Особенности самоотношения у замужних и незамужних женщин
БИП (Белорусский институт правоведения)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности самоотношения у замужних и незамужних женщин»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Особенности самоотношения у замужних и незамужних женщин
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Результаты испытуемых по психодиагностическим методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Результаты испытуемых по психодиагностическим методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты статистической обработки данных.
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы самоотношения у женщин с различным семейным статусом
1.1 Понятие «самоотношение» и его характеристики
1.2 Факторы, влияющие на формирование самоотношения у женщин
1.3 Влияние семейного статуса и семейных отношений на особенности самоотношения у женщин
Выводы по 1 главе
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей самоотношения у замужних и незамужних женщин
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Результаты исследования особенностей самоотношения у замужних и незамужних женщин
Выводы по 2 главе
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Приложение 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Отношение человека к себе является базовым конструктом личности, оказывает регулирующее влияние практически на все аспекты поведения, играет важнейшую роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования и разрешения кризисных ситуаций. Поэтому одной из важнейших задач любой психокоррекционной работы является формирование позитивного самоотношения. В связи с увеличением научного интереса к гендерным аспектам изучения самоотношения ключевое значение приобретает изучение особенностей данного личностного конструкта у женщин с различным семейным статусом.
Степень научной разработанности проблемы. В современной психологии проблеме самоотношения уделяется пристальное внимание. Среди зарубежных и отечественных исследований можно назвать работы Р.Бернса, С.Р. Пантилеева, Н.И. Сарджвеладзе, изучавших особенности строения самоотношения. К. Роджерс, И.Г. Чеснокова исследовали взаимосвязи самоотношения с другими проявлениями личности. Н.Н. Авдеева, Р. Бернс, выделяли факторы, оказывающие влияние на формирование самоотношения. При этом, несмотря на большое количество работ, посвященных исследованию самоотношения, ни в одной из них не акцентировалось внимание на гендерных особенностях рассматриваемого феномена. И это несмотря на то, что в последние десятилетия в психологии сформировалась необходимость учета половых различий психических процессов, свойств, личностных образований (Т.В. Бендас, И.С. Клецина, О.Г. Лопухова и др.).
Одним из направлений развития гендерных исследований в психологии является «женская психология». «Женские исследования» (women studies) направлены на решение задачи выявления особенностей женского опыта и чисто «женских» психологических проблем (Т.В. Бендас). Как отмечает И.С. Клецина, проблема половой дифференциации в рамках этого направления приобрела новый ракурс. В основном исследования «женской психики» ориентированы на психологическую практику, выполняются в контексте психологической помощи женщинам, пострадавшим в результате психического или физического насилия, и, чаще всего, не находят отражения в научных публикациях. Среди немногих авторов, касающихся проблем женской психологии, Т.В. Бендас, И.С. Кон и др. Так, обзор литературы показал, что недостаточно изученным остается вопрос об особенностях самоотношения женщин с различным семейным статусом.
Цель исследования: выявить особенности самоотношения у замужних и незамужних женщин.
Объект исследования: самоотношение как феномен личности.
Предмет исследования: особенности самоотношения у замужних и незамужних женщин.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ САМОТНОШЕНИЯ У ЖЕНЩИН С РАЗЛИЧНЫМ СЕМЕЙНЫМ СТАТУСОМ
1.1 Понятие «самоотношение» и его характеристики
К наиболее употребляемой категории, раскрывающей сущность отношения человека к себе относится «самоотношение». Согласно Р. Бернсу самоотношение представляет собой личное суждение индивида относительно собственной ценности. Самоотношение существует благодаря тому, что знание о себе не может восприниматься личностью безразлично и пробуждает в нем эмоции и оценки. Р.Бернс подчеркивает устойчивость самоотношения, объясняя это самонаправленностью эмоций, связанных с образом «Я» [3, с. 43].
С. Куперсмит приравнивает самоотношение к интегральной самооценке и определяет его как аффективную составляющую установки на себя, которая имеет устойчивый характер и обладает различной интенсивностью в зависимости от контекста содержания образа «Я».
Самоотношение проявляется как чувство одобрения, степень которого отражает убежденность индивида в своей самоценности, значимости [16, с.132].
Сама природа самоотношения, рассматриваемого как чувства принятия, раскрывается в теории личности К. Роджерса. Он полагает, что самоотношение имеет аффективно-мотивационную детерминацию, что важнейший мотив жизни человека - это актуализация, то есть сохранение и развитие себя, максимальное выявление лучших качеств своей личности, заложенных в ней от природы. Он полагал, что самоотношение проявляется в чувстве внутреннего благополучия или неблагополучия индивида [19].
К. Роджерс подчеркивает, что для любого человека важно, чтобы его любили и принимали другие. Эта потребность в позитивном внимании, которая, как считает исследователь, универсальна, развивается как осознание возникновения «Я», она всепроникающа и устойчива. Потребность в позитивном внимании к себе - это приобретенная потребность, которая проявляется при сравнении своих переживаний с удовлетворением или неудовлетворением потребности к позитивному вниманию. Степень удовлетворения этой потребности отражается в чувстве принятия индивидом самого себя и переживанием того, как его принимают значимые другие [19, с. 201].
В отечественной психологии начало фундаментальных исследований феномена отношения че¬ловека к себе было положено благодаря трудам А.Н. Леонтьева [10], С.Л. Рубинштейна [20], И.И. Чесноковой [23].
Термин «самоотношение» был введен грузинс¬ким психологом Н.И.Сарджвеладзе [16]. В настоящее время в отечественной психологии доминирующим является категория «эмоционально-ценностное самоотношение».
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООТНОШЕНИЯ У ЗАМУЖНИХ И НЕЗАМУЖНИХ ЖЕНЩИН
2.1 Организация и методики исследования
Цель исследования: выявить особенности самоотношения у замужних и незамужних женщин.
В качестве гипотезы выступило предположение о том, что существуют различия в особенностях самоотношения у замужних и незамужних женщин.
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 14 женщин в возрасте 25-35 лет, из которых 7 женщин состоят в официально зарегистрированном браке, и 7 незамужних женщин, которые никогда не состояли в браке.
Для сбора эмпирического материала применялись следующие психодиагностические методики:
1. Опросник «Методика изучения самоотношения» (сокращенно «МИС»).
Автор методики: Р.С. Пантилеев.
Цель методики: выявить уровень выраженности содержательных компонентов самоотношения.
Описание: опросник содержит 9 шкал – внутренняя честность, самоуверенность, саморуководство, зеркальное Я, самоценность, самопринятие, самопривязанность, внутренняя конфликтность, самообвинение. Испытуемому предъявляется тест, содержащий 110 пунктов и стандартный бланк ответов. Инструкция подразумевает две градации ответов: «согласен-несогласен», которые фиксируются испытуемыми в соответствующих позициях бланка. Задания подсчитываются по 9-ти шкалам с помощью специального ключа-трафарета, накладываемого на бланк. Подсчитанные совпадающие ответы вносятся в таблицу и полученные «сырые» баллы переводятся в стандартные оценки «стэны». По полученным результатам опросника можно судить о различных компонентах самоотношения личности. Валидность методики определялась путем соотнесения полученных данных с результатами личностного опросника Р.Кеттелла, коэффициенты корреляции составили от 0,88 до 0,92 по основным шкалам. Надежность определялась путем расщепления и составила 0,77 [14].
2. Методика изучения самооценки Т.Дембо, в адаптации С.Я. Рубинштейн.
Цель методики: выявить уровень самооценки как оценочного компонента самоотношения.
Описание: данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) испытуемыми ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определёнными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, то есть уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял бы их.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В зарубежной и отечественной литературе имеется достаточно большое количество интерпретаций содержания понятия «самоотношение» и его составляющих, а именно: самоуважение, самопринятие, любовь к себе, интегральная самооценка. Отдельные авторы рассматривают самоотношение как интегральную характеристику. В работах этих исследователей встречается понимание обобщенного самоотношения как самостоятельной переменной, которая имеет свою собственную природу и реализует определенные функции в общей системе самосознания. Самоотношение в исследованиях этих авторов понимается как своеобразная черта личности, которая практически не изменяется от ситуации к ситуации. Более того, она остается неизменной независимо от возраста человека. Довольно часто самоотношение связывают с понятием самооценка.
К наиболее важным специфическим факторам, которые оказывают влияние на самоотношение у женщин, является оценка собственной внешности, оценка успешности реализации гендерной роли в соотношении с выполнением семейных обязанностей, а также принятие собственной гендерной идентичности. С одной стороны, позитивный телесный образ способствует большему принятию и уважению себя, с другой – уверенность в себе способствует более положительным оценкам своей внешности. Различные компоненты отношения к своему телу и внешности связаны, в первую очередь, с компонентами ядерной подструктуры самоотношения, которая предопределяет глобальное отношение к себе. Еще одним значимым фактором формирования самоотношения у женщин является успешность разрешения женщиной гендерного внутриличностного конфликта.
В ряде исследований выделены специфические особенности, отличающие самоотношение женщин с разным семейным статусом. Также выявлены аспекты семейной жизни, которые оказывают наибольшее влияние на самоотношение у женщин. Семейный статус является одним из факторов, который оказывает влияние на особенности самоотношения женщин. Однако влияние данного фактора опосредовано множеством различных аспектов: особенностями и качеством семейной жизни, личностными особенностями женщины, ее способностью противостоять стрессу, качеством отношений с брачным партнером, ожиданиями в отношении семейной жизни и др.
В результате проведения эмпирического исследования были выявлены специфические особенности самоотношения замужних и незамужних женщин. Незамужние женщины чаще испытывают отрицательное отношение к собственной личности, а замужние женщины чаще испытывают положительные эмоции по отношению к собственной личности. У незамужних женщин достоверно чаще наблюдается неадекватная оценка собственной личности, не соответствующая реальным достижениям.
1. Абросимова, О. В. Положение женщин в современном российском обществе: проблема самоопределения / О. В. Абросимова // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки – 2011. – №10. – с.25-29.
2. Бендас, Т. В. Гендерная психология / Т. В. Бендас. – СПб. : Питер, 2006. – 95 с.
3. Бернс, Р. Я – концепция и Я – образы. Самосознание и защитные механизмы личности / Р. Бернс. – Самара: Бахрах, 2003. – 656 с.
4. Биличенко, Е. Н. Самоотношение и особенности самоактуализации личности у женщин : автореф. дис. … канд. психол. наук / Е. Н. Биличенко. – М. : МГУ, 2002. – 28 с.
5. Волкова, Е.Н. Субъектность как деятельное отношение к самому себе, к другим людям и к миру / Е.Н. Волкова // Мир психологии. – 2005. - №3. – С.33-39.
6. Гендерная психология и педагогика : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / О. И. Ключко [и др.] ; под общей редакцией О. И. Ключко. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 404 с.
7. Горобец, Г.Н. Самоотношение как этиологический фактор аутодеструктивного поведения / Г.Н. Горобец // Мир психологии. – 2005. - № 3. – С.146-154.
8. Дьяченко, М. И. Краткий психологический словарь / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. – Минск : Нар. асвета, 1996. – 399 с.
9. Клецина, И. С. Гендерные нормы как социально-психологический феномен : монография / И. С. Клецина, Е. В. Иоффе. – СПб. : Речь, 2017. – 171 с.
10. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика,1972. – 312 с.
11. Лопухова, О. Г. Внутриличностный гендерный ролевой конфликт: системный подход к проблеме / О. Г. Лопухова // Современные исследования социальных проблем. – 2010. – № 4. – С. 113-119.
12. Марищук, Л. В. Психология : учебное пособие / Л. В. Марищук, С. Г. Ивашко, Т. В. Кузнецова.– Минск : Витпостер, 2016. – 762 с.
13. Мясищев, В.Н. Психология отношений: Избранные психологичес¬кие труды / Под ред. А. А.Бодалева – М.: «Институт практической психоло-гии». -Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 356 с.
14. Пантилеев, С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система / С. Р. Пантелеев. – М. : МГУ, 1991. – 110 с.
15. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. – СПб.: Питер, 2012. – 480 с.
16. Психология самоотношения : учеб. пособие / сост. А.М. Колышко. – Гродно : ГрГУ, 2004. – 102 с.
17. Психология телесности между душой и телом / под. ред. В.П. Зинченко, Т. С. Леви. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2007. – 732 с.
18. Рамси, Н. Психология внешности / Н. Рамси, Д. Харкорт. – Спб. : Питер, 2009. – 256 с.
19. Роджерс, К. Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы : Моногра¬фия / К. Р. Роджерс. – М: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 464 с.
20. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 2008.-688 с.
21. Терешонок, Т. В. Особенности самооценки женщин среднего возраста с разным социальным статусом / Т. В. Терешонок, Л. Ю. Айснер // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. – 2016. – №4.
22. Фрейд, З. «Я» и «Оно». Избранные работы / З. Фрейд; пер. Л. Голлербах. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 165 с.
23. Чеснокова, И.И. Проблемы самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. – М.: На¬ука, 1977. – 144 с.
24. Шарай, Т. П. Влияние отношения к своему телу и половой принадлежности на самоотношение личности / Т. П. Шарай // 118 Психология телесности: теоретические и практические исследования. – 2008. – С. 40-44.
25. Язвинская, Е. С. Экспериментальное исследование телесного образа я как интегральной составляющей телесности / Е. С. Язвинская // Психология телесности: теоретические и практические исследования. – 2009. – С. 24-27.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Результаты испытуемых по психодиагностическим методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Результаты испытуемых по психодиагностическим методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты статистической обработки данных.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты