Миграционные процессы и миграционная политика в Республике Беларусь
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Миграционные процессы и миграционная политика в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Миграционные процессы и миграционная политика в Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А МИРОВАЯ МИГРАЦИЯ ЗА 2019 ГОД.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ БЕЛОРУСОВ.
Поделиться
Введение
1. Теоретические основы миграционной политики
1.1 Понятие и общая характеристика миграционных процессов
1.2 Миграционная политика зарубежных стран
2. Анализ миграционной политики Республики Беларусь
2.1 Государственная политика Республики Беларусь в области трудовой миграции
2.2 Состояние и потенциал внешней трудовой миграции Республики Беларусь
3. Проблемы и пути совершенствования миграционной политики Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Наиболее интенсивно развивающимся процессом современности является глобализация мировой экономики – преобразование мирового пространства в единую зону, где свободно перемещаются информация, товары и услуги, люди, капитал, непринужденно распространяются идеи и беспрепятственно передвигаются их носители, стимулируя развитие современных институтов и отлаживая механизмы их взаимодействия.
Для успешного регулирования миграционных процессов Республика Беларусь должна иметь эффективную, сбалансированную политику в сфере миграции и мобильности населения, отвечающую современным реалиям, а также социально–экономическим и демографическим интересам страны, и основанную на передовом международном опыте и стандартах в сфере прав человека, уважительном отношении к мигрантам, как одной из наиболее уязвимых групп населения.
Объект исследования: миграционная политика и трудовые ресурсы Республики Беларусь.
Предмет исследования – нормативные правовые акты Республики Беларусь, регулирующие миграцию, их применение, трудовые ресурсы страны и их миграция за рубеж. Цель работы – изучение теоретических основ миграционного процесса и анализ миграционной политики Республики Беларусь.
Задачи работы: рассмотреть понятие и общую характеристику миграционных процессов; изучить миграционную политику страны; изучить понятие прудовых ресурсов страны; оценить государственную политику Республики Беларусь в области трудовой миграции; выработать предложения по совершенствованию действующего законодательства, регулирующего обстоятельства, вытекающие из процесса миграции в Республике Беларусь.
Методологическую основу исследования составляет диалектический метод познания общественных процессов и социально-правовых явлений. В процессе исследования применялись общенаучные, частные и специальные методы познания: логического, формально-юридического, сравнительно-правового, структурно-функционального, статистического анализа; системный, комплексный подход, проводился анализ белорусского законодательства, международно-правовых актов.
Теоретической основой курсовой работы послужили работы как отечественных, так и зарубежных авторов, посвященные общенаучным проблемам международно-правовой защиты прав человека.
1 Теоретические основы миграционной политики
1.1 Понятие и общая характеристика миграционных процессов
В динамике общественного развития особое место принадлежит миграционным процессам. Миграция населения (лат. migratio – переселение) – перемещение, переселение людей, связанное с изменением местожительства на срок не менее 6 месяцев. Такое переселение может осуществляться в пределах одной страны (внутренняя миграция) или из одной страны в другую (международная миграция).
Миграция представляет собой пространственное перемещение населения, изменение его территориального распределения, то есть географии. В этом смысле миграция не меняет численности населения всей территории, в рамках которой происходит его перемещение. Меняется численность и структура населения лишь отдельных частей данной территории (страны).
Миграция населения – это не только простое механическое передвижение людей, но и сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально–экономической и культурной жизни целых народов.
Миграция такое же древнее явление, как и сам человек. Считается, что одно из первых научных определений миграции дал в 1885–1889 гг. английский ученый Е. Равенштейн, понимая под ней постоянное или временное изменение места жительства человека [4, с. 4].
Миграция – это сложное общественное явление, которое отличается значительными масштабами и разнообразием. Она представляет собой один из лучших индикаторов социально–экономического состояния общества [1, с. 18].
Встречающиеся в научно–исследовательской литературе определения миграции населения А.У.Хомра объединил в три группы:
а) самое широкое – тождественно понятию «подвижность»; при этом подходе миграция населения – это отраслевое, территориальное, профессиональное и социальное перераспределение;
б) широкое, представляющее миграцию как совокупность механических, профессиональных и отраслевых перемещений;
в) определение, в котором под миграцией населения понимается любое пространственное перемещение [4, с. 3–11].
Существуют различные классификации и типологии миграционного движения, различающиеся по форме и своим составляющим, в зависимости от области специализации ученых (география, этнография, история, экология, демография), изучающих такое многогранное явление, как миграция [4, с. 3–11].
Наиболее часто встречается следующая классификация современных миграций:
В зависимости от характера пересекаемых границ различают внешнюю и внутреннюю миграцию населения.
2 Анализ миграционной политики Республики Беларусь
2.1 Государственная политика Республики Беларусь в области трудовой миграции
В Республике Беларусь, как независимом, суверенном государстве, од-ной из приоритетных задач является формирование атрибутов государственности, обеспечение реализации прав граждан на свободу передвижения и вы-езда за границу, а также создание собственной системы населения.
В Республике Беларусь правовое регулирование представлено нижеследующими актами:
1 Указ Президента Республики Беларусь от 30.12.2003 №603 «О некоторых мерах по совершенствованию системы органов и подразделений внутренних дел Республики Беларусь»;
2 Указ Президента Республики Беларусь от 4.06.2004 №268 «О некоторых вопросах органов и подразделений внутренних дел Республики Беларусь;
3 Указ Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 №200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и другими организациями по заявлениям граждан»;
4 Указ Президента Республики Беларусь от 3.06.2008 № 294 «О документировании населения Республики Беларусь»;
5 Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) от 29.12.2009г. по вопросам правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства;
6 Закон Республики Беларусь №105 от 4.01.2010 «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь»;
7 Закон Республики Беларусь № 236 от 04.11.2003 «О государственной дактилоскопической регистрации»;
8 Закон Республики Беларусь №419 от 21.07.2008 «О Государственной границе Республики Беларусь»;
9 Закон Республики Беларусь от 11.11.2008 «Об органах пограничной службы Республики Беларусь»;
10 Закон Республики Беларусь №363 от 18.06.1993 «О здравоохранении»;
11 Закон Республики Беларусь от 04.01.2003 «О декларировании физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств»;
12 Кодекс о браке и семье Республики Беларусь от 09.07.1999;
13 Указ Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 №530 «О страховой деятельности»;
14 Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.12.2008 №2015 «О некоторых вопросах регулирования деятельности средств массовой информации».
3. Проблемы и пути совершенствования миграционной политики Республики Беларусь
Актуальным вопросом на современном этапе развития миграционного законодательства является принятие нормативных правовых актов на концептуальном уровне для определения национальных приоритетов в сфере миграции. Таким актом может быть Концепция иммиграционной политики Республики Беларусь. Данная концепция должна определять цели, задачи, принципы и основные направления национальной миграционной политики с учетом национального и международного опыта управления миграцией, перспектив экономического, социального и демографического развития Республики Беларусь, ее внешней политики, интеграционных процессов и глобальных тенденций.
Целями государственной миграционной политики Республики Беларусь могут быть: привлечение иностранных инвесторов для инновационного развития экономики страны, опытной иностранной рабочей силы обеспечение национальной безопасности, решение демографических проблем.
Поэтому задачей государственной иммиграционной политики Республики Беларусь является создание условий для постоянного проживания в Республике Беларусь иностранцев, связанных с Республикой Беларусь (лиц, родившихся на территории Республики Беларусь, или потомков таких лиц, белорусов и др.).: Борьба с незаконной миграцией; выполнение обязательств, связанных с принудительной миграцией; расширение образовательных и медицинских услуг для иностранцев; создание условий для развития въездного туризма; разработка и реализация планов адаптации и интеграции мигрантов с целью развития толерантности к ним.
Концепция миграционной политики Республики Беларусь должна также включать принципы национальной миграционной политики Республики Беларусь: приоритет общепризнанных принципов международного права и соблюдения законодательства; взаимодействие органов государственного управления, общественных и международных организаций в решении миграционных проблем; добровольная миграция; обеспечение прав и свобод граждан и иностранцев и гарантирование их реализации; запрещение дискриминации любого рода; учет интересов личности и национальных интересов государства; защита национального рынка труда; прозрачность информации о миграционных процессах и принимаемых мерах по их регулированию; разделение миграционных потоков по целям въезда и проживания, потребностям регионов страны; научная эффективность принятия решений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Миграционный процесс все чаще становится одним из основных факто-ров, влияющих на национальную безопасность, политическое, экономическое развитие, этнокультурный состав населения и демографическую ситуацию практически во всех странах мира. Последствия миграционного процесса бывают как положительными, так и отрицательными.
Межгосударственная и межгосударственная практика управления миграционными процессами продемонстрировала, что острота, масштабы и специфика современной международной миграции срочно требуют уточнения ряда общих и разработки новых международно-правовых норм с целью устранения многих недостатков в международном праве и национальном законодательстве.
В Беларуси, становление и развитие рынка труда является довольно сложным экономическим процессом, полным различных препятствий и противоречий, которые характерны для стран с переходной экономикой. За последние 10 лет в Беларуси довольно сильно снизилась занятость в традиционных отраслях: промышленности (на 15%), сельском хозяйстве (на 48%), строительстве (на 11%). В это же время возрос процент занятого населения в торговле и общественном питании, сфере образования, банковском секторе и бюджетной сфере. Также возникли новые сферы занятости. Однако, несмотря на это, в Беларуси вклад частного сектора в ВВП составляет не более 25%, в то время как в Европе и России данный показатель составляет 70-80%.
В Беларуси существуют довольно разнонаправленные потоки по въезду и выезду трудовых мигрантов. Анализ выезда трудовых потоков включает в себя изучение двух процессов трудовой миграции – это официальный выезд работников по контрактам и договорам на работу за рубеж, и самостоятельный выезд трудовых мигрантов.
Большая часть белорусов, которая уезжает на работу по договорам и контрактам, является занятой на работах, которые, в основном, связаны с физическим трудом. Наиболее популярными видами деятельности трудовых мигрантов являются: занятость в строительной отрасли, сельском хозяйстве, сфере услуг и отдыха. Кроме того, ежегодно увеличивается число иммигрантов, работающих в сферах торговли, общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства, а также бытового обслуживания населения.
Выходцы из Беларуси также работают в различных отраслях промышленности, таких как столярное дело, машиностроение, металлообработка и транспорт. Кроме того, если раньше трудовая миграция в основном шла на неквалифицированную работу, то в последние годы эта ситуация довольно сильно изменилась. По статистике, численность неквалифицированной рабочей силы сократилась почти вдвое. Теперь квалифицированные рабочие (строители, рабочие по обработке поверхностей, маляры, сварщики и др.) составляет около 30% трудовой миграции.
1. Апанович, М.Ю. Политические аспекты миграционных процессов в современной Европе : монография / М.Ю. Апанович. – Москва : Аспект Пресс, 2018. – 176 с.
2. Вaщeбрович, М. Г. О правовом регулировании осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами, лицами без гражданства в Республике Беларусь / М. Г. Вaщeбрович, М. С. Чеботарь // Проблемы управления. – 2018. – № 2. – С. 145–149.
3. Валюшко, Н. В. Международный опыт и перспективы развития системы обеспечения правового статуса иностранцев и лиц без гражданства в Республике Беларусь / Н. В. Валюшко // Веснiк БДЭУ. – 2017. – № 3. – С. 89-95.
4. Гурова, И.П. Мировая экономика.: Учебник для студентов / И.П. Гурова. – М.: Омега-Л, 2017. – 400 c.
5. Денисенко, М. Б. Трудовая миграция и заработки мигрантов в России / М. Денисенко, Е. Чернина // Вопросы экономики. – 2017. – № 3. – С. 40–57.
6. Дерен В.И. Мировая экономика / В.И. Дерен. – Смоленск, 2018. – 215 с.
7. Закон Республики Беларусь «О беженцах» от 10 января 2006 г. № 95-З (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by.
8. Закон Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» от 30.12.2010 № 225-З (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by.
9. Закон Республики Беларусь «О Государственной границе Республики Беларусь» 21 июля 2008 г., № 419-З (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by.
10. Закон Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» от 01.08.2002 № 136-З (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by.
11. Закон Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» от 4 января 2010 г. №105-З (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by.
12. Закон Республики Беларусь «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь» 23 июня 2008 г., № 354-З (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by.
13. Злотников, А. Пандемия в Беларуси: демографическое отражение. 2021. – С. 70-75.
14. Иванова, Н. Ю. К вопросу о статусе беженца в международном праве / Н. Ю. Иванова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2019. – № 3. – С. 74-76.
15. Ивасенко, А.Г. Мировая экономика: Учебное пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. – М.: КноРус, 2016. – 640 c.
16. Капицын, В. М. Миграционная политика: опыт России и зарубежных стран : учебник. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 418 с.
17. Конвенция ООН о статусе беженцев 1951 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by.
18. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by.
19. Курина, К. А. Понятие «беженец». Особенности правового статуса / К. А. Курина // Молодой ученый. – 2018. – №25. – С. 214-216.
20. Междисциплинарные исследования в области прав человека / Т. П. Афонченко [и др.]. – Минск : Экоперспектива, 2019. – 220 с.
21. Международно-правовые акты // Акты [Электронный ресурс]. – Ре-жим доступа: http://pravozashitnik.net/ru/2013/1/9.
22. Общие итоги миграции населения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by.
23. Папуцевич, Д.В. Междунаровдная миграция рабочей силы. Миграционная политика Республики Беларусь. 2020. – С. 337-342.
24. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15.06.2012 №75 (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by.
25. Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Вопросы предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь» от 14 апреля 2009 г. № 461 (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by.
26. Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Визовых правил Республики Беларусь» от 15 июля 2010 г. № 1065 (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by.
27. Пустошинская, О. С. Политические процессы: миграция и конфликты : учеб. пособие / О.С. Пустошинская. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 98 с.
28. Соглашение государств – участников СНГ в борьбе с незаконной ми¬грацией [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by.
29. Телятицкая, Т.В. Пути повышения эффективности государственного управления в сфере миграции. 2021. – С. 74-78.
30. Шкваря, Л. В. Международная экономическая интеграция в мировом хозяйстве : учеб. пособие / Л.В. Шкваря. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 315 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А МИРОВАЯ МИГРАЦИЯ ЗА 2019 ГОД.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ БЕЛОРУСОВ.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты