игры, зацепинг, экстремальные виды спорта, симуляторы и многое другое. Появление и развитие познавательных интересов у подростков способствует выполнению таких воспитательных задач, которые требуют умственной нагрузки, самостоятельной, активной рефлексии.
Для исследования интересов личностей подросткового возраста используют большое количество разнообразным методов и методик диагностики. К методам диагностики интересов подростком можно отнести анкетирование, беседа, опрос. Среди методик можно отметить: «Методика выявления интересов» И.П. Шаховой, Методика изучения отношения к учебному предмету (по Г.Н. Казанцевой), Методика «Исследование познавательных интересов в связи с задачами профессиональной ориентации» А.Е. Голомшток и др. Данные методики имеют практическое применение в исследованиях педагогов-психологов.
В работе были разработаны рекомендации по формированию интересов в подростковом возрасте. Сформулированы методы по формированию познавательного интереса и интереса к обучению посредством использования игр, создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике, к достижениям современной культуры, искусства, положительное суждение родителей об общественных и политических событиях, их оценка собственной и другой деятельности и т.д. Так как основными и главными интересами для личности подросткового возраста выступают познавательные и профессионалные интересы, то в работе были предложены методы и способы формирования их подростков согласно автору Г.И. Щукина.
1. Волина, В.В. Игра дело серьезное / В.В. Волина. –СПб.: Дидактика плюс Зенит, 2009. – 332 с.
2. Кондрашенко, В.Т. По лабиринту души подростка / В.Т. Кондрашенко, А.Г. Чернявская. –Минск., 2011. – 335 с.
3. Алексеев, Н.А. Понятие личностно-ориентированного обучения / Н.А. Алексеев // Завуч. – 2009. –№3. – С. 126.
4. Кравцов, Г.Г. Формирование личности в процессе обучения / Г.Г. Кравцов / Автореф. дис. на соиск. учен. степ. докт. психол. наук. –М.: ПИ РАО, 2005. – 37 с.
5. Шаповалов, В.В. Активизация профессионально-образовательного интереса студентов / В.В. Шаповалов // Начальная школа плюс До и После. –2010. – №5. – С.19-23.
6. Выготский, Л.С. Сознание как проблема психологии поведения / Л.С. Выготский. –Т.1. –М., 2002. – 265 с.
7. Фрейд, А. Подростковый возраст как нарушение развития / А. Фрейд // Теория и практика детского психоанализа: Пер. с англ. и нем.: В 2 т. – Т. 2. – М.: Апрель Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2009. – 321 с.
8. Архиева, Т.В. Самосознание и Я-концепция ребенка / Т.В. Архиева. –СПб., 2007. – 150 с.
9. Толстых Н.Н. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Н. Толстых, А.М. Прихожан. – М.: Издательство Юрайт. – 2016. – 406 с.
10. Вачков, И.В. Приключения во внутреннем мире / И.В. Вачков. – М.: Ось-89, 2002. – 144 с.
11. Фельдштейн, Д.И. Хрестоматия по возрастной психологии / Д.И. Фельдштейн / РАО, Московский психолого- социальный институт; гл. ред. Д.И. Фельдштейн. –М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2013. – 243 с.
12. Агапов, В.С. Становление Я – концепции в системе духовных потребностей подростков / В.С. Агапов / Дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук / Ин-т молодежи. – М., 2004. – 22 с.
13. Жучкова, С.М. Смысложизненные ориентации как субъективные составляющие феномена смысла жизни / С.М. Жучкова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по материалам . науч.-практ. конф. – Новосибирск : СибАК, 2011. – С. 158–164.
14. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2007. – 640 с.
15. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М.С. Яницкий. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 204 с.
16. Лобашев, В.Д. Формирование познавательного интереса в процессах обучения / В.Д. Лобашев// Школьные технологии. – 2010. – № 2. – С. 118-130.
17. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: Модэк, 2007. – 352 с.
18. Никиреев, Е.М. К вопросу изучения структуры направленности личности / Е.М. Никиреев / Психологические вопросы формирования личности / Под ред. П.А. Просецкого. – М., 2006. – 32 с.
19. Бутенко, О.Л. Особенности интересов подростков с разной сформированностью учебной деятельности / О.Л. Бутенко. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 51 (185). – С. 262-265
20. Алексеев, Н.А. Педагогические основы проектирования личностно- ориентированного обучения / Н.А. Алексеев / Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра пед наук: (13.00.01) / Тюмен. гос. ун-т. –Екатеринбург, 2007. – 42 с.
21. Эльконин, Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Д.Б. Эльконин // Избр. психол. тр. – М.: Педагогика, 2009. – С. 265–267
22. Малкина-Пых, И.Г. Возрастные кризисы. Справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2004. – 896 с.
23. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО- Пресс, 2000. – 108 с.
24. Филимонова, О.Г. Модификация карты интересов / О.Г. Филимонова // Газета «Школьный психолог». – 2007. –№ 2. – С. 39-45
25. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 1988. – 276 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Методика «Исследование познавательных интересов в связи с задачами профессиональной ориентации» А.Е. Голомшток.
Приложение Б Методика изучения отношения к учебному предмету (по Г.Н. Казанцевой).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты