Философский и правовой аспекты функционирования электронных социальных сетей
Академия МВД РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Философский и правовой аспекты функционирования электронных социальных сетей»
по дисциплине: «Философия»
2021
45.00 BYN
Философский и правовой аспекты функционирования электронных социальных сетей
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Философия
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ЭЛЕКТРОННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА
2 ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
3 ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В условиях нарастающей коммерциализации интернет-пространства появляется великое множество бизнес-аккаунтов и информационных продуктов. Говоря о защите таких объектов на просторах веб-площадок, стоит сразу отметить следующее. Если правовой статус и природа этих информационных продуктов более чем ясна, то вопрос сущности самих аккаунтов сейчас стоит перед нами достаточно остро. Соответственно, прежде чем перейти к возможным решениям и средствам правовой защиты – целесообразно будет, в первую очередь, остановиться на поставленном вопросе.
Подчеркну, что в целом аккаунты в социальных сетях, к примеру, за рубежом входят в понимание цифровых активов в их широком смысле, что подразумевает соответствующий им правовой режим и условия защиты. Не можем мы причислить аккаунты в социальных сетях и к цифровым правам, которые ввиду их легальной трактовки, судя по всему, включают в себя лишь некоторые виды токенов в цифровой среде. Так или иначе, в настоящее время интересующая нас проблематика выходит за рамки регламентированных концепций и решений, пусть даже и принципиально отличных от прошлых своей новизной и актуальностью. Безусловно, не исключено, что в ближайшем будущем вопрос законного отнесения аккаунтов в социальных сетях (причем вне зависимости от характера их содержания – имущественного или же неимущественного) будет отражен через этот вектор развития, однако сегодня мы можем говорить об этом лишь с теоретической точки зрения.
К примеру, при защите прав на аккаунт как на составное произведение необходимо доказать, что он представляет собой не просто совокупность от-дельных составных элементов – постов (текстов, в том числе иллюстрированных, видеороликов, фотографий, гиперссылок на другие страницы в сети Интернет и т.д.), но также и то, что указанные элементы страницы являются материалами, подбор и расположение которых представляют результат творческого труда [4].
1 ЭЛЕКТРОННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА
Общение онлайн является для многих людей данностью и неотъемлемой частью их жизни уже многие годы. В современном мире значительная часть пользователей Всемирной Паутины предпочитает вести общение через так называемые социальные сети [1].
Социальная сеть – это веб-сайт или веб-портал, пользователи которого могут устанавливать контакты между собой на основе их интересов, рода деятельности, прошлого и связей в реальном мире. Современные социальные сети состоят из массива пользователей, выраженных их представлениями (которые иначе называют «профилями»), социальными связями между пользователями, а также широким набором дополнительных сервисов, варьирующихся от одного веб-сайта к другому.
Нередко социальная сеть объединяет в себе большое множество сообществ на различные тематики, часто разительно отличающиеся друг от друга по содержанию, формату и количеству участников, причем один и тот же пользователь может состоять в нескольких из них одновременно. Таким образом, главными отличительными характеристиками социальной сети можно назвать универсальность и ориентированность на установление и поддержание контактов между ее пользователями.
Истоки социальных сетей можно проследить еще в ранних сетевых сервисах, таких как электронных досках объявлений (BBS) и любительской компьютерной сети FidoNet.
BBS – это набор специального программного обеспечения, установленного на компьютересервере с возможностью подключения к нему. Пользователи BBS подключаются к сервису с помощью программы-терминала.
2 ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
Так почему же социальные сети стали так популярны? Что является причиной такого быстрого темпа виртуализации общения? И какие негативные последствия могут нести за собой социальные сети? Мы решили найти ответы на волнующие нас вопросы.
До появления сети интернет люди для поддержания связи и отношений на расстоянии обменивались почтовыми письмами или телеграммами, с появлением телефонной связи соответственно звонками. Знакомства в основном происходили на улице. Друзья, родственники, соседи ходили, друг к другу в гости, приглашали друг друга в театр, в оперу, встречались на танцплощадках и во многих других местах. Нельзя сказать, что современное поколение совсем забыло традиционные формы общения, вовсе нет, но можно заметить, что люди стали всё реже к ним обращаться. Стоит отметить, что темп жизни современного человека ускорился, и продолжает набирать обороты, мы всё чаще начинаем жаловаться на недостаток времени, стремимся модернизировать многие процессы своей жизни, начина от бытовых задач, будь то готовка или уборка, заканчивая одним из самых важных процессов общением. Именно потребность в быстром общении или передаче информации и стало первой основополагающей причиной для появления современного сетевого общества в рамках виртуальной реальности. Американский социолог М. Кастельс рассматривал термин «Сетевое общество» как формирующуюся на данный момент в глобальном масштабе социальную структуру, важнейшей чертой которого выступает даже не доминирование информации или знания, а изменение направления их использования. В результате этого, главную роль в жизни людей обретают глобальные и сетевые структуры, вытесняющие прежние формы ценностей [1, с. 505].
3 ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
Интересно, что правовым подтверждением обоснованности квалификации аккаунта как базы данных является постановление Суда по интеллектуальным правам [7]. В рассматриваемом деле истец обратился за защитой своих прав на базу данных, а именно — на личную страницу (микроблог) в крупнейшей социальной сети «Вконтакте». Отменяя решения нижестоящих инстанций и отправляя дело на новое рассмотрение, Суд по интеллектуальным права обратил внимание на основные моменты, которые нужно установить для обоснованной защиты прав администратора страницы. Очертив процессуальную сторону проблемы, нельзя не сказать о том, что суду в целом необходимо определить компоненты, составляющие спорную группу, затем дать оценку их совокупности как материалу, собранному по определенному адресу в сети Интернет и, разумеется, учесть оговоренные критерии, характеризующие контент как базу данных.
Следовательно, в целом закон предоставляет весьма широкие возможности обладателям страниц в социальных сетях для защиты своих прав не только на отдельные произведения, размещаемые на странице, но и прав на всю страницу в принципе. Отмечу, что квалификация охраняемого объекта в том или ином качестве и выбор средств защиты, как следствие, будут зависеть от особенностей контента страницы и характера деятельности по её созданию. В качестве же универсальных рекомендаций для пользователей в целях будущей успешной защиты своих прав можно предложить следующие меры превентивного характера:
1) юридическое оформление договорных отношений со всеми лицами, участвующими в создании страницы (в первую очередь, говоря о бизнес-аккаунтах), причем как с авторами, вносящими творческий вклад, так и с лицами, которые оказали содействие иного рода, к примеру, техническое или материальное;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, следует отметить, что проблема правового регулирования социальных сетей и мессенджеров безусловно остаётся важной и актуальной в русле проблемы регулирования сферы информации и коммуникации, осуществляемой в сети Интернет, но, следует помнить, что интернет – среда трансграничная, в которой достаточно сложно ограничить движение информации. Данная причина затрудняет юридическое регулирование отношений, возникающих в сети.
Соцсети и мессенджеры имеют собственные пользовательские соглашения, которые являются договором между владельцем ресурса и пользователем. Зачастую, они заключаются с момента начала использования социальной сети или мессенджера.
Следует помнить, что соглашения не заменяют действующее законодательство, но многие их нормы могут не совпадать с ним. Пользователи, нарушающие те или иные нормы, могут подвергнуться санкциям как со стороны администрации социальной сети, так и со стороны правоохранительных органов.
Санкции со стороны государства в отношении социальных сетей и мессенджеров применяются индивидуально.
Для решения этой проблемы считаю необходимым обратиться к принципу законности, который заключается в четкой определенности норм права, то есть, государство должно четко обозначить границы своих требований в отношении соцсетей и мессенджеров.
Также, хотелось бы обратить внимание на вопрос унификации цифрового законодательства, необходимо унифицировать данную область, пока это не будет сделано в полной мере, вышеописанная проблема так и останется в списке нерешенных и актуальных.
Таким образом, мы видим, что, на данный момент, законодательство в сфере контроля над распространением информации в интернете, в частности, в социальных сетях и мессенджерах, находится в стадии активного развития и нуждается в дальнейшем совершенствовании.
1. Доклад Международной Агоры «Вотум неуважения президенту: первое полугодие «закона Клишаса» // Международная правозащитная группа «Агора» [Электронный ресурс]. 2019. 30 сен. URL: https://agora.legal/articles/Doklad-Mezhdunarodnoi-Agory-«Votum-neuvazheniyaprezidentu-pervoe-polugodie/24.
2. Доклад Международной Агоры «Год «явного неуважения» к президенту» // Международная правозащитная группа «Агора» [Электронный ресурс]. 2020. 31 мар. URL: https://agora.legal/articles/Doklad-MezhdunarodnoiAgory-God-«yavnogo-neuvazheniya»-k-prezidentu/26.
3. Доклад Международной Агоры «Свобода интернета 2018: делегирование репрессий» // Международная правозащитная группа «Агора» [Электронный ресурс]. 2019. 5 фев. URL: https://agora.legal/articles/DokladMezhdunarodnoiAgory-%C2%ABSvoboda-interneta-2018-delegirovanierepressiy%C2%BB/18.
4. Доклад Международной Агоры и РосКомСвободы «Свобода интернета 2019: план «Крепость» // Международная правозащитная группа «Агора» [Электронный ресурс]. 2020. 4 фев. URL: https://agora.legal/articles/DokladMezhdunarodnoi-Agory-i-RosKomSvobody-«Svoboda-interneta-2019-plan/25.
5. Уваров А. А. Интернет в системе правового регулирования средств массовой информации / А. А. Уваров, А. В. Кирпичникова // Информационное право. 2018. № 2. С. 20–23.
6. Филипенок А. Глава Facebook увидел будущее соцсетей в большей приватности // РБК [Электронный ресурс]. 2019. 7 мар. URL: https://www.rbc.ru/business/07/03/2019/5c8090489a7947038beb4d15?fromtg=1.
7. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (принята в г. Берне 09.09.1886) // Бюллетень международных договоров, N 9, 2003. [Электронный ресурс]. – URL: http://docs.cntd.ru/document/1900493.
8. Сухарева А.Е., Туркин Р.Э. Охрана персонажа авторским правом РФ и США // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2017. N 5. С. 37 46.
9. Закон об авторском праве Канады, 1921. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.wipo.int/news/ru/wipolex/2016/article_0018.html.
10. Зенин И.А. Право интеллектуальной собственности: Учебник. М., 2011.
11. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 2001.
12. Условия использования YouTube. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.youtube.com/static?template=terms&gl=RU.
13. Условия предоставления сервисов Твиттера. [Электронный ресурс]. – URL: https://twitter.com/ru/tos.
14. Е.А. Войниканис. Право интеллектуальной собственности в цифровую эпоху: парадигма баланса и гибкости // ИД «Юриспруденция». 2013 г. С.26.
15. Е.С. Котенко. Понятие и признаки мультимедийного продукта // Lex russica. 2013. №6.
16. Бершадская Е.Г., Евстифеев Д.С. Оценка возможностей управления работой переводческого бюро с помощью электронных технологий // Международный студенческий научный вестник. 2015, № 32. – С. 264-265.
17. Анализ социальных сетей // Материалы семинара «Количественные исследования религии: международная практика». Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2012.
18. Батура Т. В. Методы анализа компьютерных социальных сетей // Вестник НГУ. Серия: Информационные технологии. 2012, Том 10. – выпуск 4. – С.13-28.
19. Бершадская Л., Биккулов А., Болгова Е., Чугунов А., Якушев А. Социальные сети и социометрические исследования: теоретические основания и практика использования автоматизированного инструментария изучения виртуальных сообществ // Информационные ресурсы России. 2012, №4. – С. 19-24.
20. Губанов Д.А., Новиков Д.А., Чхартишвили А.Г. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства. –М.: Изд-во физико-математической литературы, 2010. – 228 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты