Система правоохранительных органов Республики Беларусь
Академия управления при Президенте РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Система правоохранительных органов Республики Беларусь»
по дисциплине: «Государственное управление и экономика»
2021
45.00 BYN
Система правоохранительных органов Республики Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Государственное управление и экономика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Виды государственных органов
1.2 Понятие правоохранительных органов
1.3 Место правоохранительных органов Республики Беларусь
ГЛАВА 2 СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ В СИСТЕМЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Правовой статус Следственного комитета Республики Беларусь
2.2 Взаимодействие Следственного комитета с другими правоохранительными органами
2.3 Совершенствование деятельности Следственного комитета Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Еще с давних времен понятие обеспечения безопасности является одной из важнейших целей существования личности, общества и государства. Ряд специалистов выделяют фразу: «безопасность личная и имущественная является залогом человеческого развития.
Отсутствие безопасности личности и собственности равносильно отсутствию всякой связи между человеческими усилиями и достижением целей, для которых они делаются». Понятие безопасность появилось одновременно с появлением человеческого общества. Такие философы как, Аристотель, Платон и Геродот в своих трудах часто поднимали проблему обеспечения безопасности, о контрактных государствах, их устройстве, функциях и задачах. В современное время количество угроз безопасности для страны остается на высоком уровне.
Проблемы угроз общественной безопасности выходят за границы государства и имеют общечеловеческую значимость во всем мире. Текущие проблемы в государстве, а именно несовершенство организационной системы страны, повышение уровня преступности, массовые нарушения правопорядка, положение экономики, отношения с другими странами создают опасность внутренней безопасности, в частности общественной безопасности. Повышение уровня общественной безопасности относится не к какому-то отдельному государству, а к всем странам одновременно.
Так страны и государства на международном уровне ищут пути и способы, способствующие сокращению уровня угроз безопасности. Сплоченность умов специалистов различных наций и народов способствует более грамотному и быстрому пути повышения уровня безопасности в мире. Республика Беларусь, согласно конституции, определяет высшей ценностью - права и свободы человека. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются наиболее важными в рамках правового регулирования общественной безопасности.
Государство должно обеспечить и организовать так работу всех органов безопасности, чтобы они, имея все условия для работы могли обеспечить успешное выполнение поставленных задач, чтобы помимо основных задач и обязанностей, они могли наделяться дополнительными обязанностями, для разрешения ситуаций связанных, например, с авариями, природными катастрофами или стихийными бедствиями.
Объект работы – общественные отношения, возникающие в сфере реализации полномочий правоохранительных органов Республики Беларусь.
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Виды государственных органов
Государственный орган – элемент механизма государства, пункт, который участвует в осуществлении функций государства и наделен для этого властными полномочиями. Для более глубокого понимания механизма государства в целом раскроем понятие и признаки этого органа.
1. Государственный орган обладает определенной самостоятельностью, автономией и одновременно является частью единого механизма государства, занимает свое место в государственной машине и прочно связан с другими ее частями.
2. Государственный орган состоит из должностных лиц, находящихся в особых правоотношениях между ним и органом. Они изолированы от семейных, гражданских и иных отношений, не связанных с государственной службой, являются официальными отношениями.
3. Органы государственной власти имеют внутреннюю структуру. Они состоят из подразделений, которые имеют цели, связанные с профсоюзами, обучены их достижению, и все сотрудники должны их придерживаться.
4. Наличие в государственном органе совокупности прав и обязанностей, то есть властных полномочий определенного содержания и объема. Компетенция государственного органа определяется конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Полномочия обычно юридически закреплены (в Конституции или действующем законодательстве). Осуществление государственным органом своих полномочий является не только его правом, но и обязанностью [1, с. 201].
5. Государственный орган имеет свои полномочия:
а) в возможности издания правовых актов, обязательных к исполнению. Эти акты могут быть нормативными или индивидуально-определенными (акты применения правовых норм);
б) обеспечение исполнения правовых актов государственных органов путем применения различных методов, в том числе принудительных мер.
6. Для осуществления своих полномочий государственный орган имеет необходимую материальную базу, финансовые средства, лицевой счет в банке, финансовые ресурсы (бюджет).
ГЛАВА 2 СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ В СИСТЕМЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Правовой статус Следственного комитета Республики Беларусь
Нормативно-правовой основой деятельности Следственного комитета являются:
– Конституция Республики Беларусь;
– Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 года «О Следственном комитете Республики Беларусь»;
– правовые акты Президента Республики Беларусь;
– уголовно-процессуальное законодательство;
– международные договоры Республики Беларусь.
Рассмотрим нормативно-правовое регулирование Следственного комитета в Республике Беларусь более детально.
Конституция Республики Беларусь. В ст. 2 Конституции Республики Беларусь записано, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. В разделе втором Конституции содержатся, к примеру, положения о том, что:
– каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом (ст. 60),
– о равноправии, о праве на квалифицированную он юридическую помощь (ст. 62),
– о презумпции невиновности (ст. 26),
– о запрете понуждать граждан давать показания против самого себя, членов своей семьи, близких родственников (ст. 27),
– о праве на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений (ст. 28). Эти конституционные предписания предопределяют содержание деятельности всех правоохранительных органов, понуждающих действовать в рамках Конституции [17].
Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 403-З «О Следственном комитете Республики Беларусь» определил правовые и организационные основы деятельности Следственного комитета Республики Беларусь, его основные задачи и полномочия, а также полномочия, гарантии правовой и социальной защиты его сотрудников [18].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Государственный орган – элемент механизма государства, пункт, который участвует в осуществлении функций государства и наделен для этого властными полномочиями. В широком смысле правоохранительная деятельность – это деятельность всех государственных органов, обеспечивающих соблюдениеправ и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок.
В узком смысле правоохранительная деятельность – это деятельность специально управ омоченных (компетентных) органов обеспечения законности и правопорядка, которые существуют только или главным образом для выполнения таких задач, как выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, применение различных санкций к правонарушителям и реализация мер воздействия (наказания).
На наш взгляд, для восполнения этого пробела необходимо принять Закон «О службе в правоохранительных органах», который бы регулировал общественные отношения, связанные с поступлением на службу в правоохранительные органы Республики Беларусь, ее прохождением и прекращением, а также определял правовое положение (статус), материальное обеспечение и социальную защиту сотрудников правоохранительных органов Республики Беларусь.
Семь государственных органов являются правоохранительными органами:
– осуществляющие правосудие;
– прокуратура;
– безопасность;
– органы внутренних дел;
– органы по контролю за оборотом наркотиков;
– таможенные;
– судебная власть.
Все другие государственные и негосударственные структуры участвуют в правоприменении, а не в правовой защите. Правоохранительные органы (органы, способствующие правоприменению) делятся на две подгруппы: государственные и негосударственные. К ним относятся налоговые и другие финансовые органы, судебные органы, нотариусы и органы регистрации актов гражданского состояния.
1. Гуськова, А. П. Правоохранительные органы (судоустройство) : учеб. / А. П. Гуськова, А. А. Шамардин. – М. : Юрист, 2015. – 321 с.
2. Правоохранительные органы : учеб. для академического бакалавриата / Н. П. Кириллова [и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2017. – 455 с.
3. Правоохранительные органы : учеб. / под ред. Р. В. Шагиевой. – М. : Юр. норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 320 с.
4. Саркисов, О. Р. О государственном регулировании правоохранительной деятельности органов внутренних дел / О. Р. Саркисов // Вестник экономики, права и социологии. – 2016. – № 1. – С. 177–179.
5. Савюк, Л. К. Правоохранительные и судебные органы : учеб. / Л. К. Савюк. – М. : Юристъ, 2014. – 464 с.
6. Об оперативно-розыскной деятельности : Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 307-З [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
7. О порядке оценки стоимости культурных ценностей : Указ Президента Республики Беларусь от 19 апреля 2007 г. № 190 [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
8. О правоохранительной службе : Закон Республики Казахстан от 6 января 2011 г. № 380-IV [Электронный ресурс] // Onlone.zakon. – Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30916594.
9. Горшенев, В. М. Контроль как правовая форма деятельности / В. М. Горшенев, И. Б. Шахов. – М. : Юрид. лит., 2017. – 176 с.
10. Мушинский, М. А. Эффективность законодательства в правоохранительной сфере и механизм ее обеспечения (теоретико-правовой аспект) : дис. канд. юрид. наук : 12.00.01 / М. А. Мушинский. – СПб., 2013. – 224 с.
11. Болотина, Е. В. Правоохранительная функция государственной власти (теоретико-правовой аспект) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 / Е. В. Болотина. – СПб., 2020. – 16 с.
12. Белоусов, В. Б. Административно-правовой статус негосударственных субъектов правоохранительной деятельности: дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.14 / В. Б. Белоусов. – М., 2015. – 472 с.
13. Гулягин, А. Ю. Особенности правоохранительной деятельности в сфере административной юрисдикции : дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.11 / А. Ю. Гулягин. – М., 2016. – 441 с.
14. Быков, А. В. Теоретические и прикладные проблемы функционирования национальных милицейских систем : дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.14 / А. В. Быков. – М., 2018. – 371 с.
15. Герасимова, Н. П. Государственно-правовое регулирование в правоохранительной деятельности / Н. П. Герасимова // Правопорядок: история, теория, практика. – 2017. – № 2 (13). – С. 41–44.
16. Ромашев, Ю. С. Юрисдикция государств в правоохранительной сфере : моногр. / Ю. С. Ромашев, Д. В. Фетищев. – М. : Научная книга, 2019. – 48 с.
17. Конституция Республики Беларусь. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2008. – 48 с.
18. О Следственном комитете Республики Беларусь : Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 403-З [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
19. Об образовании Следственного комитета Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 12 сент. 2011 г., № 409 [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
20. Об утверждении Вопросов Следственного комитета Республики Беларусь : Указ Президента Респ. Беларусь, 10 ноя. 2011 г., № 518 [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
21. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. № 295-З : принят Палатой представителей 24 июня 1999 года : одобрен Советом Республики 30 июня 1999 года [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
22. Кодавбович, С. В. Конституционные принципы уголовного процесса в деятельности Следственного комитета Республики Беларусь при защите прав и свобод человека и гражданина / С. В. Кодавбович // Экономика, право и проблемы управления : сб. науч. трудов. – 2015. – № 5. – С. 197–204.
23. Аксенов, П. В. Некоторые вопросы допустимости доказательств в досудебном производстве / П. В. Аксенов // Вестник Московского университета МВД России. – 2015. – № 8. – С. 165–169.
24. Апостолова, Н. Н. Прокурорский надзор и предварительное следствие как гарантии обеспечения прав и свобод личности / Н. Н. Апостолова // Юстиция. – 2017. – № 3. – С. 53–56.
25. Кодавбович, С. В. Международные стандарты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина и их обеспечение в деятельности Следственного комитета Республики Беларусь // Идеал свободной человеческой личности. – Минск : Академия МВД, 2016. – С. 85–88.
26. Следственный комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sk.gov.by/ru. – Дата доступа: 31.03.2021.
27. Об основах деятельности по профилактике правонарушений: Закон Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 122-З [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
28. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Кодекс Респ. Беларусь, 21 апр. 2003 г., № 194-З [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2021.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты