Президент Республики Беларусь и органы судебной власти
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Президент Республики Беларусь и органы судебной власти»
по дисциплине: «Конституционное право»
2021
45.00 BYN
Президент Республики Беларусь и органы судебной власти
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Конституционное право
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА
1.1 Общие положения об институте президентства в Республике Беларусь
1.2 Президент Республики Беларусь в системе органов государственной власти
ГЛАВА 2 ПРЕЗИДЕНТ И СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
2.1 Понятие судебной власти, ее признаки и функции
2.2 Место судебной власти в системе разделения властей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Сложность определения места делегированных актов в системе законодательства обусловлена особенностью соотношения юридической силы закона и указа этого типа. Делегированный декрет имеет силу закона, что создает определенные трудности на практике при применении закона и указа, регулирующих одни и те же общественные отношения.
Несоответствие законодательства приводит к нарушению ряда конституционных принципов, которые являются основой для формирования отношений между государством и человеком. В такой ситуации правоохранитель находится в крайне сложной ситуации.
Актуальность курсовой работы проявляется в том, что судебная власть в качестве одной из самостоятельных ветвей власти конституционно отграничена от функций других ветвей государственной власти, но в то же время активно взаимодействует с ними в лице судебных органов и судей по осуществлению правосудия, конституционного контроля, разрешению противоречий между индивидуальными интересами человека, корпоративными интересами каких-либо объединений людей и волей государства, выраженной в правовой норме.
В данный момент же судебная власть имеет особую социальную значимость, т.к. осуществляет функции по определению (констатации) имеющегося субъективного права и его защите от возможного нарушения. Разрешая правовую коллизию, правовой спор в особом процессуальном порядке, суд уравновешивает интересы личности, общества и государства, выступает важнейшим стабилизирующим фактором в общественных отношениях.
Немаловажно и то, что судебной власти принадлежит ключевая роль в определении на практике (при разрешении спора) соотношения права и конкретного закона. В этом кроется основное предназначение органов судебной власти – судов.
ГЛАВА 1 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА
1.1 Общие положения об институте президентства в Республике Беларусь
Возникновение и развитие института Президентства имеет сложную историческую судьбу. Его становление происходило, в силу различных оснований, в той или другой степени под влиянием исторических и национальных особенностей, традиций той или иной страны, разумеется, с учетом необходимости и целесообразности создания данного политического института в конкретных исторических условиях. Неудивительно поэтому, что высший орган государственной власти в лице Президента был создан в различных странах в разное время.
В Президентской республике правительство несет ответственность не перед Парламентом, а перед Президентом. Последний, как правило, избирается всем населением на основе прямых выборов на установленный срок. Классическим примером Президентской республики являются США, многие страны Латинской Америки, Россия, Грузия и др. Поскольку Беларусь длительное время входила в состав Российской империи, а затем и СССР, то появлению института Президентства на земле белорусской предшествовал определенный исторический этап. Вспомним одного из представителей движения декабристов Огарева Н.П., который в 1859г. разработал основы «будущей русской Конституции», суть которой установление республики с прямыми выборами и образованием Кабинета Министров во главе с Президентом [1, с.54].
ГЛАВА 2 ПРЕЗИДЕНТ И СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
2.1 Понятие судебной власти, ее признаки и функции
Судебная власть – это одна из ветвей власти государства. Основным направлением ее деятельности является рассмотрение споров, имеющих юридическое значение. Судебная власть, в отличие от законодательной и исполнительной, характеризуется тем, что она принадлежит не судебному учреждению, какого бы высокого ранга оно ни было, а судебной коллегии (по малозначительным делам – административным и гражданским – единолично судье), которая рассматривает дело в соответствии с требованиями установленной судебной процедуры [12, с.242].
Согласно Конституции судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам [6].
Основы конституционно-правового статуса судебной власти закреплены в Конституции Республики Беларусь, в Кодексе «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь», иных нормативных актах, относящихся к той или иной ветви судебной власти.
Можно согласиться с точкой зрения доктора юридических наук, профессора Г.А. Василевича, полагающего, что судебную власть иногда осуществляют Президент Республики Беларусь (при издании актов о помиловании) и Парламент (при издании закона об амнистии). Вместе с тем, решения этих органов основываются на принятых ранее решениях суда [13, с.719]. Дополнительной гарантией, исключающей принятие судами неправомерных решений, является наличие в Республике Беларусь соответствующего механизма проверки законности этих решений: возможность их обжалования в вышестоящем суде, меры прокурорского реагирования (опротестование решений), наличие конституционного контроля и т.д. [12, с.243].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, анализ норм Конституции Республики Беларусь показывает, что Президент Республики Беларусь издает временные указы из-за особой необходимости по собственной инициативе или по предложению Правительства (издается Президентом Республики Беларусь на основании закона, принятого большинством голосов от полного состава палат Парламента Республики Беларусь).
Сравнивая условия, при которых палаты Парламента Республики Беларусь могут принимать решения о делегировании законодательных полномочий и отмене временных указов Президенту Республики Беларусь, следует отметить, что нормы Конституции Республики Беларусь по этому вопросу нелогично. В первом случае для принятия решения требуется простое большинство голосов, а во втором – квалифицированное большинство. Кажется, что оба эти вопроса одинаково важны, поэтому условия для решения должны быть одинаковыми.
Также, стоит отметить, что установление административной ответственности в связи с осуществлением полномочий должностного лица и нормативно-правовой базы для его осуществления представляется эффективным средством сдерживания процессов диффамации в отношении Правительства.
В свою очередь, судебная власть в Республике Беларусь – самостоятельная ветвь власти, осуществляемая только судами независимо от законодательной и исполнительной власти. Базовые положения, касающиеся деятельности судов в Республике Беларусь определяются Конституцией Республики Беларусь и Кодексом Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей».
1. Гавриленко, Д. А. Административное право Республики Беларусь: Курс лекций/Д. А. Гавриленко, И. И. Мах. – Мн.: Дикта, 2014. – 415 с.
2. О Президенте Республики Беларусь. Закон Республики Беларусь от 21 февраля 1995 года № 3602-XII [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
3. Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11 февраля 2000 г. № 370-З : принят Палатой представителей 24 января 2000 года : одобрен Советом Республики 31 января 2000 года [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
4. О нормативных правовых актах Республики Беларусь : Закон Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-3 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
5. Крамник, А.Н. Курс административного права Республики Беларусь / А. Н. Крамник. – Минск: Тесей, 2016. – 608 с.
6. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 28 с.
7. Ноздрачев, А. Ф. Административное право: фундам. Курс / А. Ф. Ноздрачев. – М.: Акад. изд-во МЭГУ, 2017. – 191 с.
8. Сухаркова А. И. Административное право Республики Беларусь/А. И. Сухаркова, А. А. Постникова. – Мн.: Обществ. об-ние «Молодеж. науч. о-во», 2017. – 169 с.
9. О судоустройстве и статусе судей: Кодекс Респ. Беларусь от 29 июня 2006 г. № 139-З: ред. от 4 января 2014 г. № 121-З [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
10. Князев, С.Н. Основы государственного управления: учебное пособие / С.Н. Князев, Н.Б. Антонова. – Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2018. – 415 с.
11. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь. Закон Белорусской Советской Социалистической Республики от 20 февраля 1991 г. № 617-XII [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
12. Курак, А.И. Конституционное право (таблицы, схемы, определения): учеб. пособие / А.И. Курак. – Мн.: Тесей, 2016. – 320 с.
13. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник / Г.А. Василевич. – Мн.: Книжный Дом, 2015. – 768 с.
14. Борико, С.В. Судоустройство: учебник / С.В. Борико. – Мн.: Амалфея, 2016. – 304 с.
15. Сенько, А. С. Судоустройство: ответы на экзаменац. вопр. / А. С. Сенько. – 6-е изд., перераб. – Минск: ТетраСистемс, 2012. – 160 с.
16. Кивель, В.Н. Конституционное право: экспресс курс / В.Н. Кивель. – Минск: Соврем. шк., 2018. – 168 с.
17. Судоустройство: учебное пособие / Т. П. Афонченко, И. Н. Цыкунова, Е. И. Парменова, Ж. Ч. Коновалова. – Мн.: 2017. – 286 с.
18. Цупрунов, С.Н. Судебная власть в системе разделения властей / С.Н. Цупрунов // Вестник Адыгейского государственного университета. – № 3. – 2019. – С.28-35.
19. Демичев, Д.М. Конституционное право. Учеб. пособие / Д.М. Демичев. – Мн.: Высш. шк., 214. – 351 с.
20. Пастухова В.И. Назначение и функции судебной власти в Республике Беларусь / В.И. Патухова // Юридический журнал. – № 4. – 2018. – С. 37-41.
21. Ткачева, Н.В. Содержание функции судебной власти / Н.В. Ткачева // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». – 2015. – Том 13. – № 4. – С. 65-69.
22. Малашко, Е.А. Судебная система Республики Беларусь / Е. А. Малашко. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2013. – 14 с.
23. Кодавбович, В.А. Конституционное право Республики Беларусь / В.А. Кодавбович, В.А. Круглов. – Минск: Амалфея, 2017. – 528 с.
24. Ковалевская, О.В. Судебная власть в системе разделения властей / О.В. Ковалевская // Вестник Астраханского государственного технического университета. – 2018. – № 4 (45). – С.175-177.
25. Бибило, В. Н. Судебная власть в уголовном судопроизводстве / В.Н. Бибило. – Минск: Издательство «Право и экономика», 2015. – 210 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты