Социальная сфера Республики Беларусь
Академия управления при Президенте РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Социальная сфера Республики Беларусь»
по дисциплине: «Основы социального государства»
2021
45.00 BYN
Социальная сфера Республики Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Основы социального государства
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Блок-схема «Социальная защита населения в системе ЦУР (цели устойчивого развития) Республики Беларусь».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Диаграмма «Основные показатели пенсионного обеспечения в Республике Беларусь».
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Диаграмма «Динамика численности пенсионеров, состоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите, и средний размер назначенных им пенсий (2010-2020)».
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Диаграмма «Социальные выплаты населению (2010-2020)».
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Диаграмма «Сведения об инвалидах, состоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите (2010-2020)».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Теоретические подходы к исследованию социальной защиты населения: отечественный и зарубежный опыт
ГЛАВА 2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Система социальной защиты населения Беларуси: нормативно-правовые и организационно-управленческие основы
2.2 Социальная эффективность системы социальной защиты населения Беларуси
ГЛАВА 3 СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Одна из важнейшей составляющей социальной политики является социальная защита населения – система принципов, нормативов и мер, используемых государством при создании и регулировании условий, обеспечивающих неотъемлемые и общепризнанные социальные права человека в ситуациях социального риска.
Под социальным риском понимается событие в жизни человека, наступление которого приводит к утрате его способности к труду (полностью или частично) и, как следствие, заработка как источника средств существования. К числу социальных рисков относят: материнство, беременность и роды, содержание детей, болезнь, инвалидность, старость, потерю работы или кормильца, трудовое увечье или профессиональное заболевание, чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера. Социальная защита реализуется путем выплаты различных денежных пособий, пенсий и т.д.
Вместе с тем улучшение социального обеспечения, совершенствование системы здравоохранения и образования, уменьшение социального неравенства требуют стабильных темпов экономического роста, повышения эффективности экономики как материально-финансовой основы преобразований в социальной сфере.
Для Республики Беларусь вопрос социальной политики, политики социальных гарантий и защиты, политики регулирования доходов населения является как никогда актуальным. Согласно Конституции Республики Беларусь наше государство является социальным, что подразумевает высокие социальные расходы государства на нужды общества.
Актуальность исследования вопросов организации социальной защиты населения обусловлена целым рядом факторов. В период трансформации белорусского общества, его перехода к рынку, вопросы обеспечения социальной защищенности населения страны приобрели особую остроту в связи с высоким уровнем бедности белорусов. Последствия мирового финансового кризиса, уже проявившиеся и ожидаемые, в еще большей степени актуализируют задачу повышения эффективности социальной защиты населения.
Объект работы – общественные отношения, возникающие в сфере реализации полномочий государства в социальной сфере.
Предмет исследования – нормы права и научная литература, позволяющие выявить понятие, сущность и эффективность социальной защиты в Республике Беларусь.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Теоретические подходы к исследованию социальной защиты населения: отечественный и зарубежный опыт
Социальная защита населения включает целый комплекс мероприятий по общественной и государственной помощи населению, в том числе и меры, которые относятся к социальному обеспечению, определяемому как деятельность конкретного государства по материальному обеспечению людей в старости, в связи с рождением и обучением детей, при нетрудоспособности, медицинскому обслуживанию и лечению населения. Социальная защита населения является одним из наиболее важных направлений общественной политики государства, которое заключается в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального состояния всех членов общества.
Социальную защиту можно определить как систему мероприятий, которые выполняются обществом и его многочисленными структурами, по обеспечению минимальных гарантий, которые обеспечивают достаточные условия для жизни, поддержанию жизнеобеспечения и активной деятельности человека [1, c. 109].
Социальная защита – это политика и целенаправленная деятельность, а также государственные и общественные средства, которые обеспечивают индивидууму, общественной группе, и в целом населению полное, разностороннее решение разных проблем, которые обусловлены социальными рисками, имеющими все шансы привести к совершенной либо частичной утрате указанными субъектами способностей по реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и общественного благоденствия, а еще их рационального развития, возобновления либо приобретения [1, c. 110].
Социальная защита может рассматриваться как:
– средство по формированию и развитию личности, наделение её конституционными правами;
– общественная и государственная помощь отдельным категориям населения, попавших в тяжелую жизненную ситуацию и не способных справиться с ней без помощи других, т.е. помощь, имеющая целевую направленность.
ГЛАВА 2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Система социальной защиты населения Беларуси: нормативно-правовые и организационно-управленческие основы
Как правило, источники права социального обеспечения классифицируются по юридической силе, по объему и продолжительности, по кругу субъектов, по органам, которые приняли нормативный правовой акт, по юридическим институтам. Источники права социального обеспечения также могут быть классифицированы по типам регулируемых ими социальных отношений. Классификация является законной и зависит от организационно-правовых методов (форм) социального обеспечения. С учетом этого критерия классификации рассматриваются акты, регулирующие социальное обеспечение, осуществляемые в порядке обязательного социального страхования, и акты, регулирующие социальное обеспечение за счет средств государственного бюджета [6, с.63].
В международных документах ООН, Международной организации труда, Совета Европы - Всеобщей декларации прав человека, Декларации социального прогресса и развития, Европейской социальной хартии, Европейском кодексе социального обеспечения и других документах социальной защиты.
Источниками права социального обеспечения являются международно-правовые акты и соглашения государств-участников Содружества Независимых Государств:
1) Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года;
2) Соглашение о пенсионном обеспечении военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года;
3) Соглашение между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 14 апреля 1994 года;
4) Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 12 сентября 1995 года.
ГЛАВА 3 СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Основные направления благоустройства Республики Беларусь включают в себя два этапа социально-экономического развития. Основная цель первого этапа (до 2020 года) – дальнейшее повышение качества жизни и уровня жизни населения путем развития и эффективного использования человеческого потенциала, технического и технологического обновления, а также улучшения экономической структуры и конкурентоспособности.
Целью второго этапа является гармонизация отношений между обществом и природой на основе развития экономической деятельности с точки зрения воспроизводительной способности биосферы и ее переноса с выделением приоритетов на основе обоснованных ценностей. морально и морально
В ближайшем будущем наиболее важной задачей будет увеличение реальных денежных доходов и сокращение населения с низкими доходами, создание условий и предоставление гражданам равных возможностей для достижения материального и социального благосостояния.
На втором этапе (2021-2025) необходимо обеспечить, чтобы Республика Беларусь приближалась к уровню и качеству жизни населения в экономически развитых странах на основе социально ориентированной рыночной экономики [12].
Основная цель развития страны на период 2021-2025 гг. – улучшение качества жизни населения за счет повышения конкурентоспособности экономики, стимулирования инвестиций и инновационного развития.
Стратегия правительства по долгосрочной реализации целей социальной политики направлена на последовательное увеличение доходов населения как важного показателя уровня жизни населения. Рост доходов и заработной платы населения рассматривается как фактор экономического роста и расширения внутреннего потребительского спроса.
Государственная политика в области заработной платы предполагает превращение заработной платы в надежный источник дохода, который усиливает ее роль в стимулировании труда работников, и основывается на сочетании механизмов государственного, рыночного и коллективного ведения переговоров для ее регулирования. Права субъектов предпринимательства постепенно расширяются с точки зрения образования и оплаты [17].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Система социальной защиты населения — это комплекс социально-экономических мер государства, предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на повышение уровня и качества жизни населения, его защиту от безработицы и роста цен, обеспечение системы социальных гарантий.
Социальная политика государства в переходной экономике имеет особенности, выражающиеся в поддержке различных слоев населения, социальной поддержке малоимущих граждан, создании условий для развития предпринимательства, финансировании в достаточном объеме образования и здравоохранения, заботе об охране экологии, окружающей среды, регулировании сферы трудовых отношений.
Социальная политика в Республике Беларусь характеризуется конкретными целями, принципами и функциями, которые в совокупности направлены на повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение конституционных прав граждан в сфере труда, социальной защиты; защита прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям, молодежи, инвалидам. Все обязательства государства перед гражданами закреплены в Конституции Республики Беларусь.
Основными функциями социальной политики являются стимулирование, стабилизация и т. д.
Принципы социальной политики: принцип индивидуальной социальной ответственности, солидарность, универсальность, социальная справедливость.
Задачи социальной политики: улучшение благосостояния людей, улучшение условий труда и быта; реализация принципа социальной справедливости.
Основным приоритетом социальной политики Республики Беларусь является повышение рождаемости при одновременном увеличении продолжительности жизни, больших и крепких семей, счастливого детства, молодежи, полной возможностей и перспектив, активной работы, которая приносит процветание, безопасную и достойную жизнь в старость.
Основные направления и задачи социальной защиты в Республике Беларусь включают в себя усиление государственной поддержки социально уязвимых слоев и групп населения, повышение эффективности социальных программ и рациональное использование средств, выделяемых государством на социальную защиту.
1. Волгин, Н.А. Социальная политика / Н.А. Волгин. – М.: Экзамен, 2018. – 736 с.
2. Смирнова, А. А., Егорова, М. С. Основные цели, задачи и функции социальной политики / А.А. Смирнова, М.С. Егорова // Молодой ученый. – 2015. – №11. – С. 208-221.
3. Парамонов, В. В. Социальная политика: учебное пособие / В. В. Парамонов. – М. : Изд-во РУДН, 2016. – 114 с.
4. Квашнин, Ю.Д. Социальное государство в странах ЕС: прошлое и настоящее / Ю.Д. Квашнин. – М.: ИМЭМО РАН, 2016. – 189 с.
5. Левченко, Е.А., Социальная защита отдельных категорий граждан в странах ЕС / Е.А. Левченко // Экономика труда. – 2016. – Том 3. – № 4. – С. 371-380.
6. Апостолова, Т.М. Социальная политика и правовой механизм ее реализации: учебное пособие / Т.М. Апостолова, Н.Р. Косевич. – М.: ВЛАДОС, 2018. – 478 с.
7. Дементьева, И.В. Право социального обеспечения для студентов вузов / И.В. Дементьева. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2015. – 326 с.
8. Губинский, М. Ш. Проблемы функционирования системы социальной защиты / М.Ш. Губинский // Современное право. – 2016. – № 9. – С. 35-46.
9. Об утверждении Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях: постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4 [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
10. Денисова, И. П. Социальная политика: учебник / И. П. Денисова, Л. Р. Клиновенко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2017. – 347 с.
11. Кипинган, Н. С. Понятие и сущность социальной защиты населения в современном государстве / Н.С. Кипинган // Вестник КемГУ. – 2015. – №1. – С. 142-147.
12. О Государственной программе «Социальная защита» на 2021–2025 годы : постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 декабря 2020 г. № 748 [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
13. Андрияшко, М.В. Потенциал отдельных направлений социальной политики Республики Беларусь в сфере обеспечения демографических интересов / М.В. Андрияшко // Юстиция Беларуси. – 2018. – № 2. – С. 54-57.
14. Шавель, С.А. Императивы развития социальной сферы / С.А. Шавель // Социология. – 2015. – № 2. – С. 38-48.
15. Статистический ежегодник: Республика Беларусь. – Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2020. – 524 с.
16. Золотарева, А. Состояние и перспективы развития системы социальной защиты / Золотарева А. [и др.]. – М.: Ин-т Гайдара, 2015. – 268 с.
17. Социальная политика в Республике Беларусь: учебные ресурсы БАРГУ [Электронный ресурс] // Официальный сайт БАРГУ. – Режим доступа: http://bargu.by/1355-socialnaya-politika-gosudarstva.html.
18. Бондарь, Н.Н. Совершенствование системы социальной защиты во Республике Беларусь / Н.Н. Бондарь // материалы II Междунар. науч.-практик. конф. -- Минск: БГЭУ, 2019. -- C. 60-67.
19. Денисов, М.Ю. Социально-экономические преобразования пенсионное системы: монография / М.Ю. Денисов.– Ростов н/Д., 2016. – 246 с.
20. Павленок, П.Д. Основы социальной работы: учебник / П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА, 2017. – 150 с.
21. Прохоренко, Ю.И. Проблемы пенсионного обеспечения / Ю.И. Прохоренко, А.В. Русских // Ученые заметки ТОГУ. – 2016. – № 1. - С. 252-263.
22. Соболева, И.В. Социальная политика как фактор устойчивого развития / И.В. Соболева // Проблемы теории и практики управления. – 2018. – №3. – С. 11-18.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Блок-схема «Социальная защита населения в системе ЦУР (цели устойчивого развития) Республики Беларусь».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Диаграмма «Основные показатели пенсионного обеспечения в Республике Беларусь».
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Диаграмма «Динамика численности пенсионеров, состоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите, и средний размер назначенных им пенсий (2010-2020)».
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Диаграмма «Социальные выплаты населению (2010-2020)».
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Диаграмма «Сведения об инвалидах, состоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите (2010-2020)».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты