Разработка и реализация социально-педагогических проектов для работы с детьми, имеющими особенности психофизического развития
МГПУ им.И.П.Шамякина (Мозырский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Разработка и реализация социально-педагогических проектов для работы с детьми, имеющими особенности психофизического развития»
по дисциплине: «Теоретические основы социальной работы»
2021
45.00 BYN
Разработка и реализация социально-педагогических проектов для работы с детьми, имеющими особенности психофизического развития
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теоретические основы социальной работы
Организация: Средняя школа №8, ГУО (г. Мозырь)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы разработки и реализации социально-педагогических проектов для работы с детьми, имеющими особенности психофизического развития
1.1 Дети-инвалиды как социальная категория граждан
1.2 Особенности социально-педагогической работы с детьми, имеющими особенности психофизического развития
1.3 Особенности социально-педагогической работы с детьми, имеющими особенности развития, в условиях надомного обучения
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по разработке социально-педагогического проекта (на примере ГУО «Средняя школа №8»)
2.1 Диагностика уровня агрессивности и семейных взаимоотношений у детей с ОПФР
2.2 Социально-педагогический проект для работы с детьми, имеющими особенности психофизического развития
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В процессе развития общества также изменилось отношение к детям с особыми потребностями. Более высокий уровень культуры, духовности, экономического уклада жизни способствует гуманизации взглядов, конструктивному подходу к проблеме специального образования. В современных условиях на специальное образование возлагаются задачи не только воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья, но и их наиболее полной социализации и интеграции в общество.
Проблема детской инвалидности является сегодня одной из самых важных проблем. Уровень детской инвалидности в развитых странах составляет 250 случаев на 10 000 детей и имеет тенденцию к росту. По данным Всемирной организации здравоохранения, инвалиды составляют 10% населения мира, из которых 120 миллионов – дети и подростки.
Среди причин, способствующих детской инвалидности, основными являются деградация окружающей среды, неблагоприятные условия труда женщин, высокий уровень заболеваемости среди родителей, особенно матерей, рост травматизма и нездоровый образ жизни.
Актуальность работы заключается в том, что проблема социальной и психологической адаптации детей с ОПФР в условиях интеграции остается практически неразработанной. До настоящего времени специально не изучалось, как ребенок включается в новую реальность, какие психологические трудности он испытывает во время адаптации, как можно оценить его эмоциональное состояние в этот период, каков психологический критерий адаптационных способностей ребенка, каковы способы установления контакта со взрослыми. Комплексное обучение и воспитание неразрывно связано с решением проблемы социально-психологической адаптации детей с Аутизмом. Физическое и психическое развитие ребенка зависит от того, как он привыкает к новому коллективу, к незнакомым детям и взрослым.
Социально-педагогические проекты являются важными средствами формирования познавательной, социальной и личностной сферы детей с особенностями психофизического развития. Нами было определено, что данные проекты представляют собой определенную форму образовательной направленности, ориентированную на повышение уровня познавательного и личностного развития данной категории детей [1, с.58].
Исследованиями в области изучения особенностей разработки и реализации социально-педагогических проектов занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, среди которых необходимо выделить таких как Г.М. Андреева, М.В. Швед, А.Н. Коноплева, Е.А. Калинина, Л.В. Кузнецова и т.д.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Дети-инвалиды как социальная категория граждан
В настоящее время каждый десятый человек на Земле имеет ту или иную физическую, умственную или сенсорную инвалидность. Несмотря на усилия государства и развитие медицинских технологий, число инвалидов неуклонно растет. В основном это дети с врожденными пороками развития: церебральный паралич, слепота, глухота, умственная отсталость и др. [2, с.33].
Из-за своих болезней такие дети не могут вести активную жизнь, а их сверстники, как правило, избегают общения с ними. Возникает ситуация несоответствия между необходимостью вести нормальную жизнедеятельность ребенка и невозможностью его полноценной реализации. В результате происходит задержка в развитии социальных и коммуникативных навыков, и ребенок с ограниченными возможностями имеет ошибочное представление об окружающем его мире.
Профессионалы, которые изучают таких детей и работают непосредственно с ними, убедительно доказали, что семья и учебное заведение, в котором ребенок находится в дошкольном и школьном возрасте, играют решающую роль как в замедлении умственного развития ребенка, так и, наоборот, в улучшении дефектов его психического развития, соматической слабости, недостаточности нервной системы.
Возможность получения образования детьми с ограниченными возможностями является одним из важных и основных условий их успешной социализации и полноценного участия в жизни общества, самореализации и развития личностных качеств, в различных видах как профессиональной, так и социальной деятельности. Обеспечение права детей-инвалидов на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования [3, с.89].
Дети-инвалиды должны быть обеспечены медико-социальной поддержкой и особыми условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства. Право детей-инвалидов на получение образования по месту жительства может быть реализовано путем организации образовательного процесса с нормально развивающимися сверстниками.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗРАБОТКЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА (ГУО «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №8»)
2.1 Диагностика уровня агрессивности и семейных взаимоотношений у детей с ОПФР
База исследования: ГУО «Средняя школа №8» г Мозырь. В исследовании приняли участие 10 респондентов в возрасте 7-8 лет с ОПФР. Выборка составила 8 (80%) мальчиков и 2 (20%) девочки. В связи с преобладающим количеством в выборке мальчиков, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Методики исследования:
1. Методика «Несуществующее животное» (Приложение А)
Когда ребенок рисует, он переводит, проецирует свой внутренний мир и самооценку на бумагу. Социальный педагог может многое рассказать о настроении, склонностях маленького художника, взглянув на его работы. Конечно, один тест не поможет воссоздать точный психологический портрет, но поможет понять, есть ли у ребенка проблемы во взаимоотношениях с внешним миром.
Проективная методика направлена на изучение уровня агрессивности, что определяется посредством применения субъективной формы отражения рисунка ребенка.
2. Методика «Рисунок семьи» (Приложение Б)
Данная проективная методика направлена на формирование представления о том, как ребенок воспринимает свою семью. Ребенку предлагается нарисовать свою семью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что дети с психофизическими особенностями являются особой категорией, для которой характерны специфические особенности функционирования. Организация образовательного процесса для такой категории детей – это не только создание технических условий, программ обучения и доступа детей с ограниченными возможностями к общеобразовательным учреждениям, но и определенная специфика образовательного процесса, которая должна строиться с учетом психофизических возможностей обучающихся.
Основными педагогическими условиями при работе с детьми с ОПРФ являются следующие:
- создание условий для формирования содержательной мотивации обучения;
- целенаправленность и последовательность педагогической работы;
- его направленность на эффективную подготовку каждого учащегося;
- обеспечение на всех этапах урока доброжелательной атмосферы, особенно во время допросов, анализа результатов деятельности учащихся и т.д.
Основными направлениями работы являются такие, как формирование у детей базовых экономических понятий, вариантов работы в рамках определенной формы этики, уроков домоводства.
С целью определения уровня агрессивности и психологического климата в семье, воспитывающей детей с ОПФР, было проведено эмпирическое исследование при помощи методик «Несуществующее животное» и «Рисунок семьи».
В ходе проведения исследования на констатирующем этапе исследования было определено преобладание нейтрального отношения к детям данной категории и повышенный уровень агрессивности.
Для снижения уровня воздействия данных негативных факторов был разработан социально-педагогический проект, который направлен на снижение уровня влияния всех этих факторов.
После реализации данного проекта, проведено повторное диагностическое исследование, направленное на изучение данных факторов в динамике. Нами было определено, что у данных детей наблюдается снижение уровня агрессивности и повышение общего уровня эмоционального психологического климата.
1. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы / Л.И. Акатов. – М.: «ВЛАДОС», 2003. – 368 с.
2. Аксенова, Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании / Л.И. Аксенова. – М.: ACADEMA, 2001. – 268 с.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Изд-во «Эксмо» / М.В. Швед. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. Машерова», 2010. – 256 с.
4. Бычкова, А.В. Коррекционная направленность семейного воспитания детей с особенностями психофизического развития / А.В. Бычкова // Современная семья и проблемы семейного воспитания: материалы Международной научно-практической конференции.: в 2-х ч. - Ч.2: Могилев: МГУ имени А.А. Кулешова, 2008. – С.286-291.
5. Власова, Т.А. Учителю о детях с отклонениями в развитии / М.С. Певзнер – М.: Академия, 2007. – 269 с.
6. Выготский, Л.С. Основы дефектологии/ Л.С. Выготский. – СПб.: «Лань», 2003. – 654 с.
7. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сборник научных трудов / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгер. – М.: НИИ ОПП, 1981. – 258 с.
8. Коноплева, А.Н. Теория и практика интегрированного обучения / А.Н. Коноплева, Т.Л. Лещинская // Дэфекталогiя. – 2001. – №11. – С.15-22.
9. Коррекционно-образовательные технологии: пособие для педагогов / А.Н. Коноплева, Е.А. Калинина, В.П. Пархоменко и др.: науч. ред. А.Н. Коноплева. – Мн.: НИО, 2004. – 265 с.
10. Маллер, А. Р. Помощь детям с недостатками развития / А.Р. Маллер. – М.: АРКТИ, 2006. – 72 с.
11. Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Уч. пособ. для вузов /Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина. – М.: Владос, 2004. – 408 с.
12. Осипова А. А. Общая психокоррекция / А. А. Осипова. – М.: Сфера, 2002. – 510 с.
13. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 258 с.
14. Пархомович, В.Б. Характеристика структуры семьи, воспитывающей детей с особенностями психофизического развития // В.Б. Пархомович. – Дэфекталогiя. – 2007. – №5. – С.13-20.
15. Птушкин, Г. С., Дегтярева Т. Н. Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограничениями по слуху в системе профессионального образования // Актуальные проблемы исследования и обучения детей с ОПФР - К.: Университет «Украина», 2004. – 26 с.
16. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. – М.: Академия, 2003. – Т. 1. – С.14-22
17. Симонов, В. П. Педагогический менеджмент: ноу-хау в образовании / В.П. Симонов. – М.: Изд-во «Высшее образование», 2009. – 269 с.
18. Солодянкина, О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье / О.В. Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2007. – 80 с.
19. Сорокин, В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2003. – 216 с.
20. Социальная педагогика: учебник для бакалавров /Под ред. В.И. Загвязинского, О.А. Селивановой. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 405 с.
21. Социальная реабилитация: Учебник / Под общей ред. Н.Ш. Валеевой. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 320 с.
22. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 269 с.
23. Специальная педагогика / под ред. Н.М. Назаровой. – М. «Академия», 2001. – 258 с.
24. Спок, Б. Ребенок и уход за ним / Б. Спок. – Мн.: Попурри, 2008. – 601 с.
25. Фуряева, Т.В. Интегрированный подход в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста с проблемами развития (зарубежный опыт) / Т.В. Фуряева // Дэфекталогiя. – 1999. – №11. – С.15-22
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты