Духовная сфера жизнедеятельности общества и ее структура
Академия МВД РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Духовная сфера жизнедеятельности общества и ее структура»
по дисциплине: «Философия»
2021
45.00 BYN
Духовная сфера жизнедеятельности общества и ее структура
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Философия
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Поделиться
Введение
Глава 1. Общая характеристика духовной жизни общества
Глава 2. Духовная сфера, ее структура и специфика
Глава 3. Основные элементы духовной жизни общества
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Духовная сфера является подсистемой общества в целом должна реагировать на все изменения, происходящие в других его подсистемах: экономической, политической, социальной. Резкие экономические изменения в стране могут повлиять только на психическое состояние людей. Многие исследователи акцентируют внимание на изменении ценностной ориентации людей и повышении ценности индивидуалистических ценностей.
Анализ общественной духовной жизни есть одна из тех проблем социальной философии, предмет которой еще не выделен полностью и абсолютно. Лишь недавно была предпринята попытка объективно описать духовную сферу общества.
Революция не пощадила творцов духовной культуры, сомневающихся и враждебных духовным ценностям. Союз писателей зарегистрирован в категории работников печати. Мировоззрение под символикой революции не только не признает существования духа и духовной деятельности, но и считает дух препятствием для осуществления коммунистического строя и контрреволюции.
В результате на протяжении почти трех четвертей века русская философия была вынуждена заниматься такими вопросами, как коммунистическая идеология, развитая социалистическая культура. Не может быть и речи об изучении истинных духовных процессов, происходящих в обществе.
Духовная жизнь находится на разных этапах истории культуры, и ее содержание качественно и структурно специфично для разных социальных систем и типов общественных отношений. Она усложняется и по мере того, как возрастает роль субъективных факторов в истории, она играет все более важную роль в экономической и политической жизни, в общественных отношениях.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Духовная жизнь общества есть явление, которое, как и культура, отличается своим отсутствием от чисто природного и придает ему социальный характер. Через жизнь происходит осознание окружающего мира, развивается более глубокое и тонкое отношение к нему. Через жизнь идет процесс познания, как самим человеком самого себя, своей цели и смысла жизни.
История человечества показала противоречивость человеческого духа, имеет свои взлеты и падения, потери и завоевания, трагедии и обладает огромным потенциалом.
Духовность сегодня - условие, фактор и тонкий инструмент решения задачи выживания человечества, его надежного жизнеобеспечения, устойчивого развития общества и личности. От того, как человек использует потенциал духовности, зависит его настоящее и будущее.
Согласно В. Н. Лавриенко, под духовной сферой следует понимать «сферу отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества» [12, c. 111].
При этом автор акцентирует внимание на том обстоятельстве, что под духовными ценностями следует понимать не просто предметы искусства (живописи, музыку или литературные произведения), но также знания, науку, моральные нормы поведения. Таким образом, духовные ценности, по мнению В. Н. Лавриенко, представляет собой все то, что образует духовное содержание общественной жизни или духовность общества.
Согласно мнению И. Ф. Петрова, понятие «духовная сфера общества» конкретизирует содержание понятия «духовная жизнь общества». Это понятие охватывает не всю духовную жизнь, а только один из ее уровней, связанный со специализированным духовным производством, с функционированием социальных институтов, создающих и распространяющих духовные ценности.
ГЛАВА 2 ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА, ЕЕ СТРУКТУРА И СПЕЦИФИКА
Духовная сфера общества - самая благородная, потому что здесь рождается и реализуется все, что отличает человека от других существ. Духовная жизнь включает в себя все проявления человеческого духа во всех сферах общественной жизни. Для того чтобы раскрыть содержание духовной жизни общества и личности, необходимо выделить здесь значение некоторых основных понятий, таких как «дух» и «душа», «духовность» и «бездуховность».
Понятие духа и души. Написание и звучание русских слов «душа» и «дух» очень похожи друг на друга, они иногда узнают друг друга. В других языках такой концептуальной путаницы нет. А.Г. Спиркин формулирует следующее понятие души, которым пользовались в древности: «Душа - это тонкий, несущественный человеческий образ, по существу, как пар, воздух или тень. Это причина жизни, она одушевлена. Она независимо и неделимо обладает личным сознанием и волей своих прошлых и настоящих физических владельцев. Он способен покидать тело и быстро перемещаться с одного места на другое. В большинстве случаев он также обнаруживает физическую силу и появляется у спящих и бодрствующих людей, главным образом в виде призрака, отделенного от тела, но похожего на него. Он способен входить в тела других людей и даже вещей, обладать ими и влиять на них» [19, c. 344].
Гилозоизм говорил о вечно живом космосе, составленном восходящими от низших одушевленных тел к высшим разрядами жизни. Формы жизни различаются в соответствии с формами души. Платон построил учение о мировой душе как об универсальном принципе бытия. Аристотель трактовал душу как активную форму тела, неотделимую от самого тела.
«Дух» изначально понимался как свободное деятельное начало космоса и всякой вещи. Христианское понятие Дух наполняется личностным содержанием, раскрывается как личностный Абсолют и личная Воля Бога.
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Элементами духовной жизни общества принято считать также:
• духовные потребности;
• духовная деятельность и производство;
• духовные ценности;
• духовное потребление;
• духовные отношения;
• проявления межличностного духовного общения.
Духовные потребности человека-это внутренняя мотивация творчества, создания и развития духовных ценностей, духовного общения. В отличие от естественных потребностей, духовные потребности задаются не биологически, а социально. Потребность индивида овладеть символическим и символическим миром культуры есть его объективная необходимость, иначе он не сможет стать личностью и не сможет жить в обществе. Однако само по себе это требование не возникает. Она должна формироваться и развиваться социальным фоном, средой индивида в сложном и длительном процессе его роста и воспитания [15, c. 344].
При этом сначала в обществе формировались только самые основные духовные потребности, обеспечивающие его социализацию. Духовные потребности высшего порядка освоение культурных богатств мира, участие в их создании и т. д. может формироваться только опосредованно через общество, через систему духовных ценностей, как ориентир для духовного саморазвития личности.
Духовные потребности по своей природе безграничны. Пределов роста потребностей духа не существует. Естественными ограничениями этого роста могут быть только количество накопленного человечеством духовного богатства, возможность и сила желания человека участвовать в его производстве [5, c. 188].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании освоения полученной темы можно сделать следующие основные выводы.
Духовная сфера жизнедеятельности общества - важная сторона бытия и развития человека и общества, в содержании которой проявляется подлинно человеческая сущность. Духовная сфера жизнедеятельности общества – это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и так далее). Значимость духовной сферы жизнедеятельности общества определяется тем, что она, в первую очередь, отражает уровень развития общественного сознания и интеллектуально-нравственный потенциал общества в целом. Через духовную сферу общества идет осознание окружающего мира, идет процесс познания человеком самого себя, своего предназначения, именно от этой сферы зависит его будущее и настоящее.
Структура общественной духовной жизни включает в себя общественное сознание как совокупный продукт духовного производства. Общественное сознание понимается как духовный аспект общественной жизни и связано с субъективным восприятием людьми своего социального бытия. Третий и четвертый абзацы темы посвящены этому явлению.
К структурным компонентам духовной жизни относится культура. Культура есть единство духа и духа-практики деятельности, идей, планов и их осуществления. В этом разница между культурой и сознанием. В культуре существуют только определенные (воплощенные) идеи. Самая яркая идея на голове субъекта, если ее не определить, умрет вместе с ним, не оставив следа в культуре. Культура воплощает бессмертие сознания, поэтому можно сказать, что культура-это самосознание Времени. Культура-это сложное и многогранное явление, которое приобретает все большее значение в современном мире.
1 Бачинин, В.А. Философия (О праве осужденного на духовное возрождение) / В.А. Бачинин // Современное право. – 2008. - №2 – С.28-31.
2 Васильев, С.Ф., Дёмин И.В. Учебное пособие базовый курс для бакалавров Барнаул, 2014 – 379 с.
3 Волчек, Е.З. Философия: учеб. пособие/Е.З. Волчек.- Минск: Соврм. шк. - 2006 - 542с.
4 Гегель, Г. Сочинения: в 14 т. / Г. Гегель. – М., 2009. – Т. 4. – С. 14.
5 Гуревич, П.С. Основы философии: Учебное пособие./ П.С. Гуревич. - М.:Из-во «КноРус», 2013- 479 с.
6 Дедюлина, М. А. Социальная философия: учеб. пособие / М. А. Дедюлина, В. А. Ивлиев, Е. В. Папченко. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. – 295 с.
7 Есенкулов, Б. А. Духовные потребности личности и пути их удовлетворения в условиях развитого социализма: дисс. … канд. философ. наук / Б. А. Есенкулов. – Фрунзе, 2014. – 148 с.
8 Здравомыслов, А. Г. Проблема интереса в социологической теории / А. Г. Здравомыслов. – М., 2011. – 228 с.
9 Здравомыслов, А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здравомыслов. – М.: Политиздат, 2006. – 223 с.
10 Зотов, А. Ф. Философия: учебник / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Академический проект: Трикста, 2004. – 688 с.
11 Калмыков, В. Н. Философия: учеб. пособие / В. Н. Калмыков. – Минск, 2017. – 319 с.
12 Лавриненко, В. Н. Философия в 2т. Т.2. Основы философии. Социальная философия. Философская антропология: учебник и практикум для СПО/ В.Н. Лавриненко, В.В. Кафтан, Л.И. Чернышова; под ред. В.Н. Лавриненко.-7-е изд., пер. и доп.- Москва: Юрайт,2018. – 283 с.
13 Лойко, Л.Е. Философия: курс лекций /Л.Е. Лойко.-Минск: Академия МВД Республики Беларусь,2011- 245 с.
14 Лукашевич, В. К. Философия :учеб. пособие / В.К. Лукашевич, В.М. Белокурский и др.; по общ. ред. В.К. Лукашевича.- Минск: БГЭУ,2001.- 431с.
15 Митрошенков, О. А. Философия: Учебник / Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. - М.: Гардарики, 2002. - 655 с.
16 Нурова, А. Р. Формирование духовных потребностей студенчества в условиях трансформирующегося общества: автореф. дисс. …канд. философ. наук / А. Р. Нурова. – Уфа, 2007. – 217 с.
17 Петров, И. Ф. Изучение духовной жизни общества: социологический подход / И. Ф. Петров, Л. И. Петров // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2011. –№ 17. – С. 184–190.
18 Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин; общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Союмонов: Пер. с англ. С. А. Сидоренко. – М.: Политиздат, 2012. – 543 с.
19 Спиркин, А. Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. – М. :Гардарики, 2006. – 736 с.
20 Уледов, А. А. Духовная жизнь общества / А. А. Уследов. – М., 2013. – 271 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты