Социально-психологические особенности личности, склонной к аддиктивному поведению
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Социально-психологические особенности личности, склонной к аддиктивному поведению»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Социально-психологические особенности личности, склонной к аддиктивному поведению
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1. Понятие аддиктивного поведения
1.2. Механизм формирования аддиктивного поведения
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ, СКЛОННОЙ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
2.1. Особенности поведения личности, склонной к аддикции
2.2. Лечение и профилактика возникновения аддиктивного поведения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «аддиктивное поведение» в последнее время получило широкое распространение не только в научных кругах, но и в повседневной жизни. Зависимое поведение – это привязанность, которая имеет определенное выражение и неприемлема с точки зрения социальных норм, угрожая здоровью, причиняя психологические страдания самому человеку. Согласно статистике, больше людей умирает от причин, связанных с зависимостью, чем от войны и преступности. Круг наркоманов включает в себя людей разного возраста, образования, профессионального статуса, национальности и уровня благосостояния.
Исследователи утверждают, что аддиктивное поведение является наиболее распространенным примером девиантного поведения в современном мире. Суть аддиктивного поведения заключается в формировании стремления к бегству от реальности путём искусственного изменения своего психического состояния путём принятия определённых веществ или постоянной фиксации внимания на определённых видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций. Аддиктивное поведение имеет множество форм подтипов, дифференцированных по различным основаниям по объекту зависимости, по ведущему механизму развития. Теоретически, при определенных условиях, агентами аддиктивного поведения могут быть любые объекты или формы деятельности.
Одним из наиболее изученных вариантов аддиктивной зависимости является химическая зависимость. Употребление наркотиков и токсичных веществ, преступное поведение, в том числе сексуальные отклонения, отказ от социально-конструктивной деятельности, праздное времяпрепровождение – все это дает основания для формирования понятия саморазрушительного поведения как проявления дисфункционального состояния личности. Игровая зависимость (игровые автоматы – азартные игры, компьютерная – интернет-зависимость и т.д.) характеризуется заменой реальной жизни виртуальной. Это включает в себя навязчивую потребность быть занятым («трудоголики»). Риск формирования зависимости от ПАВ оценивают с позиций био-, психо-, социо-, духовной модели, где каждый фактор (наследственность, особенности характера, микро- и макросоциальное окружение, зрелость личности в целом) участвует в формировании болезни. Все это создает опасность для формирования общества, а именно ценностей и культуры.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Понятие аддиктивного поведения
В психологии такие термины, как «зависимость» и «пристрастие», не редкость. Эти термины всегда негативно воспринимались, понимались как вредные и разрушительные привычки. Сравнивая эти термины, можно сказать, что аддиктивное поведение не всегда может вызывать зависимость. Например, человек, который заболевает, зависит от лекарств для лечения болезни, в то время как алкоголик или наркоман не только зависит от потребляемого вещества, но и относится к аддиктивному поведению.
Аддиктивное поведение – это форма девиантного поведения, при которой формируется желание вырваться из реальности, изменяя свое психическое состояние. Аддиктивное поведение становится универсальным способом «ухода» из реальной жизни, когда вместо гармоничного взаимодействия со всеми аспектами реальности происходит активация в одном направлении.
Аддиктивное поведение – это желание сбежать от реальности, с помощью изменения своего психического состояния [7, с. 29].
С.А. Голубев: «Аддиктивное поведение – один из видов девиантого поведения с формированием у человека стремления к бегству от реальности, путем искусственного изменения своего психического состояния, путем использования определенных веществ или постоянной фиксации внимания на определенных действиях с целью развития и поддержания интенсивных эмоций» [6, с. 17].
Аддиктивное поведение является формой девиантного поведения и выражается в бегстве от реальности путем изменения психического состояния. То есть, человек «убегает» от реальности, которая ему не подходит. Суть аддиктивного поведения заключается в желании изменить своё психическое состояние путём принятия определённых веществ или фиксации внимания на определённых объектах или видах деятельности. Развитие аддиктивного поведения начинается с фиксации, которая происходит, когда человек сталкивается с тем, что произвело очень сильное впечатление на будущего наркомана, которое остается в памяти и легко извлекается из неглубокого подсознания. Фиксация может быть связана с воздействием вещества, которое изменяет психическое состояние, участием в какой-то деятельности, в том числе, например, в играх и т.д.
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ, СКЛОННОЙ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
2.1. Особенности поведения личности, склонной к аддикции
Б. Сегал выделяет следующие психологические особенности личности с аддиктивными формами поведения:
1. Снижение переносимости трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций.
2. Скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешнепроявляемым превосходством, внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами.
3. Стремление говорить неправду.
4. Стремление обвинять других, зная, что они не виновны.
5. Стремление уходить от ответственности принять решения.
6. Стереотипность, повторяемость поведения.
7. Зависимость.
8. Тревожность [24, с. 67].
Раскрывая основные черты личности со склонностью к аддиктивному поведению, В.Д. Менделевич обращает внимание на несоответствие психологической устойчивости в случаях повседневной жизни и кризисов. Как правило, психически здоровые люди легко («автоматически») приспосабливаются к требованиям повседневной жизни и более тяжело переносят кризисные ситуации. В отличие от людей с различными пристрастиями, они стараются избегать кризисов и захватывающих нетрадиционных событий.
Анализируя особенности личности, В.Д. Менделевич обращается к Э. Берну и через призму своей теории раскрывает сущность зависимой личности. По мнению Э. Берне, в человеке существует 6 видов голода:
1. Голод за сенсорную стимуляцию.
2. Голод признания.
3. Голод контакта и физического поглаживания.
4. 4. сексуальный голод.
5. Структурный голод, или голод за структурирование времени.
6. Голод инициативы [26, с. 141].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Аддиктивное поведение – это форма девиантного поведения, при которой формируется желание вырваться из реальности путем изменения своего психического состояния. Аддиктивное поведение – это форма девиантного поведения, выражающаяся в бегстве от реальности посредством изменения психического состояния. Суть аддиктивного поведения заключается в желании изменить своё психическое состояние, принимая определённые вещества или сосредотачиваясь на определённых объектах или видах деятельности. Психология выделяет следующие основные виды аддиктивного поведения: алкоголизм, наркомания, табакокурение, химическая зависимость, нехимическая зависимость и т.д.
Основным мотивом аддиктивного поведения является активное желание изменить неудовлетворительное психическое состояние, которое кажется скучным, однообразным и монотонным. Окружающие события не вызывают интереса и не являются источником приятных эмоциональных переживаний. Начало процесса привыкания всегда происходит на эмоциональном уровне. Существует эмоциональное состояние, которое сочетает в себе различные химические и эмоциональные зависимости. Оно основано на присущем человеку стремлении к психологическому комфорту. Выделяют следующие группы факторов формирования аддиктивного поведения: общие биологические факторы, социальные факторы, черты характера и личности как факторы риска возникновения аддиктивного поведения.
Психология выделяет следующие психологические особенности личности с аддиктивным поведением: снижение толерантности к трудностям повседневной жизни наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций; комплекс скрытой неполноценности в сочетании с внешним превосходством, внешней социальностью в сочетании со страхом перед постоянными эмоциональными контактами; желание говорить неправду; желание обвинять других, зная, что они невиновны; желание избегать ответственности за принимаемые решения; стереотипность, повторение. Выбор аддиктивной стратегии поведения обусловлен трудностями в адаптации к проблемным жизненным ситуациям: сложные социально-экономические условия, многочисленные разочарования, крушение идеалов, конфликты в семье и на производстве, утрата близких, резкая смена привычных стереотипов. Реальность такова, что стремление к психологическому и физическому комфорту не всегда возможно реализовать. Для нашего времени характерно и то, что происходит очень стремительное нарастание изменений во всех сферах общественной жизни.
1. Азарова, Л.А. Девиантное поведение и его профилактика / Л.А. Азарова. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. – 224 с.
2. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников / под ред. Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. – М.: Академия, 2012. – 208 c.
3. Бакин, А.А. Аддиктивное поведение как один из факторов формирования криминогенной (криминальной) личности бывших спортсменов, членов организованных преступных групп / А.А. Бакин // Юридическая наука: история и современность, 2012. – № 1. – С. 68–74.
4. Бубнова, А.Н. Взаимодействие семьи и школы в профилактике аддиктивного поведения обучающихся / А.Н. Бубнова // Воспитание школьников. – 2018. – № 8. – С. 14–20.
5. Будко, Е.В. Сравнительный анализ мнения первокурсников медицинского вуза об аддиктивном поведении / Е.В. Будко, Н.С. Ступашов, А.А. Хабаров // Современные проблемы науки и образования, 2012. – № 3. – С. 68 – 77.
6. Голубев, С.А. Информационно-методические основы первичной профилактики наркомании и токсикомании у студенческой молодежи: учебно- методические материалы для кураторов студенческих групп / С.А. Голубев. – Витебск: Изд-во «БГУ им. П.М. Машерова», 2015. – С. 49
7. Гречаный, С.В. Мотивы употребления психоактивных веществ и их связь с клинико-психологическими характеристиками (обзор литературы) / С. В. Гречаный // Научно-медицинский вестник центр. Черноземья. – 2015. – № 59. – С. 28–35.
8. Григорьев, Н.Б. Психологическое консультирование, психокоррекция и профилактика зависимости / Н.Б. Григорьев. – СПб.: СПбГИПСР, 2012. – 304 с.
9. Груздева, К.Н. Ценностные ориентации подростков, склонных к аддиктивному поведению / К.Н. Груздева; науч. рук. Л.А. Дубровина // Актуальные проблемы личности, образования и общества в контексте социально-гуманитарных наук: тез. I Междунар. студен. науч.-практ. конф, 22 фев. 2018 г. / [сост. Т.Ю. Морозова]. – М., 2018. – С. 488-491.
10. Даулинг, С. Психология и лечение зависимого поведения / С. Даулинг. – М.: Класс, 2011. – 349 с.
11. Диагностика и коррекция психических зависимостей: методические рекомендации / сост. А.А. Макарова. – Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2013. – 48 с.
12. Дубровская, Т.В. Миннессотская модель реабилитации зависимого поведения / Т.В. Дубровская // Современные научные исследования. – 2012. – № 7 (4). – С. 15–18.
13. Дьячкова, М.Г. Аддиктивное поведение молодежи и подростков как социальное явление. Современные проблемы науки и образования / М.Г. Дьячкова, Э.А. Мордовский. – 2011. – № 6. – С. 18–20
14. Жарикова, Т.П. Психологические особенности ресурсного подхода к психолого-педагогической профилактике факторов риска аддиктивного поведения в подростковом возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 : защита 24.11.11 / Т.П. Жарикова ; науч. рук. И.Н. Чаус; Самар. фил. ГОУ ВПО г. Москвы «Моск. гор. пед. унт». – Самара, 2011. – 22 с.
15. Жукова, М.В. Профилактика зависимости от компьютерных игр у младших школьников / М.В. Жукова // Современная высшая школа: инновационный аспект, 2011. – № 1. – С. 69–75.
16. Залыгина, Н.А. Аддиктивное поведение молодежи: профилактика и психотерапия зависимостей / Н.А. Залыгина, Я.Л. Обухов, В.А. Поликарпов. – Минск: Пропилеи, 2014. – 196 с.
17. Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие / Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. – Санкт-Петербург: Питер 2013. – 352 с.
18. Каткова, Л.В. Социальные технологии профилактики аддиктивного поведения студенческой молодежи / Л.В. Каткова // Новые исследования в области социальной работы и смежных науках. – 2018. – № 2. – С. 112 –122.
19. Кибальченко, И.А. Отношение к употреблению ПАВ студентов, проживающих в разных бытовых условиях / И.А. Кибальченко, В.В. Подберезный, О.А. Беляева // Успехи современной науки. – 2017. – № 2. – С. 83–86.
20. Кодермятов, Р.Э. К проблеме психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса / Р.Э. Кодермятов, Н.А. Тумакова, А.Э. Сенцов, Е.В. Павловская // Журнал «Молодой ученый». – 2015. – № 11. – С. 1738–1740.
21. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков: социально-психологические и психиатрические аспекты / В.Т. Кондрашенко. – Минск: Беларусь, 2012. – 207 с.
22. Копытов, А.В. Алкогольная зависимость у подростков и молодых людей мужского пола (социально-психологические аспекты): монография / А.В. Копытков. – Минск: БГУ, 2012. – 400 с.
23. Короленко, Ц.П. Психосоциальная аддиктология / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. – Новосибирск: Олсиб, 2013. – 245 с.
24. Макушина, О.П. Методы психодиагностики зависимого поведения / О.П. Макушина. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр ВГУ, 2012. – 80 с.
25. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика / Л.В. Мардахаев – М.: Гардарики, 2015. – 269 с.
26. Руководство по аддиктологии / ред. В.Д. Менделевич. – Спб: Речь, 2014. – 522 с.
27. Редянова, Н.В. Психологическая зависимость от психоактивных веществ / Н.В. Редянова // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика. – 2016. – № 6. – С. 81–85.
28. Солодовников, А.Г. Подростковая преступность в Республике Беларусь / А.Г. Солодовников // Праблемы выхавання. – 2009. – № 1 – С. 39-43.
29. Тарасевич, Е.В. Психопрофилактика употребления психоактивных веществ подростками и молодежью: учеб. метод. пособие / Е.В. Тарасевич, А.А. Головач, И.В. Садовникова. – Минск: БелМАПО, 2015. – 100 с.
30. Таруц, Ж.В. Наркомания как один из видов аддиктивного поведения: методическое пособие / сост. Ж.В. Таруц. – Брест: БрГТУ, 2016. – 35 с.
31. Усова, Е.Б. Психология девиантного поведения / Е.Б. Усова. – Минск: МИУ, 2010. – 180 с.
32. Хриптович, В.А. Психологические особенности школьников с табачной аддикцией / В.А. Хриптович // Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. – Минск: БГПУ им. Танка, 2009. – 118 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты