Медико-социальные проблемы здоровья детей и подростков
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Медико-социальные проблемы здоровья детей и подростков»
по дисциплине: «Социальная медицина»
2021
45.00 BYN
Медико-социальные проблемы здоровья детей и подростков
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социальная медицина
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеется следующее приложение:
Приложение А План-конспект мероприятия: «Компьютерные игры: за и против».
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения медико-социальных проблем здоровья детей и подростков на современном этапе
1.1 Понятие здоровья, его содержание и критерии
1.2 Проблемы состояния здоровья детей и подростков в Республике Беларусь
1.3 Факторы ухудшения здоровья детей и подростков
Глава 2. Профилактика ухудшения здоровья детей и подростков в современной школе
2.1 Формирование культуры здорового образа жизни учащихся в учебно-воспитательном процессе
2.2 Условия сохранения репродуктивного здоровья в подростковом возрасте
2.3 Пути и средства профилактики интернет - зависимости у современных школьников
Заключение
Список использованных источников
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Введение
Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая его трудоспособность и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Это важнейшая предпосылка познания окружающего мира, самоутверждения и счастья человека. Активная долгая жизнь – важная составляющая человеческого существования.
Здоровье нации определяется прежде всего здоровьем детей и подростков. Уровень развития подрастающего поколения, а также его физический и психический потенциал могут стать предпосылками выхода республики из тяжелого социально-экономического кризиса.
Сегодня перед обществом стоит задача формирования поколения с иным отношением к своему здоровью. Для этих целей наиболее важным периодом жизни является подростковый возраст, юность (молодость), то есть возраст, когда формируются основные гигиенические навыки и привычки.
Молодежь всегда считалась воплощением здоровья. Она обычно полон жизненной энергии, бодрости и способен быстро восстанавливать физические и умственные силы. Подростковый возраст – это действительно время больших возможностей для формирования здорового образа жизни. Но это также время большого риска для здоровья. В последние годы наблюдается ухудшение показателей здоровья молодежи. Это говорит о том, что многие факторы современной жизни являются источниками различных заболеваний и психологических стрессов.
Здоровье подрастающего поколения является чувствительным индикатором изменений, происходящих в окружающей среде и в обществе, поэтому в современный период его сохранение требует комплексного и межведомственного подхода.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения медико-социальных проблем здоровья детей и подростков на современном этапе
1.1 Понятие здоровья, его содержание и критерии
Здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие (по определению Всемирной организации здравоохранения) [ 9, с. 18].
Здоровье – это состояние человека, которое поддерживает гомеостаз (способность поддерживать постоянство внутренней среды открытой системы), гомеорез (способность поддерживать постоянство канала развития развивающейся системы) и гомеоморфоз (способность поддерживать постоянство структуры и морфологии системы) на уровне организма, индивида и социального субъекта [11, с. 9].
Индивидуальное здоровье – здоровье каждого человека (ребенка или взрослого) индивидуально.
Групповое здоровье – здоровье социальных и этнических групп.
Региональное здоровье – здоровье населения административных территорий.
Общественное здоровье – здоровье населения, общества в целом; определяется как наука и искусство профилактики заболеваний, продления жизни и укрепления здоровья посредством организованных усилий и осознанного выбора общества, организаций, государственных и частных, общин и отдельных лиц.
Глава 2. Профилактика ухудшения здоровья детей и подростков в современной школе
2.1 Формирование культуры здорового образа жизни учащихся в учебно-воспитательном процессе
Здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая физическое, психическое и социальное благополучие в реальной среде (природной, техногенной и социальной) и активное долголетие [1, с. 6].
Здоровый образ жизни создает наилучшие условия для нормального протекания физиологических и психических процессов, что снижает вероятность возникновения различных заболеваний и увеличивает продолжительность жизни человека.
Культура здорового образа жизни – это образ жизни, система социальных механизмов, формирующих мотивацию личности к сохранению и укреплению здоровья, которая зависит от типа доминирующей культуры, природной и социальной среды, модели социальной политики государства, традиций [6, с. 17].
Основные направления деятельности школы по формированию основ здорового образа жизни у учащихся:
1. Спортивно - оздоровительное направление. Его цель – формирование разносторонней физической подготовленности для включения в активную физическую деятельность, укрепление здоровья и профилактика заболеваний средствами физической культуры, содействие правильному физическому развитию, тренировка жизненно важных двигательных навыков и умений.
Работа по формированию здорового образа жизни должна проводиться в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями участников образовательного процесса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.
В первой главе работы были изучены теоретические аспекты изучения медико-социальных проблем детей и подростков на современном этапе. Нами были рассмотрены:
– понятие здоровья, его содержание и критерии;
– проблемы состояния здоровья детей и подростков в Республике Беларусь;
– факторы ухудшения здоровья детей и подростков.
Во второй главе работы были проанализированы проблемы профилактики ухудшения здоровья детей и подростков в современной школе. В данном контексте проанализированы:
– особенности формирования культуры здорового образа жизни учащихся в учебно-воспитательном процессе;
– условия сохранения репродуктивного здоровья в подростковом возрасте;
– пути и средства профилактики интернет – зависимости у современных школьников.
Выводы:
1. здоровье – это интегративная характеристика личности, охватывающая как ее внутренний мир, так и все своеобразие взаимоотношений с окружением, и включающая в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты; как состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями среды.
1. Абаскалова, Н. П. Теория и практика формирования ЗОЖ учащихся и студентов в системе «Школа-ВУЗ» [Текст] : автореф. дис. доктора пед. наук / Н. П. Абаскалова. – Барнаул, 2000.– 48 с.
2. Александрова, И. Э., Степанова, М. И. Новая шкала трудности учебных предметов как инструмент гигиенической регламентации школьных нагрузок / И. Э. Александрова, М. И. Степанова // ЗНИСО. – 2003. – № 9. – С. 21 – 25.
3. Баранов, А. А., Кучма, В. Р., Скоблина, Н. А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий : монография. – М. : Научный центр здоровья детей РАМН, 2008. – 216 c.
4. Безруких, М. М. Школьные факторы риска и здоровье детей [Текст] / М. М. Безруких // Magister. – 1999. – №3. – С. 56–64.
5. Блясова, И. Ю. Социально-педагогическое предупреждение компьютерной игровой зависимости подростков / И. Ю. Блясова // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 3 (52). – С. 26 – 28.
6. Вдовина, Л. Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни : учебник / Л.Н. Вдовина, Е.И. Зеркалина, М.П. Носков. – Ростов н/Д : Феникс, 2015. – 342 с
7. Войскунский, А. Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета / А. Е. Войскунский // Психологический журнал. – 2004. – № 1. – С. 90 – 100.
8. Думачева, Е.А. Компьютерная зависимость: информационный материал для кураторов, преподавателей, воспитателей, студентов, социальных педагогов и психологов / Е.А. Думачева. – Минск, 2015. – 22 с.
9. Зайцев, Г. К., Колбанов, В. В., Колесникова, М. Г. Педагогика здоровья [Текст]: образовательные программы по валеологии / Г. К. Зайцев, В. В. Колбанов, М. Г. Колесникова. – СПб. : Питер, 1994. – 77 с.
10. Здоровый ребенок. Пособие для родителей / Ю. С. Акоев, Т. Э. Боровик, Н. Н. Ваганов и др.; Под ред. А. А. Баранова, Б. С. Каганова. – М. : МФОЗМиР, 2002. – 320 с.
11. Здоровье школьников : учебное пособие / А. Ф. Бабцева, Е. Б. Романцова, О. С. Юткина, К. А. Арутюнян. – Благовещенск : Буквица, 2009. – 31 с.
12. Кильдиярова, Р. Р. Основы формирования здоровья детей : учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования, обучающихся по спец. «Педиатрия» / Р. Р Кильдиярова, В. И. Макарова, Ю. Ф. Лобанов. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 98 с.
13. Козлова, Н. С. Некоторые факторы риска ухудшения состояния здоровья школьников / Н. С. Козлова, А. В. Некрасова, И. Л. Горбунова // Молодой ученый. – 2014. – № 10 (69). – С. 384 – 387.
14. Консультирование подростков и молодежи по вопросам репродуктивного здоровья [Текст] : пособие для врачей и сред. мед. персонала / К Н. Е. Акола [и др.] ; редкол. Е. М. Русакова, И. Ф. Мезен, Е. В. Зеневич ; предисл. Е. Л. Богдан ; М-во здравоохранения Респ. Беларусь, Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА). – Минск : АЛЬТИОРА –ЖИВЫЕ КРАСКИ, 2011. – 258 с.
15. Красильников, Ю. Ю. Система работы образовательного учреждения по формированию здорового образа жизни / Ю. Ю. Красильников, Н. М. Бочарова, С. В. Дьяконова // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). – М. : Буки-Веди, 2012. – С. 159 – 163.
16. Куинджи, Н. Н., Степанова, М. И. Современные технологии обучения школьников и их влияние на здоровье / Н. Н. Куинджи, М. И. Степанова // Гигиена и санитария. – 2000. – № 1. – С. 44 – 48.
17. Кучма, В. Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий / В.Р. Кучма. – М. : Изд-во Научного центра здоровья детей РАМН, 2001. – 376 с.
18. Орехова, Т. Ф. Теоретические основы формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования / Т.Ф. Орехова. – М. : Флинта, 2011. – 352 c.
19. Руководство по диагностике и профилактике школьно обусловленных заболеваний, оздоровлению детей в образовательных учреждениях / Под ред. чл- корр. РАМН, проф. В.Р. Кучмы и д.м.н. П.И. Храмцова. – М. : Издатель НЦЗД РАМН, 2012. – 181 с
20. Тихомирова, Л. Ф. Методические преобразования в школе в рамках осуществления идей здоровьесберегающей педагогики [Текст] / Л. Ф. Тихомирова // Наши дети: обучение, воспитание, развитие, здоровье. – 2003. – № 4. – С. 21–22.
21. Юрьева, Л. Н., Больбот, Т. Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика / Л. Н. Юрьева,
Т. Ю. Больбот. – Днепропетровск : Пороги. – 2006. – 196 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеется следующее приложение:
Приложение А План-конспект мероприятия: «Компьютерные игры: за и против».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты