Психологические особенности развития личности младшего школьника в семье
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Психологические особенности развития личности младшего школьника в семье»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Психологические особенности развития личности младшего школьника в семье
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводная таблица результатов исследования по методике «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер (мальчики).
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В СЕМЬЕ
1.1 Психологические особенности формирования личности в семье
1.2 Понятие стиля семейного воспитания в психологии
1.3 Возрастные особенности младших школьников
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В СЕМЬЕ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Семья – это фундаментальный социальный и психологический фактор, влияющий на развитие личности ребенка. То, что ребенок приобретает в контексте воспитания в семье, сохраняется в дальнейшей жизни.
Семья предлагает ребенку различные модели поведения, в соответствии с которыми он будет ориентироваться в будущем и оказывает решающее влияние на развитие личности ребенка, его мир мыслей, чувств, желаний и образования.
Семья как особая социальная среда со своими законами и нормами поведения – это пример будущей жизни ребенка. В семье ребенок видит первую реакцию людей на их действия, устанавливает стандарты для подражания, приобретает духовные и моральные ценности, культурные традиции, опыт и моральные нормы и рисует картину жизни. Взрослый человек будущего будет руководствоваться знаниями, полученными и усвоенными на его жизненном пути. Очень часто впечатления, полученные в детстве, определяют дальнейшую работу человека, его образ жизни.
Однако следует отметить, что такое воспитание в семье, крайне положительно влияющее на развитие личности ребенка, зависит от ряда факторов, в основе которых: любовь, доверие, взаимопонимание и семейное благополучие. Отклонения в семейных отношениях негативно сказываются на развитии личности ребенка, характера, самооценки и других психических характеристик. У этих детей могут быть самые разные проблемы: повышенная тревожность, агрессия и плохая успеваемость в школе. Трудности в общении и понимании со сверстниками и взрослыми и т.д.
Влияние семьи на развитие личности ребенка признается многими педагогами, психологами и психотерапевтами. Исследованию этой проблемы посвящено большое количество работ российских и зарубежных авторов. В то же время остается актуальным вопрос о роли семьи в формировании личности ребенка. В основном из-за влияния современных жизненных факторов, к которым относятся: чрезмерная занятость родителей; довольно высокий процент неблагополучных семей; уровень образованности родителей; состав семьи; игнорирование организации досуговой деятельности детей; компьютеризация детства; слабое знание воспитательных моментов родителями и пр.
Все эти неблагоприятные факторы особенно влияют на детей младшего школьного возраста, поскольку младший школьный возраст – это время, когда у детей развиваются основные черты личности, развиваются и развиваются определенные коммуникативные навыки, значительно расширяется их кругозор. интересов и обязанностей, и в целом вступает в новую фазу жизни. Качественно меняется влияние семьи на личностное развитие младшего школьника. Между тем влияние школы и семьи на ребенка остается примерно таким же во время обучения в младших классах.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В СЕМЬЕ
1.1 Психологические особенности формирования личности в семье
Семья – основанная на единой, совместной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительство – родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи [1, с. 16].
Семья – первичная группа, в которой связи строятся на непосредственных контактах, на эмоциональном вовлечении ее членов в дела группы, обеспечивающем высокую степень отождествления и слияния ее участников, которая увеличивается и разрастается не благодаря «приему» новых членов извне, а благодаря рождению детей [2, с. 179].
Семья может быть основана на следующих формах: брак как добровольный союз между мужчиной и женщиной; близкое (кровное) родство; усыновление или удочерение [1, с. 29].
Понятие «семья» изначально включало представления о питании (кормлении, удовлетворении голода) и образовании (обучении). Он основан на функциях защиты и удовлетворения жизненных потребностей своих членов. Семья является основной защитной средой личности. Семья является результатом и, возможно, даже более того, создателем цивилизации. Семья является важнейшим источником социально–экономического развития общества. Она производит основное общественное богатство – человека.
Семья является ведущим фактором в развитии личности ребенка, от которого во многом зависит будущая судьба человека. Семья характеризуется несколькими факторами.
Первое, что характеризует как фактор воспитания – это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка. Известно, что человек с младенчества развивается как социальное существо, для которого среда является не только условием, но и источником развития. Взаимодействие ребенка с окружающей средой и, прежде всего, с социальной средой, микросредой, усвоение «культуры, созданной человечеством», играют первостепенную роль в его психическом развитии, формировании его личности(А. Н. Леонтьев). Семейная среда, являющаяся первой культурной пищей для ребенка, многогранна; включает в себя предметно–пространственную, социально–поведенческую, событийную, информационную среду ребенка. Родители в большей или меньшей степени создают условия для воспитания (например, обеспечивают гигиенические условия, хорошее питание; приобретают подходящие игрушки, книги, комнатные растения, аквариум и другие образовательные средства; заботятся о положительных примерах и поведении).
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В СЕМЬЕ
2.1 Организация и методы исследования
Цель исследования: изучение психологических особенностей развития личности младшего школьника в семье.
Объектом исследования является личность младшего школьника.
Предмет исследования – психологические особенности развития личности младшего школьника в семье.
Исследование проведено на базе______. Фактический состав исследования составили дети младшего школьного возраста в количестве 30 человек.
Данные утверждения позволили конкретизировать задачи эмпирического исследования:
1. Разработать психодиагностический комплекс, направленный на изучение психологических особенностей развития личности младшего школьника в семье.
2. Формирование выборки исследования.
3. Эмпирическим путем изучить психологические особенности развития личности младшего школьника в семье.
4. Проанализировать и обобщить эмпирические результаты исследования. Сформулировать выводы.
Выполнение исследования проводилось в три этапа.
Этапы исследования:
1. Анализ научных текстов и исследований с целью обоснования исходных позиций, определения проблемы, объекта и цели исследования, формулировки гипотез и задач. Результат данного этапа: подобрана методология и методы исследования.
2. Организация и проведение основного исследования.
3. Количественный и качественный анализ полученных на втором этапе данных. Интерпретация и обобщение данных эксперимента. Формулировка выводов.
Методики исследования:
1. Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер и В.В.Юстицкис.
Методика позволяет выявить преобладающие стили взаимоотношений в семье, а именно выявить типы негармоничного воспитания.
Опросник АСВ включает 130 утверждений, касающихся воспитания детей. В него заложены 20 шкал. Первые 11 шкал отражают основные стили семейного воспитания; 12,13, 17 и 18-я шкалы позволяют получить представление о структурно-ролевом аспекте жизнедеятельности семьи, 14-я и 15-я шкалы демонстрируют особенности функционирования системы взаимных влияний, 16, 19-я и 20-я шкалы — работу механизмов семейной интеграции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя роль семьи в жизни младшего школьника, мы видим, что семья является тем социальным институтом, той ячейкой общества, в которой происходит формирование вступившего в жизнь человека. Она становится тем первым домом в котором человек вырастает и получает первые жизненные уроки, в котором он получает поддержку и помощь, в котором учится любви к миру и к людям и о котором у него сохраняются на всю жизнь самые добрые и светлые воспоминания, согревающие его сердце и укрепляющие светлую волю в самые трудные моменты жизни.
Итак, мы видим, что в процессе формирования личности главенствующую роль играет, прежде всего, семья, и только потом школа, общество. Каким будет ребенок, благополучным или нет, зависит от родителей
Семейное воспитание реализуется через определенный стиль. В современной психологии под стилем семейного воспитания понимается целостная категория, отражающая единство когнитивного, эмоционального, мотивационного и поведенческого аспектов взаимодействия родителя с ребенком.
Можно выделить четыре стиля воспитания детей в семье. К ним относят: демократический, либеральный, авторитарный и попустительский. Несомненно, перечисленные стили и методы семейного воспитания оказывают различное влияние на ребенка.
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений, которые происходят с личностью ребенка. Он чувствителен к развитию позитивных личностных качеств. Оформление независимости, нравственности, активности, появление устойчивых интересов и когнитивных мотивов предоставляют широкие возможности для обучения и воспитания детей.
Цель исследования: изучение психологических особенностей развития личности младшего школьника в семье. Исследование проведено на базе____. Фактический состав исследования составили дети младшего школьного возраста в количестве 30 человек. Нами использованы следующие методики исследования: опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер и В.В.Юстицкис, методика «Рисунок семьи» и методика «Неоконченные предложения» ) В. Михала (устный вариант).
В результате проведения опросника «Стиль родительского воспитания» были подсчитаны средние баллы по стилям родительского воспитания с точки зрения их восприятия детьми. В результате исследования было выявлено, что родители в отношении мальчиков стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей; не возлагают на них большое количество обязанностей в семье; склонны обходиться без наказаний или применять их крайне редко; тем или иным способом транслируют младшим детям, что им «все можно».
1. Аккерман, Н. Семья как социальная и эмоциональная единица / Н. Аккерман. – СПб.: Питер, 2007. – 184 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2010. – 368 с.
3. Божович, Л. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. Божович. – СПб.: Академия, 2008. – 400 с.
4. Венгер, А. Л. Психология развития : Словарь / А. Л. Венгер. – М. : ПЕР СЭ, 2005. – 176 с.
5. Головей, Л.А. Психология развития и возрастная психология: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Л.А. Головей. – М.: Юрайт, 2016. – 642 с.
6. Кузьмишина, Т. Л. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация / Т. Л. Кузьмишина // Современная зарубежная психология. – 2014. – № 1. – С. 16–25.
7. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2009. – 232 с.
8. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2001 – 230 с.
9. Марковская, И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И. М. Марковская. – СПб. : Речь, 2005. – 150 с.
10. Николаева, Л. А. Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка / Л. А. Николаева // Известия Саратовского ун-а. – 2013. – № 2, Т. 2. – С. 187–192.
11. Овчарова, Р. В. Психологическое сопровождение родительства / Р. В. Овчарова. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319 с.
12. Олифирович, Н. И. Психология семейных кризисов / Н. И. Олифирович. – СПб. : Речь, 2006. – 563 с.
13. Орлова, А. В. Влияние стиля семейного воспитания на развитие личности детей школьного возраста / А. В. Орлова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. – Вып. 8 (62). – С. 111–114.
14. Пугачев, А.С. Влияние семьи на личность / А.С. Пугачев // Молодой ученый. – 2012. - №7. – С. 310 – 313.
15. Смирнова, Е.О. Структура и динамика родительского отношения / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. – 2000. - №3. - С. 113.
16. Фурманов, И. А. Стили семейного воспитания, стимулирующие развитие агрессивности ребенка / И. А. Фурманов // Актуальные педагогические проблемы социальной психологии развития»: материалы междунар. научн.-практ. конф. – Мн., 1998. – С. 191–194.
17. Хухлаева, О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников / О. В. Хухлаева. – М. : Академия, 2003. – 176 с.
18. Целуйко, В.М. Вы и ваши дети / В.М. Целуйко. – Ростов на Дону: Феникс, 2014. – 448 с.
19. Шевырева, Е. Г. Влияние стилей семейного воспитания на агрессивное поведение детей младшего школьного возраста / Е. Г. Шевырева // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. – 2015. – № 19. – С. 65-68.
20. Щуркова, Н.Е. Воспитание детей в школе / Н.Е. Щуркова. – М.: Просвет, 2011. – 185 с.
21. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2011. – 384 с.
22. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб. : Питер, 2001. – 656 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводная таблица результатов исследования по методике «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер (мальчики).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты