Методика направленного развития аэробной выносливости в физическом воспитании
БГУФК (Белорусский государственный университет физической культуры)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Методика направленного развития аэробной выносливости в физическом воспитании»
по дисциплине: «Теория и методика физического воспитания»
2021
45.00 BYN
Методика направленного развития аэробной выносливости в физическом воспитании
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика физического воспитания
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ Комплекс упражнений для развития выносливости, применяемый в учебно-тренировочном процессе исследовательской группы.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Сущность, показатели и типы выносливости
1.2 Задачи, решаемые в процессе воспитания выносливости
1.3 Средства и методы воспитания аэробной выносливости в физическом воспитании
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования
2.2 Организация исследования
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1 Анализ полученных результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Выносливость имеет важное значение в жизни человека. Сохранение высокой работоспособности на протяжении длительного промежутка времени содействует плодотворной трудовой, познавательной, и учебной деятельности. На современном этапе развития общества, по мнению ведущих специалистов, проблема развития выносливости заключается в отсутствии совершенной методики развития этого физического качества.
Понимание важности проблемы эффективной тренировки выносливости особенно у спортсменов-легкоатлетов заставляет специалистов искать новые пути ее решения. Учитывая, что высокий физический, технический, функциональный потенциал спортсмена формируется из врожденных задатков в процессе и в результате многолетней спортивной подготовки, особое внимание следует уделять тренировке юных легкоатлетов.
Развитие выносливости подразумевает, прежде всего, повышение производительности сердечно-сосудистой и дыхательной систем; мощности, емкости и эффективности энергетического обеспечения; поддержание механической эффективности и мощности рабочих движений на фоне возрастающего утомления.
Так как механизмы, обеспечивающие высокую функциональную производительность у человека, созревают раньше по сравнению с механизмами, обеспечивающими высокие уровни проявления силовых и скоростных способностей, то многолетняя подготовка юных легкоатлетов, прежде всего, должна быть направлена на повышение функциональных возможностей организма.
Учет возрастных особенностей реакций организма детей на нагрузки требует соответствующих коррекций в этой классификации тренировочных упражнений.
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Сущность, показатели и типы выносливости
Выносливость – это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание и т.п.) измеряется минимальное время преодоления заданной дистанции.
В игровых видах деятельности и единоборствах замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности двигательной деятельности. В сложнокоординационных видах деятельности, связанных с выполнением точности движений (спортивная гимнастика, фигурное катание и т.п.), показателем выносливости является стабильность технически правильного выполнения действия [5].
Различают общую и специальную выносливость.
Общая выносливость – это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. По-другому ее еще называют аэробной выносливостью. Человек, который может выдержать длительный бег в умеренном темпе длительное время, способен выполнить и другую работу в таком же темпе (плавание, езда на велосипеде и т.п.). Основными компонентами общей выносливости являются возможности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация.
Стоит отметить, что потребление кислорода при физической работе возрастает по мере увеличения ее тяжести и продолжительности. Однако для каждого человека существует предел, выше которого поглощение кислорода увеличиваться не может. Наибольшее количество кислорода, которое организм может потребить за 1 мин при предельно тяжелой для него работе, называется максимальным потреблением кислорода (МПК). Человек может достичь уровня своего МПК при работе, длящейся не менее 3 мин.
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования
Для решения поставленных задач при проведении исследования были
использованы нижеследующие методы:
1. Анализ и обобщение материалов научно-методической литературы;
2. Контрольные испытания;
3. Педагогический эксперимент;
4. Метод сравнения;
Анализ научно-методической литературы позволил выявить характерные особенности проявления выносливости в спортивной деятельности.
Контрольные испытания физической подготовленности проводились в начале и в конце исследования с целью определения динамики индивидуальных показателей выносливости у юных спортсменов.
Контрольные испытания включали в себя следующие тесты:
Тест №1. Бег на 30 метров.
Методика выполнения теста. Бег выполняется двумя участниками одновременно с высокого старта. Время фиксировалось с использованием ручного хронометража. Тест оценивает скорость, проявленную в целостных движениях действия.
Тест №2. Бег на 60 метров.
Методика выполнения теста. Беговая дистанция на 60 м проводится по дорожкам спортивного стадиона или на любой ровной площадке с плотным покрытием. Участницы стартуют одновременно по 2-4 человека с высокого старта. На финише засекался результат, который заносился в таблицу результатов до 0,1 секунды. Тест предназначен для измерения скорости.
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1 Анализ полученных результатов
В качестве сдачи контрольных нормативов и при подготовке учеников к соревнованиям на 100 метров учитель использует прилегающую грунтовую дорогу возле школы, обеспечивая технику безопасности. Специальный спортивный инвентарь для тренировочного процесса по легкой атлетике отсутствует.
Из имеющегося учебного инвентаря для тренировочного процесса имеются скакалки, набивные мячи, обручи, гантели, 16-8-ти килограммовые гири, мини-штанга с блинами 2,5, 5, 10 килограммов.
Анализ материальной базы позволил нам осуществить подбор комплекса упражнений для повышения выносливости у мальчиков исследовательской группы (ПРИЛОЖЕНИЕ).
Так, согласно нашему исследованию, после проведения предварительного этапа и определения участников эксперимента, в процессе исследования изучались результаты исходного уровня развития выносливости у мальчиков 10 лет, занимающихся бегом на короткие дистанции в контрольной исследовательской группе.
Мы провели первое тестирование группы согласно выбранной тестовой методике: Бег 30 метров (сек); Бег 60 метров (сек); Бег 100 метров (сек); Бег 300 метров (сек); Поднимание корпуса из положения, лежа на спине (кол-во раз); Прыжки через скакалку за 30 секунд (кол-во раз).
В начале и в конце педагогического эксперимента мы провели контрольные испытания. Полученные данные контрольных испытаний были подвергнуты статистической обработке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выносливость - это способность противостоять во время выполнения мышечной задачи естественному физическому утомлению.
Главных критериев тут два: время, в течение которого осуществляется заданная мышечная работа и постоянство верного выполнения заданных действий.
Как двигательная способность, выносливость разделяется на два вида:
- Общая. Способность выполнять длительное время работу умеренной интенсивности. Считается, что на данную выносливость более всего влияет настоящая окружающая среда.
- Специальная. Это уже вид выносливости, соотносящийся с задачей, которую выполняет человек, скоростной, координационной, силовой. Зависит от комплекса факторов потенциала мышечно-нервного аппарата, рациональной техники владения собственным телом, быстроты растраты мышечной энергии и проч.
Общая выносливость служит предпосылкой специальной. Однако различные виды этой способности ничтожно зависимы друг от друга. Так, человек с хорошо развитой силовой выносливостью не всегда показывает отличные результаты по выносливости координационной
Развитие выносливости лучше всего происходит с 10 до 14 лет. В последующем возрасте повышение выносливости происходит в медленном темпе. Для этого необходим правильный подбор средств и методов в соответствии с возрастными особенностями организма занимающихся.
В процессе исследования изучались результаты исходного и конечного уровня развития выносливости у мальчиков 10 лет, занимающихся бегом на короткие дистанции в контрольной исследовательской группе.
1. Ашмарин Б.А. Теория и методики физического воспитания / Б.А. Ашмарин [и др.]. – М.: Просвещение, 2007. – 287 с.
2. Годик М.А. Спортивная метрология: Учеб. для ин-тов физ. культ / М.А. Годик. – М., 2008. – 145 с.
3. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. 3-е изд. - М.: Советский спорт, 2009. -200 с.
4. Коробейников Н. К. Физическое воспитание: Учеб. Пособие для сред. спец. учеб. заведений / Н. К. Коробейников. – М.: Высш. шк., 2013. – 531 с.
5. Курамшин, Ю.Ф. Общая характеристика физических способностей / Ю.Ф. Курамшин // Теория и методика физической культуры: Учебник / под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2014. - №.8. - С. 106-122
6. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников / В.И. Лях. – М., 2008. – 97 с.
7. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры / А.М. Максименко. – М.: Инфра, 2012. – 267 с.
8. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культ / Л.П. Матвеев. – М., 1991. – 210 с.
9. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов: Пособие для учителя / Под ред. В. И. Лях. – М., 2007. – 169 с.
10. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофмана. – М., 2008. – 219 с.
Озолин Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н. Г. Озолин. - М.: Астрель-АСТ, 2013.- 863 с.
11. Определение физической подготовленности школьников / Под ред. Б.В. Сермеева. – М., 2003. – 155 с.
12. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техникумов физ. культ. / Под ред. А.А. Гужаловского. – М., 2006. – 255 с.
13. Оуэн, С. Рецепты усиления выносливости / С. Оуэн. - М.: Амфора, 2012. - 219 c.
14. Развитие общей выносливости как средства профилактики сердечно-сосудистых заболеваний: пособие для студентов всех специальностей днев. формы обучения / сост.: В. А. Ильков, М. Г. Демиденко, Т. Ф. Торба. – Гомель : ГГТУ им. П. О. Сухого, 2016. – 21 с.
15. Селуянов, В.Н. Развитие локальной мышечной выносливости в циклических видах спорта: моногр. / В.Н. Селуянов. - М.: ТВТ Дивизион, 2009. - 646 c.
16. Теория и методика физического воспитания. Учебник для ин-тов физ. культуры / Под общей ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. – Изд. 2-е, испр. и доп. (В 2-х т.). – М.: ФиС, 2006. – 256 с.
17. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для пединститутов / Под ред. Б. А. Ашмарина. – М., 1990. – 210 с.
18. Тупиев, И. Д. Развитие локальной мышечной выносливости у квалифицированных биатлонистов / И.Д. Тупиев, C.B. Латухов, А.Г. Дороднов // Теория и практика физ. культуры. 2011. - № 2. - С. 76 - 79.
19. Тупоногова О. В. Тренировка выносливости у юных бегунов на средние дистанции : обзор соврем, тенденций / О.В. Тупоногова // Вестн. спортив. науки. -2012. -№ 1. С. 28-33.
20. Физическая культура: Примерная учебная программа для высших учебных заведений. – М., 2004. – 189 с.
21. Физическое воспитание учащихся 5-7 классов: Пособие для учителя / Под ред. В. И. Ляха, Г. Б. Мейксона. – М., 2007. – 179 с.
22. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов. – М.: Академия, 2005. – 480 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ Комплекс упражнений для развития выносливости, применяемый в учебно-тренировочном процессе исследовательской группы.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты